Первый «миллионер» гражданской авиации. пассажирские самолеты handley page h.p.42. великобритания

      Комментарии к записи Первый «миллионер» гражданской авиации. пассажирские самолеты handley page h.p.42. великобритания отключены

Первый «миллионер» гражданской авиации. пассажирские самолеты handley page h.p.42. великобритания

В один из июльских дней 1937 года на аэропорте Кройдон под Лондоном проходило необыкновенное торжество. И не смотря на то, что приглашенных гостей было мало, все они занимали ведущие посты в гражданской компании «Империал Эйруэйз», а возглавил праздник сам глава фирмы. Стол с шампанским накрыли в салоне громадного пассажирского биплана H.P.42 «Геракл», а предлог для радости был в полной мере большим.

В первый раз в гражданской авиации пассажирский лайнер налетал свыше миллиона миль. Этим самолетом и стал удобный четырехмоторный «Геракл» компании Хэндли Пэйдж, установив рекорд за три первых года собственной эксплуатации.

Кроме того из заглавия британской компании «Империал Эйруэйз» видно, что основали ее для пассажирских полетов по всем владениям необъятной в те годы Англии. Для дальних маршрутов в Африку, Австралию и Индию, не считая популярных тогда летающих лодок требовались и сухопутные пассажирские самолеты. Причем управление компании, хотя взять новый и вместительный лайнер, планировало, дабы он выполнялся в двух вариантах – для маленьких (по Европе) и дальних (по Азии и Африке) маршрутов.

Громаднейший опыт в постройке больших самолетов имела в то время в Англии компания Хэндли Пэйдж, создательница тяжелых бомбардировщиков О/100, О/400 и V/1500 на протяжении Первой Мировой. В середине 20-х годов конструкторы компании именно на базе этих военных бомбовозов выпустили для компании пара коммерческих транспортных самолетов серии W8. Но для пассажирских рейсов требовался совсем второй самолет, с намного большей надежностью и эффективностью.

Основной конструктор компании Джордж Уолкерт в конце 1928 года приступил к проектированию для того чтобы лайнера, взявшего обозначение Н. Р.42. Скоро на кульманах показались прорисовки огромного пассажирского биплана, что, не обращая внимания на внешнее сходство с бомбардировщиком V/1500 (он был забран за базу), отличался от него очень существенно.

Биплан (не смотря на то, что его возможно назвать и полуторапланом, потому, что нижнее крыло было меньше верхнего) имел цельнометаллическую конструкцию центральной части фюзеляжа с гофрированной дюралевой обшивкой, а ферменная хвостовая часть обшивалась полотном. Оба крыла кроме этого имели железный силовой комплект и соединялись совокупностью стоек и расчалок. Элероны ставились только на верхнем прямом крыле. Внутренние секции нижнего крыла опирались сверху на фюзеляж под маленьким углом.

Пирамидальные главные стойки шасси равно как и хвостовое колесо, были неубираемыми. По бипланной схеме выполнялось и хвостовое оперение с тремя килями.

Достаточно необычно конструкторы разместили двигатели – два мотора ставились на нижнем крыле, и вдобавок два – на верхнем над фюзеляжем. Размещение силовых установок вблизи плоскости симметрии автомобили сводило к минимуму разворачивающий момент при отказа любого из двигателей.

Просторная пассажирская кабина делилась в плоскости винтов на два салона. В этом центральном отсеке, где шум от моторов был громаднейшим, оборудовали гардероб, багажное отделение и туалеты. Компоновка пассажирских салонов зависела от варианта самолета.

Для дальних рейсов требовался громадной комфорт, и в модификации H.P.42Е (Eastern – восточный) в каждой из кабин имелось по 12 кресел, расположенных попарно в два последовательности с центральным проходом. А в варианте H.P.42W (Western – западный) для перелетов по Европе в передней кабине было – 18, в задней 20 пассажиров, количество грузового отделения наряду с этим, конечно, было нужно сократить.

Экипаж лайнера складывался из четырех человек – двух летчиков, радиста и штурмана. За пассажирами в полете должны были заботиться стюарды, по одному (для H.P.42W) либо по два (для H.P.42Е) на любой салон. В качестве силовой установки для H.P.42Е выбрали девятицилиндровые двигатели Бристоль «Юпитер» XIF по 490 л.с, а для «западной» версии – более замечательные «Юпитер» XFBM с наддувом по 555 л.с.

Четырехлопастные винты постоянного шага выполнялись из дерева.

Еще задолго до первого вылета полномасштабный макет фюзеляжа лайнера выставили на авиационной выставке в Лондоне. Визитёры с восторгом разглядывали через круглые иллюминаторы роскошный интерьер пассажирских салонов, сравнивая самолет по комфорту с пульмановским вагоном. Тут все приводило к восхищению – эргономичные кресла с дорогой обивкой, вместительное грузовое отделение а также коктейль-бар с напитками.

Все это превращало полет в приятное времяпрепровождение тем более, что в 20-х годах главная масса авиапассажиров летала в тесных салонах очень ненадежных самолетов, и о таких удобствах имела возможность лишь грезить. А тут кроме того кабина летчиков была полностью застеклена, что в те годы считалось большой редкостью.

Не считая рекламы собственного нового авиалайнера, управление компании Хэндли-Пэйдж получило от выставки еще одну пользу. Доставляя в Лондон макет центральной части фюзеляжа, опробовали провоз по дороге столь большой части самолета, поскольку потом предусматривалась транспортировка расстыкованных H.P.42 с завода в Криклвуде, на аэропорт Рэдлетт к северу от Лондона. Исходя из этого уже заблаговременно по этому маршруту было нужно спилить пара деревьев и увеличить дорогу.

Само собой разумеется, подобные трудности больше смешили конструкторов, чем без шуток мешали работе.

Наконец, 31 октября 1930 года первый H.P.42Е, взявший собственное имя «Ганнибал» (Hannibal) и регистрационный гражданский номер G-AAGH, показался на взлетной полосе в Рэдлетте. Сначала летчик Том Гарри Ингланд совместно со своим экипажем опробовал самолет на небольших подлётах и пробежках, а вместо пассажиров в кабине был балласт. 17 ноября в присутствии обозревателей центральных газет лайнер в первый раз отправился в настоящий полет.

Зимой погода ухудшилась, и полеты по сертификационной программе продолжили только весной. 5 июня 1931 года по окончании 35 полетов самолет признали удовлетворяющим всем требованиям компании «Империал Эйруэйз», и «Ганнибал» перелетел на аэропорт Кройдон, откуда и планировал начать пробные рейсы в Париж.

Первый тренировочный вылет в Ле Бурже состоялся 7 июня, а платные рейсы для пассажиров начались с 11 июня. Действительно, «Ганнибал» недолго красовался в небе над Ла-Маншем. 8 августа в полете над Англией на одном из моторов отлетела маленькая подробность и уничтожила винт, причем разлетевшимися осколками были повреждены еще два пропеллера.

Экипажу ничего не оставалось, как садиться на первое попавшееся поле. К счастью, не было жертв, но самолет взял важные повреждения (всецело было уничтожено хвостовое оперение) от столкновения с деревьями. Пострадавший «Ганнибал» доставили в Кройдон, где начали ремонтировать, но к полетам он возвратился только через пара месяцев.

Второй самолет кроме этого выполнили в варианте H.P.42Е. С именем «Гардиан» («Hardian») и номером G-MUE он в первый раз поднялся в воздух в Рэдлетте 24 июня 1931 года. Главной базой для «восточных» лайнеров служил Каир, и экипаж «Гардиана» начал тренировки для дальнего перелета в Египет.

Скоро к опробованиям присоединились следующие два H.P.42Е – «Хорса» («Horsa») G-AAGX и «Ханно» («Наnnо») G-AAUD.

13 августа 1931 года поднялся в небо первый «западник» – H.P.42W «Геракл» («Неrасles») G-AAXC. По окончании устранения неполадок с выхлопными трубами на верхних двигателях «Геракл» перелетел на главную базу «Империал Эйруэйз» в Кройдоне. Ко мне же скоро прибыли следующие два H.P.42W—«Горациус» («Horatius») G-AAXD и «Хенгист» («Неngist») G-AAXE. А 30 декабря 1931 года конструкторы благословили на первый вылет последний из восьми заказанных пассажирских бипланов – H.P.42Е «Хелена» («Helena») G-AAXF.

Сдачу компании этого самолета с ласковым именем не стали откладывать до следующего года и, совершив за два дня девять испытательных полетов, «Хелена» показалась в Кройдоне именно перед новогодним праздником.

Управление компании «Империал Эйруэйз» намерено заказало по 4 экземпляра каждого варианта H.P.42, планируя использовать их строго по назначению для рейсов в Европе и Азии. Но в связи с аварией с «Ганнибалом» эти замыслы было нужно поменять. На «Хелене» безотлагательно переделали интерьер под просторный «восточный» вариант, и в таком виде самолет в январе 1932 года прибыл в Каир.

Первой в стране пирамид показалась «Хорса», 26 ноября к ней добавился «Гардиан», а 26 января 1932 года приземлился в Каире еще один «восточный» лайнер – «Ханно», побывав до этого в Южной Африке. По окончании окончания ремонта приступил к полетам в Египте и восстановленный «Ганнибал». Однако заменившая его на первых порах «Хелена» базировалась в Каире, иногда прилетая в Кройдон и делая время от времени рейсы Лондон – Париж.

В январе 1932-го «Хелена» отправилась в первоначальный сверхдальний перелет по Африке до Кейптауна с пассажирами и грузом почты. Но самый протяженный маршрут проложил «Хенгист», открыв в декабре 1934-го почтово-пассажирскую линию до Австралии. Данный самолет в 1935-м был переоборудован из «западного» в «восточный» вариант и прослужил на трансавстралийском маршруте до мая 1937-го, в то время, когда и был потерян первым среди всех H.P.42.

На протяжении маленького ремонта в ангаре на аэропорте в Карачи неожиданно вспыхнул пожар, и загоревшийся «Хенгист» потушить так и не смогли.

Случались время от времени с лайнерами проблемы и в полете, но к чести компании, постоянно обходилось без жертв. Так, еще в 1932-м «Ганнибал» попал в бурю над Тибетом и перевернулся на вынужденной посадке. А «Ханно» шквал подстерег на земле на аэропорте Энтеббе (Уганда), по окончании чего самолет кроме этого было нужно ремонтировать. В августе 1935-го попортила нервы управлению «Империал Эйруэйз» и «Хорса». Делая ночной полет из Басры (Ирак), экипаж не смог в темноте выйти на аэропорт в Бахрейне.

Углубившись на 160 км в пустыню, израсходовав все горючее, он совершил вынужденную посадку. Не смотря на то, что приземление на песок оказалось достаточно неотёсанным, никто из экипажа и пассажиров не пострадал, а уже на следующий сутки самолёты Королевских ВВС нашли лайнер и вывезли всех людей. А «Хорса» по окончании маленького ремонта снова возвратилась на пассажирские линии.

Во второй половине 30-ых годов XX века восстановленный по окончании африканского урагана «Ханно» возвратился в

Ми 24

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: