Боевое применение sa-342 gazelle в сирии

      Комментарии к записи Боевое применение sa-342 gazelle в сирии отключены

Появившаяся в 70-х годах прошлого века мода на ударные и, в первую очередь – противотанковые, вертолеты не обошла стороной сирийских военных. В тот момент главным соперником сирийцев был Израиль, главным ударным кулаком сухопутных армий которого были бессчётные и прекрасно обученные танковые соединения.

Помимо этого, Израиль взял из америки ударные Bell AH-1 Cobra, соответсвенно, сирийские генералы жаждали паритета с соперником и желание обзавестись новомодным оружием – «ПТУРами воздушного базирования», на этом фоне, было достаточно естественным. Но как оказалось так, что Сирия, будучи много лет в зоне влияния СССР, закупила французкие вертолеты Aerospatiale SA-342 Gazelle?

Тут совпало три фактора. Во-первых, возможно СССР, лишь приняв на вооружение тяжелый и бронированный Ми-24, был не готов скоро поставить такие автомобили собственному арабскому союзнику. Во-вторых, между мировыми войнами Сирия была под французким протекторатом и влияние французов на формирование сирийской национальной элиты было определяющим впредь до второй половины 50-х годов.

Соответсвенно за 20-летний период это влияние еще не было совсем потеряно – так что Франция была самый приемлемым партнером для Сирии из всех западных государств, подобно и сами французы пробовали сохранить часть собственного влияния на сирийцев. В третьих, богатая Саудовская Аравия предпринимала попытки переориентировать арабские государства на Запад и не жалела для этого денег, (что-то подобное мы видим и по сей день – закупка Египтом французких истребителей Rafalle и вертолетоносцев типа «Мистраль» на саудовские деньги не смотря на то, что и не несет задачи «переориентировать Египет», но очевидно имеет собственные резоны для Саудии). Так что сирийцы разумно не стали отказываться от предложения практически безвозмездно взять партию современного западного оружия.

Договор на поставку 46 SA-342 Gazelle был подписан в 1977, тогда же взяли и первую партию из 18 вертолетов SA-342К (модификация для государств «с сухим климатом и жарким»). Эта партия была вооружена ветхими французкими ПТУР AS-12. Из них организовали 976-ю эскадрилью боевых вертолетов в Al-Jdaydeh.

Скоро поставки продолжились и всего к 1979 году было получено 30 SA-342К и 16 SA-342L оснащенных ПТУР HOT и идеальной совокупностью управления.

Вместе с этой партией взяли 216 ПТУР HOT (сокращение от «High-subsonic Optical remote-guided fired from a Tube», что возможно перевести приблизительно как «Высокоскоросная ракета с оптическим наведением, запускаемая из трубы-контейнера»). Ракета имела современное полуавтоматическое наведение с управлением по проводу и в то время НОТ считался одним из самых современных ПТУР, будучи талантливым пробивать до 700 мм гомогенной брони при нулевом угле встречи и 288 мм наклонной брони расположенной под углом 65 градусов.

Любой вертолет имел возможность нести до 4 таких ракет. Нет правильных данных перевооружались ли SA-342K на ПТУР HOT, вероятнее нет – на видео учений в апреле 2012 виден вертолет вооруженный древней AS-12.

В следствии к войне 1982 года сирийцы имели авиабригаду SA-342К/L из трех эскадрилий (976-я, 977-я, 988-я). Про использование SA-342К с ПТУР AS-12 никакой информации нет, что, но, не исключает для того чтобы применения. Быть может, что одна из эскадрилий SA-342К употреблялась лишь для транспортировки, связи и наблюдения.

Точно известно о применении в битвах 977-й эскадрильи, вооруженной SA-342L с ПТУР НОТ.

Боевое применение sa-342 gazelle в сирии
Президент Сирии Хафез Асад (кстати, летчик-истребитель) в кабине «Газели».

В начале 1982 года СССР поставил Сирии первую эскадрилью Ми-25 (упрощенный экспортный вариант Ми-24В вооруженный ПТУР 9М17П Фаланга-П). Ракета имела радиокомандное полуавтоматическое наведение, пара меньшую дальность и нехорошую бронепробиваемость, чем ПТУР НОТ от «супостата».

По данным отечественных советников, к началу Ливанской войны 1982 года сирийцы лишь стали выполнять независимые полеты на Ми-25, без боевого применения. Исходя из этого сказать об их освоении личным составом запрещено. В конечном счете, в военных действиях в первой половине 80-ых годов XX века они участия не приняли.

По некоторым данным, первый практический пуск ПТУР Фаланга сирийские Ми-25 совершили лишь во второй половине 80-ых годов двадцатого века и в целом им данный комплекс не пришолся по нраву и фактически ни при каких обстоятельствах не использовался в военных действиях. Единственным противотанковым вертолетом у сирийцев в войне 1982 года были SA-342 Gazelle.

Война в Ливане, 1982

К середине 70-х годов многоконфессиональный Ливан был раздираемым несоответствиями между различными религиозными группами (христиане-фалангисты, шииты «Амаль» и т.д.), и практически был в состоянии гражданской войны. По просьбе христианского правительства фалангистов Сирия ввела в страну собственные войска в качестве миротворческих сил (Межарабских сил сдерживания) под руководством Лиги арабских государств (о чем было соответствующее ответ ЛАГ в 1976 г.)

Еще одним разрушительным для Ливана причиной стало перемещение на юг данной страны сил ООП (Организации Освобождения Палестины) по окончании того как Иордания вооруженным методом вытеснила их со своей территории. ООП создала в Южном Ливане собственную полурегулярную армию с танками, артиллерией, складами и тренировочными базами. Палестинцы систематично обстреливали Израиль из реактивной и ствольной артиллерии, а последний иногда устраивал авиа и артналеты, рейды а также большие вторжения сухопутных армий, как операцию «Литани» во второй половине 70-ых годов двадцатого века.

Нужно заявить, что Ливан постоянно считался Сирией собственной вотчиной, фактически «незаконно отторгнутой колонизаторами частью Великой Сирии». И в случае если первоначально сирийцы защищали христиан Ливана, то к началу 80-х годов обстановка изменилась на всецело противоположную – Сирийцы вели боевые действия против фалангистов.

Не единственным, но практически главным «водоразделом» Ливана стал вопрос взаимоотношений с Израилем. Ливанские христиане-фалангисты приобрели полную помощь Израиля и США, а за спиной ООП и шиитов стояла Сирия.

На протяжении военных действий против фалангистов сирийская армия использовала в Ливане вертолеты Ми-8 и SA-342 «Газель». 7 апреля 1982 одна из «Газелей» столкнулась с проводами и потерпела трагедию в Ливане.

Вертолетные десанты Ми-8 разрешали сирийцам захватывать господствующие высоты и окружать анклавы фалангистов. Последние запросили помощи у апреля и 28 союзников израильские F-16 сбили Ми-8Т, экипаж которого погиб. В следствии, сирийцы прекратили применение Ми-8 в Ливане, не смотря на то, что на действиях «Газелей» это не отразилось.

Открытое вмешательство израильтян вынудило сирийцев ввести в равнину Бекаа три бригады ПВО, это со своей стороны ограничивало возможность действий израильтян в небе Ливана и привело к ярости у израильского управления. Все это вкупе с обстрелами артиллерией ООП территории Израиля из Южного Ливана, стало причиной тому, что летом 1982 года израильтяне решились не просто на наибольшую зачистку Ливана от палестинцев под напыщенным заглавием «Мир Галилее», а на полное изменение формата данной страны в собственных заинтересованностях – окруженнии Бейрута с целью передачи власти фалангистам, придерживающихся произральских и проамериканских позиций.

Было решено не ограничиваться как прежде пределом реки Литани, а перезать шоссе от сирийской границы до Бейрута и войти в сам город. Израильтяне предполагали, что Сирия не вмешается в обстановку.

Сосредоточив к 6 июня большую группировку сухопутных армий из 9 дивизий (порядка 1200 танков и пара десятков пехотных батальонов) израильтяне разгромили полурегулярную армию ООП, складывавшуюся из двух бригад с 60 танками Т-34.

Оценив масштаб угрозы, сирийцы решили вмешаться и выдвинули в южный Ливан 1-ю танковую дивизию из двух танковых бригад с приблизительно 200 танками, и громадным числом «отрядом специального назначения» — практически прекрасно оснащенной «противотанковой пехотой». Также в Ливане действовало еще две механизированные бригады, а группировку закрывали три бригады войсковой ПВО в равнине реки Бекаа.

8 июня израильтяне вторглись в «территорию ответственности» сирийцев. Общий ход войны, действия «громадной авиации», разгром сирийской ПВО – темы само собой разумеется занимательные и прекрасно изученые, исходя из этого тут о них промолчим. В этом случае нам весьма интересно лишь то, что связано с применением сирийских вертолетов SA-342.

Количество израильских армий вторжения на голову превосходило палестинские и сирийские силы – суммарно девять израильских дивизий против двух сирийских дивизий, но последние вели достаточно грамотные оборонительные битвы на протяжении немногочисленных дорог ведущих вглубь Ливана. За счет лучшей подготовки личного и командирского состава, активной помощи авиации израильтяне наступали с боем захватывая каждую расположенную на дороге деревню.

В тылу израильская техника практически запрудила эти дороги в буквальном смысле создавая пробки из колонн бронетехники, затруднив снабжение и маневрирование частей израильской армии. И вот тут то и показались в сирийские противотанковые «Газели».

8 июня звено «Газелей» в районе Шейх и горы пробовало с малой высоты атаковать боевую группу Йосси Пеледа, которая двигалась на протяжении сирийской границы к стратегическому шоссе Бейрут-Дамаск. По израильским данным эта атака им не удалась.

В 17-30 еще две пары сирийских SA-342 нападали механизированные части израильтян недалеко от дорог между Шааба-Рашадия и Барук-Эйн Дара.

Со своей стороны в израильских источниках имеется сведения об атаке в 16-30 «Газелями» 360-го танкового батальона (из 399-й танковой бригады 90-й дивизии) в районе Хуш А-Даниба и сбитии одного для того чтобы вертолета ответным огнем без собственных утрат. Но, в одном случае источники показывают 8 июня, а в другом – следующий сутки – 9 июня.

Более того, один из солдат, Цвика Комей, подтверждает утрату одного танка (эта резервная дивизия сражалась на М-48) и сбитие одной «Газели», но приводит ошибочную дату – 10 июня. Само собой разумеется, вызывающе большие сомнения, дабы танкисты ежедневно сбивали по вертолету – так что тут как раз путаница с датировкой в израильских источниках, а речь заходит об одном событии, случившемся 8 либо 9 июня.

Волшебниках-6 Бет (М-60А-1) из состава 195-го танкового батальона стёртый с лица земли двумя ракетами НОТ с сирийского SA-342 Gazelle в 15-30 на подступах к Айн-Зальте 8-го июня 1982 года. Первая ракета, не обращая внимания на динамическую защиту, пробила броню башни, экипаж взял ранения и покинул танк. Затем в танк попала вторая ракета, вызвавшая пожар и танк всецело выгорел. Так как он шел третьим от начала колонны продвижение было остановлено на пара часов.

В итоге его удалось столкнуть в сторону с дороги.

На следующий сутки, 9 июня израильская 162-я дивизия ввязалась в бой не на жизнь а насмерть с 58-й механизированной бригадой сирийцев за главный населенный пункт Эйн-Зхалта, стремясь выйти к шоссе Бейрут-Дамаск. Перезав шоссе израильтяне имели возможность отрезать всю сирийскую группировку недалеко от Бейрута от снабжения. В качестве усиления танков израильтяне подтянули противотанковое подразделение парашютной бригады на джипах М-151 оснащенных американскими ПТУР TOW.

В 9-30 эта колонна подверглась атаке сирийских «Газелей», которым (по сирийским разрешённым) удалось уничтожить пара израильских М-151.

В тот же сутки, 162-я дивизия израильтян нападала позиции 76-й танковой бригады сирийцев. Приблизительно в 15.30 четверка сирийских SA-342 из 977-й эскадрильи, скрываясь между деревьями и холмами, с громадной дистанции атаковала израильскую колонну с применением ПТУР НОТ, добившись пападаний как минимум в две Меркавы. Броня одного из танков, шедшего третим от головы колонны, была пробита и двое танкистов погибло.

Видятся сообщения, что ответным огнем танков один из атакующих вертолетов был сбит, но предположительно, обращение об одном и том же случае, упомянутом 8 июня.

В тот же сутки израильтяне совершили большую операцию против развернутой в равнине Бекаа сирийской группировки ПВО, практически разгромив ее и победив «ослепшей» сирийской истребительной авиации. Израильтяне захватили полное превосходство в воздухе над Ливаном. В следствии этого сирийские вертолетчики были вынуждены беспокоиться действий вражеских истребителей, более того израильские источники утверждают, что одна из «Газелей» в тот сутки была сбита израильским истребителем.

10 июня при массированной подержке ударных вертолётов и боевой авиации 162-я дивизия прорвала оборону 51-й мехбригады сирийцев. Сирийские SA-342 были посланы в поисково-ударные вылеты, поскольку правильных информации о сопернике не было.

Действуя недалеко от долины Бекаа, они столкнулись с усилением ПВО передовых механизированных групп соперника – израильтяне включили в их состав ЗСУ М-163 Вулкан (на базе БТР М-113) и ТСМ-20 на базе полугусеничного БТР М-3, правда чуть ли не основной задачей этих ЗСУ была зачистка противотанковых расчетов сирийцев, но и прямые собственные обязанности они делали также. В следствии, один из вертолетов взял 4 попадания 20-мм боеприпасами, а его пилот был не легко ранен, но сумел возвратиться на аэропорт Эль-Меззе. В соответствии с израильским данным это было скорее результатом огня ТСМ-20, на счет которой была занесена победа, как видим пара преждевременная.

В 9-00 сирийские вертолеты атаковали бронетехнику израильтян у высоты 1943. Израильские источники упомянают, что атаке подверглись танки 401-й бригады, стёрт с лица земли Волшебниках-6 (М-60) из состава 46-го батальона данной бригады, но утрат среди танкистов не было.
В соответствии с израильским данным в один момент второе звено «Газелей» атаковало «Боевую группу Варди» между Эйн-Зхалтой и Азониях. В другом источнике говориться, что в 10-06 также звено, что нападало 401-ю бригаду, сейчас добилось попаданий по двум Меркавам из состава роты «Ламед» 7-й танковой бригады у Бейт-Лахии. Погибших не было.

Через два часа «Газели» 977-й эскадрильи атаковали колонну израильских танков двигавшихся в Эйн-Зхалту.

Со своей стороны из израильских источников как мы знаем, что под Машгарой в данный сутки «Газели» сожгли Меркаву 198-го батальона 460-й бригады.

252-я дивизия израильтян наступала на север в условиях отсутвия обычных дорог. Транспортный затор из израильской военной техники данной дивизии недалеко от высоты 1794 (севернее Шабы) подвергся атаке SA-342. Сирийцы обстреливали стоящую колонну военной техники ПТУРами с громадной дистанции, посеяв хаос.

Израильские пулеметы не могли дотянуться до соперника. Сирийцами заявлено об уничтожении 7 М-113 и М-60, расстрелянных друг за другом.

«Газели» устроили охоту за израильскими М-60 и М-113 на приграничной дороге из Эйн-Ата в Рашаяя по которой наступала «Особая маневренная несколько» Йоси Пеледа. Так как дорога шла на протяжении сирийско-ливанской границы, сирийское руководство смогло задействовать большее количество вертолётчики и машин заявили о 12 стёртых с лица земли танках плюс вторая техника. Наряду с этим израильтяне по большому счету предпочли не подметить действия авиации соперника, признав за сутки лишь четверых раненых.

До тех пор пока вторая несколько вертолетов продолжала атаку на группу Пеледа, остановив ее продвижение, транспортные Ми-8 высадили на маршруте ее продвижения особый противотанковый заслон. Как минимум один вертолет на протяжении этих атак был потерян, так как впоследствии израильтяне нашли в этом районе севшую на вынужденную посадку «Газель», вывезли и отремонтировали данный трофейный вертолет.

Всего, за 10 июня израильтяне записали сбитыми 3 сирийских вертолета SA-342, один из которых был сбит истребителем F-15. Быть может, что один был все-таки сирийским Ми-8 (не смотря на то, что об их применении и сбитии на протяжении июньских боев израильтяне ничего не информируют, но где-то такое виделось у сирийцев), а вторым – вероятно трофейная «Газель» севшая на вынужденную.

Учитывая, что с 11 июня с полудня должно было вступить в воздействие перемирие, израильтяне постарались максимально продвинуться. 7-я танковая бригада 252-й дивизии израильтян вела бой с 58-й танковой бригадой сирийцев, по итогам обе стороны заявили об уничтожении десятков вражеских танков. С обоих сторон были задействованы боевые вертолеты – у израильтян АН-1 Cobra и легкие MD-500 Defender c ПТУР TOW, а у сирийцев снова SA-342, каковые поразили три Меркавы 7-й бригады в районе Сахель Эль-Канис.

Танк ротного взял две ракеты: одну в мотор, вторая вошла в правый борт. Наводчик и заряжающий (Одед Рахум и Офир Коэн) были смертельно ранены.

В израильских источниках имеется очередное упомянание о сбитии Меркавами 7-й бригады по крайней мере одной «Газели» применяя пламя 105-мм пушек. Тут достаточно сложно – вероятно в этом случае речь заходит о собственном же MD-500 Defender, что вправду сбили приняв за сирийскую «Газель», быть может это отголосок все того же единственного случая, о котором упомянается ежедневно начиная с 8 июня. Израильский Defender вправду был сбит танковой пушкой Меркавы – боеприпас ударил в гора за ним и около 30 осколков попало в вертолет, сбив его и ранив оператора.

Вторая «Газель» стала жертвой ПТУР TOW. Сирийцы уверены в том, что данный ПТУР был запущен израильским вертолетом АН-1 Cobra, израильтяне же утверждают, что сработал расчет внедорожника М-151. Действительно, тут нужно заявить, что расчеты ПТУР TOW из состава 409-й парашютно-противотанковой бригады записали себе в данный сутки четыре сбитых «Газели», что, возможно, очень сильно преувеличенный итог.

Еще одну сбитую «Газель» израильтяне записали на счет собственного истребителя F-16.

В целом, по результатам войны сирийцы были довольны боевым применением SA-342 Gazelle. По различным сирийским данным вертолеты совершили порядка 100 -150 боевых вылетов, записав на собственный счет 30 танков, 5 БТР, 3 грузовика, 2 артиллерийских орудия, 9 джипов М-151 и 5 топливозаправщиков. Другие источники говорят о 95 единицах подбитой вертолетами техники, включая 71 танк, что, но, выглядит явным преувеличением настоящего урона соперника.

Утраты составили 4 вертолета – два сбитыми, два севшими на вынужденную и захваченные соперником, плюс один поврежденный, но возвратившийся на базу. Информацию о утратах «Газелей» подтверждаются производителем Aerospatiale с упомянанием заводских номеров потерянных автомобилей — 1659, 1782, 1787, 1788, причем достоверность последнего номера подтверждена фотографией сбитого вертолета – заводской номер 1788 виден в верхней части киля, а сирийский бортовой ???? (1335) на виде спереди.

Со своей стороны израильская статистика по «Газелям» всецело противоположна. Первоначально, помой-му в какой-то книге, израильские журналисты записали собственной армии в качестве побед 12 сирийских «Газелей» и эта цифра отправилась «гулять»

DCS World | Первый взгляд на Sa-342 Gazelle

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: