Боевое применение штурмовиков су-25 в сирии

      Комментарии к записи Боевое применение штурмовиков су-25 в сирии отключены

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Нужен ли современным русским ВКС «небесный тихоход»?».

В мартовском номере издания «М-Хобби» опубликована небезынтересная статья Андрея Короткова «Грачи в сирийском небе», в которой рассматривается опыт боевого применения штурмовиков Су-25СМ в Сирии. Отечественный блог приводит кое-какие самые интересные фрагменты из нее.

Боевое применение штурмовиков су-25 в сирии
Штурмовики Су-25СМ и Су-25УБ ВКС России на авиабазе Хмеймим в Сирии (с) via galandeczp.livejournal.com

30 сентября 2015 г. Российская Федерация начала воздушную операцию в Сирии – первую крупномасштабную военную кампанию за пределами границ бывшего СССР со времен войны в Афганистане. 26 августа 2015 г. между Сирией и Россией было достигнута договоренность о размещении на территории Сирийской Арабской Республики (САР) на безвозмездной базе и на бессрочный период авиационной группы Армии РФ.

30 сентября в соответствии с Контрактом «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» от 8 октября 1980 г. президент Сирии Башар Асад обратился к Российской Федерации с официальной просьбой об оказании военной помощи. В данный же сутки Совет Федерации дал Президенту Российской Федерации В. В. Путину согласие на применение Армии РФ на территории САР.

Наряду с этим рассматривалось лишь использование авиации для оказания помощи сухопутным армиям Сирии с воздуха, без наземной операции. Ответом Главнокому Вооруженными Силами РФ на аэропорте Хмеймим (аэропорт имени Базель аль-Асада) в провинции Латакия Сирийской Арабской Республики была развернута смешанная авиационная несколько (смешанный летный полк особенного назначения) ВВС Воздушно-космических сил РФ в составе: 4 многофункциональных самолетов-истребителей Су-30СМ, 4 фронтовых бомбардировщиков Су-34, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М, 12 самолетов-штурмовиков Су-25СМ и Су-25УБ, самолета радиоэлектронной разведки Ил-20М1, 12 ударных вертолетов Ми-24П и 5 транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ. Переброска авиатехники осуществлялась при помощи независимого перелета через территорию Ирака и Ирана.

Штурмовая эскадрилья авиагруппы включала десять Су-25СМ и два Су-25УБ из состава 960 штурмового авиационного полка 1 гвардейской смешанной авиационной дивизии 4 армии ПВО и ВВС Южного военного округа, дислоцированного в Приморско-Ахтарске. 960 шап стал третьим (по окончании буденовского и черниговского) полком в ВВС, взявшим на вооружение модернизированные штурмовики Су-25СМ.

К практическому освоению обновленной матчасти кубанские летчики приступили в последних числах Февраля 2013 г., по окончании того как полк взял первые 8 штурмовиков из подмосковной Кубинки (модернизация и ремонт Су-25 до отметки Су-25СМ осуществляется на 121 АРЗ в Кубинке). К тому времени большинство летного состава полка прошла теоретическое переучивание в Центре подготовке войсковых испытаний и авиационного персонала МО РФ в Липецке (бывшем 4-м ЦБП и ПЛС), а ИТС – на заводе в Кубинке.

Первые полеты на Су-25СМв Приморско-Ахтарске состоялись 25 февраля 2013 г. Благодаря новым прицельно-навигационному комплексу ПрНК-25СМ «Барс» и цифро-аналоговой совокупности управления оружием СУО-39М, модернизированные штурмовики имели возможность поражать наземные цели днем и ночью при визуальной видимости, делать навигационное бомбометание (по заданным координатам цели) круглосуточно в произвольных метеоусловиях с сложных видов и горизонтального полёта маневра. Расширилась номенклатура авиационных средств поражения: в состав оружия самолета включили УР «воздушное пространство – воздушное пространство» Р-73Э (вместо Р-60М) и новые модификации НАР С-8 и С-13.

Новое оснащение кабины, в первую очередь коллиматорный индикатор многофункциональный-1-01 цветной и КАИ ЖК индикатор МФЦИ-0332М в составе совокупности отображения информации С0И-У-25, разрешило улучшить условия работы летчика и повысить эффективность боевого применения, которая в целом у модернизированного штурмовика по оценкам экспертов возросла в 1.5 раза. В 2014 году самолетами Су-25СМ всецело укомплектовали первую и вторую авиационные эскадрильи, наряду с этим «простые» Су-25 свели в третью эскадрилью, выведя излишки техники за штат.

Но уже в октябре-ноябре 2014 года одну эскадрилью СМ-ов передали на формирование смешанного авиационного полка в Гвардейское. Так, к началу Сирийской кампании 960 шап располагал лишь одной эскадрильей модернизированных штурмовиков, каковые и решено было задействовать в операции.

На протяжении подготовки к перелету в Сирию произвели инженерно-штурманские расчеты, из-за которых стало известно, что до намеченной на маршруте точки промежуточной посадки на территории Ирана самолетам Су-25УБ не хватало запаса горючего (на «спарках» полная заправка практически на 500 кг меньше, чем на военных машинах). Выход из положения нашли в замене двух из четырех подвесных топливных баков ПТБ-800 (штатных для Су-25 всех модификаций) на баки большей емкости ПТБ-1150, каковые смогут подвешиваться на Су-25 (лишь на 3 и 9 точках подвески), но фактически нигде не употребляются, и потому в полку их не выяснилось.

Выручили соседи из Буденновска, у которых необходимые баки нашлись на складе. «Спарки» перегнали в Буденновск, укомплектовали парой ПТБ-1150 и облетали для проверки выработки горючего. Попутно выявились изюминке поведения самолетов на взлете – из-за оказавшейся предельной задней центровки они норовили «присесть» на хвост, так что компенсировать чрезмерный рост тангажа на взлете приходилось отклонением РУС от себя.

16 сентября 2015 г. самолеты Су-25СМ №№21, 22, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32 с аэропорта Приморско-Ахтарск и Су-25УБ № 44 и № 53 с аэропорта Буденновск выполнили перелет на аэропорт Моздок. По окончании подготовки получения и лётного состава боевой задачи 19 сентября приступили к постепенному перебазированию в Сирийскую Арабскую Республику. Тремя группами по четыре самолета («спарки» Су-25УБ шли ведущими первых двух звеньев) в сопровождении самолетов-фаворитов Ил-76 штурмовики вылетели в Иран.

Полет длительностью 1 час 30 мин. проходил на высоте 6900 метров. Большинство маршрута пролегала над водами Каспийского моря вне видимости береговой черты. Промежуточную посадку для отдыха и дозаправки произвели на высокогорном аэропорте Хамадан, имеющем превышение в 1700 метров над уровнем моря.

По окончании подготовки авиационной техники и отдыха летного состава тремя группами в сопровождении самолетов-фаворитов эскадрилья вылетела в конечный пункт маршрута – аэропорт Хмеймим. По окончании пересечения первой группой на высоте 6900 метров Ирано-Иракской границы появились трудности. По команде центра управления полетами в Багдаде, в зоне ответственности которого пребывали отечественные самолеты, группам был поменян маршрут – он отклонился на юг и возрос на 200 километров.

Эта провокационная команда поставила под угрозу успешное завершение перелета, поскольку полет выполнялся на большую практическую дальность полета для высоты практического потолка самолета Су-25.

Пилот штурмовика Су-25СМ по окончании возвращение из боевого вылета, 03.10.2015 (с) Александр Коц / Комсомольская правда

Навигаторы самолетов-фаворитов Ил-76 выполнили нужные расчеты, и стало ясно, что успешное завершение полета по остатку горючего вероятно лишь при предстоящем полете на высотах более 9000 метров. Летный состав, осознавая всю ответственность за исполнение правительственной задачи и оценивая собственную физическую подготовку, решил продолжать полет на высоте 9600 метров (практический потолок самолета Су-25 по жизнеобеспечению экипажа в связи с отсутствием герметичной кабины образовывает 7000 метров). Превозмогая физиологические неприятности, вызванные долгим нахождением в разряженной атмосфере без особого высотного снаряжения, экипажи показали мужество и в течение 1 часа 20 мин. делали полет на высоте 9600 метров, завершив перелет успешной посадкой на авиабазе Хмеймим.

Персональный состав группы разместился в жилых модулях, оборудованных всем нужным для комфортного проживания, подготовки и отдыха к исполнению боевых задач. По окончании акклиматизации и восстановления сил, летный состав приступил конкретно к работе. 23 сентября состоялись первые полеты на ознакомление с районом военных действий, а 30 сентября экипажи Су-25 выполнили первые боевые вылеты на удары по наземным целям.

Главным методом ведения военных действий экипажами Су-25СМ в Сирии стало последовательное нанесение авиационных ударов по заблаговременно заданным наземным целям (объектам) в установленное время в режиме навигационного бомбометания одиночно, парами, звеньями из положения дежурства на земле. На боевое использование штурмовики в большинстве случаев летали составом групп от 2 до б самолетов. Для удара группе назначались цели в районе радиусом до 20-25 километров.

Для полноты анализа качества боевого применения беспилотными средствами объективного контроля атаки заданных наземных целей (ЗНЦ) выполнялись с промежутком в 1 либо 2 60 секунд между самолетами в группе, а повторные удары осуществлялись группой, в большинстве случаев, через 5-6мин.. При отсутствии визуальной видимости между парами либо одиночными экипажами в группе назначалось микроэшелонирование – в большинстве случаев, не меньше 100 метров.

Кроме того в случае если над целью стояла 10-балльная облачность, группа из 6 штурмовиков вне видимости друг друга тихо делали поставленную задачу, имея между самолетами эшелонирование в 150-200 метров, и нанося удары в заданное время с промежутком в 1 60 секунд. Так, группа из 6 самолетов имея загрузку по четыре ОФАБ-250 в течение 30-40 мин. висела над передним краем соперника, нанося удар по 24 целям и не давая ему «поднять голову». Сирийская авиация использовалась до высот 3000-3500 метров.

Это было обусловлено отсутствием возможности ПРНК их самолетов делать действенное боевое использование на громадных высотах. Су-25СМ же имели возможность устойчиво и гарантированно поражать цели с высот и в 3000, и в 4000 метров. Боевая загрузка наряду с этим, в большинстве случаев, составляла 4-6 свободнопадающих АБ разных типов калибра 100, 250, или 2-4 АБ-500 кг, при наличии двух подвесных топливных баков ПТБ-800.

Бомбометание выполнялось с горизонтального полета с «надёжных» (при вероятного применения соперником ПЗРК) высот от 3500 до 4100 метров. Удары наносились точечно – для каждой авиабомбы собственная цель. К примеру, четырьмя АБ поражали четыре цели (принцип одна бомба – одна цель стал для модернизированных штурмовиков законом).

ПрНК-25СМ снабжал достижение точности поражения целей пара десятков метров. Для уничтожения скоплений живой силы соперника использовали РБК, снаряженные разными типами снарядов

Штурмовик Су-25СМ ВКС России с подвешенными бомбами на аэропорте Хмеймим в Сирии. На заднем замысле — фронтовые бомбардировщики Су-24М2 (с) army-news.ru

С ноября 2015 года штурмовики стали летать на разведывательно-ударные действия (РУД) – так именуемую «свободную охоту». Взлет создавали поодиночно либо парами (по окончании чего расходились любой по собственному маршруту), потом делали полет на уничтожение и самостоятельный поиск подвижных целей.

Охотились как на колонны, так и на одиночные бронетехнику и транспортные средства (фуры, бензовозы), тем самым, пресекая поставку бандформированиям оружия, снарядов, топлива, продовольствия, других средств и медикаментов материально-технического обеспечения. Время от времени на самолеты подвешивали по 4 ПТБ-800 и 2 блока НАР Б-8, и тогда они по два часа «висели» в зоне в отыскивании целей.

Интенсивность боевой работы штурмовой авиации группировки сначала доходила до 6 вылетов на одного летчика в день, позднее пара снизилась до 4, а ближе к выводу в феврале и марте 2016 года в среднем составляла по 2 вылета. На боевое использование Су-25СМ летали круглосуточно, наряду с этим соотношение дневных и ночных вылетов примерно было равным, другой раз ночью летали кроме того больше. Учебно-тренировочные полеты на ознакомление с районом военных действий, ввод в восстановление и строй навыков по окончании перерывов в летной работе на«спарках» выполнялись над акваторией и Латакией Средиземного моря – летному составу они засчитывались как полеты на воздушную разведку.

Огромная нагрузка легла на плечи инженерно-технического состава. Подготовка самолетов к полетам, снаряжение их АСП велись круглосуточно. Авиабомбы растеривали на неспециализированной площадке, по окончании чего развозили по самолетам. Тормозные парашюты укладывали прямо на стоянке между самолетами. Для подготовки к вылету Су-25СМ по окончании получения боевой задачи требуется 10-15 мин..

Время подготовки вторых ударных самолетов может различаться в сторону повышения в разы. Как раз по данной причине у штурмовиков такое много самолетовылетов. Их не только возможно скоро поднять по задаче в атмосферу, но и время боевого цикла у них кроме этого мельчайшее среди всех существующих ударных ЛА.

Как продемонстрировал практика, ИТС готовил Су-25СМ к повторному вылету всего за 10-15мин., что, само собой разумеется, выгодно отличает его от других типов боевых самолетов. За 5.5 месяцев боевой работы в Сирии модернизированные штурмовики Су-25СМ продемонстрировали себя только серьёзными отказами и надёжными машинами не досаждали.

Все Су-25 в ходе ремонта на АРЗ Воздвиженки и Кубинки приобретали главные бортовые номера красного цвета с белой окантовкой по бортам кабины и дублирующие номера белого цвета на вертикальном оперении. Размеры шрифта главного номера: ширина цифр 400 мм, высота – 600 мм; дублирующего: ширина – 133 мм, высота 200 мм.

Опознавательный символ национальной принадлежности «Звезда» красного цвета с трехцветной светло синий-бело-красной окантовкой типоразмера 800 (вписан в окружность диаметра 800 мм) размешался стандартно в шести позициях: на верхних и нижних поверхностях обеих консолей крыла, и по бокам вертикального оперения. У основания киля слева и справа наносились учётный и дополнительный знак принадлежности ВС: надписи в две строки «RF-ХХХХХ» (ширина 600 мм, высота – 100 мм) белого цвета и «ВВС РОССИИ» (ширина 1300 мм, высота – 150 мм) тёмного цвета с белой окантовкой.

Потому, что официального разрешения на применение русском авиации за пределами РФ от Совфеда в то время еще не было, для обеспечения скрытности перебазирования авиагруппы на территорию Сирии перед отлетом из Моздока поступил приказ закрасить на всех самолетах регистрационные номера и опознавательные знаки. Указание руководства спешно претворяли в судьбу малярными кистями прямо на стоянке, применяя бытовые эмали более либо менее подходящих оттенков цветов, приобретённые в ближайших магазинах на личные средства.

Уже будучи в Сирии, регистрационные номера и ОЗ постарались отмыть, но это выяснилось не так то . Дело в том, что бомбардировщики и предусмотрительные истребители применяли заранее припасенные легкосмываемые краски, в то время как штурмовики-эмали на нитрооснове. В итоге Су-25 так и пролетали до самого вывода из Сирии с частично отмытыми опознавательными символами.

Уже дома, в ходе прохождения регламентных работ в ТЭЧ полка, на штурмовиках восстанавливали 03 и регистрацию. В отличие от экипажей тех же бомбардировщиков Су-34 и Су-24М, украшавших борта собственных самолетов десятками мелких красных звездочек (отметок о выполненных боевых вылетах), скромные штурмовики росписью собственных бортов очень сильно не заморачивались – для этого не пребывало времени, а другой раз – и фактически краски.

В следствии, звездочки показались на бортах лишь двух самолетов – Су-25СМ №21 и №29, числом 15 и 3, соответственно. Но и эти отметки не отражали настоящее число боевых вылетов автомобилей в Сирии, которое у каждой перевалило за две много.

источник: http://bmpd.livejournal.com/2495624.html

Боевое применение штурмовика Су-25 в чеченских войнах (лето, осень)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: