Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редактировании данной статьи.
Предисловие редакции: В августе 1928 года компания Imperial Airways пополнила собственный флот летающих лодок прекрасным самолетом – трехмоторной лодкой Short Calcutta. Одной из первых ее задач стало экспериментальное грузовое и пассажирское сообщение между Белфастом городами и – Ливерпулем, имевшими естественное преимущество в качестве баз летающих лодок.
В субботу 25 августа 1928 года в выходившей в Белфасте – сравнительно не так давно провозглашенной столице Северной Ирландии – утренней газете «Belfast News-Letter» была опубликована заметка для того чтобы содержания:
«В полной мере возможно, что к концу следующего месяца обитатели Белфаста будут иметь возможность не только видеть летающую лодку Calcutta, но и путешествовать на ней. Посетив Белфаст в прошлые выходные, глава управления гражданской авиации (Director of Civil Aviation) господин Сефтон Бранкер (Sir Sefton Brancker) и узнаваемый летчик господин Алан Кобхэм (Sir Alan Cobham) выполнили тщательный осмотр гавани и подчернули, что ее определенная часть станет хорошей базой для летающих лодок».
Потом в статье говорилось, что компания Imperial Airways подготовила проект программы, в соответствии с которым 22-23 сентября самолет будет летать на протяжении побережий Ланкашира и Чешира, а в понедельник 24 сентября начнется экспериментальное коммерческое сообщение по маршруту Ливерпуль – Белфаст.
«Каждое утро летающая лодка будет вылетать из Ливерпуля в 10:00 и прибывать в Белфаст в 11:45. Из Белфаста она вылетит в 15:00 и возвратится в Ливерпуль в 16:45».
Величественная Calcutta
Первая летающая лодка Short Calcutta (номер гражданской регистрации G-EBVG, зав. номер S.712) была построена 13 февраля 1928 года и на следующий сутки под управлением шеф-пилота компании Джона Ланкастера Паркера (John Lankester Parker) совершила собственный первый полет с реки Медуэй, графство Кент. Лодка превосходно зарекомендовала себя на протяжении заводских опробований, последовавших за ними официальных опробований в Феликстоу и приемо-сдаточных опробований компании Imperial Airways. 27 июля 1928 года самолет взял сертификат летной годности.
1 августа 1928 года директор авиационной работы (Air Superintendent) компании Imperial Airways майор Х. Дж. Брэкли (Major H.G. Brackley) вылетел на G-EBVG в Лондон для пятидневного визита и посадил машину на поверхность Темзы в Вестминстере. В течение оставшейся части месяца были выполнены полеты в Гернси, Джерси и Шербур.
Это были полёты и пробные полёты для подготовки экипажей. Корпоративное издание «Imperial Airways Gazette» так обрисовывало преимущества летающей лодки:
«Пассажирский салон отделан ярко-синим и белым, потолок выложен фетром, создавая эффект комфорта и мягкости и предотвращая удары по металлу. Кроме того в полете в салона возможно говорить без каких-либо проблем и усилий на расстоянии кроме того нескольких футов».
Второй экземпляр Short Calcutta (G-EBVH, зав. номер S.713) совершил собственный первый полет 3 мая 1928 сентября и 12 года – по окончании оценочных опробований Королевских ВВС – был доставлен из Рочестера в Саутгемптон. Два дня спустя G-EBVH, взяв на борт главы компании Imperial Airways сэра Эрика Геддеса (Sir Eric Geddes), покинула Саутгемптон, дабы совершить воздушный круиз. Летающая лодка держала курс в сторону шотландского города Странрар (Stranraer).
Посадка была сделана в заливе Холи-Лох (Holy Loch); остров Эйлса-Крейг (Ailsa Craig), залив Лох-Ланг (Loch Lang) и озеро Лох-Ломонд (Loch Lomond) наблюдались с воздуха. 18 сентября газета «Liverpool Echo» приветствовала прибытие летающей лодки Calcutta заголовком на всю полосу:
«Летающие рыцари прибывают!» (The Flying Knights Arrive)
В последующие пара дней самолет делал прогулочные полеты за плату в размере 1 фунт с человека.
Совет сотрудничества
Муниципальные Ливерпуля и власти Белфаста совместно оплачивали аренду у Imperial Airways летающей лодки G-EBVH; пилотировали летающую лодку капитаны Ф. Дж. Бейли (Captain F.J. Bailey) и Дональд Дрю (Captain Donald Drew).
В рамках ливерпульской публичной семь дней (Liverpool Civil Week) с расположенного на реке Мерси (Mersey) ливерпульского морского аэропорта была выполнена серия полетов. Данный аэропорт размещался между пирсом Рок-Ферри (Rock Ferry Pier) и доками Гарстон (Garston Docks) и пребывал в ведении совета доков и гавани реки Мерси (Mersey Docks Harbour Board).
Посадки в Белфасте выполнялись на водную поверхность канала Масгрэйв (Musgrave Channel), расположенного между островом Королевы (Queen’s Island) и Сиденгамом (Sydenham). Билет в одну сторону стоил 3 фунта 10 шиллингов (?3 10s 0d), билет в обе стороны – 6 фунтов 10 шиллингов (?6 10s 0d). 21 сентября 1928 года Calcutta под управлением майора Х. Дж.
Брэкли и с сэром Сефтоном Бранкером на борту в качестве пассажира выполнила пробный полет. 24 сентября лорд-мэр Белфаста господин Уильям Тернер (Sir William Turner), являвшийся самым восторженным энтузиастом летательных аппаратов, вместе с другими гостями был приглашен майором Брэкли для полета над заливом Белфаст-Лох (Belfast Lough) и самим городом.
Полеты по маршрутам Ливерпуль – Белфаст и Белфаст – Ливерпуль выполнялись с 24 по 27 сентября и с 29 сентября по 4 октября. 28 сентября вылет не состоялся из-за непогоды в Ливерпуле. 29 сентября газета «Belfast News-Letter» подчернула, что один из пассажиров прибыл к самолету
«с мелким плоским чемоданчиком для выходных и комплектом клюшек для гольфа. Он собирался совершить сутки неподалеку от Ливерпуля за игрой в гольф. Второй пассажир имел одну ногу, но он манипулировал палкой с таковой превосходной ловкостью, что легко перебрался из моторного катера на борт летающей лодки».
В первом из серии полетов груз включал в себя первую поставку ирландских яиц в Ливерпуль, причем в тот же сутки, в который они были снесены. Газета «Liverpool Echo» так писала об этом:
«На этой неделе произошло, что яйцо, снесенное в Ирландии этим утром, в данный же сутки будет реализовано в Ливерпуле в магазине, закрывающемся в 6 часов вечера».
Почта в виде открыток и писем кроме этого являлась частью транспортируемого летающей лодкой груза. Большинство почты перевозилась в намерено помеченных конвертах. Цена перевозки составляла 1 пенс за 2 унции.
Инструкции, напечатанные по этому поводу, гласили:
«Корреспонденция с пометкой «летающей лодкой», зарегистрированная в основной конторе в Белфасте до 9:00 утра, и доставленная из-за пределов Белфаста почтовыми поездами, прибывающими до 8:30 утра, будет послана в Ливерпуль ежедневным утренним рейсом летающей лодки Calcutta. Корреспонденция, пришедшая с почтовыми поездами из Ливерпуля, будет доставлена в четверть седьмого утра следующего дня по прибытии, не считая воскресенья. При внесения платы за экспресс-доставку она будет произведена сразу же по прибытии почты».
Для последнего полета данной серии по железной дороге из Дублина было послано 35 писем.
Развлечение сотрудников газеты «News-Letter»
В субботу 29 сентября газета «News-Letter» зафрахтовала в Белфасте летающую лодку Calcutta для особого получасового полета с пятнадцатью пассажирами; начало полета было назначено на 14:00.
Намерено приглашенные гости собрались на улице Донегал-стрит (Donegall Street) у офиса газеты, сели в автобус, предоставленный местной компанией Catherwoods и имевший по такому случаю обозначения компании Imperial Airways. По окончании погрузки пассажиров автобус повез их через целый Белфаст в восточную часть города, относящуюся к графству Даун (County Down), где их ожидал моторный катер. Катер доставил газетчиков на борт летающей лодки Calcutta, пришвартованной в канале Масгрейв.
По окончании того как пассажиры были доставлены на борт самолета, состоялся получасовой полет.
Оценка интерьера
Один из пассажиров так обрисовал интерьер летающей лодки:
«В были эргономичные сиденья, оснащенные складными чайными подносами. У меня был громадной иллюминатор с правой стороны. Заняв места в самолете, все пассажиры на секунду-вторую замолкали, как бы оценивая обстановку».
Газета «News-Letter» на протяжении полета включила в собственную группу двух фотографов, один из которых пребывал в салоне, а второй в отделении швартовки в носовой части лодки.
Один из сотрудников газеты обрисовал этот полет следующим образом:
«Я взглянуть в иллюминатор и заметил, как мы спешили все дальше от канала. После этого все три двигателя, отдавая дань собственной природе, взревели, и мы помчались по воде со скоростью сто миль в час. Брызги яростно хлестали в иллюминаторы. Как мне думается, приблизительно сейчас мы оторвались от воды. Я еще раз посмотрел в иллюминатор. О, всевышние!
Залив был значительно ниже нас и суда смотрелись забавными мелкими вещицами.
Вода напоминала лист тонированного стекла. Мы летели на протяжении залива на высоте приблизительно 1000–1500 футов (~300–450 м) в сторону замка Кэррикфергюс (Carrickfergus), зубцы которого были похожим песочный замок ребенка, пролетев по пути над станцией Уайтабби (Whiteabbey) и деревней Гринайленд (Greenisland). Над Кэррикфергюсом мы развернули на юго-запад и стали возвращаться у Грей-Поинт (Grey Point) и Холливуду (Holywood).
В течение десяти мин. либо около того мы взяли неповторимые впечатления, видя отечественный город в качестве огромного куска какого-либо барельефа. Улицы, достопримечательности и известные здания были видны и легко узнавались:
«В том месте мэрия. взглянуть на площадь Шафтсбери – она похожа на марку ценой в один пенни. В том месте Донегал-стрит и офис «News-Letter», а рядом собор Святой Анны.
О, смотрите: Антрим-роуд (Antrim Road), Клифтонвилл (Cliftonville), Фолс-роуд (Falls Road) и парк Виктория (Victoria Park)».
Спуск не сопровождался яркими ощущениями, каковые свойственны для тех, кто в первый раз поднялся в воздух – на протяжении первого этапа ощущения были сравнимы с поездкой на лифте. После этого я привык к этому состоянию и внезапно заметил, что машина находится в нескольких футах над водой. Мы кроме того не увидели момент, в то время, когда коснулись воды.
Пилот сделал совершенную посадку, и радостный голос через люк задал вопрос: «Ну как вам, понравилось?» В то время, когда моторный катер отошел от автомобили, в ее сторону раздалось: «Трижды ура «Калькутте»!», что придало изюминку рассказу».
Финиш опытов
По окончании опытов летающая лодка G-EBVH была послана на юг, дабы присоединиться к однотипной G-EBVG в совместной работе на Нормандских островах. В феврале 1929 года обе летающие лодки Calcutta были переведены на работу в Средиземном море. К громадному сожалению G-EBVH была послана на слом во второй половине 30-ых годов XX века – и десяти лет не прошло с того времени, как она продемонстрировала обитателям Белфаста потрясающие виды их города, каковые они ни при каких обстоятельствах не смогут забыть.
Летающая лодка Short S.8 Calcutta (G-EBVH) с всецело выпущенными предкрылками совершает рулежку на реке Медвей, 3 мая 1928 года. Компания Imperial Airways первоначально присвоила этому самолету имя собственное “City of Athens”, после этого незадолго перед передачей в июне 1937 года центру подготовки пилотов он был переименован в “City of Stonehaven”. Практически сразу после передачи машина была разобрана на запчасти
Short S.8 Calcutta (G-EBVH) пришвартован в гавани Белфаста на протяжении пробной эксплуатации на маршруте Белфаст – Ливерпуль, осень
Пассажирский салон летающей лодки Calcutta имел длину 17 футов (5,2 м), ширину 6 футов 6 дюймов (2 м) и высоту 6 футов 3 дюйма (1,9 м) и снабжал объём пространства и высокий уровень комфорта. Топливные баки были находятся в верхнем крыле, что разрешило пассажирам курить на протяжении полета
Трехмоторная пассажирская летающая лодка Calcutta являлась развитием двухмоторной военной летающей лодки S.5 Singapore I, имея в сравнении с ней бoльшую площадь крыльев при однообразном размахе. Обратите внимание на предкрылки на верхнем крыле G-EBVH, каковые отсутствовали на первом прототипе G-EBVG
На базе представленных изданием AEROPLANS уникальных габаритных чертежей компании Short была создана эта иллюстрация, показывающая вариант окраски второй летающей лодки Short S.8 Calcutta (G-EBVH) на протяжении ее работы в компании Imperial Airways. Рисунок выполнен Хуанитой Франци (Juanita Franzi), «Aero illustrations» 2012
Первый прототип летающей лодки Calcutta (G-EBVG), взявший в компании Imperial Airways наименование “City of Alexandria” и по окончании нахождения в центре подготовки пилотов, Хэмбл, перевернувшейся на протяжении шторма в Мирабелле (Mirabella), Крит, 28 декабря 1936 года
Пара намерено помеченных конвертов, перевезенных G-EBVH на протяжении пробных рейсов между Белфастом и Ливерпулем
29 сентября 1928 года летающая лодка Calcutta (G-EBVH) была намерено зафрахтовала газетой «Belfast News-Letter» для полета над городом. На протяжении полета в летающей лодке пребывали два фотографа (один в салоне, второй в носовой части корпуса), сделавшие серию снимков Белфаста, включая и эти две красивые фотографии муниципальный гавани. На верхнем снимке продемонстрированы доки Йорк, Барнетт и Поллок (York, Barnett and Pollock Docks), тогда как снимок ниже показывает отличный вид на остров Королевы с дока Йорк
Опубликованный 1 октября 1928 года в газете «Belfast News-Letter» и занявший целый разворот фоторепортаж о полете. В данном репортаже были представлены виды с воздуха замка Кэррикфергюс, портовой электростанции, поля для гольфа Крейгавад (Craigavad) и центра Белфаста. Снимки были сделаны с борта летающей лодки Calcutta 29 сентября
ПРИЛОЖЕНИЕ Летающая лодка Short S.8 Calcutta – жемчужина в короне компании Imperial Airways
Во второй половине 20-ых годов двадцатого века выстроенная в Рочестере, графство Кент, летающая лодка Short S.8 Calcutta стала жемчужиной в короне компании Imperial Airways. Являвшаяся развитием Short Singapore – лодки данного типа были приняты на вооружение Королевских ВВС – летающая лодка S.8 Calcutta была примечательна как первая лодка, корпус которой имел трудящуюся железную обшивку. Летающая лодка Calcutta строилась преимущественно из дюралюминия с применением нержавеющей стали в узлах, принимающих громадные нагрузки.
Силовая установка летающей лодки складывалась из установленных между крыльями трех 540-сильных радиальных двигателей воздушного охлаждения Bristol Jupiter XIF. Руководили самолетом два пилота, сидевшие бок о бок в открытой кабине. Перед ними в носовой части лодки был швартовочный отсек. В выпущенной компанией брошюре величественная Calcutta описывается следующим образом:
«Это замечательно оборудованный, прекрасно вентилируемый для тропического климата и адекватно обогреваемый для холодных районов самолет. Сиденья смогут быть легко сняты со собственных гнезд, в следствии чего в корпусе окажется хватает места для перевозки грузов. Внутренняя обивка салона всецело пневматическая, что формирует крайне важное приспособление для применения в чрезвычайной обстановке».
Сиденье стюарда, туалет и камбуз были находятся в задней части фюзеляжа; буфет и трудившаяся на масле плита снабжали высокий уровень качества блюд на протяжении полета. Ближе к корме пребывали отсек для багажа пассажиров и укладка для
«нужных предметов судового оборудования, таких как буи, якоря, веревки, подъемник для замены двигателей на протяжении нахождения лодки на плаву и т.д.».
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Short S.8 Calcutta
Назначение: пассажирская летающая лодка
Экипаж: 3 человека + 15 пассажиров
Силовая установка: три девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Bristol Jupiter XIF, развивавших мощность 540 л.с. и вращавших четырехлопастные винты
Размеры:
размах 93 фт (28,4 м)
протяженность 66 фт (20,1 м)
площадь крыльев 1825 фт? (169 м?)
Вес:
безлюдного 13 845 фнт (6285 кг)
с полной нагрузкой 22 500 фнт (10 200 кг)
Летные характеристики:
большая скорость 118 миль/ч (190 км/ч)
практический потолок 13 500 фт (4100 м)
дальность полета 650 миль (1050 км)
источник: GUY WARNER «To Belfast via Calcutta» // The Aviation Historian, Issue No. 01, с. 214-221
BBC High Flyers How Britain Took to the Air
Увлекательные записи:
- Проект первого трехмоторного самолёта компании junkers
- Взгляд с запада на воздушную мощь ссср начала 1980-х годов часть 1
- Артур поджерс «саймон флэгг и дьявол»
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Во многих отношениях одной из самых превосходных автомобилей современности есть маленькая цельнометаллическая летающая лодка компании Short Brosthers,…
-
19 октября 1927 года маленькой гидросамолет Fairchild FC-2, взявший собственное имя «La Nina», с тридцатью тысячами писем вылетел из города Ки-Уэст (Key…
-
Проект тяжелой пассажирской летающей лодки p.b.43/47. великобритания
Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Попмех и гигантизм». Считающийся одним из пионеров английской Ноэль…
-
Часть 1 Официальная встреча звезды По окончании всесторонних опробований на земле и в водах реки Хусатоник летающая лодка S-40, взявшая номер гражданской…
-
Опытная пассажирская летающая лодка besson h-5. франция
Это было в начале двадцатого века. Создававшаяся как трансатлантический гидросамолет, эта летающая лодка имела безлюдной вес больше, чем расчетный…
-
Летающая лодка dornier delphin. германия
Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF и мало доработан мной. Предисловие В выпуске № 1 издания «Luftfahrt International» мы…