Ошибка инженера туполева

      Комментарии к записи Ошибка инженера туполева отключены

В продолжение темы про торпедные катера выкладываю увлекательную статью котороя попалась мне несколько лет назад.

Мало кто знает, что советские торпедные катера Второй мировой представляли собой огромные поплавки от гидросамолетов.

18 августа 1919 года в 3 часа 45 мин. над Кронштадтом показались неопознанные самолеты. На судах пробили воздушную тревогу. Фактически, ничего нового для отечественных моряков не было – британские и финские самолеты базировались в 20–40 км от Кронштадта на Карельском перешейке и практически все лето 1919 года совершали налеты на город и корабли, не смотря на то, что и без особенного успеха.

Но в 4 часа 20 мин. с эсминца «Гавриил» были увидены два быстроходных катера, и практически сходу раздался взрыв у стены гавани. Это торпеда с английского катера, прошедшая мимо «Гавриила», взорвалась, попав в причал.

В ответ моряки с эсминца первым выстрелом из 100-мм орудия вдребезги разнесли ближайший катер. Тем временем еще два катера, войдя в Среднюю гавань, направились: один – к учебному судну «Память Азова», второй – к Рогатке Усть-Канала (вход к доку Петра I). Выпущенными торпедами первый катер взорвал «Память Азова», второй подорвал линейный корабль «Андрей Первозванный». Одновременно с этим катера обстреливали из пулеметов суда у стены гавани.

При выходе из гавани оба катера в 4 часа 25 мин. были потоплены огнем эсминца «Гавриил». Так закончился рейд английских торпедных катеров, вошедший в историю Гражданской войны называющиеся Кронштадтская побудка.

Ошибка инженера туполева

13 июня 1929 года А.Н. Туполев приступил к постройке нового глиссирующего катера АНТ-5 с двумя 533-мм торпедами. Опробования привели руководство в восхищение: о таких скоростях не могли и грезить катера других государств.

Плавучий торпедный аппарат

Увидим, это было не первое использование английских торпедных катеров в Финском заливе. 17 июня 1919 года крейсер «Олег» стоял на якоре у Толбухина маяка под охраной двух эсминцев и двух сторожевых судов. Катер подошел практически в упор к крейсеру и выпустил торпеду. Крейсер затонул. Легко понять, как мчалась работа у красных военморов, в случае если ни на крейсере, ни на защищавших его судах никто не увидел днем и при хорошей видимости подходящий катер.

По окончании взрыва был открыт хаотичный пламя по «британской подводной лодке», которая привиделась военморам.

Откуда же взялись у британцев катера, двигавшиеся с немыслимой для того времени скоростью 37 узлов (68,5 км/ч)? Британским инженерам удалось объединить в катере два изобретения: особый уступ в днище – редан и замечательный бензиновый двигатель в 250 л.с. Благодаря редану уменьшалась площадь соприкосновения дна с водой, соответственно, и сопротивление ходу корабля.

Реданный катер уже не плыл – он как бы вылезал из воды и скользил по ней на огромной скорости, опираясь о водную поверхность только реданным уступом и плоской кормовой оконечностью.

Так, в 1915 году британцы спроектировали небольшой скоростной торпедный катер, что время от времени именовали «плавучий торпедный аппарат».

Советские адмиралы стали жертвой собственной пропаганды. Воспользоваться западным опытом не разрешало убеждение, что отечественные катера – лучшие.

Стрельба назад

Сначала британское руководство разглядывало торпедные катера только как диверсионное оружие. Английские адмиралы предполагали применять в качестве носителей торпедных катеров легкие крейсеры. Сами же торпедные катера предполагалось использовать для атак вражеских судов в их базах. Соответственно, катера были весьма мелкими: длиной 12,2 м и водоизмещением 4,25 т.

Ставить обычный (трубчатый) торпедный аппарат на таковой катер было невозможно. Исходя из этого глиссирующие катера стреляли торпедами назад. Причем торпеда выбрасывалась из кормового желоба не носом, а хвостом.

В момент выброса включался двигатель торпеды, и она начинала нагонять катер. Катер, что в момент залпа должен был идти со скоростью около 20 узлов (37 км/ч), но не меньше 17 узлов (31,5 км/ч), быстро отворачивал в сторону, а торпеда сохраняла исходное направление, в один момент принимая заданную глубину и увеличивая движение до полного. Нужно ли сказать, что точность стрельбы торпедой из для того чтобы аппарата значительно ниже, чем из трубчатого.

В созданных Туполевым катерах просматривается полуавиационное происхождение. Это и обшивка из дюраля, и форма корпуса, и напоминающая поплавок гидросамолета, и маленькая, сплюснутая с боков надстройка.

Революционные катера

17 сентября 1919 года Реввоенсовет Балтфлота на основании акта осмотра поднятого со дна в Кронштадте британского торпедного катера обратился в Реввоенсовет прося дать распоряжение о срочной постройке на отечественных фабриках быстроходных катеров британского типа.

Вопрос был рассмотрен очень скоро, и уже 25 сентября 1919 года ГУК сообщил в Реввоенсовет, что «ввиду отсутствия механизмов особенного типа, до сих пор не изготавливаемых в Российской Федерации, постройка серии аналогичных катеров на данный момент, непременно, неосуществима». Тем дело тогда и кончилось.

Но вот в первой половине 20-ых годов XX века глиссирующими катерами заинтересовалось и «Остехбюро» Бекаури. По его настоянию 7 февраля 1923 года Основное морское техническо-хозяйственное управление народного комиссариата по морским делам обратилось с письмом в ЦАГИ «в связи с появившейся потребностью для флота в глиссерах, тактические задания коих: район действия 150 км, скорость 100 км/ч, оружие один пулемет и две 45-см мины Уайтхеда, протяженность 5553 мм, вес 802 кг».

Кстати, В.И. Бекаури, не весьма сохраняя надежду на ЦАГИ и Туполева, подстраховался и в первой половине 20-ых годов XX века заказал французской компании «Пиккер» глиссирующий торпедный катер. Но по многим причинам постройка торпедных катеров за рубежом так и не состоялась.

Глиссирующий поплавок

Но Туполев рьяно взялся за дело. Небольшой радиус нового торпедного катера и его нехорошая мореходность никого в то время не смущали. Предполагалось, что новые глиссеры разместятся на крейсерах.

На «Профинтерне» и на «Червоной Украине» предполагалось сделать для этого добавочные сваливающиеся шлюпбалки.

В катера и основу АНТ-3 был положен поплавок гидросамолета. Верх этого поплавка, деятельно воздействующий на прочность конструкции, перешел на катера Туполева. Вместо верхней палубы у них была сильно изогнутая выпуклая поверхность, на которой человеку тяжело удержаться, кроме того в то время, когда катер неподвижен.

В то время, когда же катер был на ходу, выйти из его боевой рубки было смертельно страшно – мокрая скользкая поверхность сбрасывала с себя решительно все, что на нее попадало (к сожалению, за исключением льда, в зимних условиях катера обмерзали в надводной части). В то время, когда на протяжении войны на торпедных катерах типа Г-5 приходилось перевозить десант, то людей сажали гуськом в желоба торпедных аппаратов, больше им негде было пребывать. Владея относительно громадными запасами плавучести, эти катера фактически ничего не могли перевозить, потому, что в них не было места для размещения груза.

Неудачной была и позаимствованная у британских торпедных катеров конструкция торпедного аппарата. Минимальная скорость катера, при которой он имел возможность выпустить собственные торпеды, составляла 17 узлов. На меньшем ходу и на стопе катер не имел возможности дать торпедный залп, поскольку это означало бы для него суицид – неминуемое попадание торпеды.

6 марта 1927 года катер АНТ-3, позже названный «Первенец», послали по железной дороге из Москвы в Севастополь, где он был благополучно построен. С 30 апреля по 16 июля того же года АНТ-3 проходил опробования.

На базе АНТ-3 был создан катер АНТ-4, развивший на опробованиях скорость 47,3 узла (87,6 км/ч). По типу АНТ-4 было начато серийное производство торпедных катеров, взявших наименование Ш-4. Строились они в Ленинграде на заводе им.

Марти (бывший Адмиралтейский судостроительный завод). Цена катера составляла 200 тысяч рублей. Катера Ш-4 оснащались двумя бензиновыми двигателями «Райт-Тайфун», поставляемыми из америки. Оружие катера складывалось из двух торпедных аппаратов желобкового типа для 450-мм торпед примера 1912 года, одного 7,62-мм дымообразующей аппаратуры и пулемёта.

Всего на заводе им. Марти в Ленинграде было выстроено 84 катера Ш-4.

Торпедный катер Д-3

Торпедный катер ЭЛКО

Торпедный катер Г-5

Торпедный катер S-boat Schnellboot

Торпедный катер A-1 «Воспер»

Самый стремительный в мире

А тем временем 13 июня 1929 года Туполев в ЦАГИ приступил к постройке нового глиссирующего дюралевого катера АНТ-5, вооруженного двумя 533-мм торпедами. С апреля по ноябрь 1933 года катер прошел заводские опробования в Севастополе, а с 22 ноября по декабрь – национальные опробования. Опробования АНТ-5 привели руководство практически в восхищение – катер с торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед – 65,3 узла (120,3 км/ч).

О таких скоростях не могли и грезить катера других государств.

Завод им. Марти, начиная с V серии (первые четыре серии – это катера Ш-4), перешел на производство Г-5 (так назывались серийные катера АНТ-5). Позднее Г-5 стали строить и на заводе № 532 в Керчи, а с началом войны завод № 532 эвакуировали в Тюмень, и в том месте на заводе № 639 кроме этого приступили к постройке катеров типа Г-5.

Всего был выстроен 321 серийный катер Г-5 девяти серий (с VI по XII, включая XI-бис).

Торпедное оружие у всех серий было одинаково: две 533-мм торпеды в желобковых аппаратах. А вот пулеметное оружие всегда менялось. Так, катера VI–IX серий имели по два 7,62-мм авиационных пулемета ДА.

Следующие серии имели по два 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС, отличавшихся большей скорострельностью. С 1941 года катера стали оснащать одним-двумя 12,7-мм пулеметами ДШК.

Торпедный фаворит

Некрасов и Туполев (начальник умело-конструкторской бригады по глиссерам)# не успокоились на Г-5 и в первой половине 30-ых годов XX века внесли предложение проект «фаворита торпедных катеров Г-6». По проекту водоизмещение катера должно было составлять 70 т. Восемь моторов ШУМ-34 по 830 л.с. должны были обеспечить скорость до 42 узлов (77,7 км/ч).

Катер имел возможность дать залп шестью 533-мм торпедами, три из которых запускались из кормовых торпедных аппаратов желобкового типа, и вдобавок три – из поворотного трехтрубного торпедного аппарата, расположенного на палубе катера. Артиллерийское оружие складывалось из 45-мм полуавтоматической пушки 21К, 20-мм пушки «авиационного типа» и нескольких 7,62-мм пулеметов. Необходимо заметить, что к началу строительства катера (1934) и поворотные торпедные аппараты, и 20-мм пушки «авиационного типа» существовали только в воображении проектантов.

Смертнички

Туполевские катера имели возможность функционировать торпедами при беспокойстве до 2 баллов, а держаться в море – до 3 баллов. Нехорошая мореходность проявилась в первую очередь в заливании мостика катера кроме того при самом малом беспокойстве и, например, сильном забрызгивании открытой сверху низкой ходовой рубки, затрудняющем работу команды катера.

Производной от мореходности была и автономность туполевских катеров – их проектная дальность ни при каких обстоятельствах не могла быть гарантирована, поскольку зависела не столько кроме того от запаса горючего, сколько от погоды. Штормовые условия в море бывают относительно редко, но свежий ветер, сопровождающийся беспокойством 3–4 балла, явление, возможно сообщить, обычное. Исходя из этого любой выход туполевских торпедных катеров в море граничил со смертельным риском вне всякой связи с боевой деятельностью катеров.

Риторический вопрос: а для чего тогда в СССР строили много глиссирующих торпедных катеров? Все дело в советских адмиралах, для которых английский Гранд-Флит был постоянной головной болью. Они действительно пологали, что английское Адмиралтейство будет функционировать в 1920–1930-х так же, как в Севастополе в первой половине 50-ых годов XIX века либо в Александрии в 1882-м.

Другими словами английские линейные корабли в ясную погоду и штиль подойдут к Кронштадту либо Севастополю, а японские линейные корабли – к Владивостоку, станут на якорь и учинят баталию по «регламенту Госта».

И тут-то на вражескую армаду налетят десятки самых стремительных в мире торпедных катеров типа Ш-4 и Г-5. Наряду с этим часть их будет радиоуправляемыми. Аппаратура для таких катеров была создана в «Остехбюро» под управлением Бекаури.

В октябре 1937 года было совершено громадное учение с применением радиоуправляемых катеров. В то время, когда соединение, изображающее вражескую эскадру, показалось в западной части Финского залива, более 50 радиоуправляемых катеров, прорвав дымовые завесы, устремились с трех сторон на суда соперника и нападали их торпедами. По окончании учения дивизион радиоуправляемых катеров взял высокую оценку руководства.

Мы отправимся своим методом

В это же время СССР был единственной ведущей морской державой, строившей торпедные катера реданного типа. Англия, Германия, США и другие государства перешли к постройке мореходных килевых торпедных катеров. Такие катера уступали реданным по скорости в штилевую погоду, но значительно превосходили их при беспокойстве 3–4 балла.

Килевые катера несли более замечательное артиллерийское и торпедное оружие.

Превосходство килевых катеров над реданными стало ясно на протяжении войны 1921–1933 годов у восточной части прибрежной полосы США, которую вело правительство янки с господином Бахусом. Бахус, конечно, взял верх, и правительство было вынуждено позорно отменить «сухой закон». Большую роль в финале войны сыграли быстроходные катера компании «Элко», доставлявшие виски с Кубы и Багамских островов.

Второй вопрос, что та же компания строила катера и для береговой охраны.

О возможностях килевых катеров возможно делать выводы хотя бы по тому факту, что катер компании «Скотт-Пейна» длиной в 70 футов (21,3 м), вооруженный четырьмя 53-см торпедными аппаратами и четырьмя 12,7-мм пулеметами, прошел из Англии в Соединенных Штатах своим ходом и 5 сентября 1939 года был празднично встречен в Нью-Йорке. По образу его компания «Элко» начала массовое строительство торпедных катеров.

Кстати, 60 катеров типа «Элко» было поставлено по ленд-лизу в СССР, где они взяли индекс А-3. На базе А-3 в 1950-х годах у нас был создан самый популярный торпедный катер советского ВМФ – проекта 183.

Германцы с килем

Стоит подметить, что в Германии, практически связанной по ногам и рукам Версальским соглашением и охваченной финансовым кризисом, сумели в 1920-х годах совершить опробования реданных и килевых катеров. По итогам опробований был сделан однозначный вывод – делать лишь килевые катера. Монополистом в области производства торпедных катеров стала компания «Люрсен».

В годы войны германские катера вольно действовали в свежую погоду на всем Северном море. Базируясь в Севастополе и в Двуякорной бухте (недалеко от Феодосии), германские торпедные катера действовали во всем Черном море. Сначала отечественные адмиралы кроме того не верили донесениям, что германские торпедные катера действуют в районе Поти. Встречи отечественных и германских торпедных катеров неизменно заканчивались в пользу последних.

На протяжении военных действий Черноморского флота в 1942–1944 годах ни один германский торпедный катер не был потоплен в море.

Летящие над водой

Расставим точки над «i». Туполев – гениальный конструктор самолетов, но для чего необходимо было браться не за собственный дело?! В чем-то его можно понять – под торпедные катера выделялись огромные средства, а в 1930-х годах среди авиаконструкторов шла твёрдая конкурентная борьба. Обратим внимание и еще на один факт. Строительство катеров у нас не было засекречено. Летящие над водой глиссеры вовсю употреблялись советской пропагандой.

Население всегда видело торпедные катера Туполева в иллюстрированных изданиях, на бессчётных плакатах, в кинохронике. Пионеров в добровольно-принудительном порядке приучали делать модели реданных торпедных катеров.

В итоге отечественные адмиралы стали жертвой собственной пропаганды. Официально считалось, что советские катера лучшие в мире и нет никакого смысла обращать внимание на зарубежный опыт. А в это же время агенты германской компании «Люрсен» начиная с 1920-х годов «высунув язык» искали себе клиентов.

Клиентами их килевых катеров стали Болгария, Югославия, Испания а также Китай.

В 1920–1930-х годах немцы свободно делились с советскими сотрудниками секретами в области танкостроения, авиации, артиллерии, отравляющих веществ и т.д. Но у нас и ничего не сделали, дабы приобрести хоть один «Люрсен».

Источник:http://topwar.ru/2224-oshibka-inzhenera-tupoleva.html

Ошибка инженера Кочина (фильм полный)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: