Управляемая ракета средней дальности р-4 (к-80, «изделие 36»).

      Комментарии к записи Управляемая ракета средней дальности р-4 (к-80, «изделие 36»). отключены

Разработчик: ОКБ «Молния»
Страна: СССР
Опробования: 1961-1963 гг.
Принятие на вооружение: 1965 г.

По окончании принятия «пожарных мер» по усилению ПВО страны, инициированных в 1956-1957 годах первыми безнаказанными пролетами высотных разведчиков U-2, у Клиента сформировалась достаточно упорядоченная неспециализированная концепция перспективной ПВО, которая отыскала отражение в Распоряжении ЦК КПСС и СМ СССР от 6 июня 1958 года № 608-293.

В частности, предусматривалась разработка дальнего авиационно-ракетного комплекса перехвата Ту-28-80 как базы первого предела эшелонированной совокупности обороны от стратегических бомбардировщики США, летящих через приполярные районы по малейшему межконтинентальному маршруту. Для решения данной задачи, и для прикрытия только протяженного периметра северных границ СССР требовалась длительность барражирования и большая дальность полёта перехватчика.

Исходя из этого за базу комплекса приняли тяжелый самолет Туполева, созданный в развитие невостребованного фронтового бомбардировщика «98», предполагавшийся для серийной постройки называющиеся Ту-24. Первоначально комплекс перехвата так и наименовался — Ту-24-80. По окончании определения количества нужных доработок под новое назначение самолет взял обозначение «128» и планировался для серийного выпуска называющиеся Ту-28. К истребителям эту машину возможно было отнести лишь с громадной натяжкой.

С учетом очень ограниченных маневренных возможностей не было возможности рассчитывать на гарантированный своевременный разворот перехватчика с выходом в заднюю полусферу цели. Исходя из этого сначала работ к ракетному оружию было предъявлено требование всеракурсности.

Действительно, с учетом малой чувствительности инфракрасных ГСН финиша пятидесятых годов применительно к «тепловому» варианту ракеты это требование заменили менее твёрдым — требовалось обеспечить атаку в заднюю полусферу с ракурсом до 3/4 в горизонтальной плоскости. Исходя из заданной громадной дальности обнаружения создававшейся под управлением Тихомирова РЛС У-5Б-80 — до 100 км (с переходом на автосопровождение на удалении 70 км от цели) и большой грузоподъемности носителя предусматривалась разработка оснащенной замечательной БЧ тяжелой ракеты с дальностью пуска, приблизительно в два раза превышающей уже отрабатывавшиеся образцы (К-7, К-8М, К-9).

Ракета должна была обеспечить поражение целей, летящих на высотах от 5 до 23 км (среди них и с превышением до 5-6 км относительно перехватчика) со скоростью от 800 до 1600 км/ час (в передней полусфере — до 2000 км/час) на дальностях до 13 км с задней полусферы и от 4 до двадцати километров с передней полусферы залпом двух ракет с возможностью 0,8-0,9.

Разработку полуактивной радиолокационной ГСН поручили коллективу Тихомирова в ОКБ-339, тепловой ГСН — Николаеву в ЦКБ-589. Представление комплекса на заводские опробования предписывалось в течение первых трех месяцев 1961 года, на национальные — в конце того же года. Спустя год с маленьким, Распоряжением от 4 июля 1959 года требования к комплексу ужесточили в части поражения целей со скоростями до 1800-2200 км/час на высотах до 25-26 км.

Было кроме этого предложено проработать возможность доведения большой дальности пуска ракет до 60 км. В будущем сменились начальники разработки самолетной и ракетной аппаратуры. Работы по РЛС, взявшей наименование «Смерч» возглавил Ф.Ф.Волков, по радиолокационной ГСН — Н.А.Викторов в НИИ-648, по тепловой ГСН — Д.М.Хорол.

Для ракеты К-80 («изделие 36») была принята обычная аэродинамическая схема. Корпус складывался из 5 отсеков. В переднем отсеке «радийной» ракеты размещалась полуактивная радиолокационная головка самонаведения ПАРГ-10ВВ, в которой в первый раз в отечественной практике были реализованы моноимпульсная пеленгация цели и всеракурсное наведение на цель.

В связи с весьма широким диапазоном скоростей сближения ракеты с целью — от 200 до 1600 м/с — перед пуском в ракету вводилась уставка, говорящая о атаке цели в переднюю либо в заднюю полусферу. Вместо радиолокационной ракета имела возможность комплектоваться тепловой ГСН Т-80НМ «Предел».

В следующем отсеке размешался радиовзрыватель РВ-80 с предохранительно-аккуратным механизмом И-60-80. В будущем на «тепловой» ракете начал применяться оптический взрыватель НОВ-80Н. Потом, сзади боевой части массой 53,6 кг, размешались автопилот АПР-80 и ампульная батарея.

В хвостовой части ракеты, за корпусом твердотопливного двигателя ПРД-84, около удлиненного газохода сопла параллельно продольной оси ракеты размешались бессчётные цилиндрические баллоны пневмосистемы, а за ними — рулевые автомобили привода аэродинамических рулей. Суммарный импульс тяги в наземных условиях составлял 24500 кГс.

Треугольное крыло имело большой угол и значительную площадь стреловидности по передней кромке (75 ) при нулевом угле по задней, что в те годы было пара необычно для ракет «воздух-воздух», в большинстве случаев оснащенных ромбовидными крыльями. Малая нагрузка на крыло в сочетании с высокой энерговооруженностью снабжали реализацию поперечной перегрузки ракеты до 21 единиц. Управление по всем каналам осуществлялось дифференцированным отклонением цельноповоротных рулей.

Ракеты подвешивались на бугелях на пусковые устройства АПУ-128.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века была выпущена конструкторская документация, которую в следующем году было нужно без шуток переработать исходя из применения автопилота источника и новых питания, уточнения требований по увязке ракеты с самолетом — носителем, и учитывая результаты продувок в аэродинамических трубах. В частности, для исключения флаттера была поменяна форма аэродинамического руля, законцовка которого была скошена с уменьшением размаха по задней кромке. Такая форма разрешила обеспечить практически оптимальную совокупность профилей без перехода на нежелательные малые толщины на периферии задней кромки.

Первый вылет самолета «128» прошёл в апреле 1961 года. Спустя всего 3 месяца, 9 июля 1961 года, на протяжении воздушного парада он пролетел над полем аэропорта Тушино, неся под крылом два макета ракет. В том же году были совершены первые независимые пуски ракет К-80 — по четыре с почвы и с летающей лаборатории.

с покон веков занимая особенное место в структуре МАП, туполевская «компания» имела хватает возможностей для своевременной летной отработки элементов комплекса на «нештатных носителях». Действительно, один из первых образцов РЛС «Смерч» занял практически «родное» положение под радиопрозрачным обтекателем на месте кабины навигатора переоборудованного умелого Ту-98, что, к сожалению, скоро потерпел аварию и выбыл из работ.

Намного более эффектным элементом отработки было превращение мирного первого советского реактивного лайнера Ту-104 ¬ 5406 в «грозный ракетоносец» — летающую лабораторию с целью проведения пусков ракет К-80. На борту Ту-104ЛК обеспечивались более благоприятные условия для испытательного оборудования и специалистов в сравнении с фактически равным по летно-техническим чертям Ту-16.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века пуски проводились уже не только с Ту-104ДК, но и с Ту-128. Наровне с 4 независимыми пусками, 9 пусками телеметрических ракет с тепловыми и «радийными» ГСН по парашютным мишеням ПМ-2, ПМ-4109 и ВУМ начались стрельбы тепловыми ракетами по самолетам-мишеням на базе Ил-28. Первый беспилотный бомбардировщик был сбит 27 сентября, а до Января этого года удалось поразить еще две таких цели. Хуже прошли стрельбы по Ил-28 с передней полусферы — из 8 мишеней пусками 15 ракет была поражена лишь одна.

Лишь по окончании доработки главного «виновника» неудач — радиовзрывателя — удалось сбить еще один Ил-28 с передней полусферы. Результаты облетов высотных вариантов Як-25 подтвердили возможность обстрела целей, летящих со большим превышением. Для облегчения эксплуатации ракет в армиях доработали конструкцию крепления крыльев.

Начиная с апреля 1963 года начались опробования третьего прототипа самолета «128», в первый раз оснащенного полным набором бортового радиоэлектронного оборудования, включая РЛС «Смерч», что разрешило приступить к полномасштабной отработке «радийных» ракет. Во время с августа 1963 года по май 1965-го ракетное оружие самолета отрабатывалось совместно с другими элементами комплекса на протяжении проведения этапа «Б» национальных опробований на полигоне во Владимировке.

Главными целями в десятках пусков были все те же мишени на базе Ил-28, обстреливаемые с задней полусферы и передней управляемыми ракетами как с тепловой, так и с радиолокационной ГСН, оснащенными вначале радиовзрывателями, а после этого и оптическими неконтактными взрывателями. На протяжении отработки было нужно заменить блок фильтра радиовзрывателя, усилить конструкцию планера ракеты. Совершили кроме этого две стрельбы по мишеням на Як-25РВ, летящим на высоте 17500 м с превышением 4500 м над носителем.

Длились облеты с разных ракурсов самолетов Ту-16, Су-9, як-19 и Миг-25РВ, нужные для отработки процессов наведения перехватчика со взятием цели на ракеты и автосопровождение. С учетом взятой информации по новому американскому разведчику, в будущем обозначенному SR-71, совершили моделирование процесса наведения на сверхскоростные высотные цели.

Исходя из хороших результатов национальных опробований комплекс был рекомендован к принятию на вооружение и официальную постановку в серийное производство, практически уже развернутое ранее. Первый «самолет 128», собранный на серийном заводе № 64 в Воронеже, совершил первый полет еще 13 мая 1961 года. С 1963 года серийное производство ракет К-80 («изделий 36») велось на калининградском заводе № 455.

Принятие на вооружение было выяснено Распоряжением от 30 апреля 1965 года № 362-132 с приданием наименований комплексу — Ту-128-80, самолету — Ту-128, РЛС — РП-28, а ракете — Р-4. Наряду с этим для ракеты была выяснена большая дальность 20-25 км при стрельбе по целям, летящим со скоростью до 2000 км/час в передней полусфере и 10-12 км при скорости цели до 1250 км/час в задней полусфере. Цели поражались на высотах от 8 до 21 км (в т.ч. с превышением 7-8 км).

Подвеска ракет снижала большую скорость перехватчика с 1910 до 1665 км/час — эта величина и определяла возможность выведения, на цель в конкретной тактической обстановке.

Модификации:
Р-4Р — ракета с радиолокационной ГСН, предназначена для атаки из передней полусферы.
Р-4РМ — модернизированная с радиолокационной ГСН.
Р-4Т — ракета с тепловой ГСН, предназначена для атаки из задней полусферы, а также в условиях радиотехнических помех.
Р-4ТМ — модернизированная с тепловой ГСН.

ТТХ:

Модификация: Р-4Р / Р-4Т
Большая скорость цели, км/ч: 2000 / 2500
Диапазон высот поражения цели, км: 8-21,5 / 0,5-21
Большая дальность пуска, км ППС/ЗПС: 20/13 / 25/13
Минимальная дальность пуска, км ЗПС: 3,0 / 2,2
Перегрузка перехватываемой цели, ед: 2,0 / 2,5
Предельное превышение цели, км: 5-6 / 7-8
Масса, кг: 492; 500
Масса БЧ, кг: 53
Диаметр корпуса, м: 0,315
Протяженность, м: 5,36
Размах оперения, м: 1,5
Энерговооруженность, кгс/кг: 50.

Управляемая ракета средней дальности р-4 (к-80, «изделие 36»).

Ракета Р-4Р. Музей ВВС Монино.

Ракета Р-4Т. Музей ВВС Монино.

Р-4Т (слева) и Р-4Р (справа) под крылом перехватчика Ту-128.

Тяжелый перехватчик Ту-128 с ракетами Р-4Р и Р-4Т.

Ракета Р-4Р.

Компоновочная схема ракеты Р-4Р.

Р-4 (К-80). Схема.

.

.

Перечень источников:
Е.И.Гордон, В.Г.Ригмант. «Скрипач», защищавший небо…
В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух».
Р.Безобидный. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».

Шахтная позиция ракеты Р16 8К64У

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: