Борис иванович черановский и его «параболы». часть 5

      Комментарии к записи Борис иванович черановский и его «параболы». часть 5 отключены

БИЧ-17

В 1935 г. Черановский был переведен на завод №38, на котором создатель динамореактивных пушек (ДРП) Л.В. Курчевский организовал согласно решению Наркомтяжпрома самолетостроительную группу. Вся организация взяла наименование Управление особых работ (УСР). Как мы знаем, что для реализации разных проектов самолетов Курчевский пригласил конструкторов Б.И. Черановского, В.Б.

Шаврова, С.А. Лавочкина, С.Н. Люшина.

Черановский спроектировал и строил самолет-истребитель БИЧ-17 по схеме «параболы» с двигателем М-22. Оружие БИЧ-17 должно было складываться из двух пушек АПК-4, установленных в крыле. Заметным отличием от прошлых проектов в БИЧ-17 явилось крыло в виде обратной «чайки» для обеспечения путевой устойчивости.

Конструкция самолета цельнодеревянная, шасси убираемое.

Борис иванович черановский и его «параболы». часть 5

В связи с ликвидацией УСР в феврале 1936 г. постройка БИЧ-17 была прекращена на 60% готовности планера самолета. Подтвержденных геометрических размеров и других технических параметров БИЧ-17 на настоящий момент не найдено.

БИЧ-18

В 1936-1937 гг. при помощи Осоавиахима Черановским был спроектирован и выстроен планер-орнитоптер БИЧ-18. Планер был сделан в форме биплана, что по плану конструктора при маховых перемещениях крыльев должно было мешать колебаниям фюзеляжа. Крепление крыльев к фюзеляжу осуществлялось посредством особых шарниров, верхние крылья были снабжены элеронами.

Крылья приводились в перемещение мускульной силой при помощи ножных педалей. Частота колебаний составляла 1,5 колебания в секунду, наряду с этим маховый процесс возможно было остановить в любой фазе.

Издание «Самолет», №9/1937 г. информировал, что 10 августа этого года были совершены первые полеты планера-орнитоптера БИЧ-18 конструкции Б.И. Черановского. Указывался вес конструкции – 78 кг, размах крыльев 7 м, верхнее крыло типа «чайка», простое для планера, нижнее крыло типа «обратной чайки». Оба крыла подвижные, допускающие взмахи при помощи привода от ножных педалей.

Хвостовое оперение простое. Все управление элеронами и рулями сосредоточено в ручке управления. Планер весьма легкой, ажурной «геодезической» конструкции. Программа опробований была создана рабочей группой под управлением инженера М.К.

Тихонравова.

В ходе опробований пилот Пищучев совершил четыре пробных полета на аэропорте в подмосковном поселке Тайнинка. Запуск производился при помощи резинового амортизатора на высоту 7–10 м. Первые два планирующих полета без взмахов нижнего крыла орнитоптер совершил на расстояние 120–130 м. В четвертом полете пилот сделал 6 взмахов и пролетел 430 м на высоте 7–10 м.

Всего было совершено около 150 полетов. Заметно было маленькое повышение дальности полета при взмахах крыльев.

Последующие изучения БИЧ-18 при помощи дыма продемонстрировали, что толстые несущие крылья планера не создавали пропеллирующего результата, т.е. не создавали тяги. Черановский думал, что динамическая крутка в полете будет обеспечена деформацией крыла, но на практике этого не случилось. Исходя из этого позднее были спроектированы и выстроены «эластичные» крылья такой же площади и формы. При первом опробовании эти крылья шумно завибрировали, налицо были все показатели флаттера без появления подъемной силы.

Исходя из этого были забракованы и эти крылья.

К проблеме орнитоптера Черановский возвратился в 1950-х гг., но до практического осуществления очередного для того чтобы летательного аппарата дело не дошло.

БИЧ-19

Точных сведений об объекте с таким обозначением не найдено.

В это же время, в начале 1939 г. Черановский подготовил проект экспериментального истребителя-бесхвостки с двигателем М-88. Данный истребитель должен был владеть нагрузкой на крыло 120–140 кг/м?, развивать большую скорость до 550 км/ч.

11 января 1939 г. глава НИИ ВВС бригинженер военком и Филин НИИ ВВС батальонный комиссар Холопцев подготовили отзыв на предложение конструктора, в котором сомневались в возможностях Черановского совладать с ответом таковой задачи, как создание скоростного самолета-истребителя (история с БИЧ-14 не забылась). Сомнения, в первую очередь, касались управляемости и вопросов устойчивости, исходя из этого считалось, что первоначально направляться создать бесхвостый экспериментальный самолет с нагрузкой на крыло 40–60 кг/м? и полетной скоростью 350–400 км/ч.

Примечательно, что у Черановского экспериментальный самолет с подобными чертями уже пребывал в разработке. Им стал гоночный БИЧ-21, о котором говорится в будущем повествовании.

БИЧ-20

К концу 1938 г. в аэроклубе «Чайка» в подмосковных Подлипках был выстроен маленький спортивный самолет БИЧ-20 «Пионер», проект которого проходил по конкурсу на «надёжный самолет». БИЧ-20 был испытан пилотом Р.А. Пищучевым на аэропорте в Тайнинке.

Нехороший аэропорт, рыхлый снег и весьма не сильный мотор мощностью 18 л.с. затрудняли взлет, но утверждалось, что по окончании взлета самолет продемонстрировал хорошие качества.

По окончании устранения недостатков и проведения доводок, установки более замечательного двигателя мощностью 26 л.с., состоялись полёты и повторные испытания БИЧ-20. Летал пилот Виктор Расторгуев, что 4 и 10 января 1939 г. на аэропорте Центрального аэроклуба им. Чкалова совершил 3 полета неспециализированной длительностью 34 мин.

По итогам опробований говорилось, что самолет на рулежке прекрасно ощущает руля поворота, разбег при ветре 2-3 м/с составил 90–110 м. При всецело данной ручке от себя самолет поднимает хвост через 30–35 м разбега. На разбеге прекрасно сохраняет направление взлета и превосходно реагирует на действия рулевого управления. Взлет осуществляется на скорости 75 км/ч, удачнейшая скорость комплекта высоты 90 км/ч, большая скорость в горизонтальном полете 140 км/ч.

Устойчив на всех режимах, прекрасно реагирует на рули. Планирует устойчиво на скорости 110 км/ч, посадочная скорость 65 км/ч.

К недочётам самолета пилот отнес твёрдую установку двигателя на мотораме. Неспециализированный вывод в отношении БИЧ-20: никакой отличия в сравнении с обычным типом самолета по управляемости и вторым летным качествам нет, не обращая внимания на уникальную конструкцию. В управлении несложной, обзор хороший.

БИЧ-21 (СГ-1)

В конце 1938 г., под впечатлением создания успешного БИЧ-20 Черановский приступил к проектированию особого гоночного самолета СГ-1, предназначенного для принятие участия в намеченных скоростных состязаниях спортивных самолетов. Самолет создавался во время, в то время, когда в Европе наблюдалось увлечение скоростными самолетами «Кодрон» с предельно идеальной аэродинамикой. По плану конструктора, СГ-1 с двигателем Рено «Бенгали» должен был иметь заметно более высокие скоростные характеристики, чем «Кодрон» С.690 с таким же двигателем.

Проект самолета СГ-1 был подготовлен в начале 1939 г. В отзыве об эскизном проекте СГ-1, подготовленном бригадным инженером B.C. Пышновым 21 февраля 1939 г. говорилось, что использование схемы «летающее крыло» для гоночного самолета очень рационально. Пышнов заключал, что эта схема дает возможность приобрести минимальный вес при относительно узком крыле.

Благодаря схеме крыла «обратная чайка» значительно уменьшается сопротивление крыла и фюзеляжа в месте их сопряжения. управляемости и Вопрос устойчивости никаких сомнений не вызывает, поскольку такая схема достаточно проверена на вторых автомобилях Черановского. Расчет большой скорости заслуживает доверия.

Пышнов заключал собственный отзыв о проекте Черановского утверждением, что самолет СГ-1 способен достигнуть рекордных показателей скорости.

8 марта 1939 г. авиаконструктор А.С. Яковлев подписал собственный отзыв о самолете БИЧ-21:

«самолет воображает интерес для проверки боевого применения безхвостки».

БИЧ-21 начали строить в 1939 г. на средства Осоавиахима. Самолет воображал собой цельнодеревянный моноплан с крылом «обратная чайка», был оснащен двигателем Рено «Бенгали» мощностью 220 л.с. БИЧ-21 имел идеальные аэродинамические формы, был оборудован подвесными закрылками перевернутого профиля по всему размаху крыла.

Конструкция самолета отличалась малым весом, шасси убирались с поворотом назад при помощи пневмосистемы.

Модель БИЧ-21 продули в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-5, по окончании чего было сделано заключение о приемлемых значениях управляемости и продольной устойчивости. Боковая устойчивость признавалась как недостаточная, помимо этого, как небольшой определялся противокапотажный угол.

Самолет был выстроен в конце 1939 г. и в начале 1940 г. испытан пилотом Воейковым. Полетная скорость достигала 417 км/ч. В ходе опробований подтвердилось, что самолет владеет недостаточной путевой устойчивостью.

По окончании нескольких полетов на БИЧ-21 увеличили вертикальное оперение.

В апреле 1941 г. был предпринят очередной полет с демонстрационными целями, при разбеге самолет скапотировал. В связи с началом войны, летом 1941 г. все работы по БИЧ-21 закончились.

источник: Михаил Маслов «Б.И. Черановский и его «параболы»» // «космонавтика и Авиация» 2016-05, с. 43–45

Москва слезам не верит (HD) 1 серия

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: