Борис иванович черановский и его «параболы». часть 1

      Комментарии к записи Борис иванович черановский и его «параболы». часть 1 отключены

Период 1920-1930-х гг. в мировом авиастроении знаменателен активным поиском новых аэродинамических компоновок и схем летательных аппаратов. Как раз сейчас были созданы и испытаны на практике бессчётные необыкновенные конструкции, выяснившие главные направления последующего развития авиации. К их разработке приступали, в большинстве случаев, нестандартно мыслящие люди – одни из них видели в технике страну чудес, другие пробовали перенести в практическую судьбу наблюдения, каковые получалось подсмотреть в природе.

Коммунистический изобретатель Борис Иванович Черановский относится как раз к таким нестандартно мыслящим людям. Не смотря на то, что в его творческом багаже числится множество уникальных необычных проектов и идей, в СССР он, в первую очередь, считался основоположником схемы самолета «летающее крыло». В первый раз Черановский внес предложение такую схему в 1921 г. и спустя два года с успехом осуществил ее на практике.

Предстоящие его реализованные конструкции и проекты в большинстве собственном имели форму крыла с передней кромкой, очерченной по параболической кривой, исходя из этого взяли наименование «парабола».

За годы собственной практической деятельности Черановский создал десятки уникальных проектов летательных аппаратов, около 30 его самолётов и планёров летало. В предлагаемом читателю материале приводятся главные моменты творческой деятельности гениального изобретателя и список главных его задуманных и реализованных работ.

Борис иванович черановский и его «параболы». часть 1

* * *

Борис Иванович Черановский появился 13 июля 1896 г. в селе Павловичи Волынской губернии в семье сельского преподавателя. По окончании получения неспециализированного образования в Виннице, в 1914 г. поступил в Киевское художественное училище, которое окончил в 1919 г. Уже в годы обучения показал склонность к изобретательству, например, в 1916 г. изобрел и изготовил уникальную клавишную скрипку, названную им «Клавиола».

В охваченной революционными событиями России Черановский был на стороне новой власти. Как мы знаем, что в 1919 г. он состоял при штабе Наркомвоенмора (министра по морским делам и военным) Украины Н.И. Подвойского в качестве агитатора-и художника плакатиста.

В 1920 г. по командировке Р.В.С. (Революционного Военного Совета) Украины Черановский направляется в Москву для получения особого авиационного образования. По советы наркома просвещения А.В. Луначарского его приняли в столичный авиатехникум, организованный доктором наук Н.Е.

Жуковским.

Прибытие в первые шаги и Москву в авиации Черановский обрисовал в рукописной тетради: «Москва. Деловая. Проекты.

13 сентября 1920 г.».

Все записи в данной тетради проникнуты революционным пафосом, стремлением и юношеским максимализмом поменять столь несовершенный существующий мир. Не только летательные автомобили интересуют в это время молодого изобретателя. Он с пылкостью обрисовывает проект оборудования гидроплотин на реке Буг, талантливых разрешить получения и проблемы судоходства недорогой электричества.

В один момент, как раз в данной тетради появляются картинки полноценного «летающего крыла».

В понедельник 13 сентября 1920 г. Черановский разумеется «начал новую судьбу» – в данный сутки в указанной тетради появляется первая схема уникального самолета, выполненного по схеме триплана, несущие поверхности которого по форме напоминают полуокружности с пара вогнутой задней кромкой. В последующие дни появляется множество эскизов, в которых представлена упомянутая форма крыльев в разных вариантах. Практически на всех картинках аэропланы имеют крыло в плане с закругленной передней кромкой, причем размах крыла в большинстве случаев неизменно близок его большой хорде. В пояснениях к картинкам создатель рассуждает, что это наилучшая форма:

«Авиация уходит от птицы и приближается к рыбе».

В ноябре 1920 г. в рабочей тетради Черановского появляются картинки многоместных двухмоторных монопланов. Один из них, воображающий сильно выраженное летающее крыло с утолщенной обитаемой средней частью, с бессчётными иллюминаторами, «переменной кривизной несущих поверхностей», подписан как проект «Цанония». Как мы знаем, что летающее семя лианы «цанония», произрастающей в Индонезии, легко переносится по воздуху и превосходно планирует.

Ясно, что именно форма семени лианы «цанония» заинтересовала Черановского и дала толчок многим его последующим умозаключениям.

Но продолжим изучение содержимого тетради:

24 ноября в ней появляется следующая запись:

«Жажда деятельности, осознание чрезвычайной важности и возможной полезности моих изобретений, последовательность очень лестных отзывов и одновременно с этим ужасная косность официальных работников, лень, безразличие, глупая самоуверенность их и самомнение понуждают меня на крайние меры проведения изобретений в судьбу, т.е. на обращение в высшую инстанцию за помощью.

Запад, пребывав в значительно более удачных условиях, как до отечественной революции, так и на данный момент, конечно куда как дальше ушел в эксплуатации завоевания и деле воздуха его как лучшего метода передвижения. Все же. не обращая внимания на большие удачи, запад ничем особым в смысле усовершенствования отличиться не имеет возможности.

Предлагаемые мной проекты в корне меняют взор на авиацию, делая ее очень экономичной и идеальной как со стороны материальной, со стороны упрощения конструкции, так и со значительной быстроты грузоподъёмности и стороны передвижения.

Все само собой разумеется зависит от того, как отнесутся к делу усовершенствования отечественной авиации лица, стоящие у кормы правления. Изобретателям в цивилизованном стране должны быть предоставлены все возможности с целью проведения их изобретений в судьбу. По причине того, что изобретатель подлинный творец новой судьбе.

Невнимательное отношение к изобретателям суициду подобно.

18 декабря.

День назад был сутки различных неожиданностей, сутки больших побед над косным отношением ко мне окружающей массы. День назад я заинтересовал Н.И. Ив… (неразборчиво). День назад я одержал победу в возражениях официальной науке. День назад я доказал логичность собственных построений. День назад я добился признательности весьма многих соперников.

День назад я был признан гением.

22 декабря.

Через полчаса я буду в Высшем Техническом училище. В том месте в аэродинамической лаборатории будут, наконец, произведены испытания с моими несущими поверхностями. Через час должна быть решена будущее моего принципа, и частично всего авиационного увлечения.

Нельзя сказать, дабы я весьма переживал, но все же, я не совсем ровен. Сейчас не отдаю себе ясного отчета в том, что я буду сказать, чего потребовать, что защищать. Но я должен быть стойким и ясным.

24 декабря.

Продувка была не полная. Я не удовлетворен опытом. Продувалась самая большая пластинка под различными углами, но с одной скоростью – 11 м/с.

Положение не доказано. Сравнения еще не может быть.

4 января 1921 г.

Товарищ Калинин внес предложение мне составить запись моих мытарств в Москве и отношение ко мне тех лиц, от которых мы большое количество ожидаем, но ничего не приобретаем. Попытаюсь, по мере возможности, ход за шагом, начиная со собственных удач в Киеве и заканчивая прошлым днем. Тяжело выполнить эту очень непростую задачу, но, не считая меня никто этого не сделает, а потому остается писать самому».

На этом записи в имеющейся тетради заканчиваются. Как мы знаем, что в 1921 г. Черановский взял возможность совершить неспециализированные изучения собственных изобретений в Аэродинамической лаборатории Столичного Высшего Технического Училища (МВТУ). Он строил модели по чертежам и своим эскизам и потом изучил их в аэродинамических трубах МВТУ.

Несовершенство самих этих труб разрешило произвести только качественную оценку его предложений, взять сравнительные результаты для нескольких вариантов видоизмененных несущих поверхностей. Но как раз тогда Черановский внес предложение крыло с удлинением 1,5 и с передней кромкой, очерченной по параболе. Он определял такие собственные летательные аппараты как «обитаемое крыло».

Мало кто верил в действительность предложений конструктора, но последующие события доказали состоятельность и полноценность Черановского как гениального изобретателя.

В декабре 1920 г. в записях конструктора в первый раз упоминается о проблеме эластичности крыльев. 21 декабря в одной из рабочих тетрадей появляется эскиз орнитоптера, перемещение крыльев которого осуществляется мускульной силой пилота. В течение следующего года изобретатель проработал конструкцию, а после этого выстроил этот аппарат, назвав его планер-орнитоптер.

Издание «Вестник Воздушного флота» №10-11/1921 г. информировал о созданном изобретателем Б.И. Черановским проекте планера с подвижными несущими поверхностями. Указывались поверхности бипланного типа, прикрепленные к остову планера шарнирами так, что в то время, когда верхняя пара крыльев движется вверх, нижняя опускается вниз.

Пилот пребывал в седле, при помощи рук поддерживал равновесие совокупности, а ногами, продетыми в особенные стремена, приводил крылья в перемещение. Крылья оценивались достаточно эластичными и при маховых перемещениях создавали тягу вперед, но не подъемную силу.

Отношение журнальной статьи к проекту Черановского было скептическое, в частности имелась ссылка на критический отзыв соратника Н.Е. Жуковского и одного из ведущих сотрудников ЦАГИ Владимира Петровича Ветчинкина. Но, однако, сама мысль не отвергалась, в издании рассуждали о вероятных полетах орнитоптера, предполагая, что испытывать либо летать на данном планере обязан умелый пилот.

Планер-орнитоптер был выстроен в декабре 1921 г., работоспособность его подвижных элементов демонстрировалась автором в одном из ангаров Ходынского аэропорта в Москве, но сведений об его полетных опробованиях не найдено.

Биплан-двухвостка

Данный проект, относящийся к нереализованным, не вошел в общеизвестный список работ Бориса Черановского. Но необычность а также явная непохожесть на другие проекты изобретателя заставляют обратить на него внимание. Вправду, определяемый автором как «биплан-двухвостка», задуманный двухмоторный самолет владел определенными преимуществами.

Развитое горизонтальное оперение, близкое по площади с несущими плоскостями, разрешает назвать его с некоей условностью кроме того трипланом. В один момент, сама такая двухфюзеляжная схема снабжает дополнительную жесткость и разрешает отказаться от столь распространенных в ту пору подкосов и расчалок. Большое количество десятилетий спустя конструкторы в различных государствах кроме этого пришли к аналогичной схеме самолета (отыщем в памяти к примеру уникальные проекты американского конструктора Берта Рутана). Сам Черановский написал к фотографии продувочной модели, изготовленной в 1922 г., следующее:

«Модель испытана в аэродинамической лаборатории МВТУ. Итог опробований хороший. Неосуществлен проект из-за недобросовестности специалиста Б.Н.

Юрьева, давшего отрицательный отзыв в НТК УВВС».

Но, в 1922 г. поверить в преимущества таковой схемы было очень непросто.

источник: Михаил Маслов «Б.И. Черановский и его «параболы»» // «космонавтика и Авиация» 2016-04

Gurdjieff, Fourth Way — Permanance of Consciousness

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: