Опасное сближение

      Комментарии к записи Опасное сближение отключены

Не обращая внимания на окончание громадной холодной войны 1945-1991 годов, соперничество великих держав — США и России — отнюдь не закончилось.

Любой более-менее значимый всемирный кризис в обязательном порядке сопровождается инцидентами на море, в воздухе либо на земле. Распад СССР на некое время сделал подобные происшествия уникальностью, но неспешно их число снова стало расти.

Облёт 12 апреля русским бомбардировщиком Су-24 американского эсминца «Дональд Кук», находящегося в водах Черного моря, не привлек бы к себе для того чтобы внимания, если бы не события на Украине и около нее. Действительность была одновременно и существенно скромнее, и намного увлекательнее, в особенности в случае если изучить историю вопроса.

Опасное сближение

Члены экипажа на палубе эсминца «Дональд Кук» в черноморском порту Констанца 14 апреля 2014 годa

Советско-американское противостояние, начавшееся фактически сразу после завершения Второй мировой, к счастью, так и не переросло в войну великих держав — ядерный конфликт между США и СССР угрожал стереть с лица земли человечество как биологический вид. Но пробовать оппонента «на излом» обе стороны не стеснялись. С целью предотвращения вероятного перерастания «армейских игр» в что-то большее в первой половине 70-ых годов двадцатого века СССР, и США подписали межгосударственное соглашение «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним».

Практически война в воздухе

Обстоятельства первых инцидентов были очень прозаичны. Готовясь к вероятной солдате, США вели разведку ПВО и другой военной инфраструктуры СССР. С 1950 до конца 1960-х годов США произвели от 12 до 20 тысяч разведывательных полетов на протяжении границ СССР.

Время от времени эти границы нарушались, среди них и намеренно (подобные нарушения неоднократно заканчивались трагически — в первой половине 50-ых годов двадцатого века был сбит один самолет-нарушитель, в 1951 и 1952-м — по два, в 1953-м — три).

У входа на выставку остатков американского самолета-шпиона У-2 в ЦПКиО им. Горького, сбитого 1 мая 1960 года под Свердловском

Однако до формирования целого радиолокационного поля на протяжении создания и границ замечательной совокупности ПВО на базе сочетания радаров, зенитных истребительной авиации и ракетных систем нарушения границ длились. Вольница закончилась 1 мая 1960 года. Уничтожение над Свердловском на высоте более 20 километров разведывательного самолёта U-2 стало лучшей демонстрацией новых возможностей ПВО СССР.

США было нужно отказаться от разведывательных полетов авиации над советской территорией — эту/задачу скоро взяли на себя спутники-шпионы.

«Морской бой» в настоящем времени

Активность СССР на протяжении границ США была куда меньшей — большинство территории Соединенных Штатов попросту пребывала вне территории досягаемости разведывательной авиации СССР. Главным занятием советских самолетов-разведчиков было слежение за ВМС США и их союзников по Североатлантическому альянсу. Тем более что угроза с моря с учетом классического перевеса CШA и Англии в данной сфере была более чем настояща.

Уровень противостояния накладывал собственный отпечаток, а последствия столкновений имели возможность появляться важными кроме того вне очередного мирового кризиса. В ноябре-декабре 1984 года подобное столкновение чуть не случилось между Тихоокеанским флотом СССР и американским авианосным ударным соединением, включавшим, а также три авианосца.

Авианосец «Карл Винсон» во главе боевой группы «Чарли» на протяжении 3-й фазы учений FleetEx-85 отрабатывал совместные действия с боевыми группами «Альфа» (АВ «Мидуэй») и «Фокстрот» (АВ «Энтерпрайз»). Их соперника, обозначенного как «оранжевые», изображали части ВМС, ВВС и морской пехоты США, включая «летающие радары» Е-3А «Сентри», заправщики КС-130, «Геркулес» и семь американских и японских субмарин, том числе три ядерные подлодки типа «Стерджен».

Три группы объединились к востоку от Филиппин и, обойдя с севера Окинаву, направились вдоль восточного noбережья Японии на север. Полеты советских разведывательных самолетов заметно участились, но американцам удалось скрыться благодаря нехорошей noгоде. Свирепый западный ветер мешал разведчикам Ту-95, заставляя их раньше времени покидать район поисков, дабы пополнить запас горючего.

Палубный истребитель F-14A «Томкэт», базирующийся на ядерном авианосце «Дуайт Эйзенхауер», сопровождает коммунистический стратегический бомбардировщик Ту-95

Поиски длились до 30 ноября, пока на протяжении шестого по счету пролета «Медведи» (натовский индекс Ту-95) не нашли суда, обходящие Окинаву. Самолеты со всех трех авианосцев вели учебные битвы с «условным соперником» из ВВС Соеденненых Штатов над побережьем Окинавы и вследствие этого не несли вооруженйя. Сейчас 25 истребителей F-14 «Томкэт» с «Карла Винсона» и «Энтерпрайза» и F-4 «Фантом» с «Мидуэя» нежданно встретились в воздухе с приближающимися «Медведями».

Пилоты безотлагательно начали возвращаться на собственный авианосцы, с тем дабы перевооружиться и взлететь навстречу уже настоящему, а не условному неприятелю.

В последующие дни самолеты ВВС и морской авиации СССР совершили пара сотен вылетов на разведку американской группировки, входившей в Японское море через Сангарский пролив. На перехват американской группировки были посланы пара отрядов кораблей ВМФ и подводные лодки. Декабрьское противостояние 1984 года в Японском море закончилось мирно и обе стороны разошлись по своим базам, так и не сделав ни одного выстрела.

Пошли на навал

12 февраля 1988 года на Черном море советским судам было нужно функционировать более решительно и враждебно. В ответ на вход крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» ВМС США в территориальные водье СССР вблизи Крымского полуострова советские суда — сторожевики «Безусловный» и СКР-6 — совершили навал на американские суда с целью вытолкнуть их из акватории. В следствии «Йорктаун» взял повреждения.

А по окончании появления над американскими судами двух вертолетов Ми-24 нарушители были вынуждены поменять курс и уйти в нейтральные воды.

Корабль Черноморского флота СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца «Кэрон», 12 февраля 1988 года

На фоне таких «сражений», недавний облет-одиночного «Дональда Кука» одиночным же боевым самолетом России выглядйт более чем деликатно — пилот действовал фактически в правильном соответствии с упомянутым соглашением от 1972 года. Но Подобные облеты смогут закончиться катастрофой и без боя: в октябре 1996 года, увлекшись демонстрацией собственных летных навыков в близи от крейсера «Петр Великий», упал в море и разбился истребитель «Вигген» ВВС Швеции.

источник: Илья КРАМНИК Страшное сближение КОНТАКТ-ШАНС №Т9 • 28.04.-04.05.2014

Эсминец ВМС США допустил опасное сближение с боевым кораблем «Ярослав Мудрый»

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: