Действия советской авиации в боях у озера хасан

      Комментарии к записи Действия советской авиации в боях у озера хасан отключены

Оккупировав Северную Маньчжурию, Япония разглядывала (при благоприятных условиях) возможность переноса боевых действий в приграничные районы СССР. Для проверки боевого состояния частей ОКДВА японские армии иногда организовывали провокации на советско-китайской границе. Японская авиация умышленно вторгалась в воздушное пространство СССР, в основном с разведывательными целями.

С 11 по 29 июня 1937 г. ее самолеты 7 раз нарушали воздушные границы в Приморье, бывши над советской территорией от 2 до 12 мин..

11 апреля 1938 г. воздушное пространство СССР нарушила многочисленная несколько японских самолетов, один из которых зенитным огнем пограничных армий был сбит. Летчик Маэда попал в плен. На протяжении его допроса стало ясно, что японская сторона шепетильно изучает воздушные маршруты в приграничной полосе на советском Дальнем Востоке на случай начала боевых действий.

Действия советской авиации в боях у озера хасан

Карта военных действий у озера Хасан в 1938 г.

Оказывая действенную помощь Китайской Республике на протяжении японо-китайской войны (1937-1945 гг.), вооруженные силы СССР уже практически год вести войну (добровольцами военных и силами советников-до 4 тыс. человек) с японскими армиями на территории Китая. Полномасштабная война между японией и Советским Союзом была только делом времени.

Во второй половине 1930-х гг. генштаб японских сухопутных сил имел уже подготовленный замысел армейского вторжения в СССР по трем направлениям — восточному (приморскому), северному (амурскому) и западному (хинганскому). Особенная ставка делалась на использование воздушных сил. По оценке Генштаба РККА, при начала боевых действий Япония имела возможность скоро сосредоточить вблизи отечественных границ до 1000 самолетов сухопутной авиации.

Ожидая возможности развития аналогичного сценария, советское военное управление приняло соответствующие меры. 1 июля 1938 г. ОКДВА, дополнительно усиленная боевой техникой и личным составом, была преобразована в Краснознаменный Дальневосточный фронт (КДФ, 2 армии) и Северную группу армий центрального подчинения. Командующим ДВФ стал Маршал СССР В.К.Блюхер, его помощником по авиации — комбриг П.В.Рычагов.

Из дальневосточной авиации была создана 2-я воздушная армия.

В 20-х числах июля 1938 г. была увидена повышенная активность японских армий в приморском районе, сопровождаемая ружейно-пулеметным обстрелом советской приграничной территории. Отечественные пограничники взяли указание — при прямого нарушения границы использовать оружие. Подразделения 1-й Приморской армии ДВФ были приведены в повышенную боевую готовность.

Тем временем японская сторона для нападения на СССР избрала Посьетский район в Приморском крае, на стыке границ СССР, марионеточного страны Маньчжоу-Го и Кореи, стремясь захватить спорные территории (высоты Заозерная и Безымянная) недалеко от озера Хасан.

29 июля 1938 г. разгорелся конфликт. В последующие дни, не смортя на потери1, сопернику удалось захватить господствующие высоты, каковые он в маленький срок перевоплотил в очень сильно укрепленные позиции.

Командующему армиями ДВФ была поставлена задача в короткие сроки разгромить соперника и высвободить захваченную им приграничную полосу (без вторжения на сопредельную территорию Маньчжоу-Го). Для ведения военных действий в воздухе была создана передовая авиационная несколько: 21 штурмовик Р-5 ССС 2-го шап (аэропорт Шкотово либо Шкотовская Равнина), 15 истребителей И-15 40-го иап (Августовка), 12 бомбардировщиков СБ 36-го сбап (Кневичи) и 41 И-15 (11 — из ВВС ТОФ и 30 — из 48-го иап, аэропорт Заимка Филипповского).

1 августа отечественная авиация силами 4-х эскадрилий (40 И-15, 8 Р-Зет) нанесла бомбово-штурмовой удар по японским армиям, причинив им незначительный урон. После этого последовали другие налеты бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для борьбы с советскими самолетами японская сторона задействовала только 2 зенитные батареи (18-20 орудий), расположенные на территории Маньчжоу-Го, каковые собственные огнем повредили 3 советских автомобили (1 И-15, 2 СБ).

На следующий сутки воздушные налеты отечественной авиации продолжились.

Опасаясь ответных действий со стороны японских ВВС, в соответствии с приказом наркома обороны СССР и начальника Генштаба РККА от 4 августа 1938 г. за №0071 «О приведении в полную боевую готовность армий Забайкальского военного и Дальневосточного фронта округа в связи с провокацией японской военщины у озера Хасан» в больших пунктах ПВО Забайкалья и Дальнего Востока было предписано: «установить артиллерийские и пулеметные части на позиции, перебазировать истребительную авиацию на своевременные аэропорты и поднять совокупность ВНОС, поверив сообщение постов ВНОС с аэродромами и командными пунктами истребительной части».

5 августа от одной из подводных лодок Тихоокеанского флота поступила непроверенная информация о приближении к Владивостоку 98 японских бомбардировщиков. ПВО города была безотлагательно приведена в полную боевую готовность. В атмосферу подняли до 50 истребителей.

К счастью, сведения были фальшивыми.

Светские летчики на полевом аэропорте

Кроме этого ставилась задача обеспечить средствами ПВО полевые аэропорты, стрелковые, кавалерийские и танковые части, размещенные в лагерях либо квартиро-биваках. Для данной цели было задействовано 5 зенитных дивизионов (32-й, 39-й, 40-й стрелковых дивизий; 39-го и 43-го стрелковых корпусов).

Принятые меры исходили из наличия у японской стороны авиационной группировки (до 70 самолетов) в районе оз. Хасан. Но она практически не задействовалась в битвах.

В следствии 69-я истребительная авиабригада, вооруженная самолетами-истребителями И-15 и И-16, переориентировалась на ведение воздушной разведки, охрану собственной авиации и бомбардировку вражеских позиций.

4-9 августа войска СССР, деятельно поддерживаемые с воздуха авиацией, сумели разгромить недалеко от озера Хасан японо-маньчжурскую группировку и выдавить ее с территории СССР. 11 августа конфликт был исчерпан, что официально признали в Токио.

За период военных действий у озера Хасан советская авиация произвела 1003 самолетовылета, из них: ТераБайт-3РН — 41, СБ — 346, И-15 -534, ССС — 53, Р-Зет — 29, И-16 — 25. На соперника было скинуто 4265 бомб различных калибров (неспециализированным весом около 209 тысячь киллограм), истрачено 303 250 патронов.

Японской зенитной артиллерией сбит 1 СБ и 1 И-15 (лейтенант Соловьев)2. От зенитного орудийного и пулеметного огня 29 самолетов имели повреждения и незначительные пробоины, из них: 18 — И-15, 7 — СБ и 4 — ТераБайт-3РН. Еще два истребителя И-15 считались потерянными по небоевым обстоятельствам. Пилот Корешев разбил истребитель при посадке на незнакомый аэропорт — самолет попал в канаву и скапотировал.

Другую машину раздавил неудачно приземлившийся на летное поле транспортный ТераБайт-1.

Нежелание японской стороны применять в вооруженном конфликте собственные ВВС, возможно, было вызвано опасностью нанесения воздушных ударов со стороны советской бомбардировочной авиации не только недалеко от озера Хасан, но и по территории Японии.

По данным издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 — 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. — М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. — 792 с. : ил.

Примечания:

  1. Лишь в битвах за высоту Заозерная японские армии утратили 257 солдат и офицеров. [?]
  2. Самолет лейтенанта Соловьева упал в реку Туманган. Пилот погиб. [?]

1938 г История боев войск ркка у Озера Хасан

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: