Нелетающие французские авиапушки. гочкисс и ко.

      Комментарии к записи Нелетающие французские авиапушки. гочкисс и ко. отключены

В продолжение поднятой темы французского авиавооружения – статья о попытках создания 25-мм авиапушек в предвоенной Франции.

Французское министерство авиации, практически сразу после окончания Первой Мировой, выдало спецификацию на разработку 25-мм автоматической авиационной пушки, основные параметры и механизм которой были «списаны» с автоматического оружия компании Hotchkiss, которое служило Франции правдой и верой много лет. Согласно точки зрения французов, это было самое надежное оружие в мире. Конечно, компания Hotchkiss была выбрана в качестве подрядчика фактически без конкурса.

Разработка пушки Hotchkiss велась в строжайшей тайне, но работа шла очень медлительно. Связано это было прежде всего с дефицитом денежных средств. Первые образцы готовься в конце 20-х годов, и во второй половине 20-ых годов двадцатого века министерство авиации Франции дало разрешение на показ пушки последовательности зарубежных атташе. В июле 1928 года в национальном арсенале в Кале (Calais) были показаны варианты для применения в качестве противотанкового и зенитного орудия.

Отмечалась малая сила отдачи для орудия для того чтобы калибра. На этом интерес к пушке со стороны французских армейских угас. Применяв последовательность механизмов опытного образца, компания Hotchkiss создала 25-мм противотанковую пушку Canon de 25 mm antichar Mle.

1934 примера 1934 года, и крепостную SARF для оружия казематов линии Мажино. Но это были совсем другие орудия.

К теме автоматического орудия возвратились в 30-е годы, в то время, когда появилась потребность в скорострельной зенитке среднего калибра. В 1932-м компания Hotchkiss создала новую 25-мм автоматическую пушку и внесла предложение ее вниманию военного руководства. Но понимания компания не встретила. Эксперты по вопросам оружий сочли, что 25-мм зенитка Hotchkiss армии не понадобится.

Они все же дали согласие произвести опробования, но на том и поставили точку.

Нелетающие французские авиапушки. гочкисс и ко.

25-мм зенитка Hotchkiss Mle 1938

К середине тридцатых стало очевидным, что выдумка погибла. Компании было нужно искать клиентов за границей. В первой половине 30-ых годов XX века японский флот закупил маленькую партию этих орудий. Потому, что оно заметно превосходило устаревший зенитный автомат Vickers QF Mk II английской разработки, использовавшийся тогда японским флотом для ближней ПВО судов, было издано постановление о налаживании собственного производства французского орудия.

Оно началось во второй половине 30-ых годов двадцатого века на морском арсенале в городе Йокосука, причем японцы, не затрудняя себя приобретением лицензии, французский автомат под обозначением Тип 96 и 25-мм патрон для него. Самым важным отличием японского примера от оригинала стало оснащение пламегасителем германской компании Rheinmetall.

Японский морской 25-мм зенитный автомат Тип 96 в строенном выполнении – практически правильная копия зенитки Hotchkiss. Прекрасно видны рожковые магазины на 15 патронов.

Питание автомата осуществлялось посредством рожковых магазинов на 15 патронов, вставлявшихся сверху. Данное ответ значительно снижало практическую скорострельность.

Позже вспыхнула гражданская война в Испании. Наблюдения французских армейских за тем, как разворачивались события в соседней стране, привели их к осознанию того факта, что одних только крупнокалиберных пулеметов для отражения атак штурмовой авиации может оказаться не хватает. В итоге стратеги возвратились к предложению компании Hotchkiss и сделали запрос на выпуск 25-мм пушки.

Но кроме того сейчас в штабе не могли прийти к единому точке зрения, чего же они все-таки желают взять – не было определенности в отношении скорострельности, конструкции лафета и без того потом. В конечном счете, в 1938-м обстановка прояснилась, но тут же еще больше запуталась. Дело в том, что компания Hotchkiss уже производила 25-мм зенитки по заказу Румынии, в это же время технические требования французских армейских означали большие трансформации в технологическом ходе.

В них указывалось двойное назначение орудия с возможностью применения в качестве авиационной пушки. Для того чтобы рода трансформации предполагали облегчения конструкции темпа и значительное увеличение стрельбы. Так или иначе, нужные трансформации были произведены, и из ворот сборочных цехов стали выходить зенитки для французской армии.

Выпускалось два варианта 25-мм зенитных установок Hotchkiss. Одна – 25-мм автоматическая пушка Гочкисса обр. 1938 г. (Mitrailleuse de 25-mm sur affut universel Hotchkiss Modele 1938).

Легкая пушка устанавливалась и транспортировалась на одноосном лафете. Вторая – Hotchkiss Mle 1939, представлявшая собой более тяжелое орудие, предназначавшееся для стационарного применения.

И та и вторая зенитка в полной мере отвечали современным требованиям – они владели высокой скорострельностью и вели пламя замечательными снарядами: и та и вторая пушка имели возможность употребляться для поражения не только воздушных, но и наземных целей, потому, что производитель позаботился о выпуске бронебойных снарядов. Для ВМФ Франции изготавливались зенитки, устанавливавшиеся на станках-тумбах.

Незадолго до германского вторжения в мае 1940-го компания Hotchkiss представила вниманию клиента спаренную 25-мм пушку Hotchkiss Mle 1940J, которая не отправилась дальше предсерийной партии. Японцы, создававшие копию зенитки Hotchkiss, к началу войны уже давно производили и одинарные, и спаренные, и строенные зенитки Hotchkiss, каковые составляли базу ПВО ближнего действия всех японских судов. Для середины 1930-х годов 25-мм автоматы Тип 96 были в полной мере удовлетворительным оружием.

Но на протяжении войны на Тихом океане выявились и его значительные недочёты. К числу минусов зениток относились через чур небольшой недостаточная дальность и вес снаряда действенного огня. Практическая скорострельность была низка для для того чтобы калибра, а сами орудия очень сильно вибрировали при стрельбе. Ещё одним минусом являлось воздушное охлаждение стволов орудий, уменьшавшее продолжительность постоянной стрельбы.

Совокупности управления зенитным огнём кроме этого были не на высоте, и их было очевидно не хватает. Что касается одиночных автоматов, то они всецело отдавались на откуп расчёту, имевшему только примитивный механический прицел. К концу войны, в то время, когда скорость самолетов подросла, начала ощущаться и нехорошая баллистика 25-мм снарядов, осложнявшая стрельбу на предельных расстояниях, откуда старался нападать соперник.

В следствии, не смотря на то, что к концу войны японские суда несли огромное количество 25-мм орудий, их настоящая эффективность была низкой.

25-мм зенитка Hotchkiss Mle 1939, захваченная немцами и взявшая обозначение 2.5-cm Flak Hotchkiss 39

Захваченный немцами автомат Hotchkiss Mle 1940

Основная проблема для французских армейских заключалась в том, что производственные мощности компании Hotchkiss были не готовы удовлетворить неожиданно проснувшийся аппетит французской армии и флота. Нужные количества выпуска продукции в течение трех предвоенных лет было реализовать просто не реально.

Не обращая внимания на то, что в воздухе все отчетливее веяло войной, рабочие Hotchkiss бастовали, и не смотря на то, что компания сумела избежать тотальной передачи в госимущество, контрольный пакет акций компании все равно был под контролем страны, а борьба за выживание создавала изрядную нервозность и не содействовала производительности. Исходя из этого, в то время, когда немцы напали на Францию, в распоряжении ПВО страны и армии в целом имелось всего лишь около 1000 зениток Hotchkiss – несоизмеримо меньше, чем требовалось (для сравнения, с 1937 по 1945 год японцы выпустили более чем 33 тысяч стволов собственных зениток аля-Гочкисс – тип 96).

Но и те, что наличествовали, скоро поменяли хозяина. Кое-какие остались в руках армии вишистов, кое-какие употреблялись зенитчиками свободной Франции на Ближнем Востоке, но большинство сохранившихся по окончании событий мая-июня 1940-го 25-мм пушек сделались германскими трофеями. Позднее они в большинстве собственном были включены в совокупность обороны Атлантического вала.

Немцы присвоили зениткам индексы 2.5-cm Flak Hotchkiss 38 и 2.5-cm Flak Hotchkiss 39 и разрешили французам ограниченный выпуск снарядов для них. В конце войны многие зенитки Гочкисса немцы устанавливали на бронетранспортёры и грузовики, и применяли их в качестве легкого противотанкового оружия в оборонительных уличных битвах.

Во второй половине 30-ых годов XX века Armee de l’Air, взявшее контроль над компанией Hotchkiss, неожиданно поняло необходимость в авиационной пушке. Тем более, что известная в будущем пушка Hispano Suiza была еще сырой и с непонятной возможностью. Тогда и отыскали в памяти о разработках Hotchkiss 10-летней давности. Дабы сэкономить время, решили выпускавшуюся на экспорт 25-мм зенитку, потом взявшую обозначение Hotchkiss Mle 1938.

Предполагалось создать орудие двойного назначения как для установки на самолет, так и для применения в изначальном выполнении. Но, это выяснилось не так легко и разумеется. Зенитное орудие Mle1938/39 для собственного времени хватало идеальным.

Технический темп стрельбы достигал 350 выстрелов в 60 секунд, но небольшой боекомплект рожкового магазина в 10 патронов (в отличие от японского 15-зарядного) снижал ее до 120–180 выстр/мин., что было очевидно не хватает для авиационного оружия. Начальная скорость боеприпаса была высокой – 900 м/с, что было нужно для прицельного огня на громадные расстояния (досягаемость по высоте у Mle1938/39 теоретически имела возможность достигать 8 тыс. метров).

Для авиационного оружия, стрельба из которого ведется на дистанции нескольких сот метров, это было излишним. Помимо этого, фактически пушка не учитывая магазина весила более 115 кг, что кроме этого было много для самолетов того времени. Все это потребовало времени на доработку.

А времени именно и не хватило. К началу германского наступления во Франции в металле существовали только пара прототипов 25-мм авиапушки Hotchkiss, которая кроме того опоздала пройти целый комплекс официального обозначения и испытаний не взяла.

В окончательном виде пушка стала пара меньше, ее неспециализированная протяженность составляла 2,44 метра. Магазинное питание собирались заменить на ленточное. Предполагалось два варианта ленты – матерчатой и железной с распадающимися звеньями. Начальная скорость за счет более маленького ствола была снижена до 830 м/с. Темп стрельбы был заявлен в 350–400 выстр/мин, но официальных отчетов не сохранилось и о настоящих данных возможно только догадываться.

Ввиду того, что вся механика и автоматика стандартной зенитки была сохранена без трансформаций и в варианте авиапушки, то наверное, что техническая скорострельность в 350 выстр/мин – это был максимум, на что имели возможность рассчитывать разработчики.

Умелая 25-мм авиапушка совокупности Hotchkiss – пневматический макет

Первые опытные образцы готовься во второй половине 30-ых годов XX века. Тогда же интерес к новому орудию показали Соединенные Штаты, послав запрос через собственного военного атташе о возможности приобретения примера для опробований. Но запрос был отклонен под предлогом секретности разработки. Однако, пушка была продемонстрирована американцам.

Другими словами это была не пушка, а полноразмерный действующий макет, в котором автоматическая стрельба имитировалась особым пневматическим устройством. Очевидно, при таковой имитации боеприпасы не употреблялись, за счет сжатого воздуха трудилась только автоматика пушки.

Первые стрельбы боевыми патронами были совершены в конце 1938 года. Сохранился отчет об опробовании пушки на проникающую свойство. При стрельбе бронебойными боеприпасами на дистанции 700 метров по прямым углом пробивалась 38-мм бронеплита, а с 2000 метров уязвима была броня толщиной 19 мм. Другими словами, если бы у французов хватило времени на доработку пушки, антигитлеровская коалиция взяла бы совершенное оружие для штурмовой авиации.

Но к моменту начала германского блицкрига пушка все еще имела статус умелой. Французские армейские никак не могли выяснить сферу ее применения. В то время, когда Франция пала, завод Hotchkiss попал в руки немцев.

Фашисты, изучив авиапушку Hotchkiss, не нашли в ней ничего занимательного для применения в Люфтваффе и проект был закрыт уже окончательно.

Характерно, что попытку приспособить зенитку Гочкисса для применения в авиации полностью независимо от французов предприняли и японцы.

Арсенал флота «Kugi-sho» в городе Йокосука, еще с конца 30-х годов массово производивший 25-мм зенитный автомат Тип 96 – лицензионный французский “Hotchkiss”, направил собственные действия по разработке авиационной совокупности в рамках спецификации 17-Shi по пути адаптации прекрасно отработанной в серии зенитки для установки на самолет.

Проект, взявший обозначение Тип 4, предполагал сохранение базисной конструкции пушки “Hotchkiss”, трудившейся на газоотводной базе, но для уменьшения силы отдачи – оснащение ее дульным тормозом, уменьшение величины порохового заряда, другими словами, возможно, сокращение длины штатного патрона 25?163 мм. Кроме этого предполагалось замена коробчатого магазина на ленточную подачу. Проект, но, так и не был закончен.

Автоматика 25-мм пушки Hotchkiss как зенитки, так и авиапушки трудилась за счет энергии отводимых пороховых газов. При подготовке к стрельбе в зенитном автомате наводчик применял рычаг, установленный на правой стороне ствольной коробки. Рычаг был соединен с храповым механизмом и зубчатой рейкой, благодаря которому производилось взведение спускового механизма затвора. По окончании зарядки рычаг возвращался в исходное положение.

В авиапушке рычаг заменялся пневмоцилиндром, благодаря которому производилось первичное взведение затвора. Затвор отводился назад, взводя ударный механизм и газовый поршень, что удерживается в заднем положении шепталом. При нажатии на курок, освобождаемый поршень и затвор перемещаются вперед за счет энергии боевой пружины.

В авиапушке спуск осуществляется дистанционно за счет пневматики. При перемещении затвора вперед забирался патрон и досылался в патронник. По окончании того как затвор был полностью заблокирован в переднем положении, ударный механизм под действием энергии поршня разбивал капсуль патрона, создавая выстрел.

Часть пороховых газов отводилась через отверстие в стволе и газоотводную трубку, влияла на газовый поршень и отправляла его назад вместе с затвором. В один момент экстрактор захватывал пустую гильзу, которая удалялась через отверстие в нижней части ствольной коробки. По окончании чего цикл повторялся.

Авиапушка Hotchkiss разрабатывалась под тот же патрон, что употреблялся в зенитках Hotchkiss Mle 1938/39, созданный еще в начале 30-х, но по многим причинам принятый на вооружение во Франции лишь во второй половине 30-ых годов XX века. Японцы скопировали патрон во второй половине 30-ых годов двадцатого века, но при внешнем сходстве французского и японского патронов и однообразных массо-габаритных чертях они, вопреки распространенному точке зрения, не были взаимозаменяемыми, пара отличаясь диаметром шейки гильзы.

Справа: французский фугасный трассирующий патрон 25?163 Hotchkiss Mle1938.

Слева: японский 25?163 Type 96. Рядом для сравнения 20-мм боеприпас пушки Hispano

При проектировании нового патрона французы столкнулись с некоторыми трудностями в создании порохового метательного заряда, что снабжал бы заданную энергию боеприпасу. К ответу задачи была подключена американская компания «Dupont», которая выдала советы по баллистическим чертям.

Французские патроны 25×163 Hotchkiss Mle1938:

Слева направо: Фугасный; фугасно-зажигательный; бронебойный и бронебойно-трассирующий.

В отличие от японцев, каковые к концу войны имели на вооружении аж 16 разных типов 25-мм снарядов для собственных зениток Тип 96, французы создали только четыре типа снарядов 25?163 Hotchkiss Mle1938 – фугасный, фугасно-зажигательный, бронебойный и бронебойно-трассирующий.

Масса снаряженного патрона всех типов составляла 680 грамм, Фугасный боеприпас весил 240 грамм, куда входило 10–11 грамм пентолита. В фугасно-зажигательном 9 грамм пентолита + 3 грамма белого фосфора. Бронебойный боеприпас не содержал взрывчатки и весил 260 грамм.

Другими словами, в случае если сравнить 25-мм боеприпас по разрушающему действию с 20-мм боеприпасом Hispano, можно подчернуть, что при в два раза большей массе боеприпас Hotchkiss содержал такое же количество взрывчатого вещества.

Боеприпасы французских авиапушек 30-х годов:

Слева направо:

20?71 мм – облегченный экспериментальный патрон для турельной пушки HS.405

20?110 мм – обычный фугасный боеприпас для пушки HS.404

20?110RB – патрон Oerlikon пушек HS.7 и HS.9

Гильза экспериментального патрона 23?120RB для умелой пушки HS.8

23?122 мм – патрон для умелых пушек HS.406 и HS.407

Гильза экспериментального патрона 23?120 для умелой пушки HS.401

25?135.5 мм — экспериментальный патрон для пушек DTAN и HS.410

25?159.5 мм — экспериментальный патрон для пушек DTAN и HS.410

25?163 мм обычный фугасный патрон Hotchkiss

Не считая перечисленных выше производителей французского авиационного оружия нужно отметить еще компанию DTAN, специализировавшуюся на военно-морском оружии, которая в 30-е годы постаралась составить борьбу таким мэтрам военной индустрии, как «Hotchkiss», «Chatellerault» и «Hispano Suiza». Компания во время с 1933 по 1940 год создала серию автоматических пушек калибра 25 мм, каковые а также предполагалось применять и в качестве авиационных.

Пушки DTAN разрабатывались под два типа новых патронов. Замечательный 25?159.5 Mle 1935-1937A и облегченный 25?135.5 Mle 1937В. Было произведено два умелых экземпляра пушки под первый, более замечательный патрон и одна под второй. Характеристики орудий очень не впечатлили военных, потому, что ничем принципиально не отличались от 25-мм пушек «Hotchkiss».

Так, более замечательный вариант производил 280-300 граммовые боеприпасы с начальной скоростью 780–830 м/с, а вариант под патрон 25?135.5 Mle 1937В, применяя 200-граммовые боеприпасы, снабжал начальную скорость 875 м/с. Темп стрельбы обеих совокупностей не превышал 350 выстр/мин. Масса образца и пушки 1935 года была относительно мала для для того чтобы калибра и составляла около 80 кг. Но армейские сначала делали ставку на оружие «Hotchkiss», и вторым производителям внимания не уделялось.

С последующей военных оккупацией и началом действий страны предстоящие разработки были прекращены. Не сохранилось ни документации, ни образцов этих разработок.

Сравнительные размеры французских авиапушек финиша 30-х годов. Сверху вниз: 25-мм DTAN Модель 1935, Эрликон FFF, HS-9, HS-404, HS-405

Немецкие пушки Рак гибель расчета видео

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: