Нелетающие линкоры 3-го рейха. безоткатные пушки в люфтваффе

      Комментарии к записи Нелетающие линкоры 3-го рейха. безоткатные пушки в люфтваффе отключены

В продолжении темы авиапушек концерна Рейнметалл Борзиг, проекты безоткатных пушек, рожденных в данной оружейной компании 88-мм Duka 8.8; 55-мм МК 115; 280-мм Duka 280 и 356-мм Sondergerat SG 104

Нелетающие линкоры 3-го рейха. безоткатные пушки в люфтваффе

88-мм безоткатная авиапушка Dusen-Kanonen «Duka 88»

Одним из неприятных побочных эффектов при выстреле из пушки большого калибра, непременно, есть отдача, позванная действием пороховых газов. Как направляться из 3-го закона Ньютона, сила выталкивающая боеприпас из ствола, равна силе, действующей через донце гильзы на закрывающий ее затвор, а через него уже на всю конструкцию, другими словами, отдачу оружия. Эта отдача, в основном, ограничивает калибр и мощность орудия, которое возможно установить на самолет без риска нанести фатальные повреждения планеру.
Эту проблему, остро находившуюся перед авиаторами, пробовали решить фактически с самого зарождения боевой авиации, еще в годы 1-й Всемирный войны, методом разработки безоткатных пушек, сущность конструкции которых заключалась в том, что излишек дульных газов, незадействованных для фактически выстрела, отводился назад через особые газоотводные каналы и, в конечном счете, выбрасывался в атмосферу, минуя негативное влияние на затвор оружия, и соответственно, на силу отдачи, снижая ее до надёжного уровня либо кроме того всецело компенсируя ее.

Еще в 1910 году коммандер ВМФ США Клилэнд Дэвис (Cleland Davis) изобрёл орудие, трудящееся по безоткатному принципу, и предназначенное для оружия самолётов. В 1911 году он взял на это изобретение патент США за номером № 1108714. И в годы 1-й Всемирный войны пушки Дэвиса разных калибров ограниченно использовались в британской авиации для противодействия кораблям .

В межвоенный период безоткатные пушки громадного калибра «примеряли» к самолетам фактически во всех государствах. Но, при всех преимуществах применения громадного калибра, безоткатные пушки владели и значительными недочётами, среди которых низкая начальная скорость боеприпаса, что ограничивает дальность стрельбы, и наличие направленной назад струи раскалённых газов, что без шуток затрудняет установку орудий в самолета.

К середине 30-х годов повальное увлечение авиационными безоткатками фактически сошло на нет, чему содействовало появление достаточно замечательных и скорострельных авиапушек классической конструкции, а использование более идеальных бомбовых прицелов, разрешило намного более действенно использовать для борьбы с наземным соперником простые бомбы.
Одной из немногих государств, в которых мысль безоткатных авиационных орудий не погибла совсем, была нацистская Германия, где уже в годы 2-й Всемирный войны появилось пара очень увлекательных проектов этого оружия, как довольно маленьких, классических калибров, так и ужасных однозарядных монстров, соизмеримых с главным калибром линейных кораблей.

Опыты по формированию темы безоткатных авиационных пушек в Германии начались в 1935-36 гг, именно в тот момент, в то время, когда в других государствах эта тема подошла к собственному логическому тупику. Компания Рейнметалл Борзиг в предвоенные годы создала пара умелых совокупностей калибра 37 мм и 75 мм. Последняя, 75-мм пушка, взявшая обозначение 7.5 cm Leichtgeschutz 40 (другими словами, «легкое орудие калибра 7.5 см примера 1940 года) было доработано для установки на самолет — Dusenkanone 7.5, дословно, пушка с насадкой, либо сокращенно Duka 7.5.

Опробования проводились на борту истребителя Bf 110 и, в принципе, продемонстрировали обнадеживающие характеристики — Duka 7.5 с длиной ствола 3,067 метра стреляла 2.4-кг боеприпасами (масса унитарного патрона составляла 6.5 кг) с начальной скоростью 540 м/с. Дульные газы наряду с этим выводились в хвостовую часть фюзеляжа самолета, нанося ей важные повреждения.

75-мм безоткатное орудие Duka 7.5 под фюзеляжем Bf 110 C-6

Безоткатное орудие имело низкий приоритет в разработках концерна Рейнметалл Борзиг и предстоящая доработка пушки была дана в чешскую компанию Шкода, где был предложен очень уникальный метод минимизации влияния пороховых газов на конструкцию самолета. Чешские эксперты внесли предложение вывести газоотводные каналы в стороны от каморы патронника необычными рогами, направленными вверх и вниз.

Это решение выяснилось заманчивым и разработка, взявшая новое дыхание, снова возвратилась в оружейную компанию на Рейне, где тему возглавил юный инженер Клейншмидт. Возобновление работ удачно совпало с новой вспышкой интереса к теме у государственныхы служащих министерства авиации RLM.

Как это не страно, но на рубеже начала 40-х годов крупнокалиберное безоткатное орудие предполагалось для борьбы с воздушным соперником. Возможно, немцы в то время пребывали под влиянием теории Дуэ и армад тяжелых бомбардировщиков, с которыми в возможности предстояло бороться Люфтваффе. А крупнокалиберное орудие на борту перехватчика виделось хорошим средством для этого.

Разумеется, сознавая, что удовлетворительных баллистических черт безоткатного орудия достигнуть вряд ли удастся, ставка была сделана на повышение калибра. Оптимальным для этого посчитали снаряд стандартной 88-мм зенитной пушки «8,8 cm FlaK 41», а недочёт точности, который связан с малой начальной скоростью безоткатной схемы, компенсировать применением шрапнельных снарядов, по аналогии с крупнокалиберными зенитками, талантливых поражать самолет соперника кроме того не достигая прямого попадания в цель.

Пара позднее, в ходе разработки показалось желание применять данное оружие и для борьбы с наземными и надводными целями.

В целом, казавшаяся изначально простой мысль чешских конструкторов, неспешно начала обрастать конструктивными решениями и деталями, делавшими орудие очень необыкновенным снаружи и, в итоге, похоронивших его. Так для обеспечения приемлемой начальной скорости 9-кг боеприпаса в 600 м/с, согласно расчетам было нужно обеспечить отвод газов для импульса, эквивалентного приблизительно 5.7 кг.

С целью достижения минимальной скорострельности, для орудия был создан барабанный автомат заряжения на 10 унитарных патронов, трудившийся от бортовой электросети самолета. Теоретически автомат разрешал создавать выстрел в 2 — 3 секунды. Как отмечалось выше, стандартная схема, с отводом газов назад, в казенную часть орудия, была через чур рискованной, потому, что подвергала бы хвостовую часть самолета-носителя постоянному действию раскаленных газов.

Исходя из этого, в соответствии с чешским разработкам, конструкция пушки была поменяна фундаментально. Два газоотводящих канала, каковые начинались конкретно в каморе патронника, были расположены под углом к оси орудия, выводя «лишние» пороховые газы вверх и вниз от совокупности. Такая схема была выбрана для обоюдной компенсации крутящего момента, неизбежно появившегося бы при отводе газов в какую-то одну сторону.

В следствии пушка купила необыкновенный «рогатый» профиль, послуживший появлению официального наименования совокупности 8,8-cm Dusen-Kanonen — дословно «пушка с насадкой» либо сокращенно «Duka 8.8».

Предварительные расчеты продемонстрировали, что планировавшийся изначально в качестве носителя пушки Duka 8.8 истребитель Мессершмитт Bf 110 не пригоден, орудие выяснилось через чур габаритным для довольно маленького и легкого самолета, исходя из этого базой для разработки был выбран бомбардировщик Юнкерс Ju 88А-5, более подходящий для размещения орудия.

Ствол орудия размещался в особой гондоле под фюзеляжем на месте нижней «ванны» стрелка, а газоотводящие насадки проходили через фюзеляж самолета под углом 60 градусов к оси ствола вверх и вниз. Протяженность каналов была разна. Разработчики были вынуждены верхний канал, что проходил через фюзеляж самолета сделать существенно дольше нижнего, а для компенсации отличия упрочнения диаметр нижнего укороченного канала был выполнен меньше.

К сожалению, сейчас сохранилось мало документов о пушке Duka 8.8. Известен отчет об успешных опробованиях ее от 10 января 1942 года. Из этого можно делать выводы, что умелые орудия были созданы во второй половине 1941 года.

Конструктивно орудие воображало собой полуавтомат массой почти тонну длиной около 6.5 метров. В Duka 8.8 употреблялись пара поменянные унитарные выстрелы 88?855R от новейшей зенитки FLAK 41. Боекомплект составлял 10 патронов во вращающемся барабане.

досылание патрона и Вращение барабана осуществлялось электроприводом с редуктором, не связанным с автоматикой оружия. Выстрел осуществлялся электрическим разрядом через электрозапальную втулку. Экстракция гильзы происходила в момент открытия затвора, по окончании чего гильза выбрасывалась через особый канал в гондоле и укладывалась в собственный прошлое место в барабане.

Ствол длиной 4.4 метра имел 32 винтовых нареза глубиной 1.05 мм.

Летные опробования орудия были совершены на полигоне в Тарневице и, в целом, продемонстрировали в полной мере удовлетворительные характеристики, подтвердившие расчеты конструкторов. Но плотный график работ по экстренным армейским заказам на компании Юнкерс и низкий приоритет разработки авиационной безоткатки громадного калибра, к проекту которой RLM утратило интерес, вынудили свернуть предстоящие работы. Всего было произведено 20 умелых орудий Duka 8.8, будущее которых осталась малоизвестной.

Позднее, разработкой 88-мм безоткатной пушки Рейнметалл заинтересовались моряки. Кригсмарине было заинтересовано в легком орудии для размещения на небольших катерах и подводных лодках. На базе Duka 8.8 был создан флотский аналог, взявший обозначение 8,8-cm DKM 43 — Dusenkanone Marine Konstruktionsjahr 1943 — дословно, «пушка с насадкой, морская, конструкция 1943 года».

DKM 43 кроме этого проходила опробования впредь до лета 1944 года, но из стадии умелого проекта не вышла.

Калибр, мм

88

Тип автоматики

Полуавтомат

Темп стрельбы, выст/мин

15

Начальная скорость боеприпаса, м/сек

600

Масса орудия, кг

970

Протяженность орудия, мм

6477

Протяженность ствола, мм

4403

Тип патрона

88?855R

Ёмкость магазина

10 патронов

Масса боеприпаса, кг

9.0 (Осколочно-фугасный), снаряжение 700 г. ТНТ

Масса патрона, кг

18.9

55-мм безоткатная пушка МК 115

Опыт, купленный компанией Рейнметалл Борзиг в разработке безоткатных пушек в начале войны, разрешил применить его для уже чисто авиационных предположений безоткатных автоматов большого калибра. В то время, когда в первой половине 40-ых годов двадцатого века министерство авиации Германии RLM сформулировало требование на разработку авиационной пушки калибра 55 мм для борьбы со все нарастающим прессингом стратегических бомбардировок союзников домашней территории Рейха.

Столь громадный калибр был выбран из-за нанесения смертельных повреждений тяжелому бомбардировщику с одного попадания вне территории действия оборонительного оружия последнего. То, что обратной стороной совокупности для того чтобы калибра неизбежно станет непомерная масса, габариты и очень ощутимая отдача, талантливая остановить в воздухе истребитель, по всей видимости госслужащие от авиации старались не думать.

Задание на разработку таковой совокупности взяли главные компании поставщики стрелкового артиллерийского оружия — Маузер, Рейнметалл Борзиг и Крупп.
Все компании энергично взялись за работу. Но, нужно заявить, что задача создания пушки столь громадного калибра, которая бы была пригодной для установки на самолет, была нетривиальной и в итоге была решена лишь в самом финише войны, в то время, когда актуальность ее утратила каждый суть. Компания Крупп создала пушку МК 412, 55-мм орудие, автоматика которой трудилась на комбинации маленького отката ствола с газоотводом.

Наряду с этим совокупность была достаточно легкой для для того чтобы калибра — 240 кг и скорострельной — 250 — 300 выстр/мин.

Маузер сосредоточился над созданием 55-мм пушки МК 214. Наряду с этим, основной конструктор компании врач Е. Линдер, сознавая всю сложность находившейся перед ним задачи, параллельно запустил два проекта совокупности — главную, уникальную разработку MK 214b под патрон 55х450В и подстраховочный, упрощенный вариант, МК 214а, в базе которого лежала серийная полуавтоматическая танковая пушка KwK 39 калибра 50 мм со штатным патроном 50х419R.

По пути соперников из Маузера пошли и инженеры Рейнметалл Борзиг, запустившие параллельно сходу четыре проекта. Пушка МК 112 представляла собой смасштабированное до 55-мм калибра серийное 30-мм орудие МК 108, легкую, компактную совокупность, но унаследовавшую от прототипа ужасную баллистику. Проект 55-мм пушки МК 114 был более консервативной схемы под замечательный боеприпас 55х450В, весил 700 кг и имел техническую скорострельность 160 — 180 выстр/мин.
В качестве временной меры рассматривалась пушка ВК 5 — адаптация 50-мм танкового орудия KwK 39 для установки на самолет.

Все эти проекты были в той либо другой степени хорошей схемы, владевшие значительной отдачей, предопределявшей использование в качестве носителя громадные двухмоторные самолеты.

Четвертым проектом разрабатываемым на Рейнметалл была 55-мм безоткатная пушка МК 115, в которой разработчики попытались преодолеть указанный выше недочёт.

В этом орудии предлагалось объединить все лучшие черты как классической, так и безоткатной артиллерии. Именно поэтому перспективная 55-мм пушка имела возможность бы устанавливаться кроме того на одномоторные истребители, потому, что разрешала снизить требования к прочности силовых элементов носителя.

Конструктивно пушка MK 115 представляла собой оружие с автоматикой, трудившейся на базе газоотвода с запиранием затвора подвижным клином. В нижней части затвора был предусмотрен вырез, в который входил закрывающий клин. Занимательной изюминкой этого орудия стало размещение возвратной пружины.

Из-за необходимости размещения сопла газоотводного канала на одной прямой с каналом ствола, пружину было нужно переместить вниз относительно оси затвора. Главные элементы автоматики также размещались ниже затвора и каморы. Клапан газоотводной трубки, который связан с газовым поршнем, задействованным для отпирания затвора, выводился из каморы патронника вниз, а громадный газоотводный канал, для отбора «лишних» газов и выброса их за пределы совокупности, выводился сверху из патронника и, огибая всю совокупность двумя коленами, заканчивался соплом сзади всей совокупности.

Камора с отверстиями в стенках настойчиво попросила применения уникального снаряда. Новый боеприпас 55x318R мм взял комбинированную частично сгорающую картонную гильзу с латунным основанием высотой 96.5 мм. Последний предназначался для твёрдого соединения стенок гильзы с электрозапальной втулкой и обеспечения ленточной подачи.

Масса фугасного боеприпаса составляла 1.48 кг, содержащего 420 грамм взрывчатого вещества. Масса метального заряда 500 грамм. Неспециализированная масса патрона составляла около трех килограмм при длине около полуметра.

Питание, в соответствии с техзаданию осуществлялось из железной неразъемной ленты емкостью 100 патронов. Неспециализированная масса боекомплекта с лентой составляла 335 кг.

Как светло из имеющихся схем, работа автоматической пушки MK 115 должна была выглядеть следующим образом. При перемещении вперед под действием возвратной пружины затвор захватывает боеприпас из ленты и досылает его в камору. Достигнув крайнего переднего положения, затвор при помощи особых упоров двигает подробность, делающую функции тяги и газового поршня запорного клина, и фиксируется в таком положении.

Потом направляться воспламенение электрическое воспламенение электрозапальной втулки — фирменный стиль поздних артиллерийских совокупностей компании Рейнметалл — и выстрел. Пороховые газы разгоняют боеприпас в нарезном стволе. Помимо этого, по окончании сгорания гильзы газы попадают в две газоотводные трубки. Поток газов, уходящий через главную трубку, обязан вырываться через сопло и компенсировать часть отдачи. Второй поток уходит в нижнюю трубку, к газовому поршню.

Поршень сложной формы освобождает запорный клин и дает толчок затвору. Высвобожденный затвор уходит назад, возвращает несгоревшую часть гильзы в гнездо ленты, а после этого под действием возвратной пружины опять подается вперед. Затвор захватывает цикл и новый снаряд повторяется.

Пушка MK 115 оказалась достаточно тяжелой и большой. При весе порядка 190 кг она имела неспециализированную длину 3300 мм. Менее половины неспециализированной длины орудия приходилось на ствол длиной 1200 мм, имевший 20 винтовых нарезов идущих под углом 8 ° 30′.

вес орудия и Такие размеры, не смотря на то, что и уступавшие подобным совокупностям хорошей схемы, однако, очень сильно сократили перечень самолетов, каковые имели возможность нести его. масса и Габариты пушки MK 115 имели возможность компенсировать другие ее характеристики. Так, расчетная скорострельность доходила до 300 выстрелов в 60 секунд, а начальная скорость боеприпаса, не обращая внимания на сброс части пороховых газов, достигала 600 м/с.

Наконец, использование безоткатной схемы разрешило существенно снизить силу отдачи.

Разработка пушки MK 115 закончилась в начале 1945 года. Были изготовлены один либо два прототипа орудия. Сохранившиеся отчеты об опробованиях свидетельствовали о ненадежности снарядов с частично сгораемой гильзой. Стрельбы проводились лишь на наземных полигонах, всего было произведено около 500 выстрелов из орудия, на самолете, Наверное, пушка МК 115 не устанавливалась.

По понятным обстоятельствам, она опоздала попасть и на фронт.

По окончании завершения войны опытные образцы пушки МК 115 были стёрты с лица земли немцами, а сохранившаяся документация по проекту досталась союзникам, но особенного интереса, вероятнее не позвала. Совместное применение безоткатных систем и автоматики выяснилось через чур сложным и исходя из этого предстоящее развитие артиллерии, за исключением нескольких экспериментальных проектов, пошло по уже проторенным дорогам. В будущем конструкторы создавали или автоматические пушки отработанных схем, или безоткатные орудия без автоматики.

Калибр, мм

55

Тип автоматики

газоотвод

Темп стрельбы, выст/мин

300

Начальная скорость боеприпаса, м/сек

600

Масса орудия, кг

190

Протяженность орудия, мм

3300

Протяженность ствола, мм

1200

Масса ствола, кг

45

Тип патрона

55x318R

Ёмкость магазина

Лента 100 патронов

Масса боеприпаса, кг

1.48 (фугасный), снаряжение 420 г. ТНТ

Масса патрона, кг

3.0

Апогеем темы безоткатных орудий, рожденных в концерне Рейнметалл Борзиг стали монстры, калибр которых больше доходил для линейных кораблей, чем для самолетов. Еще в начале 1939 года для борьбы с кораблями ВМФ появилась мысль вооружить противокорабельную авиацию однозарядным безоткатным орудием, боеприпас которого при попадания гарантированно уничтожал бы транспорт либо эсминец, и наносил бы значительные повреждения кроме того крейсеру либо линейному кораблю.
Техзадание проекта, взявшее обозначение Sondergerat SG 104 (дословно «особое устройство») либо сокращенно Gerat 104 предусматривало массу боеприпаса в 700 кг, что выяснило калибр — 355,6 мм (по другим сведеньям 365 мм). По всей видимости сознавая всю фантастичность проекта, разработчики присвоили ему позднее соответствующее наименование — «Мюнхгаузен».

В качестве носителя этого чудо-оружия предполагался бомбардировщик Дорнье Do 217, в то время в ранних предположениях еще бывший пикирующим. Громадный 12-метровый нарезной ствол орудия размещался на внешней подвеске под фюзеляжем самолета. В ствол загружался 700 кг боеприпас, протяженность которого составляла 1.2 метра, содержащий 35 кг взрывчатого вещества, после этого 70-кг разгонный заряд дымного пороха и вся совокупность замыкалась 700-кг грузом-противовесом, расположенным с казенной части.

По задумке разработчиков при выстреле заряд разгонял боеприпас до начальной скорости в 280 м/с, а отдачу компенсировал противовес, вылетавший из казенной части в обратном направлении. Масса заряженного орудия составляла 4237 кг. Расчетная скорость боеприпаса в полете составляла порядка 125 м/с, что было очевидно мало для настильной стрельбы на громадное расстояние, исходя из этого разработчиками была сформулирована определенная тактика применения этого оружия.

Самолет-носитель SG 104 должен был по задумке выходить в наступление на громадной высоте, по окончании чего входить в крутое пике под углом от 50 до 80 ° и создавать выстрел с высоты в промежутке между 6000 и 2000 метров. Расчетное время полета боеприпаса при выстреле в 50-градусном пике с 6 тыс. м. составляло 16 секунд, в случае если пикировать под углом 80 градусов стреляя с высоты 2 тыс. м, время уменьшалось до 4.4 секунд. Наряду с этим, боеприпас, приобретая дополнительное ускорение под действием силы тяжести, в момент встречи с потенциальной целью имел бы в полной мере приемлемую скорость, соответственно 449 и 468 м/с.

Но, как водится, «гладко было на бумаге…»

Опробования умелой установки совершили 19 октября 1940 года, для чего ствол умелой установки разместили на колесной тележке, установленной на рельсы, а поверх него смонтировали носовую и хвостовую часть бомбардировщика Дорнье Do 217Е-1, что было принципиально важно для оценки потенциального действия дульных газов на планер самолета. Наряду с этим масса заряда была уменьшена. Однако, при выстреле хвостовая часть самолета была без шуток повреждена.

В довершение к прямому действию газовой струи на нее влияла дополнительная волна, отраженная от почвы.

Итог опробований 355.6-мм пушки SG 104 на фрагментах конструкции бомбардировщика Дорнье Do 217

Наземные опробования длились до середины 1941 года, за время которых из трех изготовленных орудий SG 104 было произведено 14 выстрелов.

Экспериментировали с массой заряда, углами установки ствола, но удовлетворительных результатов так и не достигли. К этому времени показались неприятности и с носителем. Бомбардировщик Do 217, разрабатываемый изначально как пикирующий, в этом качестве не состоялся, превратившись со временем в простой горизонтальный.

Да и нагрузка более 4 тысячь киллограм для него была близка к предельной. Вследствие этого в качестве носителя на поздних стадиях проекта начал рассматриваться перспективный бомбардировщик Юнкерс Ju 288. Версия Юнкерса с пушкой в компании носила неофициальное обозначение Ju 288G – от G — gerat, не смотря на то, что ни при каких обстоятельствах не была выстроена «в железе».

По всей видимости проекты носителя Ju 288G и разработки Sondergerat SG 104 «Munchhausen» двигались параллельными направлениями, потому, что в то время, когда в середине 1941 года проект SG 104 был совсем похоронен, разработка носителя Ju 288G длилась еще какое-то время. Причем на позднем этапе в качестве оружия его рассматривался еще один, более скромный по размерам пример творчества компании Рейнметалл — 280-мм безоткатная пушка Dusenkanone 280 или иначе Duka 280.

Это орудие было создано на Рейнметалл Борзиг инженером Клейншмидтом, автором всех проектов безоткатных орудий рожденных в компании. В отличие от 355.6-мм безоткатки Sondergerat SG 104 орудие Duka 280 было кроме того больше по размерам — 14.7 метра, но стреляло более легкими боеприпасами весом «всего» 400 кг. Груза-противовеса не предусматривалось, пушка проектировалась по классической схеме, с отводом «ненужных» газов через газоотводный канал назад.

Расчетная начальная скорость боеприпаса составляла около 560 м/с, что разрешало обойтись без крутого пикирования при стрельбе с целью достижения приемлемых черт. Расчетная бронепробиваемость боеприпаса с дистанции 2 тыс. метров составляла 200 мм. В проекте Ju 288G пушка Duka 280 должна была размещаться уже в самолета, органично вписываясь в фюзеляж.

А газоотводный канал выводиться по аналогии с проектом Duka 8.8 вверх и вниз от оси ствола.

Проекты Ju 288G с безоткатными пушками SG 104 и Duka 280

Орудие Duka 280 проходило опробования в конце 1941 — начале 1942 года, но кроме того таковой уменьшенный калибр был чрезмерным для установки на самолет. К концу 1942 года тема «воздушного линейного корабля» была совсем похоронена, а опытные образцы безоткатных орудий Duka 280 и SG 104 были посланы в утиль. Ракетное оружие, деятельно разрабатываемое в Германии, давало слово намного большие возможности для развития.

Пара позднее, уже ближе к концу войны тема безоткатных пушек для установки на самолет приобрела новое дыхание в части появления особых устройств Sondergerat 113 «Forstersonde», Sondergerat 116 и Sondergerat 118 «Zellendusche», Sondergerat 500 «Jagerfaust», намного более скромных по мощности и размеру, предназначенных для борьбы как с военной техникой на поле боя, так и с бомбардировщиками соперника. Но эти устройства пара выходят за рамки рассказа и хороши отдельного описания.

Мегакорабли Гитлера — Супер сооружения Третьего рейха

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: