Сейчас в статьях, посвященных другому кораблестроению перед, на протяжении и по окончании русско-японской войны много раз указывалось, что строительство броненосных крейсеров типа «Баян» по окончании войны было «тупиковой ветвью развития». Спору нет, повторение довоенного проекта кроме того без мало-мальских трансформаций было не самым лучшим ответом. Традиционно его оправдывают жаждой как возможно скорее вернуть численность корабельного состава.
Но почему-то подобная спешка не помешала строить «Рюрик» (II) по принципиально новому проекту, а не повторять «Громобой». Да и с «Андреями Первозванными» копались продолжительно и настойчиво, вместо того, дабы поскорее наклепать серию в неспециализированном-то не таких уж и нехороших «бородинцев»… В общем, полагаю, что полгода-год, израсходованные на переработку проекта «Баяна», погоды бы МГШ не сделали.
В любом случае, время «додредноутов» уходило
Сходу увижу, что я не являюсь «художественным рисователем» судов – я стараюсь плясать от компоновки. Оно, может, не столь красиво, но реалистичнее. Исходя из этого за отсутствие «художеств» прошу строго не делать выводы.
Нежели кто захочет «разукрасить» мои наработки и художественно детализировать крейсера – буду лишь рад.
Не скрою, первоначально «улучшенный «Баян» вспоминал пара в противном случае. Первым жаждой было вынести 152-мм орудия из казематов в башни (в т.ч. и для экономии массы брони) с сохранением того же числа орудий (2х1 203-мм и 4х2 152-мм). Но, вес башен и русских начала века не разрешал уложиться в прошлое водоизмещение, да и отказ от казематов значительно бы уменьшал площадь забронированного борта.
Следующим шагом, сделанным по принципу «раз всё равняется увеличивать водоизмещение, так УВЕЛИЧИВАТЬ!», было желание восьмидюймовые башни в оконечностях сделать двухорудийными, а число 152-мм башен довести до «броненосных» шести. В общем, получался принципиально другой корабль, что из-за размеров возможно было бы скорее назвать развитием «Громобоя» (переход от казематного размещения орудий к башенному), нежели самого «Баяна».
Но работы над этим вариантом (равно как временно и по большому счету по «улучшенному «Баяну») заглохли на самом раннем этапе – в одном из комментариев на данном сайте на протяжении дискуссии очередного (уж не помню чего и в то время, когда) варианта других судов русско-японской войны довольно подобного проекта (сама статья была помой-му посвящена вовсе не «Баяну», а мысль его улучшенного варианта показалась уже на протяжении дискуссии статьи), высказанного кем-то вторым, было сообщено, что «башенный» «Баян» (тем более с 6-тью 152-мм башнями) – это имеется ни что иное, как русский вариант «Асамы». На этом закономерном замечании интерес к другому «Баяну» у меня пропал.
И надолго. Единственным видом альтернативы с «Баяном» виделось согласие российского морского ведомства с предложением французского строителя на постройку второго крейсера (с «автоматическим» заглавием «Витязь»).
Не уверен, успел бы «Витязь» прийти бы в Порт-Артур до начала войны, либо, к примеру, вместе с «Ослябей» и «Авророй» он пришел бы во Владивосток из Средиземноморья в составе отряда Вирениуса уже по окончании начала блокады, либо же по большому счету вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры – не знаю. Но уверен, что отказ от постройки «систершипа» «Баяна» ДО начала русско-японской войны конкретно был неточностью.
«Второй подход к боеприпасу», т.е. к «Баяну», был инициирован статьей о вероятных вариантах Цесаревича «и» модернизации «Славы», созданных Костенко. Показалась эдакая навязчивая мысль о «додредноутной» эскадре на Балтийском море в составе бригады линейных кораблей («Андрей Первозванный», «Император Павел I», «Цесаревич» и «Слава» — все с 305-мм и 203-мм артиллерией, а однотипность во всём – одно из наиболее значимых требований послевоенного МГШ), двух полубригад (?!) броненосных крейсеров (первая: британский «Рюрик» (II) и его русские (турбинные?) собратья «Ослябя» и «Пересвет»; вторая: французский «Адмирал его» русский и Макаров (снова же турбинные?) сестра и брат «Баян» (II) и «Паллада» (II)). Плюс «мальчики на побегушках» в виде (турбинных?) бронепалубных крейсеров 2-го ранга «Новик» (II) и «Изумруд» (II) германской постройки с 8 – 10 (в противном случае и 12-тью?) 120-мм любой (тут, но, серию забабахать возможно и бессчётнее: «Варяг» (II), «Светлана» (II) – были бы у морского ведомства деньги и желание).
Итак, «Баян», явление второе. Для начала концепция. Не буду вдаваться в подробности, каковые и без меня детально обрисованы, но японцы сэкономили на качестве (маленькое водоизмещение, не сильный оружие, довольно малая скорость хода) собственных бронепалубных крейсеров для «асамоидов» — замечательных броненосных крейсеров, каковые смело и весьма кстати ставили в линию вместе с броненосцами.
В Российской Федерации же мысль замечательных броненосных крейсеров «не пришлась ко двору» — по цене они близко приближались к полноценным броненосцам, и у нас решили дать предпочтение постройке последних. Выстроенные же в маленьком количестве броненосные крейсера вспоминали, в первую очередь, для крейсерской войны с Англией, а вовсе не для линейного боя.
Но у нас думали отыграться на бронепалубных крейсерах, выстроив серию достаточно отличающихся между собой «шеститысячников». Оказались в неспециализированном-то не то дабы хорошие, а весьма кроме того хорошие крейсера, любой из которых был заметно посильнее (и по оружию, и по скорости) раздельно забранного японского «одноклассника», но, увы, ненужные на той войне. Как-то уж так оказалось, что война была вовсе не рыцарским поединком один на один сугубо одной весовой категории. Оказалось, что на войне действуют совсем иные законы, и всякие в том месте «маневр средствами и силами» да «концентрация упрочнений на выбранном направлении» приводят к тому, что довоенные чисто теоретические расклады «один против одноклассника» летят впустую
В общем, правы были японцы, выстроившие серию броненосных «Асам» и сэкономившие на бронепалубниках. Но, среди «экономичных» бронепалубников самым действенным был русский «Новик».
Т.е. по опыту русско-японской войны сложилось четкое разделение крейсеров на «громадные» (каковые скоро переродились в линейные), предназначенные для действий в составе эскадр линейных кораблей, и «малые» (каковые скоро переродились во всякие в том месте «скауты»), предназначенные для противодействия и содействия эсминцам. К сожалению, данный опыт был использован во всем мире, не считая России. В Российской Федерации почему-то «Новика» не увидели.
Нет, в итоге само собой разумеется новый «Новик» выстроили. А также по критерию «эффективность/цена» он, возможно, со «скаутами» бы поспорил (особенно, в случае если учесть отличие между «буржуйским» океанским ТВД и отечественным замкнутым Балтийским). Но снова же уж больно случайно да спонтанно появился новый «Новик», а самое основное – достаточно поздно, в случае если учесть что серия его «систершипов» вступала в строй лишь по окончании начала войны
Но возвратимся к нашим баранам. Т.е. «Баянам». Так уж оказалось, что на протяжении войны из русских крейсеров в громаднейшей степени (по окончании «Новика») к месту пришелся лишь «Баян». Быть может, что быстроходные «шеститысячники» «сыграли» бы, если бы базировались не на Порт-Артур, а на Владивосток.
В том месте бы они «резвились» на японских коммуникациях и, пользуясь своим превосходством в скорости, удирали бы от «громадных мальчиков» Камимуры. Соответственно, базирующиеся на Порт-Артур броненосные крейсеры ВОКа были бы более нужны в линейном бою, нежели в утоплении японских транспортов да рыболовецких джонок Про слабобронированные (потому, что вспоминали для крейсерской войны) крейсера-броненосцы (либо легко «недоброненосцы») «Пересветы» молчу – катастрофа «Осляби» говорит сама за себя.
Т.е. не то, дабы русские броненосные и бронепалубные крейсера были нехорошими, нет, они таковыми ни за что не были. Легко их не выяснилось в том месте и в то время, где и в то время, когда они имели возможность показать себя с лучшей стороны.
В общем, на безрыбье «Баян» был самым лучшим. Исходя из этого когда стало ясно, что необходимо безотлагательно пополнять флот (увижу, еще ДО Цусимы) русские, не мудрствуя лукаво, решили повторить. В действительности – всё в безотносительной точности, в предлагаемой мной альтернативе – чуть-чуть доработав.
Итак, мысль прошлая – не строить громадный броненосный крейсер водоизмещением и ценой как у броненосца. А выстроить что-нибудь «дешево и со злобой». «Шеститысячник», светло, броненосным не окажется, а вот тысяч в восемь возможно попытаться уложиться. По опыту битв 1904 года имеем желание насовать как возможно больше 6-ти и/либо 8-ми дюймовых орудий и забронировать как возможно громадную площадь борта – не столько от всепроникающих «бронебоев», какое количество от всеразрушающих фугасов.
В общем, ветхий «Баян» до тех пор пока всему этому удовлетворяет.
Но сейчас в Англии кроме этого для пополнения русского флота начинает строиться «Рюрик» (II). Корабль принципиально новый, не смотря на то, что и не «Дредноут», само собой разумеется. Большое количество чего нового и нужного русский флот купил вместе с новым «Рюриком», но интерес применительно к новому «Баяну» для меня кроется, в первую очередь, в новой артиллерии.
Итак, мой рецепт улучшенного «Баяна».
Оружие. Вместо прошлых одноорудийных башен с 203-мм орудиями с длиной ствола в 45 калибров устанавливаем новые, подобные «Андрею» и «Рюрику Первозванному» двухорудийные башни с 203-мм орудиями с длиной ствола в 50 калибров. Для компенсации возросшей массы башен нужно будет отказаться от кормового казематов и носового 152-мм орудий.
Учитывая уже накопившийся опыт русско-японской войны, увеличиваем калибр противоминной артиллерии – подобно «Рюрику» доводим его до 120 мм (учитывая вероятную дефицит новых 50-калиберных 120-мм орудий Виккерса, полагаю вероятным на головном крейсере установить «ветхие» 45-калиберные 120-мм орудия Канэ). Чтобы не плодить многообразие орудий родных калибров на крейсере, 120-мм орудиями заменяем не только прошлые 75-мм ПМК, но и оставшиеся шестидюймовки. Новый ПМК устанавливается лишь в центральный каземат – вместо 4-х 152-мм и 6-ти 75-мм орудий сейчас в нем находится 8 120-мм орудий – по 4 на борт (не смотря на то, что в принципе, возможно продумать вопрос о размещении дополнительных 120-мм орудий в оконечностях – но вероятнее по большому счету без брони, как 75-мм на ветхом «Баяне»).
Отмечу, что с учетом принятия в 1907 г. новых, более тяжелых 203-мм снарядов минутный бортовой залп «Баяна» кроме того увеличится если сравнивать с предшественником: 12 203-мм снарядов (4 орудия по 3 выстрела в 60 секунд) по 112,2 кг и 40 120-мм снарядов (4 орудия по 10 выстрелов в 60 секунд каждое) по 29,5 кг, т.е. всего 2526,4 кг (1346,4+1180), а у ветхого «Баяна» 6? 203-мм снарядов (2 орудия по ??? пускай кроме этого по 3 выстрела в 60 секунд) по 87,8 кг и 32-40 152-мм боеприпас (4 орудия по 8-10 выстрелов в 60 секунд) по 41,4 кг, итого 1851,6…2182,8 кг (526,8+1324,8…1656). В случае если же в оконечностях добавить еще по паре 120-мм орудий, то два дополнительных орудия на борт дадут дополнительно 20 снарядов и 590 кг в 60 секунд.
Никакого другого оружия, ну разве что не считая пары 47-мм салютных пушек, предлагаемый мной новый «Баян», не несет. Отказ от торпедного оружия базируется как на неприятном опыте «Петропавловска», так и на жажде сэкономить водоизмещение (о перекомпоновке см. ниже).
Бронирование. Рассматривалось два варианта схемы бронирования крейсера. Первый – полная аналогия с настоящим «Адмиралом Макаровым» (отличие в толщине броневых плит если сравнивать с первым «Баяном» позвано переходом к применению крупповской брони). Основной бронепояс толщиной 175 мм, в оконечностях значительно уменьшается до 100 – 135 мм.
каземат и Верхний пояс 120-мм орудий – 60 мм. Противоосколочные перегородки между орудиями в каземате – 25 мм. Башни 203-мм орудий, как и на «Рюрике», — 152 мм. Боевая рубка – 135 мм. Второй вариант – аналогия с новым «Рюриком»: основной на данный момент на всем протяжении – 152 мм и только в носовой оконечности 76 мм, верхний бронепояс и казематы 120-мм орудий – 76 мм (противоосколочные перегородки между орудиями кроме этого 25 мм), башни ГК и боевая рубка – 152 мм.
Практически главное отличие второго варианта от первого содержится в том, что за счет уменьшения толщины бронепояса в районе ГЭУ, возрастает его же толщина недалеко от погребов 203-мм боезапаса, и мало возрастает толщина верхнего бронепояса и каземата 120-мм орудий. К сожалению, значительно нарастить толщину бронепалубы по сравнению со ветхим «Баяном» вряд ли окажется – резервов массы для брони таковой площади нет. Единственное, что возможно предложить – это снова же переход к крупповской броне.
Механизмы. Потому, что новые башни 203-мм орудий значительно превышают ветхие одноорудиные по габаритам, появилась необходимость перекомпоновать ГЭУ, сделав ее (прошу прощения за тавтологию) более компактной. Прошлый «Баян» имел 26 котлов, объединенных в 4 группы (соответственно, крейсер имел 4 дымовых трубы).
Но наряду с этим котлы были различной паропроизводительности: 4 котла в носовой группе имели по 10 нагревательных элементов, первая средняя несколько – 2 котла по 9 и 4 котла по 10 элементов, вторая средняя и кормовая – 8 котлов по 8 элементов. В предлагаемом мной варианте на крейсере устанавливается 24 котла, объединенных в 3 группы по 8 котлов в каждой (соответственно, крейсер имеет 3 дымовые трубы), наряду с этим все котлы однообразной паропроизводительности – все по 10 нагревательных элементов, т.е. всего 240 элементов против 218 у ветхого «Баяна».
Так, при применении тех же паровых автомобилей, что и на прошлом «Баяне», за счет некоего повышения паропроизводительности полагаю сохранить скорость полного хода недалеко от 20 – 21 узлов.
В целях сокращения длины ГЭУ первоначально предполагалось кроме этого отказаться и от отделения подводных торпедных аппаратов между 2-й и 3-й (нумерация по ветхому «Баяну») группами котлов. Но в будущем было решено применять данное помещение в качестве дополнительного погреба 120-мм боезапаса («главной», не смотря на то, что, если судить по всему и меньший по размерам, был между 3-й и 4-й группами котлов (нумерация по ветхому «Баяну») – на месте погреба 75-мм патронов). Погреба же 203-мм боезапаса увеличили собственную вместимость (как никак, а число орудий возросло в два раза) за счет применения погребов 152-мм боезапаса на ветхом «Баяне».
Расчет перегрузки. Как мы знаем, что всего на ветхом «Баяне» артиллерия с боезапасом весила 561 т, броня 203-мм башен – 217,5 т, еще 40 т весило запасы и минное вооружение. Итого получается 818,5 т.
На новом «Баяне» 2 2-орудийные башни весили по 440 т (как на «Рюрике»), еще 70 т давали 8 120-мм орудий. Боекомплект 203-мм орудий (как на «Рюрике» — 120 выстрелов на ствол, масса боеприпаса 112,2 кг, масса заряда 40 кг) 152,2х4х120=73 т, боекомплект 120-мм орудий (200 выстрелов на ствол, масса боеприпаса обр. 1907 г. 29,5 кг, обр.
1911 г. — 29,0 кг, масса заряда – 7-8 кг) 37х8х200=59,2 т. Всего артиллерия с боезапасом 1082,2 т, что дает превышение над ветхим «Баяном» в 263,7 т. Учитывая перекомпоновку ГЭУ (вызывающую к тому же и сокращение длины угольных ям) и отказ от кормового казематов и носового 152-мм орудий, возможно высказать предположение, что новый крейсер уложится в 8500 т водоизмещения.
В качестве дополнения привожу кое-какие мысли по поводу вероятного вида выстроенных в Российской Федерации «систершипов» «Адмирала Макарова». Но все они на тот случай, в случае если, как и планировалось с «систершипами» «Рюрика», суда русской постройки возьмут паровые турбины вместо поршневых автомобилей.
Первый вариант основан на том, где в РИ на протяжении усиления артиллерийского оружия «Адмирала Макарова» и «Баяна» (II) было установлено третье 203-мм орудие. Вследствие этого показалась мысль разместить третью 203-мм башню между машинными и кормовыми котельными отделениями.
Потому, что водоизмещение для того чтобы крейсера значительно подскочит (оценочно до 10 тыс. т, что на фоне «преддредноутов» всё-таки приемлемо), то необходимо будет расширить и мощность ГЭУ: во-первых, как уже было сообщено, предполагается замена паровых автомобилей на турбины, а во-вторых, предлагается повысить паропроизводительность на треть за счет добавления 4-го котельного отделения с 8-мью котлами (котлы, по всей видимости, останутся те же, потому что к моменту постройки крейсеров русское морское ведомство вряд ли сможет настойчиво попросить чего-то принципиально хорошего либо революционного, к примеру, полного перехода на нефтяное отопление). Для повышения количества угольных ям (число котлов всё-таки возросло) будет увеличено расстояние между наружным внутренностями крейсера «и» бортом (увеличилась протяженность корпуса, так что и ширину нужно будет увеличивать) и расстояние между котельными отделениями (данное пространство кроме этого употребляется для хранения угля).
Второй вариант отличается от первого размещением средней 203-мм погребов и башни 120-мм боезапаса: сейчас вторая башня ГК размещается не между машинными и котельными отделениями, а между двумя группами котельных отделений – в том месте, где в первом вариантом размещался погреб 120-мм боезапаса. Во втором варианте погреб ПМК разделен на два меньших размеров, каковые размещены в шнобель и в корму от котельных отделений.
Главное преимущество второго варианта перед первым – возможность установить кормовые ходовой мостик, боевую рубку и бронированный дальномерный пост.
Оба варианта имеют одинаковый состав оружия: 6 203-мм/50-клб орудий Виккерса в трех башнях и 12 120-мм/50-мм орудий Виккерса в казематах, ну и плюс любая мелочевка в виде пулеметов и 47-мм салютных пушек.
Бронирование кроме этого предполагается однообразным и, кроме этого как и у «Адмирала Макарова», подобное «Рюрику» (II), т.е. «противокрейсерское»: основной пояс 152 мм, верхний пояс 76 мм, 203-мм башни 152 мм, казематы ПМК 76 мм и рубка 152 мм.
Под вопросом до тех пор пока остается лишь ГЭУ из-за неясности, какие конкретно турбины могли быть установлены на русские крейсера того времени. Из этого непредсказуемость по скорости. Но нужно где-то 23 – 25 узлов.
Ну а третий вариант есть, с одной стороны, логическим развитием первых двух (дополнительную 203-мм башню установили и между котельными отделениями, и между машинными и котельными отделениями), с другой же стороны, со собственными 4-мя башнями ГК, размещенными в диаметральной плоскости корабля, он является преддверием « русского дредноута». Наличие четырех башен ГК, по всей видимости, приведет к отказу о противоминного калибра – перегрузка и тут, и в неспециализированном-то возможность стрельбы из новых (т.е. имеющих более скоростную если сравнивать с РЯВ наводку) башен по скоростным целям, и заметно «подросшие» размеры эсминцев.
Т.е. ожидается эдакий «однокалиберный крейсер». Наряду с этим полагаю, толщину пояса возможно будет расширить со 152 до 203 мм. Водоизмещение – быть может, около 12 – 15 млн кг.
Скорость хода – снова же в зависимости от турбин, но нужно выжать не меньше 23, нужно до 25 узлов.
Основная задача для того чтобы корабля – борьба с крейсерами соперника. При появления более замечательного оппонента – уходить, пользуясь превосходством в скорости.
Сравнительные ТТЭ крейсеров типа «Баян»
«Адмирал Макаров», РИ |
«Адмирал Макаров», АИ |
«Баян» (II), АИ |
«Баян» (II), вариант, АИ |
|
Страна-строитель |
Франция |
Франция |
Российская Федерация |
Российская Федерация |
Год закладки |
1905 |
1906 |
1907 |
|
Год вступления в строй |
1908 |
1909 |
1911 |
|
Водоизмещение полн., т |
8250 |
8500 |
10 000 |
12 000 |
ГЭУ |
26 ПК, 2 ПМ |
24 ПК, 2 ПМ |
32 ПК, 2 ПТ |
32 ПК, 2 ПТ |
Скорость, уз.: полного хода на форсаже |
20 21 |
20 21 |
23 25 |
23 25 |
Оружие: |
||||
основной калибр |
2х1 203-мм/45-клб Канэ |
2х2 203-мм/50-клб Виккерс |
3х2 203-мм/50-клб Виккерс |
4х2 203-мм/50-клб Виккерс |
средний калибр |
8х1 152-мм/45-клб Канэ |
нет |
нет |
нет |
противоминный калибр |
22х1 75-мм/50-клб Канэ |
8х1 120-мм/45-клб Канэ |
12х1 120-мм/50-клб Виккерс |
нет |
торпедное |
2 450-мм ТА |
нет |
нет |
нет |
Бронирование, мм: |
||||
плавный пояс |
175 – 135 |
152 |
152 |
203 |
пояс в оконечностях |
100 |
76 |
76 |
76 |
верхний пояс |
60 |
76 |
76 |
нет |
каземат |
60 |
76 |
76 |
нет |
палуба |
30 |
38 |
38 |
51 |
башни ГК |
132 |
152 |
152 |
152 |
боевая рубка |
136 |
152 |
152 |
152 |
дальномерный пост |
нет |
76 |
76 |
76 |
#1 KD: Производственное объединение СИСТЕМА
Увлекательные записи:
- Миниатюрная артиллерия австро–венгерской пехоты
- Испытано в ссср. истребитель kawasaki ki-10
- Хронология войны за независимость юга в dixieland
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Крейсер i ранга баян — броненосный дальний разведчик (фан)
Так как перепил Богатыря вышел не совсем состоятельным (я бы кроме того сообщил совсем не состоятельным), а замена 6000-тонникам все равно нужна, то…
-
Корабли были 4-х орудийны. японский флот.
Еще во второй половине 20-ых годов XX века, в то время, когда лихорадочное строительство вашингтонских крейсеров достигло кульминации, узнаваемый…
-
Крейсера. потомки памяти азова
Каким направляться быть крейсеру Государства Российского? Ответ на данный вопрос Морское министерство искало от самых начал 1880-ых годов, если не…
-
Тяжелый крейсер вместо карманного линкора. могами по-немецки.
Тип Могами – японский крейсер, прославившийся как одновременно и лёгкий и тяжёлый крейсер . Проектировался как тяжелый, выстроен и рекламировался как…
-
Корабли были 4-х орудийны соединенного флота
В Портсумртской мине, по идее Нагато должен был быть 4-х орудийным. Но как постоянно бывает, мелькнула идея что не только не сильный возможно сделать 4-х…
-
Проект больших крейсеров для тихого океана. издание 2-е, дополненное))
По окончании дискуссии с сотрудниками поста…