Крейсера. потомки памяти азова

      Комментарии к записи Крейсера. потомки памяти азова отключены

Каким направляться быть крейсеру Государства Российского? Ответ на данный вопрос Морское министерство искало от самых начал 1880-ых годов, если не наблюдать ранее. На первый взгляд, в отыскивании этих не просматривалось никакого системного подхода а также легко здравого смысла – так разны были проекты судов, закладывающиеся для Русского Императорского флота в Российской Федерации и за границей.

Но желающему вникнуть в подробности тех далеких времен откроется: предки вовсе не были безумны, потому как в их действиях усматривается и логика и способ.

До начала 80-х годов 19-го столетия русский тип броненосного крейсера развивался поступательно, светло и ясно. По окончании «Минина» и «Пожарского» заложены были «Герцог Эдинбургский» и «Генерал-Адмирал», а в 1881-ом на стапеля поднялись «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах». Крейсера эти, само собой разумеется, не были однообразны, но в них прослеживается развитие единого типа океанского броненосного крейсера, которым Россия вознамерилась прорубить себе окно в Океан.

Нельзя сказать, что ее упрочнения пропали бесплатно: британцы, обеспокоенные броненосными рейдерами самодержца российского, заложили могучий ответ – броненосные крейсера типа «Имперьюз», и деяние это как словно бы бы стало зубодробительным ответом на русские упрочнения.

Крейсера. потомки памяти азова

И вправду – могучие английские крейсера несли четыре 234-мм орудия, 254-мм поясную броню и развивали скорость более чем 16 узлов. «Донской» и «Мономах» фактически не превосходили британцев в скорости, но уступали в броне и пушках, так что итог встречи крейсеров в сражении оптимизма не внушал. Неудивительно, что Морское министерство пришло к выводу о необходимости строить куда более большие, нежели «Мономахи» броненосные суда.

За базу был забран все тот же «Имперьюз», но на крейсер планировали ставить аж 280-мм орудия, каковых, но, создать не успевали. Да и были они тяжелы для крейсера, потому решили ограничиться имеющимися 229-мм, расположив их по подобию и образцу британского прототипа, но не в палубных установках, а в барбетах. Но, позднее и они были заменены на спаренные 203-мм/35 установки, так количество стволов было увеличено до восьми и против трех английских 234-мм на борт русский крейсер имел возможность бить из шести восьмидюймовых стволов.

Все это было замечательно, но уже на протяжении проектирования стало ясно, что с крейсером происходит что-то не то: довольно маленький гладкопалубный корпус страдал от громадной заливаемости, что было ясно еще при работе с моделями в Опытовом бассейне. Дабы улучшить мореходность, предлагали кроме того снять носовой барбет, урезав количество восьмидюймовок до шести, и вместо него поставить полубак. Но по здравому размышлению от идеи отказались, потому как в этом случае дифферент на корму становился совсем неприемлемым.

«Адмирал Нахимов» оказался громадным, могучим и необычным. Помой-му и крейсер, и как такой уступает в защите и артиллерийской мощи новейшему броненосцу «Император Александр II», но так как и скоростью его не превосходит, и дальность хода сопоставима, и мореходность у «Нахимова» не ахти, а размеры – практически один в один. И где же, как американцы выражаются, «профит»?

Само собой разумеется, крейсер стоил дешевле миллиона на полтора и это было значительно, но все же куда как предпочтительнее смотрелось переплатить, взяв полноценный броненосец.

А после этого с Туманного Альбиона пришли слухи, что сильномогучие на первый взгляд «Имперьюзы» в действительности были весьма кроме того так себе судами: перегружены, отчего бронепояс чуть что – под воду ныряет, да и мореходность никакая. Не пришлись по нраву британским морякам эти суда, и в 1885 году заложили они серию «Орландо», которая на фоне предшественников смотрелась и вовсе робко. Вместо 8636 т водоизмещения – всего каких-то 5690, вместо четырех 234-мм пушек — всего две, все тот же куцый бронепояс, одну лишь машину с котельными и закрывающий; скорость, действительно, выросла – 18 узлов, да так ли это принципиально важно?

«Адмирал Нахимов», хоть и не в полной мере удачно, воображал собою тип громадного броненосного крейсера-океанского рейдера и против таких судов смотрелся избыточным по боевой мощи, отчего решено возвратиться было к истокам, под коими понимались тогда крейсера «Мономах» и «Донской» – суда умеренного водоизмещения и доходящей до 17 узлов скорости. «Взбрыкнула англичанка» — рассудили адмиралы, а сейчас все возвращается на круги собственная, к крейсерам-шеститысячникам, куда как менее накладным для бюджета, нежели «Имперьюз» либо «Нахимов».

Заложенный во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века «Память Азова» был хорош, не смотря на то, что и не так, дабы весьма оптимален. В отличие от своих английских визави корабль имел бронепояс по всей ватерлинии, что для крейсера было принципиально важно. Орудия, но, не были ничем защищены, а необходимость полубака для повышения мореходности заставила разместить единственную несколько 203-мм пушек так, что в бортовом залпе приняло участие всего одно орудие.

До 17 узлов требуемой скорости не дотянули из за внеплановой перегрузки, не смотря на то, что 16,8 узлов крейсер все же развил. Мореходность «Памяти Азова» была выше всяких похвал, но вот дальность хода воображения не поражала.

В целом же корабль был приблизительно равноценным «Орландо», в чем-то получше, а в чем-то и похуже. Хороший итог для русских кораблестроителей, да лишь неприятность в том, что против одного «Памяти» британцы строили семь «Орландо» и как-то искупать огромное неравенство в численности возможно было разве что личным превосходством, да вот его-то и не просматривалось.

Задумав тогда сделать ставку на уровень качества, махнув рукой на шеститысячное водоизмещение и умеренную цена, решили строить ультимативный корабль-рейдер, дабы и ходил десятиузлово не меньше чем на 6000 миль, и дабы бронепояс был во целый борт, и замечательнейшее оружие и дабы его еще и казематами обезопасисть, ну и скорость не меньше 19,5 узлов. Спроектировали и ужаснулись, в то время, когда стало известно, что таковой корабль уходит за 13 000 тысячь киллограм.

В итоге с некоторым компромиссом выстроили-таки крейсер «Рюрик» – грозную военную машину, с протяженным 203-мм бронепоясом практически на всей протяженности ватерлинии (в оконечностях уменьшающимся до 152-мм), с прикрытой 102-мм броней батареей новейших 152-мм орудий Канэ и 38-мм переборками между ними, да жаль — четыре 203-мм пушки заради экономии весов было нужно ставить в палубные установки за щитами. Но все равно водоизмещение превысило 12 000 тысячь киллограм, и не смотря на то, что крейсер, за счет применения новейших водотрубных котлов Бельвиля, смог развить 19,25 узлов на опробованиях, а его дальность хода близко приблизилась к 7000 миль, но какой ценой это было приобретено? «Рюрик» был чуть ли не в полтора раза дороже эскадренного броненосца типа «Полтава», к постройке серии которых приступили в начале 1890-ых годов. Он, непременно, был прекрасным рейдером, грозой морской торговли иных государств, но строить крейсера в полтора броненосца ценой, каковые, однако, не могли находиться в линии, признано было полнейшим расточительством.

Оттого следующий крейсер для того чтобы типа, «Российская Федерация», так и не был заложен, потому как у адмиралов в очередной раз концепция поменялась – решено было не из крейсера грозу английской торговли вылепить, а из полноценного броненосца, ориентируясь притом на английские же «Центурионы» с их умеренными 11 000 тысячь киллограм и 254-мм артиллерией. Этот проект в итоге увенчался громадным успехом, не смотря на то, что и вовсе не так, как предполагал его «родитель» – адмирал Н.М. Чихачев.

Но создание эскадренных броненосцев «Пересвет» – это совсем вторая история, о которой мы, возможно, когда-нибудь еще поведаем, а до тех пор пока возвратимся к крейсерам.

Броненосный крейсер «Рюрик» произвел на мировое сообщество воистину неизгладимое чувство. Англичане впечатлились очень. Осознавая, что строить броненосный крейсер-ответ таким, дабы тот имел бы явное преимущество в сражении над «Рюриком», означало бы уйти в совсем нелепые с позиций тогдашнего кораблестроения размеры, британцы махнули рукой на бронепояс и заложили «Пауэрфул» и «Террибл» – ужасные, 14 200 тонные крейсера с 22-узловой скоростью.

Они были способны не только догнать «Рюрик», но и имели примерное равенство над ним в артиллерии – имея 2 башенных 234-мм орудия против двух находившихся открыто восьмидюймовок и дюжину шестидюймовок в казематах против шестнадцати русских. Эти преимущества были приобретены отказом от бортовой брони, и потому шансов на выживание у английских скороходов в сражении против «Рюрика» было не так дабы большое количество.

Но корабль в четырнадцать с лишним млн кг так вот свободно не утопишь, и он имел возможность в сражении нанести тяжёлые повреждения русскому крейсеру, по окончании чего последний стал бы легкой добычей для других британских судов. А что огромный бронепалубник наряду с этим сам отхватит на орехи похлеще «Рюрика», так это ничего, основное – подбить русского, а в том месте не зазорно будет и выйти из боя.

Эта новая тактика так понравилась англичанам, что следом за «Пауэрфулом» они заложили серию бронепалубных крейсеров типа «Диадем» в 11 тыс. тысячь киллограм, скоростью не более 20,75 уз и с 16 152-мм пушками. Потом британцы осознали, что натворили – серия из восьми очень неудачных крейсеров, владевших всеми недочётами «Пауэрфулов», но не имевших их преимуществ, воистину была выбрасыванием денег в океан. Но эти суда оказали самое яркое влияние на крейсера типа «Диана».

А дело было так. Давным-давно уже стала понятна британская приверженность к калибру 234 мм для крейсеров, и русские 203-мм/35 на этом фоне смотрелись не слишком-то прекрасно. Одно дело «Адмирал Нахимов», что в линии баталии на любой английский 234-мм ствол имел два 203-мм собственных, так вести войну было возможно.

Но по окончании «Имперьюз» британцы сократили количество 234-мм на собственных крейсерах до двух, размещая их на носу и на корме, отчего имели возможность из них стрелять на оба борта, а тот же «Рюрик» имел возможность противопоставить им ровно столько же стволов в бортовом залпе – но всего лишь 203-мм калибра. А потому разработку 203-мм/45 по-стремительному отменили, строго наказав конструкторам добавить еще один дюйм к калибру.

Сейчас же, по окончании закладки «Пауэрфула», Морское министерство склонялось к тому, дабы для пиратства в океане строить дальноходные эскадренные броненосцы (вероятно – 2-го класса), а крейсера развивать по типу «Память Азова», добавив скорости и установив в корму и нос по замечательной 229-мм артсистеме, которую флот взял в 1895 году. Нужно заявить, что орудия эти оказались очень успешными и фактически ни в чем не уступавшими новейшей британской 234-мм/47 пушке – чуть легче боеприпас (163,1 кг против 172,4 кг) имел фактически ту же начальную скорость 835 м/сек (против 838 м/сек).

Адмиралы порадовались и настойчиво попросили крейсер не более 7000 т водоизмещения с бронированием борта на уровне «Памяти Азова», карапасной бронепалубой, двумя 229-мм пушками в оконечностях и восемью 120-152-мм по бортам. И, само собой разумеется, «вишенкой на торте» – скоростью не ниже 21 уз.

Но это оказался именно тот случай, в то время, когда жажды категорически не сочетались с возможностями: дабы удержаться в нужном водоизмещении, необходимо было отказываться либо от скорости, либо от 229-мм артиллерии, либо от брони. Морское министерство не знало, на что решиться, в этот самый момент весьма своевременно произошли британцы со собственными «Диадемами»

Раз уж британцы отказались от своих ненаглядных 234-мм башенных пушек, то и Чихачев дал не отягощать новые суда девятидюймовками, а окончательные ТТХ крейсеров типа «Диана» смотрелись так:

Водоизмещение обычное – 7585 т

Мощность автомобилей (номинальная) – 15 900 л.с. (три автомобили, котлы Бельвиля)

Скорость полного хода без форсирования котлов – 21 уз

Броня: пояс на всей протяженности корпуса 1,8 м высоты, бронеплиты 100 мм, снизу уменьшающиеся до 80 мм толщины, палуба 30 мм в горизонтальной части и 40 мм на скосах, рубка 152 мм гарвеированной брони.

Оружие – 12 152-мм Канэ за щитами, 12*75-мм, 8*37-мм и две 63,5-мм Барановского

Для интересующихся: информацию о весовых сводках – в Приложении нумер 1

Еще на протяжении проектирования Пересветов сделано было крайне полезное дело – действительно обновили работу Опытового бассейна. Сейчас модели судов испытывались вместе с винтами, чего не было раньше, и для крейсеров типа «Диана» удалось подобрать более-менее успешные обводы, не смотря на то, что это и оттянуло закладку практически на два месяца. В итоге крейсера этого типа («Диана» и «Паллада») на опробованиях продемонстрировали 20,97 уз и 21,1 уз соответственно – без форсировки котлов и несмотря на то, что оба корабля вышли изрядно перегруженными.

Но же и данный тип не удовлетворил моряков. Кроме того в сравнении с «Диадемом» новые крейсера смотрелись не так уж и прекрасно – само собой разумеется, бронепояс дорогого стоил, но артиллерию не получилось убрать в казематы, а скорость была только чуть выше английских судов. Да и по большому счету становилось ясно, что 21 узел не есть таковой уж хорошей скоростью для крейсера.

В итоге флот снова приобретал помой-му хорошие суда, но и не сообщить, дабы хорошие. В линию не поставить, для долгого рейдерства негоден в силу не через чур большой дальности хода, разведчиком при эскадре – дороговат, а в сражении с себе подобными имеет явное преимущество разве что перед малыми бронепалубными крейсерами.

Но сделать с этим было ничего запрещено, и во всем виноватыми выходили паровые машины Бельвиля. Вес машин и котлов крейсеров типа «Диана» достиг 1871 тонны либо совсем сумасшедших 24,66% от обычного водоизмещения! Ясно, что при таковой весовой сводке на броню и орудия оставался мизер, но иначе, лишь так и удалось добиться нужных лошадиных сил для скорости 21 уз.

С этим необходимо было что-то делать. Котлы Бельвиля, при всей их надежности, были неподходящими для русских крейсеров и следовало отыскать что-то более легкое, но не меньше замечательное, но пока ничего для того чтобы не было. Исходя из этого постройку третьего крейсера проекта «Диана», что должен был именоваться «Авророй», отменили, заложив вместо него два «безбронных судна» по проекту адмирала Макарова.

История сия очень увлекательна и поучительна, но описание малых крейсеров Русского флота, равно как и история броненосцев типа «Пересвет», выходит за рамки отечественного повествования. Мы только констатируем, что строительство русских броненосных крейсеров возобновилось тогда, в то время, когда стали известны информацию о новых котлах Нормана-Сигоди, Шульца-Торникрофта и Никлосса. И вот тогда-то Морское министерство и сделало движение конем.

Был заявлен интернациональный конкурс на создание броненосного крейсера следующих черт: 22,5 узла скорости, две 229-мм пушки и десять 152-мм скорострельных орудий при дюжине трехдюймовок. Наряду с этим артиллерию главного калибра следовало разместить в одноорудийных башнях, среднекалиберную – в казематах, трехдюймовки и другая мелочь разрешалась к установке открыто. Бронепояс должен был иметь длину по всей ватерлинии, а в районе автомобилей быть не меньше 152 мм, помимо этого оговаривалась карапасная палуба с единой толщиной в 30 мм как в горизонтальной части, так и на скосах.

Но самое основное – этот крейсер не должен был превышать 7500 т водоизмещения.

Возможно только позавидовать нахальству чинов Морского министерства – личный проект («Диана») и близко не подобрался к таким чертям, но иначе, показался новый фактор – более легкие котлы, да и не грех было бы слупить с импортных конструкторов максимум, что они имели возможность бы дать.

Все же ТЗ выяснилось заоблачным, и ни один из представленных на рассмотрение проектов ему не удовлетворял. В итоге победителем признали французский проект, а по окончании жарких споров было выяснено некое послабление черт: скорость дали снизить на пол-узла, отказались от карапасной палубы, а количество пушек среднего калибра сократили до восьми 152-мм Канэ.

Крейсер (взявший именование «Баян») оказался таким:

Водоизмещение обычное – 7906,4 т

Мощность автомобилей (номинальная) – 19 500 л.с. (две автомобили, котлы Нормана)

Скорость полного хода без форсирования котлов – 22 уз

Броня (см схему ниже): пояс на всей протяженности корпуса 1,8 м высоты, в пределах машинных отделений и котельных бронеплиты 175/90 (175-мм, утоньшающиеся книзу до 90 мм), потом в корму и нос вначале 150/90, после этого 120/80 и потом уже 100/70 мм. Второй, противоосколочный бронепояс от форштевня и до кормовой надстройки на всем протяжении 60 мм, казематы 152-мм пушек 80 мм и 30 мм стенками и крышей.

Рубка 160 мм, башни 150 мм боковые стенки и лоб, 30 мм крыша, 152-мм подачные плиты, с уменьшением у носовой башни до 60 мм за противоосколочным бронепоясом. Броню следовало ставить по возможности крупповскую, но если не будет получаться, разрешалась частичная замена Гарвеем.

Оружие – 2*229-мм в одноорудийных башнях, 8*152-мм Канэ в казематах, 12*75-мм, 8*47-мм, 2*37-мм и, само собой разумеется, две десантные 63,5-мм Барановского, без которых, ясно, на море сражаться было ну вот совсем нереально.

Информацию о весовых сводках – в Приложении нумер 2

Всего по этому проекту было заказано 4 крейсера за рубежом, и на собственных верфях приступили к постройке еще одного. Во Франции строился «Баян» (котлы Нормана), в Германии – «Богатырь» (котлы Нормана) и «Аскольд» (котлы Шульца-Торникрофта), в Соединенных Штатах – «Варяг» (котлы Никлосса), а для «Олега» русском постройки кроме этого был выбран Норман – как самый перспективный. Потом еще два таких крейсера заложено было на Черном море.

К Русско-японской войне в состав Тихоокеанского флота России вошли оба крейсера типа «Диана» и четыре крейсера типа «Баян» – только «Олег» не успевал к ужасной военно-морской мясорубке, охватившей скоро негромкие доселе воды Желтого моря.

Приложение нумер 1

Весовую сводку Дианы создатель, в силу врожденной склочности, приводить не будет, но посчиталось так – берем плановые 6630 т «Дианы» и минусуем:

  1. 142,7 т за счет истончения бронепалубы (вместо 38-52 мм имеем 30-40 мм)
  2. 48 тысячь киллограм за счет снятия дюжины 75-мм пушек
  3. 28,8 т за счет уменьшившегося боекомплекта 75-мм пушек

А всего имеем 219,4 тонны экономии

Добавляем:

  1. 325,98 т – бронепояс
  2. 46,4 т – всякое добронирование – дополнительные подачи 152-мм снарядов, да и палуба у крейсера с увеличившимся водоизмещением чуток побольше будет.
  3. 14,1 т – щиты для дюжины шестидюймовок
  4. 58,76 т – четыре 152-мм пушки
  5. 37,38 – дополнительный 152-мм боекомплект
  6. 400,11 – дополнительный вес автомобилей. Вычислял грубо – ЭУ «Дианы» весом в 1471 т таки развило приблизительно 12 500 л.с (кроме того до 13 000 доходило) так что можно считать удельную мощность на уровне 8,497 л.с./тонна. Из этого ЭУ на 15 900 лошадей будет весить 1871,11 тысячь киллограм.

А всего имеем 882,73 т дополнительных весов

882,73 – 219,4 = 663,19 тысячь киллограм перегрузки, добавляем на них 44% корпусных конструкций (еще 291,8 т) и приобретаем ровно 955 тысячь киллограм к водоизмещению «Дианы» РИ

Приложение нумер 2

Экономия:

  1. 90 тысячь киллограм на котлах Нормана. Счетоводство такое – удельная мощность котлов «Богатыря» РИ – 16,25 л.с./т, но у нас крейсер больше, винты поди весят потяжелее и всякие в том месте итакдалии, так что для пущей реалистичности делаем 15,25 л.с./тонна. Тогда новая ходовая весит 1300 т, ну а Бельвиль в РИ был в 1390 т весом.
  2. 35,21 т сэкономили на толщине главного бронепояса – он в РИ имел 203 мм с утоньшением до 100 мм по нижней кромке, а в АИ – 175/90 (как было сделано на Адмирале Макарове, кстати)
  3. 24 тонны экономии от снятия кормового траверза 203-мм. Он нам не через чур нужен, по причине того, что в АИ, в отличие о РИ, бронепояс сплошной и корма им закрыта. Одновременно с этим на 60-мм верхний траверз не покушаемся – пускай стоит где стоял.
  4. 32 тонны – снятие восьми 75-мм пушек
  5. 19,2 тонны экономим на 75-мм снарядах.

А всего экономия – 200,41 т

Добавляем:

  1. 106 т – на 229-мм башни. Вычислял не хорошо вычислял, в случае если честно. Башня «Баяна» всецело (вместе с подачными трубами, неподвижной частью и проч) весит 157 тысячь киллограм, известно кроме этого, что 234-мм/47 одноорудийная башня весила 110 тысячь киллограм, но не вся, а лишь вращающаяся часть. Исходя из этого неспециализированный вес 229-мм установки по способу «пол-палец-потолок» выяснен в 210 тысячь киллограм, соответственно на обе башни перевес составит 106 т.
  2. 18,04 т – перевес 229-мм снаряда (оставляем по 100 выстрелов на орудие)
  3. 48,87 т – дополнительный 100/70 мм бронепояс в корму.
  4. 100 т усиление казематов. Воля Ваша, а не нравится мне каземат в 60 мм с крышей в 15 мм. Неспециализированный вес казематов 6-дм орудий на «Баяне» РИ – 152 т, сказал стольник, предположительно до 80 мм борт, 30 мм крыша и 30 мм стены хватит.

Итого перевес – 272,91 т

272,91 – 200,41 = 72,49 т, да 44% корпусных конструкций (31,89 т), и приобретаем 104,41 т плюсом к водоизмещению «Баяна» РИ, которое, как мы знаем, составляло 7 802 т

З.Ы. Убрал шестидюймовые казематы из района носовой и кормовой надстроек не токмо эстетства для, сколько хотя уменьшить перегруз носовой и кормовой оконечности, вызванный установлением на них тяжелых 229-мм башен.

Памяти крейсера Мурманск

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: