Крейсер i ранга баян — броненосный дальний разведчик (фан)

      Комментарии к записи Крейсер i ранга баян — броненосный дальний разведчик (фан) отключены

Так как перепил Богатыря вышел не совсем состоятельным (я бы кроме того сообщил совсем не состоятельным), а замена 6000-тонникам все равно нужна, то решил взяться за перепил Баяна, от которого я первоначально отказался. На этот раз должно выйти менее спорно. И да, в описании хода проектирования и постройки будут частично употребляться элементы статьи по Богатырю — писать одно да и то же различными словами не вижу смысла.

постройка и Проектирование

Крейсер i ранга баян - броненосный дальний разведчик (фан)

Вступивший в строй Баян. Решил не фотошопить, потому что он и без того красив.

Не вдаваясь в детальные исторические подробности, каковые известны практически всем, обрисую условия появления проекта Богатыря только в общем. В соответствии с принятой 20 февраля 1898 года кораблестроительной программе Для потребностей Дальнего Востока, только что созданный Тихоокеанский флот должен был в скорейшем времени пополниться 6 крейсерами водоизмещением 5-6 млн кг. Они должны были делать 3 главные задачи:

— дальняя разведка;

— крейсерские операции против вражеского судоходства;

— участие в эскадренном бою вместе с эскадренными броненосцами;

Из-за загруженности отечественных верфей постройку 4 из 6 судов планировалось вести за рубежом; помимо этого, для составления проекта был заявлен интернациональный конкурс. В соответствии с его условиям, МТК должен был выбрать один из конкурсных проектов для серийной постройки (для единообразия, на котором настаивал морской министр Невский).

Вследствие этого, и многих других твёрдых требований в финале конкурса принимали участие только три компании — германские Вулкан и Германия и американская Крамп. Позднее к ним присоединилась французская Форж и Шантье. Одним из основных требований проекта было превосходство над японским бронепалубным крейсером Касаги.

Первоначально крейсера должны были стать бронепалубными, но уже на протяжении конкурса начались переработки. Все 4 конкурсных проекта (+1, представленный Балтийским заводом) превысили проектное водоизмещение в 6000 тысячь киллограм, а проект Форж и Шантье по большому счету был оснащенным поясной броней (вместе с превышением водоизмещения на 1,3 тысячи тысячь киллограм).

Но, именно он привлек интерес морского министра, что тут же поменял условия проекта — крейсера должны были стать броненосными, для чего водоизмещение возросло на 2000 тысячь киллограм. Определенные неприятности появились с финансированием, которое требовалось расширить из-за роста водоизмещения судов. Тут министр заручился помощью императора Николая II, и средства были без промедлений отысканы.

Громадные бронепалубные крейсера I ранга наподобие строящихся на отечественных верфях Диан из-за собственных размеров являются хорошую мишень. Достаточные для крейсерства и ограниченно пригодные для разведки, при столкновении с соперником, вооруженным скорострельной артиллерией 6000-тонные бронепалубные крейсера рискуют утратить собственную боеготовность стремительнее, чем они смогут выполнить собственные главные функции. Этим я признаю постройку аналогичных судов тщетной растратой денег — лучше израсходовать больше, но взять крейсера, пригодные и для крейсерства, и для разведки, и для эскадренного боя в однообразной степени.

Из письма морского министра императору Николаю II

По новому техзаданию, крейсера должны были иметь водоизмещение не более 8000 тысячь киллограм, оружие из 12 152/45-мм и 12 75/50-мм орудий, скорость хода не меньше 22 узлов и дальность плавания экономическим ходом не меньше 5000 миль. Броневой пояс признавался достаточным при большой толщине в 127 мм.

Первыми выбыли проекты Крампа и Германии, каковые имели через чур маленькие бронепояса и не обеспечивали развития скорости хода в 22 узла. Однако, компании дали согласие строить суда по чужому проекту, стремясь получить от заказа хоть какую-то пользу.

Проект компании Вулкан воображал собой самый привлекательный вариант, всецело отвечающий требованиям клиента, но именно это отбрасывало его назад в сравнении с соперником — крейсером Форж и Шантье.

Французский проект, созданный инженером Лаганем, всецело соответствовал заданию по отдельным статьям наподобие бронезащиты и скорости, наряду с этим уступая в дальности хода (3900 миль экономическим ходом). Одновременно с этим у него имелось большое преимущество перед проектом Вулкана — кроме 12 152-мм орудий он нес 2 203-мм пушки в башнях, помимо этого обещалась скорость в 22,5 узла — больше контрактной. Французский проект заинтересовал морского министра, благодаря которому удалось продавить корабль не обращая внимания на оппозиционеров адмиралов, мечтавших о крейсерах-рейдерах с минимальной дальностью плавания в 5000 миль.

Постройка всех единиц серии велась достаточно стремительными темпами, причем родоначальник серии — Баян, строившийся на французских верфях — вступил в строй четвертым из шести, чуть успев прибыть на Дальний Восток к началу войны с Японией. Стремительнее всех построился Крамповский крейсер Варяг, наряду с этим между морским министром и главой фирмы случился конфликт, что стал причиной охлаждению многообещающих взаимоотношений между флотом России и одной из наибольших верфей США.

Сам конфликт был вызван жаждой Крампа установить на собственные суда котлы Никлосса. И в случае если на Ретвизан ему удалось поставить эти котлы, то при с быстроходными крейсерами I ранга ему было отказано, не обращая внимания на настойчивые упрочнения американца убедить морского министра и адмиралов.

До войны было выстроено 4 корабля, еще 2 вступили в строй на протяжении войны (оба русской постройки). Все они превзошли на опробованиях контрактную мощность автомобилей (на 200-500 л.с.) и проектную скорость в 22,5 узла, что утвердило котлы Нормана в качестве крейсерских в Русском Императорском флоте.

Баян по окончании вступленя в строй

«Баян», Forges et chantiers de la Mediterranee, Тулон– 21.12.1898/20.05.1900/12.1903

«Богатырь», «Вулкан», Штеттин – 03.1899/17.01.1901/08.1902

«Аскольд», «Германия», Киль – 24.10.1898/02.03.1900/1902

«Варяг», William Cramp and Sons, Филадельфия – 10.1898/31.10.1899/02.01.1901

«Витязь», Новое Адмиралтейство, Петербург – 21.10.1900/12.05.1902/03.04.1904

«Олег», Новое Адмиралтейство, Петербург – 06.07.1902/14.08.1903/24.06.1904

Быстроходный Баян

Варяг в обычной окраске Тихоокеанского флота

Что нам необходимо от Баяна? В первую очередь перетасовать ЭУ и бронирование. Первую нужно усилить, доведя максималку до 22 узлов, второе нужно ослабить, чтобы имелся запас водоизмещения для внесения трансформаций.

Помимо этого, не помешало бы усилить батарею среднего калибра, добавив 4 152/45-мм пушки.

1) Заберём ЭУ, подобную Богатыревской с удельной мощностью 16,25 л.с./т. При таких условиях при том же весе, что и у прототипа, 20 котлах Нормана (по 6 в двух кормовых и по 4 в двух носовых КО) и том же адмиралтейском К новый Баян возьмёт ЭУ мощностью 21500 л.с., которая даст скорость хода в 22.65 узлов, что приятно радует глаз. В теории, возможно было бы этим и ограничиться, поскольку при скорости всяких Касаги отечественный Баян неслабо так бронирован и вооружен без шуток, но — не отечественный способ.

Идем дальше.

2) В монографии по Баяну от ЭКСМО имеется четкая развесовка отдельных элементов бронезащиты. Это разрешает нам четко выяснить, какую экономию веса даст срезание либо добавка брони в определенных местах — точность куда выше, чем при простых моих исчислениях. В первую очередь урежем основной пояс толщиной 100-200 мм до 75-150 мм, т.е. на 1/4, что даст нам по весу -107,5 тысячь киллограм;

3) Урезание нижнего кормового траверза на 1/4, с 200 до 150 мм даст нам -6 тысячь киллограм;

4) Срежем верхний пояс на чисто символических 5 мм, чтобы взять в следствии 75 (55+10+10) мм броневой защиты, что дает нам -19,8 тысячь киллограм;

5) Подобно верхний кормовой траверз, урезанный на 5 мм, даст нам -1,3 тонны;

6) Уменьшив защиту казематов с 80 до 75 мм (также будет 55+10+10), возьмём экономию -10,4 тонны;

7) Уменьшим толщину барбетов на 2/17, либо со 170 до 150 мм, что даст нам -22,4 тонны;

8) Снимем нафиг 8 75-мм пушек. Четкий вес одной пушки со всеми приблудами (погреба, подача) имеется в той же монографии от ЭКСМО Виноградова и Федечкина, за что им огромное благодарю. В следствии экономия -136,8 тысячь киллограм. Но, на протяжении исчислений у меня вышла неточность в расчете веса одной 75-мм пушки с приблудами, так что экономия выйдет меньше — -61,8 тысячь киллограм;

9) Увеличим бронезащиту крыш башен до 50 мм, либо на 2/3 — +2,76 тысячь киллограм;

10) Добавим кожухи КО, каковые ИМХО легко нужны на любом корабле, толщиной 30 мм, 4 шт — +115 тысячь киллограм;

11) Еще стоить добавить броневые колосники, которых так не хватало на настоящем Баяне, что в сумме даст приблизительно +10 тысячь киллограм (не смотря на то, что я четко не воображаю себе их конструкцию, потому исхожу из расчета 2,5 тонны на одну трубу);

12) Кроме этого стоит расширить толщину всех палуб (ко мне входят и крыши казематов), которая в действительности была тонковата — всего 30 мм (действительно, тут также срабатывает два раза +10 мм мягкой судостроительной стали под жёсткой). Увеличиваем до броненосного стандарта в 50 мм, либо на 2/3 — +228,7 тысячь киллограм;

13) Устанавливаем 4 дополнительных 152-мм пушки в палубных установках. Любая такая со всеми приблудами (погреба, подача, сама установка с подкреплениями) весит 38,4 тонны (благодарю Виноградову и Федечкину), совместно +153,6 тысячь киллограм.

Результат:

— водоизмещение обычное выросло с 7805 до 8011 тысячь киллограм (округлим до 8015, так прекраснее, а я обожаю прекрасные цифры);

— осадка вырастет приблизительно на 12 см (в определении роста осадки снова же благодарю Виноградову и Федечкину за их роскошную монографию по Баяну);

— при мощности 21500 л.с. и адмиралтейском К=213 большая скорость хода без форсирования будет равняться 22,53 узла, а с учетом увеличившейся осадки будет составлять где-то 22,45-22,5 узлов;

Фактически, на этом и все. Я взял как раз то, чего так желал — быстроходный броненосный крейсер с замечательным оружием, не уязвимый 6000-тонник с высокими небронированными бортами, и не медленный асамоид, вся сущность которого в жажде взять аналог броненосца по сниженной цене.

Маленькая правка

Сотрудник Гончаров Артем указал на критический недочёт бронезащиты — узкий бронепояс в оконечностях и тот факт, что бронепалуба примыкает к верхнему краю пояса, а не к нижнему (как почему-то думал я). Следовательно:

— убираем утолщение палубы — -228,7 тысячь киллограм;

— утолщаем то, что я изначально желал утолщить (хапнув вместе с палубами) — крыши казематов и крышу боевой рубки до 50 мм. Без понятия, какова будет площадь таковой бронезащиты, потому вес прикидываю приблизительно — +50 тысячь киллограм;

— отменяем урезание главного пояса — +107,5 тысячь киллограм.

Итого для маневра у нас остается еще 70,5 тысячь киллограм. Большое количество это либо мало? Достаточно. Основной пояс настоящего Баяна толщиной 100-200 мм, длиной 115 м и высотой 1,8 метров весит 430 тысячь киллограм. В случае если заменить его на равноутолщенный пояс толщиной 150 мм, то это обойдется по весу в 495,9 тысячь киллограм. У нас еще и экономия веса получается в 4,6 тонны! Превосходно. Значит, основной пояс у нас отныне 150-мм.

Водоизмещение возможно посчитать не изменившимся.

Тактико-технические характеристики

Олег в окраске Тихоокеанской эскадры Балтфлота амирала Скрыдлова

Водоизмещение: 8090 тысячь киллограм

Размерения: 136,5х17,5х6,82 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 20 котлов Нормана, 21500 л.с. = 22 узла

Запас горючего: 750/1200 тысячь киллограм

Дальность: 3900 миль (10 узлов)

Броня (крупп): основной пояс 150 мм, верхний пояс 75 мм (55+10+10), траверзы 75-150 мм, казематы 75 мм (55+10+10), палуба 50 мм (30+10+10), башни 150 мм, крыши башен 50 мм, барбеты 150 мм, рубка 160 мм

Оружие: 2 203/45-мм, 12 152/45-мм, 12 75/50-мм, 4 57/50-мм орудий, 2 381-мм торпедных аппарата

Экипаж: 25/570 человек

Универсальный крейсер?

Что же мы взяли в следствии? Как по мне, таковой корабль есть прообразом будущих поясных легких крейсеров с турбинной ЭУ, и с поправкой на паровую машину (которая дает больше оговорок при развитии громадных скоростей) таковой крейсер может делать следующее:

— топить бронепалубные крейсера соперника, каковые медленнее его либо не владеют превосходством в скорости — а это практически все японские крейсера;

— делать функции фаворита флотилий эсминцев, связывая вражеские суда боем;

— уходить в дальнюю разведку — при наличии бронепояса у для того чтобы разведчика больше шансов возвратиться;

— сражаться в составе линейных эскадр, не смотря на то, что при таких условиях отечественный облегченный броненосный крейсер делается весьма уязвимым для вражеской артиллерии;

— отправляться в крейсерство против вражеского судоходства — при таких условиях никакие контррейдерские меры не страшны, поскольку от любого тяжелого арт. корабля возможно будет легко уйти, а быстроходные суда соперника будут не сильный вооружены и бронирование крейсера обеспечит от их снарядов надежную защиту;

— выполнять набеговые диверсионные операции. К примеру, пока японский флот стоит у островов Элиот на якоре, контря броненосцы, 3 Баяна совершают набег на Нагасаки, топят все, что смогут японцы им противопоставить (ветхие корыта типа Фусо), и смываются, успев изрядно нагадить японцам;

В общем, как по мне, такие крейсера хоть немногочисленны и дороги, но только действенны при их грамотном применении. Так что к моменту начала РЯВ это, пожалуй, единственные крейсера I ранга, каковые я могу реально признать — не 21-узловой Баян и не 6000-тонные бронепалубники, а таковой вот 8000-тонный скороход-пакостник.

Заодно по просьбе сотрудника Alex-cat выкладываю сравнение ТТХ настоящего и моего Баянов.

От автора

Помой-му (сохраняю надежду) с крейсерами I ранга все решил. Из тех наработок, что готовы уже на данный момент, вырисовывается следующее:

1) Непонятки по поводу корпуса Пересвета. В случае если с башнями уже разобрались, то вопрос в том, выдержит ли корпус отдачу новых пушек? Я склонен вычислять, что выдержит, а за счет дополнительных подкреплений установок ГК водоизмещение вырастет приблизительно на 100 тысячь киллограм, плюс возможно добавить еще 300-400 на корпусные конструкции.

Но, Пересвета ожидает еще очередная волна пересмотра статей нагрузки, поскольку текущая развесовка вызывает у меня смутные сомнения по поводу собственной рациональности (сравнивая с Бородино, понял, что у Пересвета статья снабжения вдвое больше подобной статьи Бородино, я уж молчу про увеличенный наличие мин и запас топлива заграждения — все это возможно перегнать в доп. вес корпуса без утрат в моих нынешних расчетах по Пересвету).

2) Возможно, будет пост по программе Для потребностей Дальнего Востока либо легко примерное содержание того, сколько и каких судов потребуется для Тихоокеанского флота.

3) Переделок в проектах Бородино и Новика-Жемчуга будет минимум. В первом случае трансформации затронут якорные дела и мелкокалиберки (20 47-мм пушек — в топку, вместо них покинуть чисто символические 4-6 57-мм), во втором — уменьшить суда за счет отказа от ТА и также переделать якорные устройства (возможно). Так что я был бы весьма благодарен определить, сколько весил 381-мм ТА, чтобы знать, как облегчатся суда — сам я пока не искал эти сведенья.

Крейсер «Аскольд». Масштаб 1:42 [World of Warships]

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: