Многоцелевой самолет «лебедь.x».

      Комментарии к записи Многоцелевой самолет «лебедь.x». отключены

Разработчик: Лебедев
Страна: Россия
Первый полет: 1915 г.Многоцелевой самолет «лебедь.x».

В начале 1915 года был выпущен первый уникальный самолет завода В.А.Лебедева —  «Лебедь.X». Создавая боевой аппарат, В.А.Лебедев вероятно в первый раз в Российской Федерации заложил в конструкцию и схему аэроплана возможности для многоцелевого применения, не требующие дополнительных мероприятий для сохранения продольной балансировки и центровки.
Фюзеляж с начинкой, шасси, синхронный пулемёт и хвостовое оперение, что должен был устанавливаться поверху головной части фюзеляжа перед прозрачным козырьком кабины летчика, были неизменными. На вершине расчаленных кабанов и к нижним узлам фюзеляжа возможно было навесить два варианта несущих поверхностей.

При установке так называемых малых крыльев («МК») получался одностоечный полутораплан, что должен был использоваться как одноместный истребитель. Верхнее крыло площадью 16 м2 имело обычные элероны по финишам, расширяющиеся по размаху. Нижнее крыло, имевшее площадь 13 м2 было без элеронов.

Оба крыла являлись двухлонжеронными и набирались из однообразных фанерных нервюр вогнуто-выпуклого профиля. Боковые стойки бипланной коробки складывались из двух стержней каплевидного поперечного сечения, расчаленных металлической проволокой. Центральные кабаны (кроме этого расчаленные) крепились к верхним перекрестьям стержней фюзеляжной фермы. Ход нервюр крыльев по размаху был выбран равным 875 мм.

Он четко выяснил расстояние между кабанами, т.е. ширину фюзеляжа, расстояние между элеронами, концевыми и боковыми стойками срезами крыльев, т.е. размах последних.
Этому закону построения базисной геометрии были подчинены крылья второго варианта самолета «Лебедь.X», что должен был стать воздушным разведчиком. Его возможно назвать «Лебедь.X БК» (т.е. громадные крылья), крылья его при однообразном размахе имели различные площади, верхнее — 20 м2 за счет расширения элеронов и нижнее — 19,4 м2.

Бипланная коробка этого варианта была уже двухстоечной. Стягивание пролетов между стойками было однообразным для обоих вариантов «десятки», проволочными расчалками крест-накрест. Элероны для верхних крыльев независимо от их размаха кроме этого были однообразными.

Материалы для крыльев: фанера гнутая для лобовых частей крыльев, лонжероны коробчатые из фанеры и сосновых брусьев, обшивка — полотно на лаке и краске, фюзеляж был выполнен виде долгой прямоугольной фермы, суживающейся к хвосту и складывающейся из двух разъемных частей.

Головной отсек, в котором были расположены мотор, рабочее место и топливо летчика, воображал собой стержневую ферму, сваренную из металлических труб. Хвостовой отсек имел древесную ферму, стянутую во всех клетках по бортам и в плоскостях шпангоутов проволочными расчалками. По верхней и нижней сторонам фюзеляжные фермы были прикрыты полукруглыми гаргротами, сделанными из фанеры. Неспециализированная обтяжка полотном и последующее покрытие краской и лаком образовывали наружную поверхность фюзеляжа.

Исключению была подвергнута носовая часть корпуса.

Ротативный двигатель «Le Rhone» мощностью 80 л.с., был частично закрыт цилиндрическим капотом с маленьким лобовым щитком в верхней части. Борта моторного отсека обшивались фанерой. Для бесступечатого обтекания носовой части фюзеляжа по бокам были надставлены плавные сходы контуров от круглого капота к плоским бортам в виде выпуклых накладок, образованных коническими сегментами.

Шасси имело хорошую двухстоечную схему с единой осью для колес. Амортизация шасси, резиновая шнуровая, кроме этого была общепринятой в то время. Хвостовое оперение было привычным с установившейся конструктивно-силовой схемой: стабилизатор с двумя секциями руля высоты и киль с рулем поворота.

Горизонтальное оперение имело при виде сверху форму кругового сегмента радиусом 2 м. Вертикальное оперение по виду сбоку было треугольным.

Оба варианта самолета «Лебедь.X» были выстроены в конце 1915 года и в начале 1916 года. Полутораплан «МК» имел возможность бы стать истребителем, да вот мощность мотора была недостаточной. Более размашистый вариант («БК») в качестве истребителя был конечно же негодным а также как разведчик — маломощным.

Разнокрылые близнецы проходили летные опробования весной 1916 года и не продемонстрировав требуемых качеств, в серии не строились. На самолетах летал сам создатель. Оружие на обеих автомобилях не устанавливалось.

ЛТХ:

Модификация: «Лебедь.X»
Размах крыла, м: 10,50
Протяженность, м: 7,00
Площадь крыла, м2: 29,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 415
-обычная взлетная: —
Тип двигателя: 1 х ПД «Le Rhone»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Большая скорость, км/ч: 135
Крейсерская скорость, км/ч: 105
Большая скороподъемность,м/мин: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1.

Самолет «Лебедь.X БК» на опробованиях.

«Лебедь.X МК» в варианте истребителя. В кабине В.А.Лебедев.

Лебедь.X. Рисунок.

Лебедь.X. Компоновочная схема.

Лебедь.X МК. Схема.

Лебедь.X. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Техника и Оружие. Ивнамин Султанов. «Лебедь» X.

ТУ-160 «Белый лебедь» в действии. На сверхзвуке не догнали F-16 и даже С 300 не видит.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: