Самолет «русский моноплан».

      Комментарии к записи Самолет «русский моноплан». отключены

Разработчик: Л.В.Школин
Страна: Россия
Год постройки: 1910Самолет «русский моноплан».

Самолёт Луки Васильевича Школина был монопланом, неспециализированная схема этого самолета была необычной, контуры крыла и оперения самолета в плане симметричны довольно поперечной оси, проходившей на 50% хорды крыла. Самолёт имел переднее и заднее оперение и без того именуемую «колонку», перемещениями которой («от себя», «к себе») управлялись рули высоты, вращением штурвала — рули направления, подвижными элеронами на крыльях — наклоны при поворотах виражах. На переднем горизонтальном оперении были рули высоты, заднее оперение делало функции стабилизатора — руль и киль направления были позади.

Крыло — узкое, расчалочное, трехлонжеронное. Обшивка — пергаментная бумага в пара слоев, покрытая маслянной краской и лаком. На крыле имелись маленькие косо расположенные элероны.

Корпус — расчалочная четырехгранная ферма с обтянутой полотном обтекаемой кабиной.

Шасси — из двух колёс спереди и одного маленького заднего (на пружинах для амортизации), с двумя противокапотажными полозами.
Мотор — «Anzani» мощностью 25 л.с. был куплен Школиным у известного одесского авиатора С.И.Уточкина за 1200 рублей. Бак с горючим размешался над кабиной лётчика.

Для повышения тяги мотора Школин применял вал двигателя, от которого вращательное перемещение цепными приводами передавалось через шестерни к намерено изготовленным двум винтам (по принципу работы фабричного ременного привода к механическим станкам). Они крепились на втулках, каковые имели возможность перемещаться по неподвижной оси винтов, что разрешало лётчику придавать им встречное направление к фронту воздушного потока.

Винты — 4-х лопастные, шестерни передач — в 15 и 45 зубцов, что в три раза увеличивало скорость вращения финтов — до 450-500 оборотов. На винтах имелось приспособление для трансформации угла установки лопастей на протяжении работы — особенная втулка, перемещаемая по нарезке на неподвижной оси, на которую насаженны втулки винтов и несущая на себе финиши проволочных оттяжек лопастей, позднее подобный винт взял термин ВИШ — винт изменяемого шага и был применен в первый раз в мире.

Л.В.Школин закончил проект собственного самолета в 1909 году. Он бесполезно хлопотал о его постройке сперва в Одессе, после этого в Харькове. В итоге он принял предложение промышленника В.А.Балина о постройке аппарата на его фабрике и отпустившего 3000 руб. на постройку самолета.

Создавать самолёт Школину помогали квалифицированные рабочие фабрики, в особенности инженер-механик Н.Н.Алянчиков и его ассистенты — сын и отец Закорюкины, в распоряжении которых пребывали фабричный и механические мастерские чугунно-литейный завод. Рабочим местом механиков было помещение механической мастерской, где были столярный и модельный цеха: в них для самолёта изготовлялись древесные и железные подробности.

Завершив главные работы и истратив ссуду, Школин осознал, что самолёт испытывает недостаток в доводке, для которой снова же необходимы были средства. Он попросил у Балина передачи самолёта ему в собственность без выплаты ссуды, под векселя, аргументируя это тем, что он сможет получить деньги на авиационной выставке в Харькове, для чего внес предложение выслать в том направлении самолёт. Но одвременно с этим поступила информация, что Школин пробует взять заграничный паспорт.

Всё это весьма насторожило Балина и он отказал Школину в передаче самолёта в его собственность. Лука Васильевич разобрал самолёт, разложив его по древесным коробкам, а сам уехал в Харьков в отыскивании денег (он проводил занятия по авиации, тем самым пропагандируя собственное изобретение), что кроме этого не дало хорошего результата.

К тому же госслужащие стали весьма внимательно относиться к авиаторам: с целью проведения полётов требовалось сейчас разрешение полиции, а на месте их проведения обязательно должен был находиться милицейский. Вопрос о воздухоплавании обсуждался кроме того на совещании Госдумы в 1910 году. А у некоторых конструкторов самолёты были обрисованы милицейскими приставами и закрыты «на замок».

Пребывав в Харькове, Школин начал просить помощи у Леденцовского общества, приложив к просьбе его конструкции описание и схему самолёта. Экспертизу изобретения проводил сам «папа русской авиации» Н.Е.Жуковский, порекомендовавший обществу поддержать мастера-самородка. Но так как самого самолёта у Школина для доработки не было, то в материальной помощи ему снова было отказано.

В 1911 году Школин уехал во Францию, где его застала Первая мировая. Появлявшись на правах эмигранта, он не мог быть допущен к авиации. По окончании войны он возвратился в Харьков, но тут уже шла Гражданская война: не то было время для авиаконструкторской деятельности. О предстоящей судьбе Луки Васильевича известно только то, что дожил собственный век он в Харькове, скончавшись весною 1943 года от заболевания туберкулёзом.

Последние годы судьбы его сопровождали неудачи и материальные трудности.

Что же касается самолёта, то он так и пролежал до начала 1920-х годов упакованным в коробки в сарае фабрики. Позже активисты местной ячейки Осоавиахима (общество содействия обороне, авиационному и химическому постройке) применяли его мотор для устройства аэросаней, а после этого и глиссера, бороздившего водную гладь озера Вазаль.

ТТХ:

Самолет: «Русский моноплан» Школина
Год постройки: 1910
Двигатель, марка: 1 х ПД «Anzani»
-мощность, л.с.: 1 х 25
Протяженность самолета, м: 8
Размах крыла, м: 8
Площадь крыла, м2: 17,7
Масса безлюдного, кг: 345
Масса горючего+ масла, кг: 20
Масса полной нагрузки, кг: 95
Полетная масса, кг: 440
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 25
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 17,6

Сборка моноплана Школина.

Л.В.Школин в кабине самолёта на протяжении его наземных опробований.

Русский моноплан. Схема 1.

Русский моноплан. Схема 2.

.

.

Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Пожарский юбилейный альманах. Выпуск № 4.

Избили в самолете

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: