Мифы мидуэя: алеутский «зеро». часть iv

      Комментарии к записи Мифы мидуэя: алеутский «зеро». часть iv отключены

«Скоро обнаружилось, что самоё слабым местом „Зеро” есть его нехорошая свойство к пикированию и отсутствие бронезащиты. Летные опробования кроме этого открыли, что на громадных скоростях „Зеро” замедленно реагирует на перемещения элеронов, а на громадных высотах его характеристики быстро падают.»

Пожалуй, это единственная часть мифа, имеющая отношение к действительности.

IV. НАСТОЯЩИЕ «СЕКРЕТЫ „ЗЕРО”»

В начале утра 4 июня 1942 г., за 14 часов до вынужденной посадки истребителя лётного старшины 1-й статьи Тодаёси Кога на остров Акутан и практически в трёх тысячах километрах южней, приблизительно в 35 милях северо-западней атолла Мидуэй, 25 американских истребителей (6 F4F-3 «Уайлдкэт» и 19 F2A-3 «Баффоло») 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты нападали японскую ударную группу из 36 пикирующих и 35 горизонтальных бомбардировщиков, прикрытую 36 «Зеро». По итогам боя 221-я эскадрилья была фактически унижтожена: в строю остались 2 боеспособные автомобили и 9 пилотов (не считая двух раненых).

Не обращая внимания на сопоставимый урон, нанесённый ими сопернику, это была через чур большая цена за бесценный опыт противодействия японским истребителям. Опыт, что практически всем сохранившихся пилотов весьма понадобится полугодом позднее, в небе Гуадалканала. Ниже приводятся отрывки из написанных этими пилотами докладных записок о бое.

Истребитель Зеро только манёвренен и владеет поразительной скороподъёмностью. Он так превосходит F2A-3 на вертикалях, что представляется тщетным пробовать сделать более одного захода на цель. […] Я считаю, что его скороподъёмность образовывает, как минимум, 5000 фут/мин [1524 м/мин — в действительности около 942 м/мин].

Капитан Кирк Армистид (ВРИО начальника эскадрильи)

В то время, когда я посмотрел назад, дабы заметить результаты атаки, то нашёл пара истребителей Зеро, уже заходивших мне в хвост. Я начал пикирование на полном газу, и они отказались от преследования.

Капитан М. Ю. Карл

Наверное, их истребители превосходят отечественные по манёвренности во всех отношениях, за исключением, как в моём случае, скорости пикирования — я смог оторваться от одного из них и порвать расстояние на уровне моря.

Капитан У. К. Хамберд

…я подготовился к третьему заходу, в то время, когда заметил истребитель Зеро, весьма скоро набирающий высоту для захода мне в хвост. Я дал ручку от себя как смог и вошёл в крутое пике. В то время, когда я выровнял самолёт и посмотрел назад, Зеро уже не было видно. […] Из того, что я видел, оцениваю большую скорость Зеро в 450 миль в час [725 км/ч — в действительности 534 км/ч].

Капитан П. Р. Уайт

Истребитель 00, разумеется, имеет весьма прочную конструкцию, талантливую выдерживать те же нагрузки, что и отечественные личные самолёты. Японские самолёты представляются весьма уязвивыми, в случае если вам достаточно повезёт, дабы поймать их в прицел.

Лейтенант Р. А. Корри

И без того потом. Если судить по этим докладным запискам (тут они в полном виде), уже при первой встрече в настоящем бою пилоты 221-й истребительной эскадрильи не только по достойнству оценили (а также, местами, заметно переоценили) преимущества «Зеро» и увидели его недочёты, но и сделали практические выводы, каковые возможно сформулировать следующим образом:

  1. «Зеро» уступают в скорости пикирования, исходя из этого единственный дешёвый метод уйти от севшего на хвост японского истребителя, либо хотя бы порвать расстояние – это крутое пикирование на полном газу.
  2. В случае дефицита высоты пикирования «Зеро» может оставаться на хвосте, в этом случае маленькая «горка» на выходе из пике может, по непонятным обстоятельствам, оказать помощь однако оторваться от него.
  3. «Зеро» так разумеется превосходят в скороподъёмности, что мысли постараться оторваться от них и уж тем более преследовать их на вертикали – ни у кого кроме того не появлялось.
  4. «Зеро» существенно превосходят в манёвренности, исходя из этого ни один из выживших американских пилотов кроме того не пробовал вступить с ними в «догфайт». Из двух сбитых в этом бою японских истребителей один был неожиданно атакован сверху (капитан М. Е. Карл, F4F-3), второй – по окончании разрыва расстояния в пикировании с последующим разворотом – расстрелян в лобовой атаке (капитан У. К. Хамберд, F2A-3). Ещё 13 «Зеро» взяли попадания, из-за которых выведено из строя ещё 2 автомобили, и погиб от взятых ран пилот истребительной эскадрильи с «Кага». Ещё один A6M2b сбит огнём с почвы.
  5. «Зеро» достаточно прочны, дабы выдерживать те же перегрузки, что и американские истребители, но весьма чувствительны к попаданиям. Но попасть в них очень сложно.

Мифы мидуэя: алеутский «зеро». часть iv

Выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи КМП. Они уже знают, как оторваться от «Зеро». Не так долго осталось ждать они обучатся их сбивать.

Приблизительно такие же оценки и выводы возможно отыскать в отчётах и по вторым операциям, например, в написанных по итогам сражения в Коралловом море (самые первые выводы для того чтобы замысла были сделаны светло синий Шэнно, будущим начальником «Летающих тигров», ещё в начале 1941 г.). А сейчас сравним впечатления линейных пилотов КМП с выводами и оценками высококвалифицированных флота лётчиков и пилотов – армии-испытателей и инструкторов – имевших возможность не только облетать захваченный «Зеро», но и совершить на нём учебные битвы с разными истребителями, состоявшими тогда на вооружении как флота, так и армии США: «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт», «Чанс-Воут» F4U-1 «Корсар», «Локхид» P-38F «Лайтнинг», «Кёртис» P-40F «Уорхок» и «Норт Америкэн» P-51 «Мустанг».

Всецело данный отчёт, “Informational Intelligence Summary No. 85”, датированный декабрём 1942 г., возможно почитать тут, а я приведу только главные советы из него.

2. Советы:

Все пилоты, отправляемые в районы военных действий, где ожидается присутствие Зеро, должны быть проинструктированы о нижеследующем:

1. Ни при каких обстоятельствах не пробовать вступить в манёвренный бой [dogfight] с Зеро

2. Ни при каких обстоятельствах не пробовать маневрировать с Зеро на скоростях ниже трёхсот (300) миль в час по спидометру [483 км/ч], в случае если лишь не находишься сзади него.

3. Ни при каких обстоятельствах не преследовать Зеро на вертикали при низких скоростях. (У находящихся на вооружении самолётов на громадных углах может начаться сваливание, тогда как Зеро только достигнет самая благоприятной для маневрирования скорости. Тут у него появляется возможность завершить петлю с выходом на атаку с задней четверти)

[…]

3. НАСТУПАТЕЛЬНАЯ И ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ТАКТИКИ:

самые важными изюминками, что направляться принимать к сведенью при разработке успешных тактик противодействия Зеро, представляются его недостаточная скорость крена на высоких скоростях и отказы его двигателя в условиях отрицательных перегрузок [результат применения поплавкового карбюратора и, в один момент, объяснение результата горки].

[…]

6. ЛЁТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Громадные элероны снабжают самолёту высокую манёвренность на скоростях до трёхсот (300) миль в час по спидометру. На скорости выше трёхсот (300) миль в час по спидометру делается практически неосуществимым поменять направление виража.

Скорость разворота Зеро справа налево значительно выше, чем слева направо.

Выдающейся чёртом Зеро есть высокие показатели его свечи [zoom climb]. Эта свеча является фактически вертикальный комплект высоты, что может длиться от полутора тысяч (1500) до двух тысяч (2000) футов [457-610 м] в зависимости от скорости в начале манёвра. Это не должно пониматься в качестве показателя скороподъёмности данного самолёта.

Может показаться, что опробования и учебные битвы с захваченным «Зеро» добавили не так уж большое количество нужной информации к тому, что и без того уже знали пилоты (и их подразделения), сталкивавшиеся с новой японской машиной в сражении. Но, мне представляется, что это не верно.

Во-первых, весьма значительным дополнением стала информация о поведении A6M на высоких скоростях – американские пилоты, летавшие на «Баффало» и «Уайлдкэтах» просто не могли взять её в сражении, но именно она стала очень нужной, в то время, когда у флота США показались автомобили, превосходящие «Зеро» по скороподъёмности и скорости. Во-вторых, была взята информация, которую легко нереально было взять, не облетав машину, к примеру, о более низкой скорости в правом вираже – знание данной особенности помогло многим американским пилотам. Как пример довольно часто приводят воспоминания капитана морской пехоты Кеннета А. Уолша, сбившего за войну 21 японский самолёт:

«Я отыскал в памяти, что нам говорили на инструктаже по итогам опробований „Зеро” Коги о том, как уйти от преследующего „Зеро”. в первых рядах „Зеро” на хвосте я начал делать обратный иммельман [split S], носом вниз и на полном газу мой „Корсар” начал скоро набирать скорость.

Мне требовалось минимум 240, а лучше 260 узлов [445 км/ч и 480 км/ч]. После этого, как нас учили, я сделал крутой правый вираж. Когда я сделал это и продолжил пикирование, трассеры преследовавшего „Зеро” просвистели у меня под фюзеляжем.

Из информации, взятой благодаря „Зеро” Коги, я знал что в правом вираже „Зеро” медленней, чем в левом. Если бы я этого не знал, то имел возможность бы развернуть и влево. В этом случае „Зеро” наверняка удержался бы у меня на хвосте, забрал в прицел и сделал бы меня.

Я пара раз применял данный приём, дабы отрываться от „Зеро”».

не меньше серьёзным причиной стало да и то, что в прошлой период полученная в сражении информация о возможностях нового японского истребителя, равно как и интуитивно отысканные приёмы противодействия, не только добывались громадной кровью, но ещё и оставались достоянием только ограниченного числа людей – пилотов тех эскадрилий, что выдержали столкновение с соперником. При же с «Алеутским „Зеро”» рекомендации и информация, полученные на протяжении учебных боёв и испытаний, распространялись централизованно, по всем лётным подразделениям флота и армии США, как боевым, так и учебным, с приказом о доведении её до всего лётного состава, что, как возможно заметить из процитрованных выше воспоминаний К. Уолша, добросовестно выполнялось. В следствии, начиная с зимы 1943 г. уже все американские пилоты, влючая свежеиспчённых вторых лейтенантов и энсинов, только что выпущенных из лётных школ, достаточно чётко воображали себе, с чем им предстоит столкнуться и как с этим возможно бороться.

Иначе, не стoит и переоценивать значение данной информации. В какой-то степени она, само собой разумеется, помогла опустить цену американских побед второй половины Тихоокеанской войны, но, в намного большей степени этому содействовало как появление новой техники – истребителей F6F «Хэллкэт» и F4U «Корсар», так и заметное понижение уровня подготовки японских пилотов – большая часть японской кадровой авиации тому времени была уже перемолота в небе Кораллового моря, Мидуэя и Гуадалканала.

Перемолота пилотами, летавшими на ветхих хороших F4F «Уайлдкэт», и ничего не знавшими ни о каком «Алеутском „Зеро”». А ещё одним следствием этих сражений стало то, что к концу 1942 г. бoльшая часть морской состава пехоты и лётного флота США взяла настоящий боевой опыт, а самые успешные были посланы обучать молодых пилотов, базируясь в первую очередь на этом самом личном боевом опыте, только подкреплённом взятыми к тому времени ЛТХ японского истребителя.

Как раз исходя из этого я кроме того не стану никак комментировать результирующий вывод мифа, в котором утверждается, что последствия захвата истребителя Коги «были не меньше важными», чем поражение при Мидуэе. Тем более, что это чистой воды «оценочное суждение», с которыми в принципе нереально аргументированно спорить.

Они ещё ничего не знали об «Алеутском „Зеро”». Они просто сбивали «Зеро» над Мидуэем и Гуадалканалом, а после этого учили этому вторых.

  1. Капитан (потом генерал) морской пехоты Мэрион Ю. Карл. Собственный первый «Зеро» сбил над Мидуэем, после этого добавил ещё 8 над Гуадалканалом и Рабаулом (всего 18,5 побед). В конце 1942 г. — начале 1943 г. временно переводился на инструкторскую работу.
  2. Капитан 2-го ранга (потом адмирал) Джон С. Тач. Начальник 3-й истребительной эскадрильи (CV-2 «Лексингтон», после этого CV-5 «Йорктаун»). Создатель известного манёвра, названного его именем. В первый раз применил его в сражении над Первым Мобильным соединением при Мидуэе. В следствии его четвёрка «Уайлдкэтов» не только оттянула на себе до 20 «Зеро», разрешив торпедоносцам прорваться к «Хирю», но и сбила 4 вражеских истребителя, ценой утраты одного собственного. Сразу после Мидуэя переведён сперва на инструкторскую, а после этого на командно-штабную работу. Суммарный счёт – 6 вражеских самолётов.
  3. Капитан (потом полковник) морской пехоты Джон Л. Смит. Начальник 223-й истребительной эскадрильи, защищавшей Гуадалканал. За 43 дня сбил 19 вражеских самолётов, включая 10 «Зеро». Сразу после окончания кампании кроме этого переведён сперва на инструкторскую, а после этого на командно-штабную работу.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Напоследок желал бы заявить, что я ни коим образом не подвергаю сомнению ни компетентность, ни порядочность авторов этого мифа – Дзиро Хорикиси и Масатакэ Окумия. Я уверен, что это не было сознательной ложью с их стороны, и что они вправду верили в то, что писали. Во-первых, они многого тогда ещё просто не знали – в частности, хронологии и истории создания F6F, равно как и его конструктивных ньюансов.

Во-вторых, не следует забывать исторический контекст, в котором они создавали собственную книгу. Это в первую очередь мемуары побеждённых, причём написанные по горячим следам людьми, ощущавшими и собственную персональную ответственность за поражение Японии в войне. Но, в отличие от своих сотрудников из Фашисткой германии, кроме этого писавших в тот момент собственные мемуары, у них не было возможности свалить всё на «бесноватого фюрера», без которого они бы всех победили.

Но, японцы не меньше немцев нуждались в пускай и неправильных «несложных ответах на непростые вопросы». Так и показались мифы о несостоявшемся третьем ударе по Пёрл-Харбору, «пяти роковых минутах» при Мидуэе, «Алеутском „Зеро“» и других случайных «ударах судьбы», приведших Японию к безоговорочной капитуляции, подписанной на борту «Миссури». Но в случае если я могу осознать как и из-за чего показался данный конкретный миф, то тех, кто кроме того спустя десятилетия продолжает его бездумно воспроизводить в статьях и многочисленных книгах – их я осознать уже не могу.

P.S. А скоростной и манёвренный истребитель, «намерено спроектированный для борьбы с „Зеро“» всё-таки был создан. Им стал созданный в 1943-44 гг. той же компанией «Грумман» F8F «Беэркэт», так и не успевший поучаствовать во Второй мировой. А Дзиро Хорикоси кроме того успел подготовить ему хорошего соперника – «Мицубиси» А7М «Реппу», что так и опоздал пойти в серию.

Но это, как говорится, «уже совсем вторая история».

P.P.S. Первая же партия, прибывшая на место крушения «Акутанского „Зеро“», извлекла останки пилота из кокпита истребителя (им удалось немного поднять самолёт за одно из крыльев, по окончании чего самый мелкий из членов экипажа смог проползти к фонарю, обрезать привязные ремни и вытащить тело) и похоронила его рядом от места аварии. В 1947 г. Кога был перезахоронен на острове Адак, вместе с останками ещё 236-ти японцев, погибших на Алеутских островах.

В 1953 г. японцы собрали останки всех, кто погиб в тех местах, и перевезли их на родину. Опознано было только 13 человек. Лётный ефрейтор 1-й статьи Тодаёси Кога опознан не был.

Наверняка, его прах покоится на данный момент в Токио, около храма и дворца Императора Ясукуни, на мемориальном кладбище Тигоригафути, где похоронено 352 297 безымянных японцев, погибших во Второй мировой войны.

Использованная литература:

  1. Jiro Horikoshi, Masatake Okumiya, Martin Caidin, “Zero!”, 1956.
  2. Commanding Officer, Marine Fighting Squadron 221, “Enemy contact, report on.”, June 6, 1942.
  3. Commanding Officer, Marine Aircraft Group 22, “Battle of Midway Islands, report of.”, June 7, 1942.
  4. Intelligence Services U.S. Army Air Forces, “Informational Intelligence Summary No. 85”, 1942.
  5. Jim Rearden, “Koga s Zero: The Fighter That Changed World War II”, 1995.

источник: http://midnike.livejournal.com/3976.html

HORIZON ZERO DAWN Walkthrough Gameplay Part 4 — The Proving (PS4 Pro)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: