«Боевые ястребы» алеутских островов

      Комментарии к записи «Боевые ястребы» алеутских островов отключены

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Холодный фронт».

Наступление японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. ознаменовало собой начало полномасштабной войны на Тихоокеанском ТВД. Американское руководство, стараясь обезопасисть северные районы США от вероятного вторжения неприятеля, было вынуждено наращивать в том месте собственные силы, а также авиацию. Прежде всего в защите нуждались самый близко расположенные к Японии острова Алеутской гряды, протянувшейся огромной дугой, «выгнутой» на юг, от юго-западной оконечности Аляски практически до самого побережья советской Камчатки.

Одним из главных типов боевого самолета союзников, действовавших на севере западного полушария, стал американский истребитель «Кертисс» Р-40 «Уорхок» (Warhawk – «боевой ястреб»). Первыми на север Америки прибыли «Кертиссы» 11-й истребительной эскадрильи USAAF (United States Army Air Force – Воздушные силы Армии США, образованы 20 июня 1941 г. на базе Авиакорпуса Армии США – United States Army Air Corps/USAAC).

Эта часть, организованная 15 января 1940 г. на авиабазе Селфридж Филд в штате Мичиган, В первую очередь октября 1941 г. базировалась на аэропорте Ки Филд, штат Миссисипи. Практически сразу после начала войны с Японией, 18 декабря, 11-я эскадрилья получила приказ о переводе на авиабазу Элмендорф Филд в Анкоридже на Аляске.

Уже на следующий сутки наземный персонал части отбыл по железной дороге в Сиэттл, где четыре дня спустя погрузился на борт транспортного судна, которое 29 декабря 1941 г. пришло в пункт назначения – порт Сиуорд. Что же касается летного состава, то он во главе с начальником эскадрильи майором Джоном С. Шенно (сыном известного генерала Клера Л. Шенно, одного из храбрецов военных действий в Китае) отправился в Сакраменто, где 24 пилотам предстояло облетать новые самолеты Р-40Е и подготовить автомобили к эксплуатации в жёстких северных условиях.

«Боевые ястребы» алеутских островов

Большая часть пилотов только что закончило летные школы. 18 человек имели менее восьми часов налета на Р-40. К тому же погода очевидно не благоволила к американцам.

Исходя из этого, в то время, когда подготовка все-таки завершилась, к 4 февраля 1942 г. до Аляски смогли долететь лишь 13 автомобилей, а семь потерпели аварии, наряду с этим три «Уорхока» были разбиты всецело и не подлежали восстановлению. Еще пятеро летчиков заблудились и совершили вынужденные посадки на территории Канады.

Второй «полярной» истребительной частью стала 18-я эскадрилья USAAF, вооруженная истребителями «Кертисс» Р-36. Но достаточно скоро стала ясной полная неприспособленность последних к условиям крайнего севера, и эскадрилью спешным порядком переоснастили Р-40Е. К апрелю персонал завершил переучивание на новый тип самолета.

По непонятным обстоятельствам в части частенько изменялись начальники: всего за 1942 год в данной должности побывало девять офицеров, многие – не по одному разу, а собственного рода рекордсменом стал майор С.А. Гейл, четырежды принимавший руководство эскадрильей.

Обе эскадрильи, до этого входившие в 28-ю Смешанную Авиагруппу, 5 февраля 1942 г. свели во Временное Истребительное Руководство (Provisional Interceptor Command – PIC), включенное в состав 11-й Воздушной Армии (11th Air Force – AF). Возглавил соединение бывший начальник 18-й эскадрильи полковник Норман Д. Силлин.

Не успев «понюхать пороху», американцы, падкие до цветистых названий, «назвали» собственные эскадрильи: 11-я стала называться «Алеутские Тигры» (ее отличительным знаком стали стилизованные тигриные головы, «намалеванные» на носах истребителей), а 18-я – «Голубые Лисы». Базировалось PIC на острове Умнак, аэропорт на котором пока не был полностью готов и достраивался спешным порядком.

3 июня 1942 г. японцы в первый раз показались недалеко от островов. И не смотря на то, что акция их ВМС носила не наступательный, а демонстрационно-диверсионный темперамент, имея целью отвлечь внимание американцев от атаки на стратегически серьёзный атолл Мидуэй, созданное для этого Второе маневренное соединение Императорского флота под руководством адмирала Мосиро Хосогая смотрелось достаточно мощно. В состав эскадры вошли два авианосца («Дзуньё» и «Рюдзё»), 7 крейсеров («Наси», «Такао», «Майа», «Абукума», «Кисо» и «Тама»), 14 эсминцев, 3 канонерские лодки, 6 субмарин, 7 (либо 8) охотников за подводными лодками, плавучая база гидросамолетов, и большое количество судов и кораблей запасного характера: тральщики, танкеры, угольщики, транспорты и др..

В начале утра самолеты с авианосцев произвели налет на американскую базу гидросамолетов Датч Харбор на острове Уналашка. Не обращая внимания на то, что на цель смогла выйти лишь треть от начального состава группы – 13 пикирующих бомбардировщиков «Аичи» D3A («Вэл» по классификации союзников) и 6 истребителей «Мицубиси» А6М («Зек», «Зеро»), а остальные японцы возвратились из-за негативных метеоусловий – урон от удара был достаточно ощутимым: был причинен большой вред другим постройкам и казармам и стёрт с лица земли один гидросамолет в гавани.

Американские истребители с Умнака на перехват опоздали. Опасаясь новых атак, руководство организовало постоянное боевое патрулирование воздушного пространства «Уорхоками» 11-й эскадрильи. Первый таковой патруль возглавил капитан Артур Т. Райс.

Первая встреча с воздушным соперником случилась пара часов спустя, ближе к полудню. Найдя в заливе Макушин Бэй у острова Уналашка группу из пяти американских эсминцев, японцы решили организовать наблюдение за судами соперника. Для этого с катапульт крейсеров стартовали четыре разведывательных биплана «Накадзима» E8N («Дейв»), В районе мыса Оттер Пойнт (о.

Умнак) японскую группу перехватила пара охранявших истребителей 11-й эскадрильи USAAF. Первым в наступление вышел ведущий – 1-й лейтенант Джон Б. Мёрфи [1], выпустивший пара метких очередей по «японцу». После этого того же соперника удачно обстрелял пилот ведомой автомобили 2-й лейтенант Джейкоб У. Диксон.

Японский гидроплан загорелся и упал в воду неподалеку от берега. Остальным разведчикам удалось уйти, воспользовавшись низкой облачностью. Победа Мёрфи и Диксона стала первой в этом районе военных действий.

Остальные патрульные вылеты дня завершились напрасно.

4 июня примерно в восемь часов утра неподалеку от северной части береговой полосы острова Умнак восьмерка из 11-й эскадрильи встретилась с многочисленной группой японских самолетов: 11 пикировщиков с «Дзуньё» шли под прикрытием полутора десятков истребителей – 9 с «Дзуньё» и 6 – с «Рюдзё». Американцы, имевшие преимущество в высоте, сумели прорваться к бомбардировщикам и сбить два из них.

Помимо этого, два «Вэла» взяли важные повреждения, что в существовавших условиях практически было равносильно уничтожению: не долетев до авианосца, самолеты приземлились на воду и затонули. Победы над «Вэлами» взяли в собственный актив три американских пилота: 2-е лейтенанты Лестер М. Чанселлор, Джеймс А. Дейл и Герберт С. Уайт Мл.

Но в завязавшейся затем «драке» с японскими истребителями американцам было нужно по-настоящему туго: неприятелей было практически в два раза больше, к тому же в маневренном бою «Зеро» очевидно превосходил тяжеловатый «Уорхок». В случае если прибавить к этому малоопытность большинства пилотов, итоги схватки для янки имели возможность появляться плачевными, но этого не случилось. 11-я эскадрилья утратила два самолета и одного летчика.

2-й лейтенант Джон Дж. Кейп Мл. сумел «свалить» один «Зеро» (его пилот Тадайоши Коге погиб), но тут же попал под удар другого японца и совместно со своим самолетом отыскал могилу в холодных водах Берингова моря. В честь храбреца аэропорт Оттер Пойнт стал потом именоваться Кейп Филд.

2-му лейтенанту Уинфилду Э. Макинтайру повезло больше: он сумел на подбитом истребителе дотянуть до берега, где удачно приземлил машину на фюзеляж. Скоро пилота забрала спасательная летающая лодка РВУ, так что на собственной базе Макинтайр был спустя всего лишь час по окончании боя.

Его «Уорхок», брошеный в тундре, нашли с воздуха в первой половине 80-ых годов двадцатого века, но из-за очень своеобразных природных и погодных условий Алеутов чтобы вывезти самолет (правильнее то, что от него осталось) на материк, пригодилось еще 16 лет. На данный момент отреставрированный Р-40Е Макинтайра экспонируется в «Музее Авационного Наследия Аляски» (Alaska какое количество Heritage Museum) в Анкоридже.

Спустя пара дней японское соединение «откочевало» на юг и выяснилось вне радиуса действия наземной авиации США. В районе остались функционировать истребители-гидропланы «Накадзима» A6M-2N («Руф») – поплавковая модификация «Зеро» – из состава 452-й группы авиации Императорского флота.

6 и 7 июня японцы без боя захватили два больших острова в западной части Алеутской гряды – Атту и Кыска – и развернули на них строительство армейских баз. Американцы, лишь 10 июня установив с воздуха факт захвата островов соперником и не располагая достаточными силами для его выдворения, смогли ответить на действия неприятеля только организацией морской и воздушной блокады. Со своей стороны, в связи с поражением у Мидуэя японцы были вынуждены отменить планировавшуюся высадку на остров Адак.

Появилась собственного рода патовая обстановка, в то время, когда ни один из соперников не имел возможности нанести решающего удара.

Оказывая помощь американским союзникам, в обороне Алеутов участвовала Канада, пославшая на Аляску пара собственных авиачастей, а также 111-ю истребительную эскадрилью RCAF на самолетах Р-40Е и Р-40К (в государствах Английского Содружества эти модификации назывались «Киттихок» Mk I и «Киттихок» Mk III), прибывшую на аэропорт Элмендорф Филд 8 июня 1942 г. Начальником части был скуадрон-фаворит Дж. У. Кервин. 24 июня канадские пилоты приступили к тренировочным полетам.

На протяжении одного из них Кервин погиб в авиакатастрофе: при заходе на посадку он утратил ориентировку из-за резкого ухудшения погоды и быстро наступившей темноты и его истребитель столкнулся с почвой. Новым и.о. начальника стал флайт-лейтенант Г.Т. Митчелл.

Эскадрилья была включёна в состав авиакрыла «X» Канадских ВВС. 20 августа руководство частью принял ветеран «Битвы за Англию» сквадрон-фаворит Кеннет А. Бумер. Пилоты тренировались до середины сентября, в то время, когда 111-ю наконец признали готовой к полноценным военным действиям.

11 сентября 1942 г. была организована новая 343-я истребительная несколько ВВС Соеденненых Штатов, в состав которой вошли две эскадрильи «Уорхоков» – 11-я и 18-я, и 54-я, имевшая на вооружении двухмоторные истребители Локхид Р-38 «Лайтнинг». Руководство группой принял Джон Шенно, ставший к этому времени полковником. Вместо него 11-ю эскадрилью возглавил капитан Э.А.

Ромберг.

25 сентября Шенно вылетел во главе сводной группы из 18 «Кертиссов» для эскорта девятки бомбардировщиков В-24, имевших целью занятый японцами порт на острове Кыска. В состав группы вошла четверка канадских «Киттихоков» из 111-й эскадрильи. Не считая прикрытия бомбовозов, в задачу истребителей входило подавление точек ПВО неприятеля и атака вторых подходящих наземных целей.

С акватории порта на перехват атакующих смогли встать лишь два A6M-2N, каковые, само собой разумеется, не имели никаких шансов в борьбе с соперником, имеющим подавляющее численное превосходство. Оба гидроплана были сразу же сбиты: первого «японца» поджег ведущий канадской «подгруппы» скуадрон-фаворит Бумер, второй практически пара секунд спустя стал добычей полковника Шенно. Утрат союзники не имели.

Условия, в которых приходилось функционировать авиаторам на американском севере, были сверхтяжелыми. Вот как обрисовывал погодные особенности и природу данной местности в собственной книге «Американские авианосцы в войне на Тихом океане» адмирал флота США Фредерик С. Шерман:

«Алеутские острова пользуются славой района с самыми негативными для полетов метеорологическими условиями в мире… Зимний период острова покрываются снегом и над ними довольно часто проносятся ураганы ужасающей силы. Летом острова солидную часть времени закрыты туманом, что не рассеивается кроме того при сильном ветре… Гряды туч образуются на разных высотах, и между этими тучами летчикам приходится видеться с самыми неожиданными трансформациями направления ветра…

В любую секунду может наступить обледенение; довольно часто появляются неожиданные шквалы, имеющие силу шторма… Вождение самолетов при помощи счисления пути совсем ненадежно; лишь самые умелые в полетах по устройствам летчики смогут наряду с этим сохраниться».

Погода довольно часто бывала нелетной, и пилотам Р-40 редко в то время, когда получалось выполнять два боевых вылета в сутки, значительно чаще – ни одного. метели и Постоянные снегопады время от времени семь дней не разрешали самолетам подниматься в атмосферу. Это угнетающе действовало на летчиков союзных сил, подрывало их моральный дух.

Исходя из этого руководство применяло каждое мало-мальское улучшение погоды для атаки на японцев. Из-за практически постоянного отсутствия воздушного соперника все большее внимание уделялось ударам по наземным и морским целям, благо для аналогичной работы Р-40 был хорошо приспособлен, владея достаточно замечательным оружием, возможностью нести приличную бомбовую нагрузку и высокой боевой живучестью.

Эффективность аналогичных вылетов, само собой разумеется, была низкой, но значительно более серьёзным был морально-враг и: психологический фактор испытывает постоянное давление, и собственные пилоты находятся, как говорится, «при деле». Последний боевой вылет 1942 года состоялся в начале Октября, по окончании чего наступила полярная зима и двухмесячный паузу в полетах, что американские эскадрильи применяли для перевооружения на новые самолеты – Р-40К.

10 ноября новым начальником 18-й эскадрильи стал капитан Клейтон Дж. Ларсон. Месяцем позднее 11-ю эскадрилью принял капитан С.О.

Хью.

Действия «Уорхоков» возобновились 4 января 1943 г.: десять Р-40 вылетели для прикрытия группы «Либерейторов», бомбардировавшей цели на о. Кыска. Но ухудшение погоды воспрепятствовало дальним рейдам, и истребители вынуждены были более месяца практически бездействовать, иногда осуществляя только локальное патрулирование собственных баз без каких-либо шансов встретить соперника.

4 февраля завершилось строительство нового аэропорта на острове Амчитка, расположенном на расстоянии около 65 миль от занятых японцами островов. 16-го числа того же месяца на новую базу перелетели «Уорхоки» 18-й эскадрильи USAAF. Сейчас американцам не требуется было для соприкосновения с неприятелем выполнять долгие перелеты, он был практически рядом.

Пробуя сократить «свободу передвижения» американцев на островах, ближайших к захваченным, японцы пара активизировали действия собственной авиации. Конечно, прежде всего они постарались нанести штурмовой удар по новому аэропорту на Амчитке. Но пилотам «Уорхоков» удалось пресечь эти попытки. 18 февраля патрульная пара 18-й эскадрильи перехватила на подлете к острову два А6М2-N и сбила оба гидроплана. Успеха добились начальник части майор Ларсон и 1-й лейтенант Элмер Дж.

Стоун. Эти две победы стали первой и последней для 18-й эскадрильи над Алеутами. В первый раз над занятыми неприятелем островами пилоты Р-40 показались 1 марта, сделав за последующие два месяца 46 боевых вылетов.

В феврале «на арене» показалась новая канадская авиационная часть на «Киттихоках»: 14-я эскадрилья (начальник скуадрон-фаворит Брэдли Р. Уокер), до тех пор пока еще не боеготовая, перебазировалась с материка на остров Умнак, заменив на аэропорте Кейп Филд «ветерана перемещения» – 11-ю эскадрилью USAAF, перелетевшую поближе к центру событий – на авиабазу Дейвис Филд на острове Адак. 111-я канадская эскадрилья кроме этого поменяла место дислокации и «переселилась» на остров Кодьяк.

31 марта 14-ю эскадрилью RCAF перевели на Дейвис Филд, «под бочок» к американцам, для более действенных тренировок под управлением последних. По окончании двухнедельных упражнений часть планировалось ввести в бой. Но погода, как в большинстве случаев, внесла собственные коррективы в планы союзного руководства: до 13 апреля пилотам не удалось сделать ни одного вылета!

Тренинг было нужно сократить до четырех дней, по окончании чего канадцы перелетели на Амчитку для совместных действий с 18-й эскадрильей USAAF. Первый боевой вылет самолетов обеих частей состоялся уже на следующий сутки, 18 апреля. Истребители атаковали наземные цели на Кыске. Любой самолет нес одну 300-фунтовую (136 кг) фугаску и шесть малокалиберных (1 кг) осколочных бомб для уничтожения живой силы соперника.

Подобные налеты стали регулярными, но из-за превратностей погоды «американо-канадцы» до 15 мая, в то время, когда обе части отвели для отдыха на Кейп Филд, успели выполнить только 14 вылетов. На Адаке для поддержания «результата присутствия» союзной авиации над головами японцев остались 11-я эскадрилья USAAF и прибывшие 5 мая на Дейвис Филд 8 «Киттихоков» 111-й эскадрильи RCAF.

Союзное руководство без шуток подготавливалось к десантной операции по освобождению захваченных японцами островов и потребовало от собственной авиации усиления активности. Когда разрешала погода, канадцы и американцы поднимали автомобили в атмосферу и наносили штурмовые удары по сопернику. В большинстве случаев целями для Р-40 помогали портовые сооружения, артиллерийские батареи береговой точки и обороны ПВО.

В условиях полного господства в воздухе американо-канадских ВВС главную опасность для пилотов «Уорхоков» воображали японские зенитные средства, каковые, но, так и не смогли сбить ни одного Р-40.

11 мая союзники при помощи авиации высадили десант на Атту. Японцы ожесточенно сопротивлялись, но по окончании более чем двухнедельных боев 28 мая все же покинули остров. 15 июня началась операция по освобождению Кыски, причем высадившиеся на остров по окончании основательной воздушной и артподготовки десантники с удивлением поняли, что оборонительные сооружения безлюдны.

Японский гарнизон, не обращая внимания на морскую блокаду, незаметно для янки смог эвакуироваться…

Боевые действия на Алеутах завершились. Всего В первую очередь японской экспансии 3 июня 1942 г. пилоты, летавшие на Р-40, одержали 9 подтвержденных воздушных побед (шесть – 11-я эскадрилья; две – 18-я и одну – 111-я эскадрилья RCAF). Цифра может показаться незначительной в сравнении с масштабами воздушных баталий в небе Европы либо Северной Африки, но не нужно забывать, что условия войны на американском крайнем севере были, мягко говоря, очень необыкновенными.

К тому же общее число задействованных на Алеутах самолетов нельзя сравнивать с названными выше театрами боевых действий. Наконец, нужно подчернуть, что часть «Уорхоков» в общем числе удач 11-й Воздушной Армии (34 победы) превысила 25%. К тому же низкими были личные боевые утраты.

В общем, возможно сделать вывод, что истребитель «Кертисс» Р-40 – «рабочая лошадка» многих ВВС мира – внес значительный вклад в победу над неприятелем и на этом «своеобразном» ТВД.

  • [1] Джон Бёрд Мёрфи потом удачно продолжил карьеру летчика-истребителя в Европе в составе 370-й эскадрильи 359-й истребительной группы 8-й Воздушной Армии. Летая на «Тандерболтах» и «Мустангах», он записал на собственный победы и 6 боевой 3/4 счёт и закончил войну в Германии, руководя эскадрильей в звании полковника. Имел в собственном активе один сбитый ракетный перехватчик Me 163

источник: Михаил Быков ««Боевые ястребы» Алеутских островов» // Арсенал-Коллекция № 9’2013

Алеуты (Алеутские и Командорские острова)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: