«Зеро» — абсолютный ноль американской разведки

Тяжёлые поражения отечественных союзников на начальной стадии Тихоокеанской войны были во многом позваны катастрофической недооценкой соперника, среди них и недооценкой технического уровня японцев. Виной тому стали откровенное шапкозакидательство и пренебрежение разведданными, умноженные на чванство «белых людей». Одним из наглядных примеров аналогичной недооценки стала история с проигнорированными сведениями о японском истребителе «Мицубиси» A6M «Зеро».

Шедевр Хорикоси Дзиро
«Зеро» — абсолютный ноль американской разведки

Выдающиеся преимущества палубного истребителя «Зеро» были, как это часто бывает, прямым продолжением его недочётов, и напротив. Всем узнаваемые скоростные и манёвренные характеристики эта машина получила во многом «благодаря» отсутствию у компании «Мицубиси» замечательных, но наряду с этим лёгких и компактных авиадвигателей.

Потому, что клиент потребовал высокоманёвренный истребитель, то от применения достаточно замечательного (1075 л. с.) двигателя серии «Кинсэй» было решено отказаться из-за его габаритов и массы. Новый самолёт проектировался под более лёгкий двигатель «Дзуйсэй-13» мощностью всего 780 л. с., что для 1939 г. было, мягко говоря, уже мало. Компенсировать это одним только улучшением аэродинамики было нереально, так что единственным методом обеспечить заданные флотом лётно-технические характеристики было радикальное уменьшение веса планера новой автомобили.

Частично это было сделано за счёт применения в силовом комплекте самолёта очень дорогого алюминий-цинк-магниевого сплава ESDT, «экстра-супер дюраля», созданного компанией «Сумитомо метал» и имевшего прочностные характеристики практически в полтора раза выше, чем простой алюминий-бронзовый дюраль, но и этого выяснилось не хватает. В следствии основной конструктор истребителя Хорикоси Дзиро был должен волевым ответом понизить прочностные нормативы, по которым рассчитывался силовой комплект.

Хорикоси Дзиро

Везде, где лишь возможно, были сделаны проёмы, уменьшавшие вес несущих элементов, обширно варьировалась толщина обшивки и т. д. Оказавшаяся в следствии сверхоблегчённая машина уложилась-таки в требования флота. А по окончании того как клиенты настояли на применении более замечательного двигателя соперников из концерна «Накадзима» – «NK1C Сакаэ-12» мощностью 950 л. с. – то и превзошла их. Наконец, самолёт был принят на вооружение, взяв наименование «Рэй-сики кандзё сэнтоки» – морской истребитель примера 0 (1940) года.

Благодаря лёгкому планеру «Зеро» взяли удельную мощность, не уступавшую американским истребителям, имевшим под капотами значительно больше «лошадей». Небольшой вес снабжал как меньшую инертность, так и меньшую нагрузку на крыло (соответственно, и меньшую скорость сваливания), следствием стали выдающиеся манёвренность и скороподъёмность.

Привычный незнакомец

Конечно же, за всё нужно платить – и при «Зеро» данной ценой стала низкая живучесть самолёта, и единственный пилотажный показатель, в котором японский истребитель по понятным обстоятельствам уступал своим американским соперникам – скорость пикирования. Но дабы воспользоваться первым недочётом, американским пилотам требовалось для начала хотя бы поймать в прицел вёрткого и приёмистого соперника. Второй они применяли чаще, в случае если само собой разумеется доживали до осознания, что единственный метод «скинуть с хвоста» карамельного цвета машину с «фрикадельками» на плоскостях – это ручку от себя, полный газ и молиться, дабы хватило высоты.

22 июня 1942 г. Выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты США. Они уже знают, как оторваться от «Зеро». Не так долго осталось ждать они обучатся их сбивать

Official U.S. Navy Photograph #80-G-357083, NARA

Отзывы американских лётчиков, в первый раз столкнувшихся с «Мицубиси» А6М, нельзя охарактеризовать в противном случае чем «восторженно-панические». К примеру, немногие выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты, вступившие на собственных F2A-3 «Баффало» и F4F-3 «Уайлдкэт» в бой с превосходящими силами вражеских истребителей на протяжении налёта японской авиации на атолл Мидуэй, обрисовывали их в следующих выражениях:

«Истребитель «Зеро» только манёвренен и владеет поразительной скороподъёмностью. Он так превосходит F2A-3 на вертикалях, что представляется тщетным пробовать сделать более одного захода на любую цель. […] Истребитель «Зеро» превосходит F2A-3 в горизонтальной скорости. Он намного манёвренней F2A-3.

Он превосходит F2A-3 по скороподъёмности. Он владеет большей огневой мощью, чем F2A-3»

Капитан Кирк Армистид (ВРИО начальника эскадрильи)

F2A-3 не есть боевым самолётом. Он по всем параметрам уступает самолётам, с которыми мы сражались. F2A-3 имеет фактически ту же скорость, что и пикирующий бомбардировщик «Аити 99».

Японский истребитель «Зеро» способен нарезать круги около F2A-3. Из того, что я видел, я оцениваю большую скорость «Зеро» в 450 миль в час. Я уверен, что любой начальник, отправляющий пилота в бой на F2A-3, может заблаговременно списать его в утраты.

Капитан П. Р. Уайт

Я видел два «Брюстера», пробовавших нападать вражеские «Зеро». Один был сбит, другого спас зенитный пламя, прикрывший его хвост. Оба смотрелись как привязанные, в то время, когда «Зеро» делали на них заходы.

Я уверен, что будь у нас самолёты хоть вполовину такие же хорошие, как «Зеро», – мы имели возможность всецело остановить данный рейд.

Лейтенант Чарльз Хьюз (замечал бой с почвы)

Считаю, что истребитель «00» был серьёзно недооценён. Думаю, это один из лучших истребителей данной войны. Одновременно с этим F2A-3 (либо «Брюстер-тренировочный») обязан пребывать в Майами в качестве учебного самолёта, а не употребляться в качестве боевого истребителя первой линии.

Лейтенант К. М. Кунц

Джапы владеют весьма манёвренными и скоростными самолётами в виде их истребителя «00», имеющего в достатке огневой мощи. Они смогут нормально развернуться в виража «Брюстера».

Лейтенант У. В. Брук

24–25 июня 1942 г., атолл Мидуэй. Не самые нехорошие последствия первого знакомства с «Зеро»: повреждённый в сражении и при вынужденной посадке «Грумман» F4F-3 из 221-й эскадрильи разобран и ожидает отправки на ремонт, его пилот, капитан КМП Джон Кэйри, лежит в военного госпиталь.

Official U.S. Navy Photograph #80-G-11636, NARA

Эти докладные дают большое количество информации к размышлению, но по отечественной нынешней теме стoит отметить две вещи: во-первых, американские пилоты – как кадровые, так и резервисты – при первой же встрече с уверенностью опознают «Зеро» (не смотря на то, что любой именует его как всевышний на душу положит: 00 Fighter, Zero Fighter, Zero Isento Ki Navy Fighter, type 00 ISENTO KI Navy fighter и т. д.); во-вторых, пилотажные возможности главного истребителя японского флота были для них полной неожиданностью кроме того на седьмом месяце войны. Последнее возможно отнести ко армии и всему флоту США – возможности «Мицубиси» А6М стали неожиданностью для всех. И это не обращая внимания на то, что военно-морская разведка владела достаточно правильными сведениями о «Зеро» ещё в начале 1941 г.

Нельзя сказать, что американская агентурная разведка в японской метрополии была организована не хорошо. Потому как её в том месте не существовало по большому счету. на данный момент в это тяжело поверить, но фактически единственным каналом, по которому в предвоенный период из Японии в Соединенных Штатах действовала информация армейского и военно-технического характера, были «официальные разведчики», другими словами армейский и военно-морской атташе при консульстве США в Токио, и их немногочисленный штат.

Анализ открытых источников, официальные визита армейских объектов и мероприятий, обмен информацией с сотрудниками из вторых консульств, индивидуальные контакты с японские армейскими. И разовые успехи, вызванные необычным поведением самих японских правительства, в большинстве случаев помешанных на секретности всего и вся.

Первые слухи о новом японском истребителе стали доходить из Китая ещё в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Каково же было удивление ассистента по авиации военно-морского атташе США капитан-лейтенанта Стивена Джерика (Stephen Jurika), в то время, когда он, посетив в январе 1941 г. ежегодный военно-спортивный праздник (где японские армия и флот традиционно мерялись длиной собственных стволов), нашёл данный новейший самолёт, что именуется, в натуре.

Капитан-лейтенант Стивен Джерика

И не просто выставленный на общее обозрение (причём с возможностью осмотреть кроме того кокпит), но и любезно снабжённый табличкой с главными лётно-техническими чертями, включая вес, скоростные показатели и мощность двигателя. Дипломат с пилотскими «крылышками» на кителе добросовестно переписал все цифры, визуально прикинул площадь и габариты истребителя крыла, оценил оружие, конструкцию обшивки, устройства в кокпите, а после этого ещё и понаблюдал машину в действии, в то время, когда она состязалась в небе с военными истребителями. По окончании чего послал в Разведуправление флота США (Office of Naval Intelligence, ONI) подробный отчёт.

Американцы в плену стереотипов

Но ещё большее удивление Стивен Джерика испытал спустя несколько месяцев, взяв из ONI ответ на собственный отчёт. Как он вспоминал потом – первый и последний ответ за всю его двухлетнюю работу в Токио. Раздражённое руководство настоятельно советовало капитан-лейтенанту более не присылать в Вашингтон аналогичного дезинформации и бреда.

Американские специалисты по авиации в один голос объявили, что машина с таким комплектом черт просто не существует в природе (особенно это касалось веса и соотношения габаритов, и заявленной дальности полёта). Ещё более абсурдной им показалась сама идея о том, что «отсталые азиаты», талантливые в лучшем случае на производство ухудшенных копий устаревших западных самолётов, смогли выстроить истребитель, превосходящий новейшие автомобили флота США. Совершенно верно так же были потом проигнорированы сообщения о чертях A6M, полученные уже из Китая (к примеру, сообщение о том, что практически 6-метровое крыло сбитого «Зеро» было такими лёгким, что его смогли поднять два человека).

Какими виделись американским специалистам из издания «Aviation» их будущие соперники. Обратите внимание на подписи, где в обязательном порядке указывается, «клоном» какого именно западного самолёта есть та либо другая японская машина

«Legends In Their Own Time»

И я нисколько не утрирую по поводу «отсталых азиатов». В официальном американском ежегодном дайджесте по морской авиации за 1939 год не раздумывая писалось, что японцами «не был самостоятельно спроектирован ни один из самолётов, выпускающихся ими на данный момент для потребностей армии». В действительности же единственным японским самолётом зарубежной разработки был производившийся по лицензии легендарный американский «Дуглас» DC-3.

Издание «Aviation» был не меньше категоричен, в сентябре 1940 г. технический уровень японской авиации описывался в том месте следующими словами: «Американским авиационным экспертам достаточно беглого взора на новейшие японские армейские самолёты, дабы заключить , что все они являются или устаревшими, или устаревающими». В том месте же делался вывод, что уровень и японская авиапромышленность их авиаконструкторов серьёзно уступают кроме того итальянским.

Заголовок статьи Леонарда Ингела в издании «Flying and Popular Aviation» № 28, январь 1941 г.

«Legends In Their Own Time»

В январском выпуске издания «Flying and Popular Aviation» 1941 г. японская авиация разбирается в статье с говорящим заглавием: «Япония НЕ есть военно-воздушной державой», где в подтверждение собственной «аналитики» создатель на полном серьёзе пересказывает байку о прибывшем в Японию германском армейском наблюдателе. Бравый пилот Первой мировой, не садившийся с того времени в кокпит самолёта, наутро по окончании пьянки, организованной в его честь, садится в истребитель и легко побеждает в учебных битвах одного за другим «десять лучших японских пилотов».

Узнаваемый популяризатор военно-морской истории Флетчер Прэтт в книге «современная война и Морская мощь» кроме этого с полной серьёзностью писал о том, что японцы в принципе не смогут быть хорошими пилотами. Как и положено любым расистским построениям, данное утверждение имело наукообразное обоснование в виде «физиологических изюминок, характерных данной расе», как-то: свойственная поголовно всем «азиатам» близорукость, и неправильное устройство внутреннего уха, несущего ответственность за вестибулярный аппарат. Летом 1941 года статью аналогичного содержания опубликовал и важный опытный издание «без сомнений Review».

До «Дня позора» в Пёрл-Харборе и на Кларк-Филд оставалось всего полгода.

Источники:

  • Commanding Officer, Marine Fighting Squadron 221, “Enemy contact, report on.”, June 6, 1942.
  • Jiro Horikoshi, Shojiro Shindo, “Eagles of Mitsubishi: The Story of the Zero Fighter”, 1992.
  • Robert Mikesh, “Zero: Combat and Development History of Japan’s Legendary Mitsubishi A6M”, 1994.
  • John Prados, “Combined Fleet Decoded: The Secret History of American Intelligence and the Japanese Navy in World War II”, 1995.
  • Akira Yoshimura, “Zero Fighter”, 1996.
  • Mark R. Peattie, “Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909–1941”, 2007.
  • Lucien Zacharoff, “Japanese Air Power”, “Aviation” magazine, vol 40, September 1940.
  • Leonard Engel, “Japan is Not an Air Power”, “Flying and Popular Aviation“ magazine, vol. 28, January 1941.

Крупнейшая утечка в истории американской разведки

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: