Летающая лодка м-9.

      Комментарии к записи Летающая лодка м-9. отключены

Разработчик: Григорович
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1916 г.Летающая лодка м-9.

В том же 1915 году Морское ведомство заказало Григоровичу летающую лодку более больших размеров с двигателем мощностью 150 л.с. для воздушной разведки на море. И вот в декабре 1916 года Дмитрий Павлович создал летающую лодку М-9, приспособленную для подъёма и спуска на корабль. В качестве промежуточных, запасных вариантов, изготовлялись прототипы М-6, М-7 и М-8. Летные опробования М-9 проводились в Баку с 25 декабря по 9 января следующего года и были сильно успешными.

М-9 оказалась весьма успешной по своим мореходным и летным качествам. Она стала самой известной конструкцией Григоровича не только за прошлые, но и за последующие годы его работы в области авиации. По ходатайству Морского генштаба России авиаконструктор был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. В отличие от М-5 в конструкции М-9 поменяли шпангоуты лодки, обшивку сделали большей толщины.

хвостовое оперение и Крылья не имели изюминок если сравнивать с М-5. Исключение составлял только киль, выполненный в другой конфигурации.

На большинстве гидросамолетов М-9, а их выстроили около 500 экземпляров — устанавливались двигатели «Salmson» мощностью 150 л.с., на одном, в качестве опыта, поставили «Renault.WC» в 220 л.с. Масса нового безлюдного самолета была 1060 кг, но при эксплуатации из-за сырости дерево набухало и аппарат утяжелялся на десятки килограммов. Полная боевая нагрузка пребывала в пределах 480 — 550 кг.

Большая скорость полета составляла 110 км/ч, а посадочная — 85 км/ч. Практический потолок — 3000 м.

Довольно низкие летные эти самолета, в особенности по скорости, разъясняются большим лобовым сопротивлением девятицилиндрового звездообразного двигателя с двумя достаточно громоздкими радиаторами и другими выступающими в поток агрегатами. На умелой машине для уменьшения лобового сопротивления на двигателе устанавливался кок-обтекатель, но при серийном производстве данный обтекатель не употреблялся.

Со временем М-9 по возможности модернизировали: поменяли радиаторы, проводку управления, а для избыточного давления в топливном баке установили ветрянку. Данный гидросамолет на флоте в полном смысле стал рабочей лошадкой, простой в управлении, надежный в эксплуатации. На протяжении Первой Мировой, с 1915 года М-9 базировались на российских авиатранспортных судах «Орлица», «Александр I», «Николай I».

Гидросамолеты размешались в ангарах по 4-5 автомобилей и спускались на воду и поднимались с нее посредством лебедки.

Двухместная лодка М-9 с хорошей мореходностью разрешала использовать гидросамолет в боевых условиях и в открытом море. На посадке и взлёте вольно преодолевалась волна высотой 0,5 м. М-9 по большей части использовалась для воздушной разведки, патрулирования в море, бомбометания по береговым объектам и кораблям. Оружие — пулемет «Виккерс», установленный в передней кабине. Время от времени самолет вооружался пушками «Гочкис» либо «Эрликон».

Необходимо заметить, что это было первое в мире пушечное оружие на гидросамолете. На М-9 кроме этого устанавливалась радиостанция типа «Руза». 17 сентября 1916 года на гидросамолете М-9 в первый раз в мире с пассажиром на борту лейтенант Я.Нагурский выполнил петлю Нестерова и данный рекорд был зафиксирован как всемирный.

Как боевой самолет М-9 в полной мере удовлетворял флот до начала 1917 года, в то время, когда у немцев показался поплавковый гидросамолет «Альбатрос», существенно превосходивший русские летающие лодки по вооружению и скорости (один пулемет на передней установке и один — на задней). Незащищенный М-9 вынуждал летчиков устанавливать на нижнем крыле второй пулемет для защиты с задней полусферы. Руководству флотом приходилось для прикрытия собственных гидросамолетов завлекать для сопровождения сухопутные истребители.

К сожалению, в свое время эксперты не смогли применять все возможности для модернизации М-9. Свидетельством тому возможно привести пример частичной доработки, в то время, когда в 1919 году по совету летчика Кукуранова, установили крылья с более толстым профилем и по предложению инженера Холостова поставили двигатель «Renault» мощностью 220 л.с., что существенно повысило летные эти самолета. Большая скорость увеличилась до 130 км/ч.

Но дело дальше опыта не пошло. К числу особенных особенностей М-9 с вогнутым реданом и со не сильный килеватостью днища направляться отнести его свойство взлетать со снега и садиться на снег. Зимний период 1920 года три М-9 сели на снежный покров Центрального аэропорта в Москве, много поразив всех присутствующих.

Описание конструкции.

М-9 — расчалочный биплан с толкающим винтом н двигателем водяного охлаждения «Salmson» мощностью 150 л.с. Широкая вместительная «лодка-фюзеляж» имела трехместную кабину: спереди был стрелок, в распоряжении которого на первых примерах самолета был пулемет на турели, а позднее, в 1916 году, он был вооружен полуавтоматической пушкой калибром 37-мм. Перед носком нижнего крыла в кабине рядом сидели лётчик и пилот-наблюдатель. Под крылом гидросамолета были подвешены бомбы.

По обеим сторонам двигателя размешались водяные радиаторы. Баки для горючего имелись в верхнем крыле и между третьей, внутренней парой межкрыльных стоек. Под финишами нижних крыльев на стойках крепились маленькие опорные поплавки.

Фюзеляж, крыло с оперением, и межкрыльные стойки летающей лодки были изготовлены из дерева и обшиты фанерой и сверху полотном, хвостовое оперение и крылья было обшито лишь полотном.

Все тросы руля рулей направления и управления высоты размешались снаружи. Элероны были лишь на верхнем крыле, ширина их к концу крыла возрастала. Эффективность поперечного управления от этого возрастала.

Руль направления имел компенсацию в виде загнутой верхней его части, что заметно уменьшало упрочнения на ногу летчика от педалей.

ЛТХ:

Модификация: М-9
Размах крыла, м: 16,00
Протяженность, м: 9,00
Высота, м: 3,40
Площадь крыла, м2: 54,80
Масса, кг
-безлюдного самолета: 1160
-обычная взлетная: 1540
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 1 х 150
Большая скорость, км/ч: 110
Крейсерская скорость, км/ч: 98
Длительность полета, ч.мин: 3,45
Макс. скороподъемность, м/мин: 67
Практический потолок, м: 3000
Экипаж, чел: 2
Нужная нагрузка, кг: 320
Оружие: 1 х 7,62-мм пулемет
Боевая нагрузка: легкие бомбы до 160 кг на бомбодержателях под нижним крылом.

Летающая лодка М-9.

Летающая лодка М-9 Бакинской офицерской школы морской авиации.

Летающая лодка М-9 Бакинской офицерской школы морской авиации.

Летающая лодка М-9 Бакинской офицерской школы морской авиации.

Летающая лодка М-9 Бакинской офицерской школы морской авиации.

Гидроплан М-9 заруливает к пирсу по окончании полета.

Летающая лодка М-9 по окончании аварийной посадки.

Летающая лодка М-9 по окончании аварийной посадки.

Летающая лодка М-9 из состава Балтфлота.

Летающая лодка М-9 у причала.

Летающая лодка М-9 из состава авиации армии Колчака. г. Омск, 1918 г.

Летающие лодки М-9. Одесса 1918 г.

Летающая лодка М-9 на лыжном шасси.

Обслуживание М-9 на пирсе.

 Летающая лодка М-9 с 37-мм пушкой «Гочкис».

Аэротранспорт «Орлица» с летающими лодками М-9 на борту.

М-9 на борту воздушного транспорта «Александр I».

База отряда летающих лодок М-9.

Осмотр М-9 в ангаре.

Винто-моторная несколько летающей лодки М-9. Двигатель «Salmson» R9 с радиаторами типа «Хазет».

Винто-моторная несколько летающей лодки М-9бис с двигателем «Renault» мощностью 220 л.с. и секционными радиаторами охлаждения.

Установка двигателя «Salmson» R9 на летающую лодку М-9.

Летающая лодка М-9бис авиации Красного флота.

Летающая лодка М-9бис авиации Красного флота.

Проекции М-9. Рисунок.

М-9. Рисунок.

М-9бис. Схема.

М-9. Схема 1.

М-9. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Арон Шепс. Самолеты Первой Мировой: Страны Антанты.
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России 1910-1999.
А.О.Александров. Аппараты Григоровича и Щетинина.
Крылья Отчизны. Александр Белобородько. Первенцы русских летающих лодок.
Моделист-Конструктор. И.Костенко. «Девятка».

Летающая лодка на воздушной подушке

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Летающая лодка м-5.

    Разработчик: Григорович Страна: Российская Федерация Первый полет: 1915 г. В течение лета и осени 1914 года на летающей лодке М-2 совершили пара полетов,…

  • Многоцелевая летающая лодка лл-143.

    Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1945 г. В августе 1942 года Г.М.Бериев направил в Народный комиссариат авиационной индустрии…

  • Многоцелевые летающие лодки ras getta. румыния

    По окончании Первой Мировой, в обстановке общей разрухи, Румыния оставалась наедине со сложившимися в стране экономическими проблемами. В этих условиях…

  • Учебно-тренировочная летающая лодка n.t.2в.

    Разработчик: Norman Thompson Страна: Англия Первый полет: 1917 г. Самый обширно создаваемой конструкцией Нормана Томпсона стал самолет N.T.2В, что…

  • Разведывательная летающая лодка f.b.a. тype a/b/c.

    Разработчик: FBA Страна: Франция Первый полет: 1914 г. Идейным вдохновителем создания франко-английской компании «Franco-British Aviation Company»…

  • Летающая лодка м-15.

    Разработчик: Григорович Страна: Российская Федерация Первый полет: 1916 г. Гидросамолет М-15 появился в порядке предстоящего совершенствования летающей…