Легкий штурмовик ут-1б.

      Комментарии к записи Легкий штурмовик ут-1б. отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.Легкий штурмовик ут-1б.

Применение учебных самолетов в военных действиях ВОВ — это особенная глава в истории отечественной авиации. Переоборудование учебных автомобилей для исполнения, в неспециализированном-то, не характерных им функций происходило на рубеже 1941-1942 годов и было вызвано несколькими обстоятельствами. Во-первых, большими утратами как авиатехники, так и квалифицированного летного состава.

Во-вторых, неспециализированным понижением количества производимых новых самолетов в связи с утратой главных сырьевых баз и эвакуацией авиационных фабрик. И в-третьих, самим характером военных действий на фронте: Красной Армии необходимо было остановить наступающего соперника любой ценой.

Так показались разнообразные варианты оружия учебно-тренировочного самолета УТ-1 конструкции ОКБ А.С.Яковлева. По большей части, переоборудование происходило в единичных случаях. На основании приказа наркома авиапромышленности о соблюдении технологической дисциплины в авиационном полку (ап) силами технического состава либо полевых авиаремонтных мастерских (ам) разрешалось подвергать дооборудованию и (либо) переделке без полного цикла и согласования опробований лишь один самолет.

В.Б.Шанровым упоминаются работы, выполненные мастером по оружию А.И.Волковым (установка двух пулеметов ШКАС под крылом у стоек шасси, боекомплект по 200 патронов на ствол) и инженером К.А.Москатовым (установка двух ШКАСов и реактивных орудий РО-82). В ноябре 1941 года приспособление для оружия УТ-1 двумя ШКАСамн было произведено бригадой изобретателей 36-х авиамастерских ВВС Черноморского Флота (ЧФ): воентехниками второго ранга Даниловым и Харченко под управлением главы цеха оружия воентехника первого ранга Фролова. К сожалению, более подробной и правильной информации об этих автомобилях пока не отыскано.

В музее ОКБ имени А.С.Яковлева хранится еще один УТ-1, что был вооружен одним синхронным пулеметом ШКАС. Первоначально (до реставрации) он имел увеличенные площади стабилизатора и киля, что разрешает идентифицировать эту машину, как изготовленную Ленинградским заводом № 47 в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Модифицировать УТ-1 в «истребитель» (учебно-тренировочного истребитель — УТИ) поручили Главному конструктору этого завода Е.Г.Адлеру распоряжением Комитета обороны при СНК СССР № 119 от 4 марта 1940 года.

Заданием предусматривалась постройка двух вооруженных УТ-1, каковые требовалось предъявить на госиспытания к 1 и 15 июня 1940 года. Но, выпуск УТ-1 завод прекратил еще финише 1939 года, а оснастку для его изготовления, как это водится, стёрли с лица земли. Этим обусловилось позднее изготовление (и лишь одного) вооруженного самолета. Опробования на устойчивость в НИИ ВВС КА данный УТ-1 прошел только в марте 1941 года.

Переделки свелись к установке синхронного пулемета ШКАС с боекомплектом 250 патронов, фотокиноиулемета, главных опор шасси с газово-масляной амортизацией, стабилизатора и киля большей площади. Согласно точки зрения испытателей, управляемости и характеристики устойчивости вооруженного УТ-1 были не на высоте, исходя из этого в части и летные училища ВВС КА направлялись самолеты с так называемым дополнительным набором съемного оружия.

Он складывался из прицела ОП-1 (с кольцевым прицелом КП-5). фотокинопулемета (смонтированного в носке правого крыла и закрывавшегося особым обтекателем) и аккумулятора. Фотокинопулемет имел электроспуск от кнопки на ручке управления.

Не считая вышеуказанных существовала еще одна модификация УТ-1, которая была выпущена серией в 32 автомобили, имела собственное наименование (УТ-1б), пребывала на вооружении двух авиаполков и активно учавствовала в военных действиях весной-осенью 1942 года. Первое упоминание об данной машине видится в воспоминаниях К.Д.Денисова — в то время начальника 3-й авиационной эскадрильи (аэ) 8-го ап ВВС ЧФ. По его свидетельству.

10 ноября 1941 года произошло заседание частей и командиров подразделений Севастопольской авиационной группы. На протяжении дискуссии командующий ВВС ЧФ генерал авиации Н.А.Остряков разрешил указание оборудовать любой УТ-1 двумя балками для пуска реактивных снарядов РС-82 и пулеметом ШКАС (а все У-2 — устройствами для сброса и транспортировки небольших осколочных бомб). Им же был предопределен ночной темперамент действий этих самолетов.

Такое решение было принято не просто так.
На 1 ноября 1941 года (начало обороны Севастополя) в морской авиационной группе насчитывалось всего 93 исправных самолета, треть из которых составляли истребители типа И-5 и гидросамолеты МБР-2 и КОР-1. Ознакомившись с результатами заседания. Глава ВВС ВМФ приказал все работы по оружию УТ-1 выполнить в Военно-морском авиационном училище (ВМАУ) имени Сталина (позднее — Ейское ВВАУЛ).

В Центральном военно-морском архиве сохранилась запись личного приказания Главы ВВС ВМФ собственному ассистенту генералу авиации А.В.Цырулеву, датированная 18 декабря 1941 года: — Андрееву (генерал авиации А.X.Андреев, в то время — глава ВМАУ им. Сталина, — Прим. автора) было приказано перебросить состав 95-й аэ ВВС ЧФ в Борское (во 2-й запасной аи ВВС ВМФ, — Прим. автора). По прибытии этих летчиков необходимо будет их шепетильно изучить.

Я не согласен с Андреевым, что они никуда не годятся (летчики летали раньше лишь на У-2, — Прим. автора). Запрещено ли их научить летать на УТ-1 и создать полк УТ-1, в случае если эту машину возможно сделать под штурмовика (пулемет и мало бомб). Нужно приступить к изучению данного вопроса.

Я поручал этим заняться Андрееву. Запросите, что он сделал».

Проект оружия УТ-1 (и У-2 и УТ-1б) был создан главой конструкторского бюро стационарных авиамастерских (САМ) ВМАУ им. Сталина воентехником первого ранга Н.А.техником и Рожневым-конструктором тех же мастерских воентехником второго ранга Г.О.Кряченко под управлением старшего инженера САМ воентехника первого ранга Н.Ф.Романенко. В декабре 1941 года были выполнены нужные расчеты, в январе изготовлены рабочие чертежи и начато оборудование самолетов.

В первых числах Февраля 1942 года первые четыре УТ-1б были переданы в 23-й ап. Облет этих автомобилей пара задержался из-за нехорошей погоды, и первая из них поднялась в воздух лишь 11 февраля 1942 года.

Оружие УТ-1б складывалось из двух ШКАСов, укрепленных на особой ферме в межлонжеронном пространстве между нервюрами № 4 и № 5. Для патронных ящиков и монтажа фермы (по 420 патронов на ствол) обшивка крыла вскрывалась, а по окончании работ — восстанавливалась. В нижней части фермы крепились передний и задний упоры РО-82. Для защиты плоскости от газовой струи PC пространство за задним лонжероном между нервюрами № 4 и № 5 снизу обшивалась дюралем.

Вместо штатной ручки управления монтировалась ручка («баранка») с гашетками для пулеметов и PC. Перезарядка пулеметов производилась вручную от рукояток в кабине летчика при помощи совокупности блоков и тросов. Прицел КП-5 устанавливался справа параллельно оси самолета между цилиндрами № 1 и № 5 мотора. Пулеметы пристреливались сходящимся веером на расстояние 200 метров.

Самолеты закамуфлировали тёмными пятнами по главному фону. Как утверждают ветераны полка, бортовой номер наносился белой краской.

В воздухе модифицированный УТ-1 испытал старший инспектор-летчик ВМАУ капитан С.М.Шевченко. По окончании доклада в Управление ВВС ВМФ о итогах опробований из Москвы поступило распоряжение установить на самолет четыре РО-82, что и было выполнено.

Дополнительные РО-82 крепились к особым башмакам, надетым на лонжероны крыла между нервюрами № 5 и № 6. Для стрельбы одиночными PC, попарно и залпом на приборной доске установили три выключателя, каковые требовалось выставить в определенной комбинации. Для уменьшения упрочнений рукоятки перезарядки пулеметов заменили на рычаги. Дабы делать групповые полеты ночью с отключёнными аэронавигационными огнями, на плоскости добавили верхние огни.

В целях сохранения центровки в допустимых пределах аккумулятор разрезали на две части и укрепили их в особых гнездах на мотораме.

Чтобы дать окончательное «добро» на эксплуатацию УТ-1б в частях ВВС ВМФ, в марте 1942 года летно-испытательным университетом (ЛИИ) ВВС ВМФ была создана программа проверочных опробований и в конце этого же месяца в г.Моздок (на базу ВМАУ) направили инженера по оружию ЛИИ ВВС ВМФ, воснинженера третьего ранга В.Ф.Казьмина. Изучив материалы опробований УТ-1б, уже совершённых ВМАУ, Казьмин сделал вывод, что они были выполнены не полностью.

Из шести полетов лишь добрая половина состоялась по окончании установки дополнительных РО-82, причем полеты с полным боекомплектом PC по большому счету не имели места. Не летали самолеты на дальность и ночью, полеты выполнялись лишь на лыжном шасси, центровка автомобили была выяснена аналитически, без взвешивания. При контрольном осмотре уже вооруженных автомобилей инспектирующий нашёл недочёты в монтаже электропроводки к PC, каковые имели возможность привести к их самопроизвольному пуску на земле.

Не обращая внимания на горячее желание управления ВМАУ им. Сталина вычислять совершённые опробования достаточными (дабы поскорее послать 23-й ап на фронт), ЛИИ ВВС ВМФ настоял на проведении дополнительных испытаний.

В апреле 1942 года капитаном С.М.Шевченко на УТ-1б № 47025 было выполнено еще четыре полета по программе опробований. В следствии оружия центровка УТ-1 приблизилась к предельно задней для этого типа самолета, в связи с чем в отчет по опробованиям внесли пункт о допуске к полетам на УТ-1б летного состава лишь с хорошей техникой пилотирования. В определенной степени на принятие для того чтобы решения повлияла авария, случившаяся на протяжении ночных полетов 14 марта 1942 года.

Мл. л-т А.А.Луканин при исправлении неточности в расчете на посадку подтягиванием перепутал (в неосвещенной кабине это было не тяжело) секторы газа и высотного корректора мотора. Исходя из этого случилось не повышение, а падение оборотов. Летчик воспринял это как отказ мотора и отключил зажигание, усугубив неточность.

Самолет, не изменяя угла понижения, ударился о почву за 100 метров до луча посадочного прожектора.

23-й ап формировался во ВМАУ им.Сталина с 29 ноября 1941 года в составе трех эскадрилий У-2 (всего по схемам, созданным во ВМАУ, вооружили 134 У-2, УТ-1 и УТ-2б, которыми были полностью укомплектованы организованные отдельные 23-й, 46-й и 11-ап). Эскадрилья УТ-1б начала формирования в 23-м ап 2 февраля 1942 года на основании распоряжения Главы ВВС ВМФ № 352 от 20 января 1942 года вместо убывшей эскадрильи У-2. Начальником подразделения был назначен лейтенант В.А.Горячев.

Командные должности до начальника звена включительно во 2-й аэ 23-го ап занимали офицеры, а на должности летчиков назначались сержанты — выпускники училища. Летный и технический состав активно учавствовал в перегонке УТ-1 из боевых полков в мастерские ВМАУ и переоборудовании самолетов. К 15 апреля 1942 года полк был полностью укомплектован, научен и находится в состоянии боеготовности.

Ожидали лишь разрешения на использование УТ-1б. По окончании дополнительных опробований, опоздали еще подготовить отчет ЛИИ ВВС ВМФ (его отпечатали лишь 29 апреля), с 27 апреля по приказу главы ВМАУ им.Сталина (№ 0050 от 26.04.1942 г.) 23-й ап приступил к перебазированию на Севастопольский участок фронта.

Перелет не обошелся без происшествий. Из-за перебоев в работе мотора отстал сержант А.Т.Вереникин. Перелетев на аэропорт Белореченская, 23-й ап был включен в состав ВВС ЧФ.

В том месте же, вместо ст.л-та Горячева, занявшего должность замкомандира полка, начальником 2-й аэ был назначен ст.л-т Н.С.Толстиков. 4 мая 1942 года в составе 9 УТ-1б эскадрилья перелетела на аэропорт Витязсвская, а 7 мая — под Севастополь на аэропорт Юхарная балка, где 23-й ап был включен в состав 3-й особенной авиагруппы, организованной по приказу НК ВМФ № 00153 от 9 мая 1942 года. При посадке на этом аэропорте разбил свой автомобиль мл.л-т П.И.Королев; в отчетность ВВС ЧФ она попала как потерянная в воздушных битвах недалеко от Севастополя.

Развернутые на аэропорте Юхарная балка строительные работы (немыслимые по меркам армейского времени), по окончании которых на нем показались укрытия для личного состава, самолетов, боеприпасов и топлива, задержали начало боевой работы 23-го ап. Первый удар по неприятелю эскадрилья УТ-1б нанесла лишь 23 мая. лейтенанты Н.С.Толстиков н А.Ф.Борисов (зам. начальника аэ). сержанты Б.В.Конов и Е.А.Бурдыгин за ночь выполнили 8 боевых вылетов.

Цели нападали одиночными самолетами с промежутком 10-15 мин.. С пологого пикирования с высоты 700-600 м пускали РС-82 и потом с высоты 300 м вели пламя из пулеметов. Делая по пять-семь вылетов за ночь, УТ-1б «висели» над вражескими окопами, высматривали батареи и дзоты, штурмовали эшелоны. Дабы вынудить соперника вскрыть собственную ПВО, вперед высылался И-5 из 11-го иап. На шум мотора реагировали германские зенитчики.

Тогда наступал черед подкравшихся неслышно У-2, бомбивших позиции батарей ПВО, и УТ-1б, каковые «гасили» прожектора. Первые утраты 2-я аэ понесла 27 мая. При штурмовке ЖД станции Джанкой были сбиты А.Ф.Борисов и А.Л.Подтягин. 10 июня летчики 23-го ап удачно атаковали эшелон с снарядами на станции Альма.

Отличились Н.С.Толстиков и П.С.Шалкарин. По 1 июля (начало эвакуации из Севастополя) 23-м ап на УТ-1б было выполнено 778 боевых вылетов. Громаднейшее их количество — у сержантов Б.В.Кокова (45) и П.С.Шапкарина (43).

Не считая летчиков, вышеперечисленных, полеты на УТ-1б делали комполка к-н М.И.Ахапкин, его помощник ст.л-т В.А.Горячев и с-т Б.Т.Акулов.
В мемуарах В.М.Минакова упоминается, что на УТ-1б в Севастополе на штурмовку летал сержант В.М.Клюков (в то время — летчик 3-й аэ 8-го ап). Документальных свидетельств этого не отыскано. Появлявшись «безлошадным», как тогда говорили, он, быть может, выполнил пара полетов в составе 23-го ап. Сержанты — выпускники училища — рвались в бой с неприятелем, применяя любую возможность.

И на их счету большее количество боевых вылетов, чем у летчиков-офицеров. Факт, приведенный Минаковым, примечателен тем, что со слов Клюкова, на протяжении одной из штурмовок ему было нужно «показать все мастерство высшего пилотажа», дабы вырваться из лучей прожекторов. Он благополучно возвратился на аэропорт, а в самолете по окончании посадки насчитали примерно сто пробоин.

30 июня 1942 года 23-й ап получил приказ командующего ВВС ЧФ из оставшихся У-2 и УТ-1б организовать эскадрилью, которая должна была продолжить боевую работу, а освободившимся штабу и лётчикам полка убыть на «громадную почву». В ночь на 1 июля штаб 23-го ап и летный состав прибыли в г. Краснодар. В том месте летчиков распределили по полкам ВВС ЧФ, а штаб полка убыл в г. Саранск на переформирование.

В Севастополе, в числе вторых, на трех исправных УТ-1б остались комполка Ахапкин, сержанты Бурдыгин и Шапкарин, каковые делали полеты до последних часов обороны Севастополя. В то время, когда из этих самолетов в строю остался лишь один, Шапкарин постарался перегнать эту машину на Кавказ, забрав с собой на борт адъютанта эскадрильи А.Т.Гривцова. Для этого летчик прорубил в гаргроте самолета отверстие для импровизированной кабины.

В историческом издании 23-го ап, составленном по окончании войны, записано, что мотор этого самолета, трижды выработавший собственный ресурс, отказал над морем… на данный момент тяжело выяснить подлинные обстоятельства трагедии. Быть может, она случилась из-за чрезмерно задней центровки автомобили. Из летного и технического состава, оставшегося в Севастополе, не возвратился никто.

Неисправные самолеты из-за неосуществимости эвакуации были стёрты с лица земли.

В случае если об применении УТ-1б в 23-ВВС и м ЧФ до сих пор не упоминалось в печати, то о 46-м ап ВВС ЧФ (неофициально эти полки именовали штурмовыми) отрывочные сведения иногда оказались на страницах журналов и книг. Данный авиаполк начал формироваться во ВМАУ им. Сталина в г. Моздок 10 мая 1942 г. в двухэскадрильном составе (20 самолетов). Первоначально для этого выделили лишь три дня.

Учитывая нехорошую погоду для перелета в г. задержки и Ейск с поступлением матчасти из мастерских ВМАУ, окончательный срок формирования перенесли на 21 мая. Руководство полка и эскадрилий было назначено из переучивавшихся во ВМАУ на новую технику летчиков-офицеров, окончивших Военно-морскую академию им. Ворошилова в 1941-1942 гг., и инструкторов училища.

Это: комполка м-р М.П.Михайлов, замкомполка к-н Степанов, начальники эскадрилий к-ны А.И.Каличев и Ф.Н.Макаров, их помощники ст.л-т Ф.Е.Шеховцев и к-н Г.В.Павлов, начальники звеньев ст.л-ты П.А.Евдокимов и Ю.Д.Никольский, л-т Н.И.Маслов, мл.л-т А.В.Макаров. Летчики назначались из курсантов — выпускников училища. Причем последние экзаменационные полеты у них принимались на протяжении формирования полка.

Это: сержанты А.С.Фокин, А.С.Реука, В.В.Прозор, В.И.Сацук, А.С.Катков, В.А.Соляник, И.Г.Соколов — в первой эскадрилье. А во второй — сержанты А.П.Смирных, И.С.Тутов, Р.С.Азарпов, Д.А.Юдин, В.И.Щербаченко, А.М.Косоротов и В.М.Куликов. Матчасть — 21 УТ-1б, переданные полку из мастерских училища, были вооружен

Лёгкий штурмовик Скорпион Scorpion / Тестовый полёт на базе ВВС США

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: