Штурмовик су-25тм (су-39).

      Комментарии к записи Штурмовик су-25тм (су-39). отключены

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1995 г.Штурмовик су-25тм (су-39).

В середине 1950-х годов прекратили разработку бронированного реактивного штурмовика Ил-40 и сняли с оружия его поршневых предшественников, составлявших 30% самолетного парка советских ВВС в годы ВОВ. В эру общего увлечения сверхзвуковыми скоростями и заоблачными высотами дозвуковой бронированный штурмовик с простым оружием, с позиций стратегов ракетно-ядерной войны, смотрелся анахронизмом.

Локальные войны 1960-х годов распознали ошибочность взоров на использование фронтовой авиации для помощи военных действий сухопутных армий лишь ядерным оружием, и необходимость значительного увеличения боевой эффективности и боевой живучести тактических самолетов в условиях интенсивного огневого противодействия ПВО соперника. Частично задачу решили методом вооружения и доработок тактическими управляемыми ракетами класса «воздух-поверхность» существующего парка самолетов.

Но кардинально решить эту проблему имел возможность специальный самолет-штурмовик. К созданию таковой автомобили во второй половине 60-ых годов XX века в инициативном порядке приступило ОКБ П.О.Сухого. Предшествующий опыт ОКБ по разработке истребителей-бомбардировщиков семейства Су-7Б и Су-17 разрешал оценить преимущества и недочёты самолетов этого класса и четко организовать концепцию перспективного штурмовика для действенной авиационной помощи сухопутных армий.

В базу концепции будущего Су-25 легло значительное увеличение боевой живучести самолета, использование разнообразного оружия, разрешающего в несложных метеоусловиях действенно поражать все виды боевой техники и живую силу соперника, и технологичность в эксплуатации и производстве с учетом применения автомобили летчиками средней квалификации.

Разработчики Су-25 стремились максимально применять комплектующие и оружие, пребывавшие на вооружении либо разрабатывавшиеся для фронтовой авиации по вторым программам. По мере создания автомобили конкретизировался круг задач, решаемых штурмовиком в условиях современной войны.

В середине 1970-х годов на вооружение отечественных ВВС поступили вертолетные противотанковые ракетные комплексы. Учитывая важность танков в ударной мощи сухопутных армий, ОКБ П.О.Сухого приступило к созданию на базе Су-25 авиационного противотанкового комплекса с применением управляемого оружия.

Использование Су-25 в афганской войне не только подтвердило правильность выбранной концепции штурмовика, но и ускорило проектирование его круглосуточного варианта Су-25Т с противотанковым ракетным оружием.

Сложность пилотирования самолета в произвольных метеоусловиях, днем и ночью на малых высотах и наряду с этим необходимость прямого попадания ПТУР в малоразмерные подвижные бронированные цели оказали влияние на выбор двухместной компоновки Су-25Т: оператор и лётчик, как у боевых вертолетов, оснащенных ПТРК с радиокомандной совокупностью наведения. За базу приняли компоновку пребывавшей в разработке «спарки» Су-25УБ.

В самолётные системы и планер внесли значительные трансформации, отвечавшие возросшим требованиям к эксплуатационной технологичности и живучести. Таковой подход к разработке Су-25Т обеспечил конструктивную преемственность с Су-25УБ 85-90%.

При выборе противотанкового оружия предпочтение отдали ПТРК «Вихрь» с дальностью пуска, учитывающей возросшие возможности ПВО сухопутных армий возможного соперника и с лазерно-лучевой совокупностью наведения. Самолет стал одноместным, а заднюю кабину применяли для дополнительного нового запаса и размещения оборудования горючего.

Круглосуточность и автоматизация боевого применения, расширенный состав управляемого точного оружия, бортовые средства разведки, радиоэлектронной борьбы и целеуказания — эти направления стали приоритетными для ОКБ Сухого в наращивании боевых возможностей штурмовика.

Проектирование Су-25Т закончили в первой половине 80-ых годов XX века и в следующем году ОКБ начало постройку его первого прототипа, применяя незавершенный первый летный экземпляр Су-25УБ.

В июне 1984 года прототип Су-25Т (Т-8М) перевезли на летно-испытательную станцию в Жуковский, где 17 августа летчик-испытатель ОКБ А.Н.Исаков в первый раз поднял его в атмосферу. В 1985-м и 1986-м годах к опробованиям подключили второй и третий прототипы. Из-за проблем с отработкой прицельно-пилотажного комплекса с дневной оптико-электронной прицельной совокупностью (ОЭПС) «Шквал» и ПТРК «Вихрь» заводские опробования затянулись и их было нужно совмещать с первым этапом госиспытаний, завершившимся в конце 1990 года.

Штурмовиком Су-25Т планировали неспешно заменить в производстве Су-25 на Тбилисском авиационном производственном объединении им. Г.Димитрова, куда передали конструкторскую документацию.

Первый серийный Су-25Т облетал в июле 1990 года заводской летчик-испытатель Коростиев. До лета 1991 года в Тбилиси изготовили установочную партию модернизированных штурмовиков, большинство которых предназначалась для продолжения опробований.

В первый раз публично самолет показали в ноябре 1991 года на интернациональной выставке в Дубай, под обозначением Су-25ТК (противотанковый, коммерческий). Одно время эта модификация именовалась Су-34 «Strike Shield».

Для действенной работы в условиях рыночной экономики в ноябре 1992 года в ОКБ им.П.О.Сухого организовали Научно-производственный концерн «Штурмовики Сухого» во главе с главным конструктором самолета В.П.Бабаком. В состав концерна вошли 47 фирм, которые связаны с разработкой, реализацией и производством штурмовика Су-25. Производство Су-25Т и его усовершенствованных вариантов организовали на авиационном заводе в Улан-Удэ, создававшем до этого Су-25УБ.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века удачно завершились госиспытания Су-25Т, принятого на вооружение русских ВВС. В последующие годы концерн откорректировал начальную концепцию круглосуточного штурмовика с точным оружием. Это было связано с выходом на интернациональный рынок, где в мирное время узкоспециализированный боевой самолет, каким есть Су-25Т, по карману лишь замечательным ВВС, в то время, когда экономически оправдана эксплуатация бессчётного и разнотипного самолетного парка.

При ограниченном финансировании и стабильной региональной политической обстановке предпочтение отдается модернизации имеющейся в наличии бронетехники.

С учетом этих событий в 1995 году модернизировали штурмовик в вариант Су-25ТМ, расширив его функциональные возможности. Его экспортный вариант известен как Су-39.

При модификации самолет оснастили современным многофункциональным радиолокационным прицельным комплексом (РЛПК) «Копье-25» трехсантиметрового диапазона и усовершенствованной ОЭПС «Шквал-М». Расширение диапазона боевого применения Су-25ТМ разрешило сказать о нем как о многофункциональном всепогодном тактическом самолете.

Применяя имеющийся производственный задел по «спарке», в Улан-Удэ изготовили четыре умелых Су-25ТМ — вот в то время, когда пришлась ко двору, при нынешней экономической ситуации, высокая степень унификации самолетов. Первую из них представили в августе 1995 года на МАКС-95 в Жуковском с макетом РЛПК «Копье-25».

Четыре года спустя на второй машине состыковали ракетное оружие и бортовую совокупность управления оружием, приступив к летным опробования РЛПК «Копье-25».

В августе 1997 года к нему присоединился третий прототип. К настоящему времени Су-25ТМ проходит последний этап госиспытаний и подготавливается к принятию на вооружение.

Пилот Су-25ТМ размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони АБВТ-20, но неспециализированная ее масса, если сравнивать с предшественником, уменьшена на 153 кг либо на 25%. В один момент фактически на столько же, возросла масса пенополиуретана и быстро-набухающего наружного протектора топливных баков увеличенной емкости.

Заполнение смежных с топливными баками отсеков эластичными пористыми материалами мешает импульсному выплескиванию топлива через пробоины от снарядов и их осколков, предотвращая пожар. Зазоры между каналами воздухозаборников и топливными баками фактически исключают происхождение пожара от попадания горючего на вход в двигатель. Усилены кроме этого конструкция центральной части фюзеляжа, магистрали топливной тяги и системы совокупности управления.

Для понижения заметности над полем боя в оптическом диапазоне самолет имеет особую окраску, а радиопоглощающее покрытие сокращает ЭПР при облучении РЛС.

Защита самолета, в то время, когда пилот не в состоянии найти пуск ракете ТГСН, осуществляется установленной у основания киля станцией оптико-электронных помех «Корабль». Цезиевая лампа мощностью 6000 вт формирует амплитудно-модулированные помехи ракетам, уводя их в сторону. Не забыто и классическое средство — программный отстрел фальшивых тепловых целей.

В устройстве выброса УВ-26 -192 помеховых патрона.

Понижению заметности Су-25ТМ содействует установка бесфорсажного ТРД с нерегулируемым соплом Р-195 и уменьшенной многократно ИК-сигнатурой сопла. Это достигнуто за счет увеличенного профилирования жаровой и центрального тела трубы, исключающей прямую видимость лопаток турбины, и понижением температуры выхлопных газов подводимым атмосферным воздухом.

Ответственный компонент в увеличении боевой живучести всех самолетов — использование средств РЭБ, увеличивающих возможность преодоления ПВО соперника. База информационной совокупности комплекса РЭБ «Иртыш» самолета Су-25ТМ — станция радиотехнической разведки (СРТР), талантливая пеленговать все существующие РЛС управления и обнаружения огнем. При подготовке к вылету вероятно программирование поиска РЛС с установлением их приоритета.

Информация об облучении самолета выводится на индикатор в кабине пилота, с указанием направления на его источник.

Располагая информацией СРТР, летчик, в зависимости от боевой задачи может обойти территорию поражения ЗРК, ударить по РЛС ракетами, поставить активные радиотехнические помехи станцией «Гордения», либо произвести программный отстрел фальшивых целей для уклонения от УР с радиолокационными головками самонаведения.

Два малогабаритных контейнера со станцией «Гордения», установленные на внешних подкрыльевых точках подвески, создают уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливаемые на подстилающую поверхность помехи.

В гермокабине летчика машинально поддерживается на громадной высоте избыточное давление 0,25 кг/см. Это разрешает улучшить условия его работы и поднять высоту полета до десяти километров для повышения перегоночной дальности, дальности обнаружения и боевого радиуса действия радиоконтрастных целей.

Для выхода в заданный район, классификации и обнаружения цели летчику окажет помощь обновленный состав оборудования. В навигационный комплекс самолета включена радиотехническая совокупность дальней навигации (РСДН), трудящаяся как с наземной отечественной станцией «Чайка», так и интернациональной «Лоран-С».

Наряду с этим, точность определения координат самолета с применением РСДН увеличивается до 100 м. Вероятен кроме этого независимый полет с применением инерциальной совокупности навигации с оптической и радиолокационной коррекцией. Оснащение самолета блоком А-735 аппаратуры спутниковой навигации разрешает трудиться с совокупностями «Ураган», NAVSTAR либо GLONASS и уменьшить погрешности определения координат до 15 м независимо от дальности полета.

Для понижения психофизических нагрузок на летчика процесс исполнения боевой задачи самолетом Су-25ТМ максимально автоматизирован. Установленная на нем совокупность автоматического управления САУ-8 снабжает в произвольных метеоусловиях, днем и ночью точное автоматическое и директорное управление при наведении на цель в полете по запрограммированному маршруту, выход в заданный район, повторный заход на цель, заход и возврат на посадку На заданный аэропорт.

Для круглосуточного применения оружия на самолете установлен прицельный комплекс И-251, снабжающий распознавание, автоматическое сопровождение малоразмерных и движущихся целей, выдачу целеуказания (ЦУ) и автоматическое наведение УР, и управление стрельбой НАРами и из пушек.

В удлиненной и расширенной носовой части фюзеляжа размещена ОЭПС «Шквал-М», изображение с которой поступает на телевизионный индикатор. При подлете к цели, на расстоянии 10-12 км ОЭПС начинает работу в режиме сканирования. В зависимости от высоты полета «Шквал» просматривает полосу местности шириной от 500 м до двух километров.

Замечая результаты стрельбы и ракетного пуска пушечной установки на телеэкране, летчик, при необходимости, может в автоматическом режиме выполнить выход и повторный заход из атаки.

Совокупность «Шквал-М» разрешает распознавать, к примеру, раздельно стоящий дом на удалении до 15 км, а танк — до 8-10 км. Выбранная пилотом цель берется на автосопровождение с запоминанием образа телевизионным автоматом, входящим в состав ОЭПС. Совокупность при любых пространственных маневрах удерживает цель на сопровождении, с одновременным правильным определением дальности до нее.

Это содействует прямому попаданию УР, а точность применения неуправляемого оружия, включая вольно падающие авиабомбы, увеличивается многократно.

ОЭПС разрешает обнаруживать цели, подсвеченные наземными авианаводчиками и нападать их в автоматическом режиме. Это особенно принципиально важно на линии боевого соприкосновения для исключения возможности нанесения удара по своим армиям.

Су-25ТМ для действенного исполнения боевой задачи располагает внушительным арсеналом, включающим пушечное, бомбовое, неуправляемое и управляемое ракетное оружие. В их числе — встроенная установка ВПУ-17А на ННПУ-8М с пушкой ГШ-30-2 калибра 30 мм и боекомплектом 200 патронов. Смещение установки под среднюю часть фюзеляжа и более твёрдое ее крепление разрешили снизить нагрузки при стрельбе на аппаратуру прицельного комплекса и уменьшение влияния пороховых газов при стрельбе на устойчивость работы двигателей.

Пушечное оружие штурмовика возможно усилить двумя съемными подвижными установками СППУ-687 с пушкой ГШ-301 калибра 30 мм с боекомплектом 150 патронов, подвешиваемыми под крылом.

Как мы знаем, что часть точного оружия класса «воздух-поверхность» в общем количестве снарядов возросла с 2% во вьетнамской войне до 7% в операции «Буря в пустыне».

Такое оружие много стоит. В соответствии с расчетам, цена исполнения боевой задачи по выводу из строя бетонированной ВПП на аэропорте тактической авиации с применением точных авиабомб в 10-12 раз выше, чем при применения простых средств поражения. Вдобавок, оно не есть всепогодным.

В основном, вследствие этого входе боёв в Чечне до 13 марта 1995 года с самолетов лишь 35 раз использовали точное оружие, либо 2,3% от общего количества самолето-вылетов.

Сейчас ВВС России делают ставку на комбинированное использование неуправляемых и точных авиационных средств поражения, применяя точные снаряды лишь по самые важным объектам соперника.

В арсенале Су-25ТМ для данной цели имеются довольно недорогие и действенные корректируемые авиабомбы (КАБ), предназначенных для поражения разных наземных и надводных целей.

В частности, КАБ-500Кр калибр 500 кг с проникающей боевой частью (БЧ) — с телевизионной и КАБ-500Л — с лазерной ГСН предназначены для поражения очень прочных стационарных Наземных целей: мостов, пунктов управления, фортификационных сооружений, и ракетных пусковых установок на начальной позиции, судов в порту.

Первая из них снабжает захват цели на дальности до семи километров в отличие от подобной американской бомбы AGM-62 «Walleye», наводящейся лишь на оптически контрастные цели. По окончании сброса с носителя бомба всецело независима и наводится на цель с отклонением менее трех метров. БЧ КАБ-500Кр пробивает бетонную преграду толщиной до 1,5 м и попадает в грунт средней плотности на глубину до десяти метров. Действенное боевое использование КАБ-500Кр не вызывает затруднений кроме того у молодых летчиков.

Точное оружие с полуактивной лазерной совокупностью наведения есть самый распространенным и снабжает круглосуточное поражение целей с точностью до 4-6 м. Наряду с этим лазерная подсветка цели может производиться носителем оружия, особым самолетом либо наземной станцией. Не считая бомбы КАБ-500Л, Су-25ТМ может применять УР «воздух-поверхность» Х-25МЛ с 90-кг фугасной БЧ, X-29Л с 320-кг проникающей БЧ и С-25Л с осколочно-фугасной БЧ массой 155 кг.

Не забыто и классическое оружие штурмовой авиации: неуправляемые реактивные боеприпасы калибра от 57 до 266 мм; авиабомбы калибра до 500 кг в разных вариантах неспециализированным весом до 4 т, спецгрузы, зажигательные баки ЗБ-500ШМ и ЗБ-500ГД, и разовые бомбовые кассеты РБК-250, РБК-500 и контейнеры малогабаритных грузов КМГУ (БКФ) с противотанковыми бомбами ПТАБ-М и ПТАБ-2.5КО.

Главным средством поражения малоразмерных и сильнобронированных целей есть противотанковый комплекс «Вихрь» со сверхзвуковыми ПТУР -точным оружием, талантливым поражать самые современные зарубежные танки с толщиной брони до 1000 мм на дальностях от 500 м до десяти километров. Наряду с этим возможность поражения таковой цели одной ракетой — 0,8.

Для нанесения авиаударов ночью и при не сильный освещенности в состав прицельного комплекса входит контейнерная низкоуровневая телевизионная прицельная совокупности «Меркурий». Она обнаруживает и выявит цели типа танк при свете Луны, в ее первой четверти — на дальности до трех километров. Этого хватит для применения любого оружия.

Большая цель типа ЖД мост распознается в этих условиях на дальности до 6-8 км.

РЛПК «Копье-25» снабжает всепо-предварительное целеуказание и годность обнаружения в разных режимах, среди них и картографирования, существенно расширяя круг боевых задач, решаемых Су-25ТМ. Для этого употребляется щелевая антенная решетка диаметром 500 мм.

«Копье-25» разрешает использовать тактические противокорабельные ракеты: сверхзвуковую Х-31А с активной радиолокационной ГСН и дозвуковую Х-35 с комбинированной совокупностью наведения (инерциальная + АРГСН ). Су-25ТМ может нести четыре таких ПКР. Звено штурмовиков воображает настоящую угрозу тактической группе надводных судов и может атаковать эсминец типа «Спрюэнс» водоизмещением 7800 т, не входя в зону действия его огневых средств ПВО.

не меньше страшен Су-25ТМ и в воздушной схватке. «Копье-25» обнаруживает воздушные цели типа истребитель с ЭПР 5 кв.м на встречных направлениях на расстоянии до 57 км, на догонных — на 25 км, сопровождает в один момент до 10 и обстреливает до двух целей. Всеракурсные ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ с комбинированной совокупностью наведения разрешают на равных вести воздушный бой на средних расстояниях с истребителями, вооруженными ракетами «Сперроу» и «AMRA-AM».

И в ближнем воздушном бою штурмовик не «презент» для соперника.

УР «воздух-воздух» Р-73 считаются лучшими в мире, а станция оптико-электронного подавления «Корабль» есть действенным средством противодействия таким распространенным УР как «Сайдуиндер». Для поражения Су-25ТМ огнем 20-мм авиационной пушки «Вулкан» требуется не меньше тридцати попаданий — это нелегкая задача, в особенности на малых высотах, где время и радиус виража у него меньше чем у существующих зарубежных истребителей.

Получив качества многоцелевого самолета, Су-25ТМ сохранил за собой репутацию высокоэффективного штурмовика. Завод в Улан-Удэ взял во второй половине 90-ых годов двадцатого века государственный заказ на поставку и производство нескольких серийных Су-25ТМ в строевые части ВВС России. Это есть подтверждением того, что и в отечественные нелегкие годы штурмовики необходимы стране как воздушное пространство, как хлеб.

ЛТХ:

Модификация: Су-39
Размах крыла, м: 14,36
Протяженность самолета, м: 15,06
Высота самолета, м: 5,20
Площадь крыла, м2: 30,10
Масса, кг
-безлюдного самолета: 10600
-обычная взлетная: 16950
-большая взлетная: 21500
Горючее, л: 4890
Тип двигателя: 2 х ТРД Р-195(Ш)
Тяга не форсированная, кгс: 2 х 4500
Макс. скорость у почвы, км/ч: 950
Перегоночная дальность, км: 2500
Боевой радиус действия, км
-у почвы: 650
-на высоте: 1050
Практический потолок, м: 12000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6,5
Экипаж, чел: 1
Оружие: 1 х 30-мм пушка ГШ-30-2
Боевая нагрузка: нормально — 2360 кг, максимально — 4400 кг на 11 узлах подвески: ПТУРК «Вихрь» с 16 х ПТУР (2 х 8 блоков)
4 х УР «воздух-поверхность» Х-25МЛ либо С-25СЛ либо 4 х ПКР Х-31А, Х-35; 2 х ПРЛУР Х-31П либо Х-58УЭ либо до 4 х УР «воздух-воздух» Р-60 либо Р-73Э; НУР калибра 57-370-мм, бомбы (простые, наводимые, кассетные) либо зажигательные баки.

Су-25ТМ на рулежке.

Су-25ТМ на рулежке.

Су-25ТМ на авиасалоне.

Су-25ТМ на авиасалоне.

Су-25ТМ на авиасалоне.

Су-25ТМ на стоянке.

Су-25ТМ. Вид спереди.

Су-25ТМ. Вид спереди.

Су-25ТМ. Вид спереди.

Хвостовая часть Су-25ТМ.

ИК-генератор комплекса «Корабль».

Су-25ТМ в полёте.

Пуск ракеты Х-25МР штурмовиком Су-25ТМ.

Кабина Су-39.

Су-25ТК ВВС Эфиопии. Рисунок.

Су-39. Схема 1.

Су-39. Схема 2.

Атака штурмовиков Су-39. Рисунок.

.

.

Перечень источников:
Крылья Отчизны. Николай Сойко. Многоликий Су-25ТМ.
Время и Авиация. Петр Бутовски, Александр Ларионов. Противотанковый самолет Су-39.
Улан-Уэнский летный завод. Продукция. Ударный комплекс Су-39.
АВПК Сухой. Су-39.
Авиапанорама. Владимир Карнозов. Cy-39: не числом, а умением.
космонавтики и Вестник авиации. Штурмовик Су-39.
Роман Астахов. Русская Сила. Штурмовик Су-39.
Сайт «Уголок неба». 2009 страница: «Сухой Су-39 (Су-25ТМ)».

Авиация от СУ-7 до СУ-39 / Aircraft from the Su-7 and Su-39 / Wardok

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Штурмовик су-25см.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: Российская Федерация Первый полет: 1999 г. Авиационно-ремонтный завод № 121 в Кубинке выяснен в качестве головного по…

  • Альтернативные штурмовики су-21. ссср

    Этот материал из серии моделей отечественного германского коллеги dizzyfugu был мной переведен и существенно переработан. Желаю выразить громадную…

  • Противотанковый штурмовик ил-2 шфк-37.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1942 г. В последних числах Декабря 1942 года в 688-й шал 228-й шад 16-й ВА для прохождения войсковых…

  • Штурмовик «пегас».

    Разработчик: Томашевич Страна: СССР Первый полет: 1942 г. На второй год войны, летом 1942 года, на слуху государственныхы служащих народного комиссариата…

  • Зачем вкс рф нужен турбовинтовой штурмовик?

    Современное лицо боевой авиации – сложные и дорогие авиационные комплексы. Но наровне с такими самолетами, как F-35 и ПАК ФА, на данный момент все чаще…

  • Штурмовик су-25.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1975 г. В середине 1960-х годов армейские теории США и СССР кардинально изменились. В случае если…