Разработчик: Бекшта
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.
Аэродинамическая схема «утка» с давних времен завлекает внимание конструкторов самолетов возможностью применять несущие особенности горизонтального оперения — переднего крыла — для значительного улучшения летных черт. Исходя из этого разработкой «уток» занимались и занимаются любители и профессиональные конструкторы во многих государствах. В частности, в СССР — литовский конструктор планеров Ромуальдас Бекшта.
Во второй половине 40-ых годов двадцатого века Р.Бекшта спроектировал по схеме «утка» самолет РБ-4. Модель данной автомобили в масштабе 1:5 удачно летала, но натуральный самолет выстроить тогда не удалось. Та же история случилась и с полноразмерным планером — «уткой» РБ-7, оригинальность которого заключалась в том, что он имел стреловидное крыло с большой V-образностью. У планера отсутствовало вертикальное оперение, а горизонтальное — переднее крыло — устанавливалось на пилоне и подвешивалось на кардане.
Управление машиной по курсу и тангажу обеспечивалось отклонением переднего крыла. Летала оснащенная автопилотом модель РБ-7.
В первой половине 70-ых годов XX века Р.Бекшта выстроил РБ-15 в натуральную величину. Переднее крыло этого самолета выполнено цельноповоротным для обеспечения управления по тангажу. На финишах прямого крыла были установлены кили-шайбы. Конструкция главного и переднего однолонжеронных крыльев — древесная, обшивка — полотняная. Фюзеляж РБ-15 — ферменный, из металлических труб, обшитый полотном и деревом.
На самолете устанавливался двухтактный двухцилиндровый двигатель конструкции Б.Белошапкина. Его мощность — 25 л.с. при 3500 об/мин.
По окончании первого полета Р.Бекшта заменил велосипедное шасси планерного типа на простое трехколесное с самоориентирующейся передней стойкой. Вместо килей-шайб в хвостовой части фюзеляжа установил один киль. По окончании этих трансформаций воздушный винт был в «щели» между рулём направления и килем. Так появился фактически новый самолет достаточно уникальной схемы.
На этом варианте автомобили, взявшей наименование РБ-17, в начале 80-х годов было выполнено пара успешных маленьких полетов. Они продемонстрировали, что самолет владеет хорошей управляемостью и устойчивостью. Скорость РБ-17 — до 110 км/ч, посадочная — 60 км/ч. Неспециализированная несущая площадь крыльев — 10,5 м2 (2 и 8,5 м2), полетный вес — 320 кг, вес безлюдного — 205 кг. РБ-17, как один из немногих самолетов, выстроенных у нас по таковой схеме, хранится в музее спортивной авиации Литвы в городе Каунасе.
Необходимо подчеркнуть, что на данный момент большая часть зарубежных легкомоторных самолетов проектируется и строится как раз по аэродинамической схеме «утка».
ЛТХ:
Модификация: РБ-17
Размах крыла, м: 8,05
Протяженность самолета, м: 5,00
Высота самолета, м:-
Площадь крыла, м2: 10,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 205
-большая взлетная: 320
Тип двигателя: 1 х ПД «Белошапкина»
-мощность, л.с.: 1 х 25
Большая скорость, км/ч: 110
Крейсерская скорость, км/ч: 100
Практическая дальность, км:-
Макс. скороподъемность, м/мин:-
Практический потолок, м:-
Экипаж, чел: 1.
Легкий самолет РБ-17.
Винтомоторная несколько самолета РБ-17.
РБ-17. Чертеж.
РБ-17. Схема.
.
.
Перечень источников:
Крылья Отчизны. Вячеслав Кондратьев. РБ-17.
Сайт «Уголок неба» (airwar.ru).
Honda HA-420 HondaJet — первый самолет Honda.
Увлекательные записи:
- Легкий многоцелевой самолет и-2 «импульс».
- Планер ш-18.
- Дальний тяжелый бомбардировщик ант-42 (тб-7).
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Экспериментальный лёгкий самолёт бич-11.
Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Борис Иванович Черановский начал изучать потенциал схемы «летающее крыло» в первой половине…
-
Разработчик: ХАИ Страна: СССР Первый полет: 1957 г. Во второй половине 50-ых годов XX века несколько студентов ХАИ во главе с В.В.Решетниковым решила…
-
Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1926 г. За планерами БИЧ-1 и БИЧ-2 Б.И.Черановский во второй половине 20-ых годов XX века выстроил…
-
Легкий спортивный самолет 2-эа.
Разработчик: Гремяцкий Страна: СССР Первый полет: 1972 г. По окончании «Дископлана» Гремяцкий спроектировал легкий спортивный самолет хорошей схемы,…
-
Легкий многоцелевой самолет а-11.
Разработчик: Аэропракт Страна: СССР Первый полет: 1983 г. В молодежном конструкторском бюро «Аэропракт» мысль создания легкого самолета для воздушной…
-
Легкий пассажирский самолет ак-1.
Разработчик: Александров, Калинин Страна: СССР Первый полет: 1924 г. В первой половине 20-ых годов XX века ЦАГИ поручили изучить возможность постройки…