Разработчик: Александров, Калинин
Страна: СССР
Первый полет: 1924 г.
В первой половине 20-ых годов XX века ЦАГИ поручили изучить возможность постройки недорогого самолета и проверить используемые способы расчета. Эту экспериментальную работу, как и практическое проектирование, вели инженеры В.Л.Александров, В.В.Калинин и А.М.Черемухин. Возглавил работы по созданию AК-1 инженер ЦАГИ В.Л.Александров — участник проектирования самолета КОМТА.
Весной 1923 года были закончены чертежи и расчёты, а к Январю выстроен самолет.
Самолет АК-1 (Калинин и Александров — первый) проектировался как направляться подкосный высокоплан с трапециевидным крылом толстого профиля, имевшим в местах крепления подкосов громаднейшую относительную толщину, равную 12%. которая в соответствии с характером трансформации действующих нагрузок уменьшалась от подкосов в направлении как к концу крыла, так и к борту фюзеляжа. По итогам опробований свободнолетающих моделей с целью улучшения поперечной устойчивости самолета крылу АК-1 при виде спереди придали маленькой угол поперечного V. Сходу за двигателем в верхней части фюзеляжа перед центропланом крыла оборудовали открытую двухместную кабину экипажа для бортмеханика и лётчика.
Пассажирская кабина закрытого типа, рассчитанная на размещение двух пассажиров, пребывала в фюзеляже под центропланом крыла. При полетах без бортмеханика на его месте мог быть размещен еще один пассажир.
Конструкция АК-1 была древесная с маленьким применением металла. Крыло — двухлонжеронное с ферменными нервюрами и коробчатыми лонжеронами. Фюзеляж кроме этого ферменный с внутренними полотняной обшивкой и проволочными растяжками.
Самолет имел неподвижный стабилизатор с симметричным профилем и с отрицательным углом установки.
На пассажировместимость и размеры самолета АК-1 громадное влияние оказала мощность двигателя жидкостного охлаждения «Salmson» РВ.9, равная 155-170 л.с., что имелся в распоряжении конструкторов. И не смотря на то, что данный французский двигатель, созданный в 1915 году, уже считался устаревшим и достаточно тяжелым, он пользовался славой самый надёжного двигателя и помимо этого, к нему имелось много запасных частей, что было важным событием в то время в условиях фактически полного отсутствия авиационных двигателей производства СССР.
На самолете АК-1 быстрораскрывающийся капот снабжал хороший подход к двигателю при наземном техобслуживании, и к водорадиаторам типа Ламблена совокупности охлаждения двигателя с маленьким миделем, каковые были намерено выписаны из Франции для самолета АК-1. Они устанавливались по бортам фюзеляжа у переднего подкоса крыла. Емкость топливной совокупности снабжала длительность полета в течении 5-6 ч.
Самолет АК-1 строился на Национальном авиационном заводе № 5 в апреле-ноябре 1923 года на средства, внесенные латышскими стрелками в фонд строительства советского воздушного флота. Первый полет АК-1 под управлением летчика А.И.Томашевского состоялся лишь 1 февраля 1924 года.
Опробования продемонстрировали в целом хорошие для самолета с двигателем таковой мощности летные эти: с полетной массой 1650 кг самолет имел большую скорость 145-147 км/ч, но его скороподъёмность оставляла хотеть большое количество лучшего — высоту 1000 м самолет набирал за 16 мин. Потолок — 2200 м. По оценкам А.И.Томащевского самолет владел хорошей устойчивостью и его управление было легким, АК-1 делал устойчивый полет и с высвобожденной ручкой управления.
По окончании завершения опробований 15 июня 1924 года самолет АК-1, названный «Латышский стрелок», был передан обществу «Добролет» и до 15 сентября 1924 года эксплуатировался на авиалинии Москва — Нижний Новгород, а после этого совершил пара полетов по маршруту Москва — Казань. К зиме того же года самолет АК-1 налетал 11000 км и перевез 172 пассажира. По окончании окончания зимнего ремонта весной 1925 года он вошел в состав экспедиции для перелета Москва — Пекин.
Пилотировали его А.И.бортмеханик и Томашевский Н.А.Камышев. Из Пекина он сделал пара полетов и в другие города Китая.
Самолет АК-1 серийно не строился. Спроектированный под двигатель довольно малый мощности, данный самолет по собственной пассажировместимости существенно уступал германским самолетам Junkers F-13 и Dornier Komet III, и самолету Fokker F.III, каковые эксплуатировались в середине 20-х годов на советских воздушных линиях .
В один момент с АК-1 весной и летом 1924 года проходили летные опробования еще два умелых однодвигательных пассажирских самолета: четырехместный ГАЗ № 5 конструкции Е.Э.Гроппиуса и двухместный АНТ-2, выстроенный под управлением А.Н.Туполева.
ЛТХ:
Модификация: АК-1
Размах крыла, м: 14,90
Протяженность самолета, м: 11,00
Высота самолета, м: 3,80
Площадь крыла, м2: 37,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 1096
-большая взлетная: 1685
Тип двигателя: 1 х ПД Salmson
-мощность, л.с.: 1 х 170
Большая скорость, км/ч: 147
Крейсерская скорость, км/ч: 112
Практическая дальность, км:
Скороподъемность, м/мин: 69
Практический потолок, м: 2200
Нужная нагрузка: 2-3 пассажира
Экипаж, чел: 1.
Легкий авиалайнер АК-1.
Самолет АК-1 на лыжном шасси.
Самолет АК-1 на лыжном шасси. Вид спереди. На втором замысле самолет Junkers F-13.
Самолет АК-1 «Латышский стрелок».
Самолет АК-1 «Латышский стрелок».
Самолет АК-1 «Латышский стрелок» в Казани. Июнь 1925 г.
Самолет АК-1 «Латышский стрелок» на Ходынском аэропорте. 1925 г.
Фюзеляж самолета АК-1.
АК-1. Чертеж.
АК-1. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Сайт авиационной истории (aviahistory.ucoz.ru).
Как это сделано \ Легкие самолеты
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разработчик: Грацианский Страна: СССР Первый полет: 1933 г. «Омега» — легкий двухместный самолет. Был выстроен на Харьковском авиазаводе в феврале 1933…
-
Легкий транспортный самолет «синяя птица».
Разработчик: Н.Е.Шварев Страна: СССР Первый полет: 1923 г. В первой половине 20-ых годов двадцатого века красный армейский летчик Игнатий Александрович…
-
Разработчик: Калинин Страна: СССР Первый полет: 1930 г. Еще одной умелой машиной Харьковского авиационного завода стал двухместный многоцелевой самолет…
-
Легкий транспортный самолет бич-14.
Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1934 г. БИЧ-14 — пятиместное пассажирское «летающее крыло». Появлению этого самолета в конце 1934…
-
Легкий транспортный и связной самолет як-10.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1945 г. В первой половине 40-ых годов XX века коллектив ОКБ А.С.Яковлева в один момент с…
-
Разработчик: ХАИ Страна: СССР Первый полет: 1957 г. Во второй половине 50-ых годов XX века несколько студентов ХАИ во главе с В.В.Решетниковым решила…