Легкие многоцелевые самолеты siebel (klemm) fh 104 hallore. германия

      Комментарии к записи Легкие многоцелевые самолеты siebel (klemm) fh 104 hallore. германия отключены

Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за помощь в вычитке данной статьи.

Прозвище Hallore, что на саксонском диалекте означало «родом из Галле», взял маленькой двухмоторный самолет, созданный в середине 1930-х годов в Германии (до начала всех ужасных событий в Европе) и предназначенный для перевозки пилота и четырех пассажиров. Не смотря на то, что самолет выпускался компанией Siebel, соответствующего ей типового обозначения «Si» он не взял. Вместо него самолет обозначался буквенным сочетанием «Fh», являвшимся напоминанием о более ранней истории данной автомобили.

Производственные мощности компании Siebel были находятся в городе Галле [1] всего в 40 километрах от Лейпцига. Под именем Siebel Flugzeugwerke AG она была внесена в реестр во второй половине 30-ых годов XX века. Но обращение не шла о создании нового предприятия, а только о переименовании компании, которая уже имела собственную историю.

В начале 1933 года управлением Комиссариата воздушных сообщений (Luftfahrtkommissariat; предшественник RLM) было решено по стратегическим соображениям перевести компанию Klemm Leichtflugzeugbau GmbH, известную цельнодеревянными учебными и спортивными самолетами, из Бёблингена (Boblingen), расположенного рядом от Штутгарта, в центр Германии. В том месте на новом месте в сравнительно не так давно выстроенных производственных помещениях она должна была стать одним из главных поставщиков самолетов всех категорий.

Уже в следующем году была создана новая компания Klemm Flugzeugbau Halle a. d. Saale GmbH, которой властями было выделено буквенное обозначение Fh (фамилия Ганса Клемма, что применял буквы Kl, была исключена из обозначения, дабы избежать путаницы с его прошлыми самолетами). Самостоятельность новой компании Клемма длилась всего три года: во второй половине 30-ых годов XX века денежный контроль над ней был забран Фрицем В. Зибелем (Fritz W. Siebel).

Он получил обязаности председателя совета директоров и поменял наименование компании на Siebel Flugzeugwerke AG. Это только краткая история компании, потому, что фактический движение событий был значительно сложнее…

Производственная деятельность расположенной в Галле компании Klemm Leichtflugzeugbau GmbH стартовала в начале 1935 года с изготовления по лицензии учебных бипланов Focke-Wulf Fw 44 Stieglitz. В конце того же года компанией было развернуто производство самолётов-разведчиков Heinkel He 46. В то время директором компании ещё был Франц Вальтер (Franz Walter), а главным конструктором – дипломированный инженер Фридрих Эхер (Dipl.

Ing. Friedrich Echer) [2].

Оставшийся в Бёблингене завод Ганса Клемма оставался в эксплуатации, являясь свободным от компании в Галле предприятием. Самолеты, созданные в том месте, сохранили начальное буквенное обозначение Kl; скоро в том направлении возвратился и сам Г. Клемм, снова занявшись спортивными самолетами. Но он успел создать в Галле совместно с Эхером и другими конструкторами проект легкого двухмоторного самолета, первоначально взявший обозначение Kl 104.

Потому, что компания уже трудилась с металлом, то для самолета была выбрана смешанная конструкция.

Легкие многоцелевые самолеты siebel (klemm) fh 104 hallore. германия
схемы легкого многоцелевого самолета Siebel (Klemm) Fh 104 Hallore

Двухлонжеронное крыло с углом поперечного V в 6° и простые закрылки имели древесный силовой комплект и фанерную обшивку, а оснащенные триммерами элероны изготавливались из дюралюминия и покрывались полотном.

Фюзеляж имел полумонококовую цельнодюралевую конструкцию с ровной обшивкой. В соответствии с германской практике тех лет дверь, ведшая в застекленный кабину и салон пилота, размешалась на левой стороне фюзеляжа. Сиденье пилота было установлено по оси самолета, а за ним по сторонам от центрального прохода были размещены по два кресла для пассажиров.

Хвостовое оперение – цельнометаллическое; направления и рули высоты были оснащены триммерами и имели полотняную обшивку.

Силовая установка складывалась из двух инвертированных восьмицилиндровых двигателей воздушного охлаждения Hirth HM 508 взлётной мощностью 240 л.с. (176 кВт) с двухлопастными древесными винтами изменяемого шага диаметром 2,35 метра. Размещенные в крыле топливные баки имели неспециализированную емкость 320 литров, маслобаки размещались в моторных гондолах и любой из них имел емкость 12,5 литров.

Шасси самолета складывалось из главных и хвостовой опор; любая из стоек была оснащена одним колесом. Главные опоры шасси были несложной конструкции с одиночными стойками и убирались в моторные гондолы поворотом назад. Хвостовая опора была фиксированной.

При необходимости колеса возможно было заменить на лыжи.

Потому, что в то время производственные мощности завода в Галле были полностью загружены, то умело-изготовление прототипа и конструкторские работы затянулись. Постройка первого экземпляра, взявшего номер гражданской регистрации D-IQPG, была закончена в конце 1936 года уже под новым обозначением Fh 104, а первый полет прошёл в Галле 25 февраля 1937 года. Второй прототип, представлявший собой уже серийную версию автомобили, был оснащен двумя 280-сильными (206 кВт) двигателями HM 508D.

Скоро оба прототипа получили известность благодаря участию в авиационных соревнованиях 1938 года. Второй прототип стал победителем проходившей в Италии авиагонки по замкнутому маршруту – III Raduno Aereo del Littorio. За 21 час заводской летчик Цизе (Ziese) пролетел 6200 километров над двенадцатью городами Европы. Кроме этого автомобили удачно принимали участие в других соревнованиях.

Год спустя экипаж из Анхойзера (Anhauser), Балтазара (Balthasar) и Калдрака (Kaldrack) совершил перелёт через всю Африку в Кейптаун, пролетев в общем итоге более 40 000 километров.

довоенный Fh 104, возможно второй прототип

В серийное производство Fh 104 был запущен во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Были выпущены две серии автомобилей: первая – из 11 самолётов, вторая – из 35. Производство было завершено в первой половине 40-ых годов XX века.

По окончании начала войны большая часть Fh 104 Hallore были реквизированы Luftwaffe в качестве курьерских, а часть из них была личными самолетами влиятельных госслужащих. Среди знаменитостей, неизменно летавших на Fh 104, были генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг, генерал Адольф Галланд и другие.

принадлежавший Luftwaffe легкий многоцелевой самолет Fh 104 нес армейский номер CO+NN

генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг за штурвалом Fh 104

В составе ВВС Германии число пассажиров было уменьшено с четырех до трех: четвертое место (слева за пилотом) было занято навигатором-радистом. В первой половине 40-ых годов двадцатого века в Галле разрабатывалась модификация Fh 104C, оснащённая более популярными двигателями Argus As 10C, но она осталась только в проекте.

курьерский Fh 104 одного из подразделений германских ВВС нес камуфляж на верхних и боковых поверхностях, складывавшийся из больших пятен серо-зеленого (RLM 02) и темно-зеленого (RLM 71) цветов. Нижние поверхности были выкрашены светло синий краской (RLM 65). На маленьких картинках слева продемонстрировано размещение опознавательных знаков и военного номера на крыле

По окончании окончания войны на территории Чехословакии в городе Градец-Кралове (Hradec Kralove) остался один пригодный к полетам Fh 104, первоначально принадлежавший генерал-фельдмаршалу Фердинанду Шёрнеру (Ferdinand Schorner). По окончании ремонта самолет был введен в состав чехословацкой авиации под обозначением «тип D-54» [3]. Машина, взявшая в Чехословакии прозвище «мелкий зибль» (Maly Sibl) летала до 1955 года, и самоё частым ее пассажиром был командующий ВВС страны корпусной генерал (генерал) Алоис Вихерек (sborovy general Alois Vicherek).

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Siebel (Klemm) Fh 104 Hallore

Назначение: легкий многоцелевой самолет

Компания-производитель: Siebel Flugzeugwerke GmbH. Halle. a. d. Saale, Галле

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: два инвертированных восьмицилиндровых двигателя воздушного охлаждения Hirth HM 508D, развивавших на взлете мощность 280 л.с. любой и вращавших двухлопастные винты изменяемого шага диаметром 2,35 метра

Размеры:

размах крыла 12,06 м
протяженность 9,50 м
высота 2,64 м
площадь крыла 20,68 м?

Вес:

снаряженного 1515 кг
нужной нагрузки 740 кг
большой взлетный 2500 кг

Летные характеристики:

большая скорость на высоте 350 км/ч
крейсерская скорость 310 км/ч
посадочная скорость 99 км/ч
начальная скороподъёмность 9,50 м/с
практический потолок 6600 м
дальность полета на высоте 2500 м – 920 км

Количество изготовленных: 46 экз.

  1. город Галле, расположенный на реке Зале (Halle an der Saale)
  2. по окончании смены хозяина Ф. В. Зибель произвел замены на обеих должностях: Вальтер был уволен, а Эхера заменил врач Р. Зайтц (Dr. R. Seitz)
  3. потом самолет был демобилизован и взял номер гражданской регистрации OK-VDM

источник: MIROSLAV BALOUS Vykres PETR KOLMANN «SIEBEL (KLEMM) Fh 104 HALLORE» L+K 09-2004

ХИРТ 33 ТРИ В ОДНОМ полет паралета

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: