Корабли армагеддона. тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143

      Комментарии к записи Корабли армагеддона. тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143 отключены

Глубокоуважаемые сотрудники! Эта статья написана для ВО, но возможно и Вам она покажется небезынтересной

Просматривая статью «Самые абсурдные суда в истории ВМФ», вышедшую из под пера глубокоуважаемого Олега Капцова, я с удивлением понял, что в список номинантов «военно-морского абсурдизма» попали советские тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143. Эта статья является попыткой разобраться, как уместно нахождение отечественных ТАКР в этом рейтинге.

Олег Капцов пишет:

Американцы опасались советских подлодок, а над ТАКРами насмехались, именуя их суррогатными детищами адмирала С.Г. Горшкова. И так как было над чем смеяться. Гибрид авианосца и ракетного крейсера был совсем неэффективен как крейсер и всецело небоеспособен в роли авианосца.

С этим тяжело не дать согласие. Вправду, суда типа «Киев» очевидно несостоятельны в роли крейсеров, для этого они были чрезмерно громадны, но недовооружены. И уж тем более ТАКР-ы не годились в авианосцы – из-за неспособности принимать самолеты посадки и горизонтального взлёта, они не взяли адекватного авиакрыла, талантливого делать все многообразие задач истребительной, штурмовой и разведывательной палубной авиации.

Но достаточно ли этого, дабы признать их ненужными либо кроме того абсурдными? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте разглядим события появления проекта 1143 на свет.

Первенцами авианесущего советского флота стали суда проекта 1123: «Ленинград» и «Москва», представлявшие собой необычный тип противолодочного вертолетоносца с хорошим оборонительным оружием

Корабли армагеддона. тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143

Они показались как «отечественный ответ Чемберлену» на американские ядерные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами «Поларис А1». Для того времени это было очень грозное оружие, но, дабы его применить, субмаринам США следовало подойти к береговой линии СССР поближе, по причине того, что дальность пуска таких ракет в то время не превышала 2200 км, и не все их цели размешались на побережье. К примеру: на севере старт Поларисов ожидался из акватории Баренцева моря.

Одновременно с этим советские средства акустики были еще не через чур хороши, и организовать действенный поиск вражеских ПЛАРБ возможно было лишь, в случае если в дополнение к имеющимся противолодочным судам разместить поисковую аппаратуру на вертолётах и самолётах. Так что строительство специального противолодочного вертолетоносца как словно бы напрашивалось само собой – причем, не смотря на бытующую точку зрения, функционировать вертолетоносцу предстояло отнюдь не в мировом океане, а в близи от родного берега. Фактически говоря, на это прямо показывает ОТЗ, в котором русским по белому сообщено, что главной задачей противолодочного крейсера проекта 1123 есть:

“уничтожение и поиск быстроходных ядерных подводных лодок-ракетоносцев в дальних территориях противолодочной обороны в составе группы судов вместе с авиацией ПЛО”.

Иными словами, под «дальней территорией ПЛО» понимался отнюдь не океан, а такое расстояние от берега, на котором суда имели возможность функционировать совместно с самолетами ПЛО сухопутного базирования (никаких иных самолетов ПЛО в то время в СССР не было). Примечательно, что первоначально планировалось уместить противолодочный вертолетоносец в водоизмещение всего лишь 4000–4500 тысячь киллограм, наряду с этим авиагруппа должна была составить 8 вертолетов, а скорость – достигнуть 35 узлов.

Но скоро стало ясно, что в таких размерах вертолетоносец создать не окажется, к тому же расчеты продемонстрировали, что для обеспечения круглосуточного поиска направляться базировать на корабле не меньше 14 автомобилей. С трудом удалось добиться разрешения на рост водоизмещения вначале до 8 тыс. тысячь киллограм, позже – до 9,6 тыс. и, наконец, до окончательных 11 920 т. В рвении всячески сократить массу строящихся судов в движение пошли такие «увлекательные» требования «более чем», как радикальное сокращение экипажа, отказ от дублирования технических боевых постов и средств, уменьшение жилой площади впредь до нормативов подводных лодок и т.д. (к счастью, от большинства из них удалось отвертеться).

Но откуда взялась эта тяга к минимализму? И из-за чего по большому счету создание авианесущих судов в СССР началось с вертолетоносцев, уязвимых к нападению палубной авиации НАТО и США, в случае если (по крайней мере теоретически) в то время советская индустрия в полной мере имела возможность создать полноценные авианосцы?

Многоцелевой авианосец как средство войны на море куда предпочтительнее противолодочного вертолетоносца. Он владеет намного большим функционалом, а в части противолодочной борьбы авианосец заметно побеждает у вертолетоносца за счет свойства снабжать боевую устойчивость соединений, потому, что может не только искать вражеские субмарины с баллистическими ракетами, но еще и закрывать противолодочные суда, палубные вертолеты, самолеты ПЛО мощью базирующейся на нем истребительной авиации.

Увы – в те годы, с легкой руки Никиты Сергеевича Хрущева, все на флоте, что не являлось ракетой или подлодкой, подлежало общему порицанию и скорейшей экстерминации: громадные надводные суда в соответствии с главной линией партии считались пережитками прошлого, мишенями для противокорабельных ракет. Что же касается самые крупных из них – авианосцев – так тех по большому счету заклеймили оружием агрессии, которому в советском флоте места не было и быть не имело возможности.

А ведь советские моряки в далеком прошлом уже поняли необходимость авианосцев! В первый раз суда этого класса «всплывали» в перспективных программах строительства советских ВМС еще до войны. По окончании ее завершения, в 1945 году Кузнецовым была создана рабочая группа по выбору нужных типов судов, и она кроме этого обосновала создание авианосцев.

Основной морской штаб включил в перспективный замысел строительства ВМФ СССР девять громадных авианосцев (шесть для Негромкого и три для Северного флотов) и шесть малых для Северного флота. Действительно, все они, в итоге, были вычеркнуты оттуда И.В. Сталиным.

Но главком ВМС Кузнецов не опускал руки. В августе 1953 года он представил главу МинОбороны СССР Булганину доклад, в котором подчеркивалось, что

«в послевоенных условиях без наличия авианосцев в составе ВМС ответ главных задач флота обеспечено быть не имеет возможности».

Кузнецов до конца боролся за авианосцы, но его снятие с поста главнокомандующего флотом во второй половине 50-ых годов двадцатого века поставило крест на его идеях, по причине того, что новый главком ВМФ С.Г. Горшков продолжительное время об авианосцах не сказал.

Тяжело сообщить, из-за чего так оказалось. Быть может, новый главком первоначально недооценивал роли палубной авиации в ВМФ, но скорее он просто понимал, что плетью обуха не перешибешь, по причине того, что в конце 50-х – начале 60-х политическая ситуация складывалась так, что об авианосцах возможно было лишь грезить (но не вслух). Но какие-то авианесущие суда советскому флоту были необходимы – хотя бы для наработки опыта, да и промышленность достаточно окрепла для их создания.

И, Наверное, противолодочные крейсера проекта 1123 именно и стали компромиссом между желаемым и политически вероятным. Обосновав необходимость строительства вертолетоносцев понятной и оттого приемлемой для управления страны концепцией «борьбы с вражескими ракетными подлодками», флот в конце 60-х взял собственные первые авианесущие суда. Отсутствие на них истребительной авиации в какой-то мере компенсировалось наличием приличного ПВО и тем, что эти суда предполагалось применять в ближней морской территории, в радиусе действия авиации сухопутного базирования.

Но к тому времени, как «Ленинград» и «Москва» были включены в состав советского флота, случился множество событий, очень повлиявших на предстоящее развитие авианесущих судов ВМФ СССР:

Первое. В Соединенных Штатах было создано новое поколение баллистических ракет для подводных лодок, дальность их применения увеличилась до 4600 км. Сейчас американским ПЛАРБ уже не было потребности приближаться к берегам СССР – оперируя в том же Средиземном море, атомарины США держали под прицелом множество наиболее значимых целей у нас.

Исходя из этого к концу 60-х в территориях действия советской авиации сухопутного базирования американских ПЛАРБ уже не было, а в том месте, где они сейчас пребывали, господствовали палубная авиация и надводные силы НАТО. Конечно же, отправка немногочисленных и не прикрытых с воздуха советских поисковых групп в районы развертывания ПЛАРБ США в то время ничем хорошим закончиться не имела возможности. Однако, флоту ничего не оставалось делать, не считая как вменить в обязанность новым судам проекта 1123 самоубийственную задачу – уничтожение и поиск ПЛАРБ в отдаленных районах и а также в акватории Средиземного моря.

Второе. ОКБ Яковлева показало экспериментальный самолет посадки и вертикального взлёта (СВВП) Як-36.

Третье. Могущественный Д.Ф. Устинов, в то время – секретарь ЦК КПСС по оборонным отраслям индустрии, поверил в громадное будущее СВВП.

Он предполагал, что по окончании освоения околозвуковых СВВП у Яковлева окажутся сверхзвуковые истребители и тем самым СВВП смогут стать «ассиметричным» ответом мощи палубных авиакрыльев США. Справедливости для увижу, что ничего не знаю о том, как к формированию для того чтобы мнения у Д.Ф. Устинова приложил руку сам Яковлев.

Четвертое. 28 декабря 1967 года Совет Министров СССР принял распоряжение о создании на базе умелого СВВП Як-36 легкого палубного штурмовика Як-36М и более совершенного Як-36МФ, что должен был стать истребителем-фронтовым истребителем и перехватчиком флота ВВС.

Хочется очень подчернуть, что во второй половине 60-ых годов XX века случилась кардинальная смена приоритетов в области морской авиации: уже не только управление ВМФ, но и первые лица государства (Устинов, а за ним и Совет Министров) в полной мере поняли потребность флота в палубных самолетах. Отныне спор между моряками и их сухопутными начальниками заключался не в том, быть либо не быть авианосцу: и те и другие признавали необходимость авианесущих судов, но «сухопутчики» полагали, что с задачами палубных самолетов справится СВВП, тогда как моряки грезили о самолетах посадки и горизонтального взлёта.

Как сообщают свидетели, мысль о палубном СВВП исходила не от флота, а от Д.Ф. Устинова – тогда как ВМФ хотел разрабатывать и строить хорошие авианосцы с аэрофинишерами и катапультами, ему настоятельно предлагалось создать все те же вертолетоносцы, адаптированные под базирование СВВП.

И тут главком ВМФ принимает достаточно необычное, на первый взгляд, ответ. Он не спорит с Устиновым по поводу создания новых тяжелых авианесущих крейсеров-носителей СВВП и, более того, «засучив рукава», берется за дело – так начинается история создания судов проекта 1143. Но в один момент С.Г.

Горшков настаивает на создании полноценных авианосцев, и первоначально ему кроме того как словно бы сопутствует успех: Совет Министров уже в 1969 г. принимает распоряжение о разработке аванпроектов авианосца (проект 1160 «Орел») и палубных самолетов. В 1969–1972 гг. Невским ПКБ проводится Ордер – научно-исследовательская работа по военно-эксплуатации авианосца и экономическому обоснованию создания.

Всего было спроектировано 8 вариантов с разными ГЭУ и водоизмещением от 40 до 100 тыс. тысячь киллограм, причем самый проработанным был ядерный авианосец в 80 тыс. тысячь киллограм. Были выполнены аванпроекты аэрофинишеров, паровых катапульт, аварийных барьеров, но, увы – ответом Д.Ф. Устинова разработка пр.1160 была прекращена в пользу развития проекта 1143 с СВВП.

С.Г. Горшков не сдавался, и во второй половине 70-ых годов XX века по итогам заседания у Главнокомандующего Невскому ПКБ поручено создать техническое предложение, а НИИ ВВС и ВМФ – техническое задание на авианосный корабль с катапультами, аэрофинишерами и самолетами с посадкой и горизонтальным взлётом. На этот раз С.Г.

Горшков стремился «вырастить» авианосец из проекта 1143, раз уж лобовые атаки ни к чему не привели Потом именно это его начинание увенчалось пускай половинчатым, но все же успехом – постройкой единственного в ВМФ РФ авианосца «Адмирал флота СССР Кузнецов».

Исходя из сказанного выше, возможно смело утверждать, что С.Г. Горшков не был согласен с Д.Ф. Устиновым в оценке СВВП и не верил, что носители СВВП смогут заменить катапультный авианосец.

Но, как уже было сообщено выше, продвигая идею полноценного авианосца, главком ВМФ вовсе не выступал в протест СВВП и, более того, приложил все усилия для тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.

Вследствие этого сейчас многие упрекают С.Г. Горшкова, видя в таких его действиях соглашательство, в противном случае и нежелание и откровенный карьеризм ссориться с вышестоящим управлением. Но, обдумывая ситуацию , приходишь к выводу, что никакого другого выхода у главнокомандующего попросту не было. Как мог бы С.Г.

Горшков отказаться от навязываемых ему СВВП? Для этого ему необходимо было или доказать полную бесперспективность СВВП в качестве главного самолета палубной авиации, или же заявить, что флот совсем не испытывает недостаток в палубных. Но в случае если уж Д.Ф. Устинов верил в ярком будущем самолетов вертикального взлета, то как мог переубедить его С.Г.

Горшков? А заявить о ненужности палубной авиации флоту По большому счету, главком не имел возможности тем более – так как тогда ему было нужно бы отказываться и от катапультных авианосцев также!

Вероятнее, главком рассудил так – шансы на то, что окажется «протолкнуть» строительство хороших авианосцев на данный момент малы, а флот испытывает недостаток в палубной авиации. Исходя из этого, пускай до тех пор пока будут ТАКР-носители СВВП, тем более что строительство этих судов, которым так благоволит Устинов, отправится без задоринки и сучка, а уж работа для них найдется.

Вероятно кроме этого, что С.Г. Горшков разглядывал и таковой «макиавеллевский» план: по итогам эксплуатации ТАКР проекта 1143 обосновать несоответствие задач авианесущего крейсера возможностям его авиакрыла. По крайней мере, направляться учесть то, что задачи, каковые были сформулированы во второй половине 60-ых годов XX века для ТАКР проекта 1143 никак не могли быть решены авиагруппой с СВВП и С.Г.

Kiev ( aircraft carrier ) * Киев ( авианесущий крейсер ) — Demonstration

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: