Комнатная резиномоторная модель самолета из птичьих перьев «птицелет»

Комнатная резиномоторная модель самолета из птичьих перьев «птицелет»

В первый раз изображения комнатных моделей самолетов, изготовленных из птичьих перьев, я заметил в годы ВОВ, еще будучи мальчишкой. Папа был на фронте, а мы с матерью вместе с младшими братишкой и сестрой появились в числе эвакуированных из Москвы в г. Омске. Увлечение рисованием во втором классе свело меня в том месте также с москвичом Славой Беляковым.

Я довольно часто бывал у него дома: мы совместно рисовали, игрались, просматривали. Среди книгу них была, как мне тогда казалось, особая: громадного формата, в чёрном жёстком переплете с лощеной бумагой, шикарными иллюстрациями и крупным шрифтом — картинами. Именовалась она, помнится, «развлечения и Фокусы». Ее мы имели возможность листать без финиша. В ней-то я и заметил комнатные летающие модели из птичьих перьев.

Сам же сделал такую модель значительно позднее, уже по окончании окончания Столичного авиационного университета, трудясь в авиакосмической отрасли, для собственного шестилетнего сына.

Это был маленький резиномоторный самолетик на двухколесном шасси с пропеллером и крыльями из перьев, что самостоятельно взлетал с пола, делал круг по помещению и бережно садился. Восхищениям сына не было предела. В соответствии с древнегреческому мифу искусный живописец, зодчий и скульптор Дедал вместе с сыном Икаром улетели с острова Крит от царя Миноса на громадных крыльях, сделанных из птичьих перьев, скрепленных льняными нитками и воском.

В первой половине 80-ых годов XVIII века эту мифическую разработку применяли французы Бенвеню и Ленуа, выстроив первую модель вертолета. Модель имела несколько четырехлопастных пропеллеров из птичьих перьев, ступицами которых помогали пробки, насаженные на финиши легкого стержня. Пропеллеры вращались в различные стороны от действия миниатюрного лука, тетива которого наматывалась на стержень-вал.

Данный вертолет замечательно взлетал. Перед тем как начать рассказ о технологии и конструкции изготовления летающей модели из птичьих перьев, хочу подчернуть, что процесс ее создания намного проще, чем современных хороших авиамоделей. Так как чтобы получить несущие и стабилизирующие их плоскости, нужно изготовить для них силовой каркас из большого количества отдельных элементов: лонжеронов, стрингеров, нервюр, обшивки.

Каждое же перо уже само по себе является миниатюрное крыло, имеющее в собственном сечении готовый аэродинамический профиль, выполненный в соответствующих пропорциях по хорде и размаху с точностью, дешёвой лишь самой природе. Моделисту остается лишь подобрать необходимое по размеру перо, дабы применять его в качестве того либо иного элемента модели: крыла, киля, стабилизатора либо лопасти винта.

Исходя из этого изготовление «перьевой» летающей модели по силам не только начинающему моделисту, но кроме того тому, кто раньше ни при каких обстоятельствах не держал в руках никакого инструмента. Крыло птицы состоит практически из трех десятков разных (по размеру, жёсткости и форме) перьев. Среди них выделяются самые крупные и прочные крайние перья первого десятка—так именуемые первостепенные маховые.

Они крепятся к кистевой кости и образуют несущую поверхность крыла.

Остальные перья, так именуемые второстепенные, соединены с задней частью предплечья. Для разных элементов модели самые подходящими будут первостепенные маховые перья, пускай кроме того от различных, но далеко не экзотических птиц. Перья эти возможно отыскать летом практически везде—они сами выпадают у птиц на протяжении линьки.

Так в качестве крыльев для маленькой комнатной модели в полной мере подойдут перья вороны.

Из воробьиных перьев получаются хорошие лопасти миниатюрных воздушных винтов, а из обрезанных голубиных—элементы хвостового оперения: стабилизатор и киль. Допустим, что мы решили сделать комнатную летающую резиномоторную модель моноплана с колесным шасси. Пускай по окончании подгонки и подбора формы перьев мы взяли размах крыла около 350 мм, что самый возможно при применении перьев вороны.

В качестве силовой базы нам пригодится рейка-фюзеляж из сухой сосны длиной 190—200 мм и сечением 3,5×3,5 мм.

Для крепления пропеллера нужно изготовить подшипник из плотного пенопласта либо пробки и приклеить его клеем ПВА к рейке, предварительно срезав лыску. Потом берем портняжную булавку для временного крепления кусков материи (с колечком, а не британскую) и, раскалив ее острие над пламенем свечи либо спиртовки, прожигаем ею отверстие в подшипнике для оси винта.

Осью же винта будет сама булавка. На втором финише рейки-фюзеляжа для крепления резиномотора устанавливаем посредством клея и нитки крючок, изготовленный кроме этого из портняжной булавки с колечком. Данный крючок будет делать к тому же функцию простого самолетного «палки» при посадке и взлёте модели.

В случае если булавка ломается при изгибе, ее необходимо отпустить (отжечь) в пламени свечи либо спиртовки, другими словами раскалить и разрешить остыть.

Стойки шасси модели с подкосами склеиваем из семи спичек и одной пенопластовой бобышки и крепим к рейке-фюзеляжу посредством ПВА так, дабы бобышка отстояла от переднего финиша подшипника на 70—80 мм. Наряду с этим спички стоек направляться втыкать в бобышку на клею. На нижние финиши стоек шасси насаживаем пенопластовые бобышки снова же на клею, к каким посредством булавок, делающих функцию осей, крепим колеса шасси диаметром 25 мм, вырезанные из пробок с отверстиями облегчения.

Воздушный винт (пропеллер) модели оптимальнее сделать из воробьиных маховых перьев, но возможно кроме этого и из кончиков перьев голубя либо вороны, придав им нужную форму посредством ножниц. Протяженность каждой лопасти винта—около 55 мм, а большая хорда (другими словами ширина)—14—15 мм. Втулку винта размерами 9x6x3 мм изготавливаем из плотного пенопласта либо пробки и втыкаем в нее на клею перья лопастей под углом 23°—33° к плоскости вращения винта.

Но делаем это так, дабы при закручивании резиномотора (другими словами при заводе модели) методом вращения пропеллера указательным пальцем правой руки от себя он упирался в переднюю кромку лопасти винта. Наряду с этим сама модель держится левой рукой за рейку-фюзеляж неподалеку от винта. Втулку воздушного винта с двумя целлулоидными шайбами нанизываем на ось (булавку), находящуюся в подшипнике.

Отожженный кончик булавки загибаем в сторону втулки и в нее втыкаем.

Резиномотор модели делаем из одной целой нити резины сечением 1 мм2, натягивая ее 4—6 раз между крючками оси пропеллера и костыля с одним соединением в виде узелка и маленьким провисанием, которое разрешает перекладина между стойками шасси. Суммарное сечение резиномотора 4—6 мм2. На хвостовую часть рейки-фюзеляжа приклеиваем наклонно обломок спички для установки поворотного киля (он же руль направления).

Втулку делаем из кусочка стержня от шариковой авторучки. Перышку, выбранному для киля и засунутому в эту втулку, легко придать любое отклонение. Стабилизатор из двух перышков приклеиваем встык к хвостовой части рейки-фюзеляжа. Вырезаем из пенопласта бобышку и крепим в ней два пера-консоли, выбранных нами для главного крыла модели.

Потом на острие ножа уравновешиваем всю собранную конструкцию модели вместе с резиномотором (но без крыльев), находим центр тяжести и его помечаем.

Затем посредством технологических булавок крепим собранное крыло на рейке-фюзеляже так, дабы отысканный центр тяжести конструкции приходился примерно на одной трети хорды крыла от передней его кромки. Сейчас возможно проверить центровку модели в планирующем полете. В случае если самолетик полого планирует по прямой, то центровка отыскана верно.

При кабрировании крыло направляться мало переместить назад, а при пикировании—вперед. Держа модель левой рукой за рейку-фюзеляж около подшипника, правой заводим резиномотор, вращая пропеллер указательным пальцем правой руки за переднюю кромку лопасти винта до появления вторичных «барашков» (характерных узелков) на резине. Придерживая руками, модель за винт и рейку, ставим ее на ровную поверхность и отпускаем.

Самолетик обязан с уверенностью взлетать по окончании маленького разбега. Продолжительность полета модели мала, но, отрегулировав отклонение руля направления, для компенсации реактивного момента винта возможно добиться того, что она будет по окончании взлета делать круг и выполнять посадку. По окончании постройки первой модели вы станете способны сделать множество вторых: планеры разных схем, тандемы, бипланы, трипланы и т.д.

Наряду с этим возможно упростить процесс изготовления, делая хвостовое оперение из бумаги. Но это уже совсем вторая разработка. Целый обрисованный процесс изготовления летающих моделей из птичьих перьев не требует никаких больших затрат и специальных инструментов, не считая аккуратности и терпения увлеченного этим занятием, каковые с избытком будут компенсироваться взятым удовлетворением как от процесса, так и от результата, при условии, само собой разумеется, что это занятие тому весьма интересно.

(Создатель: М.БУЛЫЧЕВ)

Резиномоторные модели самолетов ZT Model

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: