Ато xvi века.

      Комментарии к записи Ато xvi века. отключены

Ато xvi века.

Практически пятьсот лет назад одвременно с этим на территории Столичного царства проходила одна из наибольших спецопераций того времени. Зимний период 1569-1570 годов в зону АТО попали Пскова Новгорода и земли Великого. Мятежные области были оцеплены ВВ. В январе Иван IV лично прибыл в Новгород, и полилась КРОВЬ.

Людей не просто убивали, но среди них и сжигали заживо. Завершив с Новгородом, царь двинулся на Псков.

Прибыл в том направлении, но:

По преданию юродивый поднес царю кусок мяса.

— Запрещено в наше время мяса, пост, — возразил царь.

— Пост?! — закричал Никола. — А людей пожирать возможно? Смотри. Иван, падет на тебя кара Господня!

И добавил загадочно:

— Приехал ты верхом, а уйдешь пешком.

На следующий сутки пал любимый конь царя.

В следствии царь ограничился лишь казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества.

В принципе всё.

Что есть источником приведенной информации? По большей части мемуары. Опричников импортного производства. И неизвестная «Повесть о походе Ивана IV на Новгород».

Современная наука датируют её 80-90 годами XVI века. Псковская же летопись №3 предельно лаконична:

Что сходу кидается в глаза? Непропорциональность итогов в Пскове и Новгороде. Оба города ворота – Столичного царства в Европу. Один – водные. Второй – сухопутные. Два равноценных стратегических объекта. И обвинения одного уровня.

И два разных результата. В Новгороде не нашлось юродивых? В случае если Никола не волшебник, то его устами говорит Всевышний. Но как-то избирательно, только в приложении к Пскову. Как словно бы до этого Иван IV ничего феноменального не совершил и у него ещё имеется шанс остановиться перед тем как на него падет «кара Господня». А как же Новгород? Что же имело место быть?

Вурдалак разбушевался и устал? Да наподобие не лично кровушку цедил – приказывал. А подчиненные и без роздыха перетопчутся, да и до Пскова имеется время отдохнуть. Лишь вот придания что-то не на усталость кивают.

Так что же?

Самое увлекательное это ни разу не секрет. Про это событие пишут книги, оно изучается . Но не в приложении к походу Ивана Грозного на Великий Новгород. Мор.

Чума. В случае если кто при описании Новгородского погрома и вспоминает, то только парой слов.

Но .

«В июле 1566 года началось моровое поветрие в Новгородской Шелонской пятине, а через месяц и в Новгороде, Полоцке, Озерище, Невке, Великих Луках, Торопце, Смоленске. Люди умирали скоропостижно, знамением, как сообщено в летописи: возможно, пятном либо нарывом. Многие сёла опустели, многие дома затворились в городах; церкви находились без пения, лишенные иереев, каковые не берегли себя в усердном выполнении собственных обязанностей».

К.Н. Токоревич, Т.И. Грекова «По следам прошлых эпидемий». Лениздат, 1986 год.

«Сейчас обратим внимание на «Историю Московии» Милтона. Дело в том, что тут был приведен первый случай введения карантина в Российской Федерации, причем это было сделано по отношению к чужестранцу. Дженкинсон – британский посол, приехал в Россию уже в третий раз. Это было в 1571 г. Он приплыл по Белому морю на корабле. Его продолжительно держали в Холмогорах, поскольку в Российской Федерации в это время была чума».

Е. В. Бачило История медицины: конспект лекций.

Так, в интересующий нас период эпидемия чумы точно ограничена 1566-1571 годами. В Новгородской летописи правила захоронения погибших от поветрия прописаны кроме того в первой половине 70-ых годов XVI века. На прямое наличие в Новгороде чумы показывает и уже упомянутая «Повесть».

Антибиотиков нет. Как лечить – не известно. Типовые последствия кроме того спустя сто лет – « в 10 боярских зданиях в Китай и Кремль-городе из 2304 дворовых людей погибло 1964, т. е. 85% всего состава.

Во дворе боярина Б. И. Морозова из 343 людей сохранилось 19, князя А. Н. Трубецкого из 270 – 8, князя Я. К. Черкасского из 423 – 110, И. В. Морозова из 60 – 15, князя Н. И. Одоевского из 295 – 15 и т. д. Исследователи предполагают, что Москва в первой половине 50-ых годов XVII века утратила более половины собственных обитателей, т. е. до 150 тыс. человек».

А в интересующее нас время, в частности во второй половине 60-ых годов XVI века русская армия в Ливонии была вынуждена из-за эпидемии прекратить боевые действия. Одвременно с этим чума стучалась и в ворота Москвы.

И вот в этих условиях армия идет на северо-запад, в гости к смерти, в её центр. Можно понять, что с ума спрыгнул царь, взалкавший крови христианской. Возможно.

А армия, талантливая блокировать и не допустить сопротивление двух больших областей? Они также сошли с ума? А под Псковом все хором выздоровели?

До Ивана IV простыми методами борьбы с эпидемиями в Киевской Руси были: молитва. Посты, постройка церквей. И не мудрено, потому что сие имеется наказание отправленное нам более чем за грехи отечественные земные.

А вот царь так не считал, он разглядывал эпидемии как порождение земной юдоли, как что-то осязаемое и материальное, как неприятеля. А с неприятелем нужно бороться и уничтожать всеми методами.

А метод был и использовался в Европе. Блокирование зараженных районов, и И пламя.

На улицах городов устраивались заставы. Из дворов, где от заразной заболевания умирал человек оставшихся в живых участников семьи не производили из дома, приставленные к двору сторожа, передавали пищу с улицы, не входя в страшный дом. Священникам не разрещалось посещать заразных больных, что до этого было простой практикой и проводило к распространению заболевания.

Твёрдые меры стали применять в отношении тех, кто нарушал установленные правила. Нарушителей, вместе с больными, .

В следствии, в то время, когда чума из западных районов двинулась на Москву, то в 1566-1567 годах её встретила прекрасно организованная совокупность санитарных кордонов. И поветрие не прошло в центральные области страны, отошло. Но не ушло совсем, закрепившись на ранее захваченных плацдармах. И в первой половине 70-ых годов XVI века армия отправилась на северо-запад.

Так что не имеет значения, какая была политическая обстоятельство, кинувшая опричные полки под стенки нового Города, принципиально важно, что царь оценивал её выше собственной жизни, и армия, замечательно осознававшая, что ей угрожает, без оглядки на это, шла за своим начальником. Кто-то ещё верит, что человека сознательно поднявшегося на пути «коня бледного», может напугать какой-то юродивый?

Псковичам очевидно повезло – без оглядки на очаг эпидемии в Великих Луках, в то время, когда Иван IV подошел к Пскову, в городе заразы не было. Исходя из этого в псковской летописи № 3 и отражены смерти в иных родных районах только методом «пожжения животов христианских».

Ну а выводы любой может делать собственные.

P.S.

Мы все не забываем опричину – твёрдую совокупность госуправления с вертикалью власти выстроенной по примеру монашеского ордена. Она не оправдала себя и была отменена. инициатор и Автор её введения не отрицал её последствий и авторства и готов был ответить за дела собственные перед вышестоящим руководством. Но наряду с этим мы забываем вторую половину «опыта» — земщину.

Её никто не отменял. Это не только боярское управление, это эластичная децентрализованная совокупность управления страной, основанная на широкой политической автономии низов, в соответствии с судебнику Ивана Грозного. И в то время, когда во времена Смуты обычная верховная власть умерла , как раз земщина без телефонов и соцсетей сумела самоорганизоваться и сохранить государство.

Мертвый царь уже из могилы недрогнувшей рукой извлёк собственный царство из пропасти.

Дополнительные источники:

Псковские летописи: Вып. второй / Под ред. А.Н. Насонова. — М.: Изд-во АН СССР, 1955

http://www.it-med.ru/library/ch/chuma.htm

http://www.razlib.ru/medicina/istorija_mediciny_konspekt_lekcii/p6.php

http://topwar.ru/22015-chernaya-smert-v-rossii-chast-2.html

http://www.pokaianie.ru/article/from_reader/read/9423

http://samlib.ru/r/reznikow_k_j/chapter7.shtml

Карта 16 века: Донецк, Луганск, Сумы, Харьков…

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: