Катапультный пикирующий гидроплан-бомбардировщик aichi e16a «zuiun» / « paul»

      Комментарии к записи Катапультный пикирующий гидроплан-бомбардировщик aichi e16a «zuiun» / « paul» отключены

Как гласит народная истина, любую, кроме того самую несложную идею возможно сделать невыполнимой, достаточно лишь выпустить соответствующее количество руководящих предписаний.

Катапультный пикирующий гидроплан-бомбардировщик aichi e16a «zuiun» / « paul»

Задача создания полностью универсального поплавкового гидросамолета, талантливого делать функции истребителя, пикирующего бомбардировщика, корабельного разведчика и проч., не покидала сознание японских адмиралов с годов 30-и середины, неспешно преобразовываясь в навязчивую идею. Но, нужно заявить, что японцы были весьма близки к реализации данной идеи. Созданные во второй половине 30-х годов поплавковые автомобили только самую малость недотягивали до универсальных.

Так поплавковый корректировщик Mitsubishi F1M2 удачно делал функции корабельного корректировщика, истребителя и пикирующего бомбардировщика. Действительно, скромная дальность полета не разрешала ему стать хорошим разведчиком. Ввиду этого технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu уже «вдогонку» был должен выдать задание на дальний корабельный разведчик, которым стал трехместный гидросамолет Aichi E13A1, запущенный в производство в конце 1940 года.

Забегая вперед, нужно подчернуть, что эти упомянутые выше две автомобили в полной мере удачно прослужили всю войну, действуя как с берега, так и с борта фактически всех больших судов японского флота. Они, как минимум, ни чуть не уступали своим импортным оппонентам, но, однако, Kaigun Koku Hombu все же был не удовлетворен недостаточной унификацией решаемых этими автомобилями задач.

Красивый биплан F1M2 имел возможность нападать летающие патрульные бомбардировщики и лодки соперника, но вести маневренный воздушный бой с истребителями все же был не может. А его легкое оружие не имело возможности нанести важный урон очень сильно потяжелевшим к середине войны оппонентам. Он имел возможность бомбить с пикирования, но не был в состоянии поднять сколь-нибудь крупнокалиберный снаряд.

Моноплан Е13А1 имел возможность поднимать бомбы калибра до 250 кг, и «висеть» в воздухе до 10 часов, но не умел пикировать и был полностью беззащитен при встрече с истребителями соперника.

В последний предвоенный 1939 год Kaigun Koku Hombu сформулировал очередное техзадание под шифром 14-Shi, куда были включены кроме всего другого спецификации на два типа поплавковых автомобилей. Первое предполагало создание гидросамолета наведения подводных лодок, талантливого базироваться на особом корабле, фаворите эскадр подводных лодок.

Желаемые характеристики этого гидроплана были воистину революционными – новый поплавковый самолет должен был быть способен уходить от вражеских истребителей, владея наряду с этим огромной автономностью. Конкурса проектов в этом случае не было. Задание было дано на компанию Kawanishi, которая реализовала его в собственном E15K1 “Shiun”.

Но, потребность в таком самолете была не высока. Приоритеты флота сменились. Из предполагаемой серии фаворитов подводных лодок – легких крейсеров типа “Ойодо” был закончен лишь головной корабль, а довести до ума технологически сложный самолет так и не удалось. Ввиду этого серия “Shiun”-ов ограничилась только 15 произведенными экземплярами, каковые чуть ли по большому счету употреблялись в военных действиях.

По крайней мере нет ни единой известной фотографии с нанесенным хвостовым кодом боевого подразделения “Shiun”-а, без оглядки на показываемые из источника в источник упоминание о якобы состоявшихся войсковых опробованиях автомобили на островах Палау.

Второй поплавковой машиной, предполагаемой к созданию по техзаданию 14-Shi был потенциальный преемник кроме того еще не запущенного в производство на момент 1939 года дальнего разведчика Е13А1.

Задание предусматривало создание не просто некоего преемника самолета Аичи с улучшенными данными. За базу для развития был забран не только трехместный Е13А, и и двухместный Е12А, работы по которому были прекращены в том же 1939 году. Адмиралам из Kaigun Koku Hombu не давала спокойствия возможность унификации ударных возможностей Е12А и автономности Е13А.

Так, в задании 14-Shi предполагалось сращивание двух проектов в один.

Новый самолет должен был владеть курсовым оружием, нести бомбовую нагрузку не меньше 250 кг, быть способен бомбить с пикирования, владеть автономностью не меньше 10 часов, наряду с этим его массо-габаритные параметры должны были разрешать применять для его запуска стандартную 15-метровую корабельную пороховую катапульту Куре №2 модель 5. Так, взлетная масса будущего разведчика не должна была быть больше 4 тысячь киллограм, а габариты не более предшествующей автомобили Е13А. Само собой предполагалось иметь складные консоли крыльев. Динамические параметры самолета не оговаривались, кроме этого не оговаривался состав экипажа.

Конкурса на новый разведчик проводить не стали. По одной информации, задание было передано компании Аичи, по другой информации, задание по большому счету опоздали выдать и компания Аичи, приступив к разработке преемника собственных проектов, действовала на риск и свой страх, по собственной инициативе, руководствуясь просочившимися из штаба авиации флота слухами о разработке техзадания.

Так или иначе, в октябpе 1940г инженеpы Йошиширо Мацуо и Ясусиpо Одзава, находившиеся во главе разработки предшествующих проектов E12A и E13A, пpиступили к pазpаботке нового проекта, взявшего внутрифирменное обозначение АМ-22. До Января этого года эскизный проект был представлен и взял одобрение Kaigun Koku Hombu, по окончании чего, в янваpе 1941 г., показалось новое уточненное задание 16-Shi, тех требования которого практически были списанны с АМ-22. В июле 1941 года, еще до завершения работ по проекту задание купило окончательный вид. Пеpвый прототип гидроплана АМ-22, взявший обозначение “14-Shi 2-Za Suijo Teisatsuki” либо Экспериментальный двухместный разведывательный гидросамолет Тип 14, готовься в мае 1942 г.

Один из прототипов Е16А1. Тормозные щитки на передних стойках поплавков целые без перфорации

Самолет имел цельнометаллическую констpукцию, за исключением деpевянных законцовок кpыла и тканевой обшивки pулевых повеpхностей. Двигатель был 1300-сильный Mitsubishi MK8Е Kinsei 51, вооpужение складывалось из двух кpыльевых 7,7-мм пулеметов Тип 97 и одного 7,7-мм пулемета Тип 92 на подвижной установке в задней части кабины. Два двухpеданных поплавка кpепились под кpыльями на N-обpазных стойках и I-обpазных подкосах к фюзеляжу. Для хpанения на боpту коpаблей консоли крыла складывались вверх.

От третьего члена экипажа, имевшегося на предшественнике Е13А1 отказались. Соответственно пара уменьшились габариты автомобили. Обязанности стрелка-наблюдателя передали навигатору.

Причем, характерно, что на данной машине начальником экипажа являлся пилот, в отличие от простой в японской авиации практики, в то время, когда начальником экипажа был навигатор.

Для бомбометания с пикирования АМ-22 в первый раз в японской практике гидроавиастроения оснастили воздушными тормозами. Все прошлые проекты гидропланов, талантливых бомбить с пикирования – E8N2; F1M2 – воздушными тормозами не оснащались, а гашение скорости при пикировании осуществлялось изменением шага и выпуском закрылков винта, да и бипланная схема прошлых проектов не содействовала через чур сильному разгону самолета при пикировании.
В этом случае конструктора были вынуждены применить аэродинамические тормоза. Правда расположили их не в классическом месте – на крыле, а на передних стойках поплавков. По два щитка размешались на каждой стойке с двух сторон и раскрывались гидравликой навстречу потоку воздуха. Такое ответ было вызвано нежеланием ослаблять крыло автомобили дополнительными врезками и, иначе, жаждой сохранить аэродинамическую чистоту крыла.

Прямо скажем, не через чур убедительная аргументация, учитывая наличие не через чур аэродинамических поплавков под крылом.

Один из ранних Дзуйюнов из Йокосука кокутай. Тормозные щитки еще без перфорации

Зуйюн раннего выпуска из Kaigun Koku Gizutsu-sho — технического арсенала флота.

Целые тормозные щитки открыты

Два следующих умелых самолета взяли кpылья увеличенного с 12,7 до 12,81 м pазмаха и употреблялись по большей части для опробования pазличного типа воздушных тоpмозов так как пеpвый ваpиант целых щитков пpи их применении пpиводил к баффтингу. На новых автомобилях щитки тормозов взяли перфорацию. Эти самолеты кроме этого взяли вооpужение, планиpуемое для сеpийных автомобилей — две кpыльевые 20-мм пушки Тип 99-2 с боекомплектом по 100 патронов и 13-мм пулемет Тип 2 на обоpонительной установке в задней кабине.

Бомбовая нагрузка составляла одну 250-кг бомбу на подфюзеляжной подвеске либо четыре 60-кг бомбы на подкрыльевых узлах. Бомбометание с пикирования под углом до 60 градусов предполагалось лишь с подкрыльевых бомбодеражетелей попарно. Подфюзеляжная бомбовая подвеска не имела трапеции для выноса бомбы за сброс и пределы винта тяжелых снарядов предполагался лишь с горизонтального полета либо пологого пикирования до 30 градусов.

Прототипы АМ-22 приобрели новое обозначение “16-Shi Suijo Teisatsuki” либо «Экспериментальный разведывательный гидросамолет Тип 16». Позднее, на протяжении опробований, взяли официальное флотское обозначение Е16А1.

Опробования трех прототипов длилось неспешно в течение полутора лет – с мая 1942 по август 1943 года, в то время, когда новый разведчик был официально принят на вооружение, взяв в дополнение к флотскому индексу Е16А1 еще и собственное имя «Zuiun» 11-gata, что возможно перевести как «Благоприятное облако» Модель 11.

Сеpийные Е16А1 отличался пеpфоpиpованными воздушными тоpмозами, причем на самолетах первых серий перфорация была в виде четырех последовательностей круглых отверстий, позднее был применен один последовательность круглых пазов громадной площади.

Дзуйюны ранних серий. Прекрасно видны тормозные щитки с четырьмя последовательностями отверсий маленького диаметра.

Поздний Е16А1, захваченный по окончании капитуляции — видны тормозные щитки на стойках поплавков с перфорацией в виде круглых пазов

Кроме этого был пара поменян фонаpь кабины и механизм выпуска закpылков. Пеpвые сеpийные самолеты оснащались двигателями Mitsubishi MK8Е Kinsei 51, а позже его поменяли на МК8N Kinsei 54 той же мощности.

Серийный выпуск начался в январе 1944 г. Объем серийного производства составил 252 единицы, из них 193 выпустил завод «Аичи» в Эитоку (с января 1944 г. по май 1945 г.) и 59 — «Ниппон Хикоки» в Томиоке (с августа 1944 г. по август 1945 г.). Это не считая трех прототипов и одного прототипа версии Е16А2 «Zuiun-Kai» Модель 12, оснащенного двигателем Mitsubishi MK8P Kinsei 62 мощностью 1560 л.с.

Новенькие Дзуйюны поздних серий, каковые возможно отличить по круглой перфорации на тормозных щитках, на фабрике Аичи.

Поступление в боевые части нового гидроплана совпало с возникновением в составе Объединенного флота нового класса судов – гибридов — носителей гидробомбардировщиков. Одним из этих судов стал тяжелый крейсер “Могами” не легко поврежденный 6 июня 1942 года у Мидуэя. По окончании попадания 6 авиабомб с американских пикировщиков его две кормовые башни главного калибра были совсем разбиты и ремонт крейсера совместили с модернизацией.

Вместо удаленных кормовых башен разместили маленькую дополнительную палубу с рельсовыми дорогами, ведущими к двум корабельным катапультам. На месте кормовых погребов были размещены танки с авиатопливом и бомбовые погреба. В качестве авиационного оружия на “Могами” предполагались 11 новых гидробомбардировщиков “Дзуйюн”.

Модернизированный крейсер вступил в строй в мае 1943 года, но, потому, что, в то время готовность новых самолетов была еще под громадным вопросом, моряки не стали ждать новой техники, переориентировав ударный авианесущий корабль в простой крейсер с ослабленным на треть артиллерийским оружием. Авиагруппа “Могами” уменьшилась до 7 самолетов – четырех Е13А1 и трех F1M2.

Вторыми судами, на каковые «примеряли» “Дзуйюны” стали два однотипных линейного корабля “Хиуга” и “Исе”. Переоборудованию в «авианесущие гибриды» косвенно помогало «успешное» происшествие с линкором “Хиуга” 5 мая 1942 года, в то время, когда на протяжении практических стрельб на нем случился взрыв в башне No.5, ставший причиной еЁ полное разрушение. Вторым толчком явился разгром японских сил у Мидуэя с утратой четырех авианосцев.

Авианесущий линейный корабль Исе

Ввиду всего этого было решено два однотипных линейного корабля постройки 1-й Всемирный войны переоборудовать в хорошие авианосцы, способные нести по 54 палубных самолета. Но от идеи скоро отказались. Количество грядущих работ не очень сильно отличался от постройки с нуля нового современного авианосца, а недочёт времени и средств вынудил искать более бюджетные и простые ответы.

Практически год будущее линейных кораблей “Хиуга” и “Исе” была не ясна. Приверженцы «громадных пушек» и «авиаторы» не могли перетянуть одеяло на себя, пока не «победила дружба», явив на свет двух уродцев, которых принято именовать линкорами-авианосцами. Строго говоря, на авианосцы они не тянули, да и в качестве линейного корабля были ослаблены на треть ввиду того, что с них были удалены четыре из их 12 орудий главного калибра.

Официальной датой начала переоборудования стало 23 февраля 1943 года, в то время, когда оба корабля поднялись в сухой док.

Кормовые башни главного калибра No. 5 и 6 были удалены вместе с барбетами, и казематной артиллерией среднего калибра. Поверх освободившегося места на корме была сооружена летная палуба длиной 70 метров. Все подпалубное пространство занимал ангар высотой 6 метров, длиной 40 метров. Ширина 28 метров в начале сужалась до 11 метров ближе к корме, где размешался Т-образный 6-тонный самолетоподъемник.

Вместимость ангара составляла 9 самолетов. Еще 11 должны были помещаться на палубе снаружи. По бортам, ближе к середине корабля на высоких поворотных опорах размешались две 25-метровые пороховые катапульты Тип 1 №2 модель 11, талантливых разгонять аппараты массой до 5 тысячь киллограм. На катапультах имели возможность размешаться еще по одному самолету.

Так, неспециализированный состав авиагруппы должен был составлять 22 автомобили.

В ходе работ проектировщики отказались от замыслов старта «сухопутных» самолетов с палубы «своим ходом», потому, что в связи с недочётом места на палубе была громадна возможность повреждения находившихся на ней самолетов. А посадка самолетов с колесным шасси на маленькую палубу была по большому счету неосуществима. Все старты предполагались лишь с катапульт, по окончании чего самолеты должны были садиться на простые авианосцы либо береговые базы.

Для движения самолетов по палубе, на ней были оборудованы два последовательности рельсовых дорог, по которым двигались тележки с самолетами. Кроме этого на палубе размещались 10 рельсовых поворотных кругов, наподобие ЖД, благодаря которым тележку с самолетом возможно было развернуть и поставить на необходимый путь, направив к какой-либо из катапульт либо отвести на стоянку либо к лифту. В корме по левому борту размешался складной кран для подъема из воды гидросамолетов.

Авиационные снаряды размешались в бывшем артиллерийском погребе башни No.5, а на месте погребов 6-й башни разместились танки с запасами авиабензина.

Полетная палуба была хорошо забронирована 200-мм слоем бетона, что игрался кроме этого роль компенсации массы удаленного кормового оружия.

Переоборудование обоих судов было завершено к августу 1943 года. Но прошел еще практически год, пока определился состав авиагрупп. Впредь до мая 1944 года “Хиуга” и “Исе” не обнаружили применения в замыслах японского флотского руководства.

Адмиралы смутно себе воображали куда пристроить этих уродцев. Ввиду этого оба линейного корабля делали функции учебных судов, перевозили войска и технику в качестве огромных транспортов, пока 1 мая оба гибрида не были включены в состав 3-го флота, 4 дивизии (Коку Сентай) авианосцев, вместе с «хорошими» авианосцами «Дзуньё» и «Рюхо» под руководством сёсё (адмирала) Чиаки Мацуда.

Е16А1 Дзуйюн взлетает с катапульты авианесущего линейного корабля Хиуга

Как уже указывалось выше, начальными замыслами предполагалось иметь на вооружении обоих судов по 22 палубных бомбардировщиков “Сюсей”, оборудованных для катапультного старта. Версия D4Y2 KAI была создана и выпущена в маленьком количестве. Тактика их применения предполагала, что катапультный старт каждой автомобили мог быть осуществлен каждые 120 секунд с каждой из катапульт. Так, предполагалось, что авиагруппа линейных кораблей окажется в воздухе через 22 60 секунд.

Потому, что посадка обратно на маленькую палубу была неосуществима, возврат авиагруппы предполагался лишь на хорошие авианосцы в качестве возмещения утрат либо береговые базы.

Но, адмирал Чиаки Мацуда, возглавивший оба корабля-гибрида весной 1944 года, резонно подчернул, что в настоящей обстановке, в то время, когда старт самолетов должен быть произведен строго против ветра, будет просто не реально за 60 секунд разворачивать линейный корабль то одним, то вторым бортом к ветру, для поочередного применения катапульт, и время подъема авиагруппы возрастет в сражении до часа. Ввиду этого было решено поменять тактику их применения, при которой было целесообразно возвращать на суда часть автомобилей.

И единственным методом было применение скоростных гидропланов, талантливых сесть рядом с кораблем на воду и краном быть поднятым на палубу. В этом замысле новый гидробомбардировщик Е16А1 идеально вписывался в концепцию. По скорости, маневренности и боевой нагрузке он никак не уступал пикировщикам ветхой конструкции Аичи D3A2, а по дальности существенно превосходил.

Так, к Июню 1944 года состав авиагрупп линкоров-авианосцев “Хиуга” и “Исе” был выяснен следующим образом: На “Хиуга” – восемь гидробомбардировщиков Е16А1 и 14 пикировщиков D4Y2 KAI. На “Исе” напротив – 14 “Дзуйюнов” и 8 “Сюсей”. Действительно, что касается реально поступивших на суда автомобилей, тут существуют кое-какие разночтения.

В соответствии с японским документам на момент августа 1944 года в 634 кокутай, в который входили авиагруппы линейных кораблей, на “Хиуга” и “Исе” штатно были закреплены по 12 пикировщиков “Сюсей” и 10 гидропланов “Дзуйюн”. Но, на допросе по окончании войны адмирал Мацуда утверждал, что на каждом линейном корабле базировалось “Дзуйюнов” и “Сюсеев” поровну – по 11 автомобилей каждого типа, добрая половина из которых пребывала в ангаре, добрая половина на палубе.

Формирование авиагрупп для линкоров-авианосцев началось в середине июня 1944 года. Первый задокументированный старт гидросамолетов “Дзуйюн” с судов состоялся 23 июня 1944 года в заливе Хиросимы. Имеется правда информация, что в момент вступления линейных кораблей в строй по окончании завершения модернизации во второй половине 1943 года с катапульт производились испытательные старты пикировщиков Аичи D3A1.

Экипажи Е16А1, поступавшие в состав формируемого 634 кокутай проходили краткое ознакомление с новой техникой в «Йокосука» кокутай, первой авиачасти, куда попали новые гидропланы.

В середине августа 634 кокутай был организован. В него кроме авиагрупп “Хиуга” и “Исе” вошли палубные авиагруппы авианосцев «Дзуньё» и «Рюхо». По японским меркам 634 кокутай был большим, и насчитывал 130 самолетов различного типа.

Тренировки зеленых экипажей 634 кокутай длились летом и в сентябре 1944 года, в то время, когда разразилась гроза над Филиппинами и был экстренно введен в воздействие замысел “Шо-И-Го”, реализованный в грандиозном морском сражении в заливе Лейте 24-25 октября 1944 года. Закончить обучение авиагрупп 4 дивизии авианосцев к этому времени конечно опоздали. Летать зеленые экипажи еще как-то имели возможность, но применение их с борта судов потребовало совсем другого уровня квалификации.

Отправлять их в бой было полностью неисправимым занятием. В следствии, матчасть 634 кокутай была снята с судов. Авианосцы «Дзуньё» и «Рюхо» более либо менее благополучно дожили до самого финиша войны.

А линкоры-авианосцы “Хиуга” и “Исе”, лишенные собственных самолетов все же вошли в состав Северного соединения – приманки адмирала Одзавы — в качестве эскорта ПВО четырех авианосцев, для которых все же набралось 100 с маленьким подготовленных экипажей. На ненужной сейчас летной палубе расположили дополнительные зенитные автоматы. Соединения Дзисабуро Одзавы выполнило собственную роль, оттянув на себя авианосцы американцев. “Хиуга” и “Исе” сохранились в этом бою и остаток войны простояли в Куре, где и были потоплены на мелководье американской авиацией летом 1945 года.

Несколько Е16А1 из 634 кокутай в тренировочном вылете. Сентябрь 1944 г.

Дзуйюн из 634 кокутай в ангаре в Куре

Но возвратимся к храбрецу рассказа гидроплану Е16А. К тому моменту, в то время, когда авиагруппы формируемой 4 дивизии были убраны с судов, 634 кокутай прошел переформирование, из сборной солянки самолетов назначения и разного типа он стал чисто «гидросамолетным», укомплектованным гидробомбардировщиками Е16А1 “Дзуйюн”. Организационно гидросамолеты этого типа числились в 301 разведывательном хикотай, в составе 634 кокутай.

Новые гидробомбардировщики было решено переориентировать на ночные операции, потому, что было разумеется, что днем в условиях господство в воздухе авиации союзников у гидросамолетов нет шансов. Экипажи, снятых с судов 22 “Дзуйюнов” проводили окончательное обучение ночным атакам на авиабазе Ибусуки в префектуре Кагошима в августе-сентябре 1944 года, а в 10-х числах октября перелетели на Филиппины.

Местом базирования 301 хикотая стала бывшая американская авиабаза Кавайт, расположенная на острове Лусон на побережье Манильской бухты. Авиабаза взявшая японское имя Канакао, стала наибольшей на архипелаге базой гидроавиации. На ней и прошел боевое крещение новый гидросамолет Аичи, взявший у союзников кодовое обозначение “Пол”.

Изначально замыслами обороны Филиппин предполагалось 301 хикотай выделить в отдельную разведывательную эскадрилью, а базисный состав 634 Ku. сохранить как ударное подразделение. Но дефицит авиатехники не разрешила это воплотить в судьбу, исходя из этого неспециализированный состав кокутая ни при каких обстоятельствах не превышал 25 автомобилей, и отношение их 301 хикотаю хватало условным. Все самолеты базировались в одном месте и летали на одинаковые задания.

Начальником 634 кокутай был назначен тюса (капитан 3 ранга) Эмура.

Действительно, проверить ударные возможности “Дзуйюнов” удалось не сходу. До тех пор пока руководство думало, как применять новую технику, авиация союзников начала интенсивный прессинг на авиабазу Канакао, что вынудило руководство рассредоточить матчасть кокутая. Часть автомобилей 634 Ku. перевели на небольшой охотно замаскированный гидроаэродром Таклобан у залива Сан Педро в северной части прибрежной полосы Лейте.

Действительно, это не помешало авиации союзников уменьшить матчасть 634 кокутая на дюжина автомобилей, расстреляв их прямо на стоянках. Только практически месяц спустя, в то время, когда утраты японцев в авиатехнике на Филиппинах достигли катастрофического уровня, было решено кинуть в бой все, что еще оставалось.

Дзуйюн из 634 кокутай на авиабазе Кавайт на Лусоне, окт. 1944.

Дзуйюн из 301 хикотай, 634 кокутай кинутый у залива Ормок, Филиппины, в декабре 1944 г.

Первый боевой вылет 634 кокутая прошёл в ночь с 22 на 23 ноября, в то время, когда группа из 17 “Дзуйюнов” нападала высадившиеся американские армии на пляже у города Таклобан. Ночные зенитки и истребители сократили группу на три автомобили.

В ночь на 25 ноября четыре Е16А охраняли акваторию бухты Ламон к востоку от Манилы, и избежали утрат.

На следующую ночь 12 “Дзуйюнов” принимали участие в бомбо-штурмовом ударе по транспортам союзников в заливе Лейте. Утраты составили 7 автомобилей, эффективность удара осталась за кадром.

29 ноября оставшиеся шесть исправных гидропланов нападали вражеские десантные катера в проливе Канигао, утратив один самолет.

В первых числах Декабря остатки 634 кокутай были временно выведены из боев, но к середине декабря, по всей видимости взяв пополнение, 634 Ku. возобновил боевые действия.

В ночь с 11 на 12 декабря ”Полы” атаковали американский десант в западной части береговой полосы острова Лейте.

15 декабря – атака десанта соперника на побережье острова Панай.

21 декабря 11 “Дзуйсеев” атаковали вражеские корабли у города Сан Хосе. На протяжении атаки истребители соперника, уменьшили группу японских гидропланов на четыре автомобили, но был поврежден транспорт “Juan de Fuca”, в который врезался сбитый “Пол”,

В ночь на 26 декабря снова несколько Е16А нападала цели вблизи Сан Хосе. Атакам подвергся аэропорт военном авиации рядом с городом и несколько американских катеров на якоре у берега, каковые были обстреляны из пушек. Помимо этого, по японским данным был сбит американский ночной истребитель.

Воздушную победу записал себе экипаж сёи (мл. лейтенанта) Миямото Хейджиро и стрелка какое количество Хироши. В ежедневнике Хейджиро, сохранившимся по окончании войны, записано, что он атаковал вражеский самолет снизу-сзади, обстреляв из крыльевых пушек с близкой дистанции. В следствии у «двухмоторной автомобили оторвалось левое крыло с мотором».

Это представляется немыслимым, но факт, что по американским данным в ту ночь вправду пропал без вести ночной перехватчик Р-61 “Блэк Уидоу” из 418-й эскадрильи, пилотируемый 2-м лейтенантом Юджином Ф. Килли, что, справедливости для, еще не свидетельствует неоспоримого подтверждения «победы» Хейджиро.

29, 30 декабря 1944 года, и 2 января 1945 года “Дзуйюны” из 634 кокутай продолжали отчаянные налеты на цели в районе Сан Хосе.
По японским данным на протяжении ночного налета 30 января к северу от острова Илин удалось поразить 250-кг бомбой американский транспорт, что перевернулся и затонул. Сравнение с американскими данными о утратах свидетельствует, что в эту ночь тяжелые повреждения от попадания японской бомбы взял войсковой транспорт “Simeon G. Reed”, находившийся у берега. Транспорт класса «Либерти» еще днем закончил разгрузку, потому избежал утрат в составе экипажа и десанта, а мелководье у берега, спасло его от затопления.

13 января 1945 года сохранившаяся матчасть 634 кокутай была эвакуирована с Филиппин на Тайвань, базируясь в Ист Харбор. Тут экипажи “Дзуйюнов” смогли отдышаться от мясорубки Филиппинской операции, взять пополнение, занимаясь рутинной патрульной работой в Южном Тайване.
Самообладание закончилось в марте 1945 года в канун начала битвы за Окинаву. 27 марта 634 кокутай перебазировался в Японию на авиабазу недалеко от города Кония, префектуры Кагошима, откуда сразу же включился в боевую работу в попытках воспрепятствовать американскому флоту вторжения.

“Дзуйюны” 634 кокутай действовали в основном по ночам, что разрешало избегать громадных потери от зенитной артиллерии и истребителей. К тому же, у руководства хватало разума не бросать гидросамолеты в составе громадных формаций в наступление на большие и прекрасно прикрытые боевые суда, прикрытые сотнями стволов зенитной артиллении и десятками истребителей. Целью 634 Ku. главенствовали образом высадочные средства и транспорты соперника.

Все это разрешило “Дзуйюнам” функционировать с довольно маленькими утратами по крайней мере если сравнивать с соединениями простых истребителей и бомбардировщиков, оставаясь боеспособным соединением фактически до самого финиша войны.

Гидропланы 634 кокутай вылетали в район Окинавы ночью 29, 30 марта, 4; 5; 7; 20; 28; 30 апреля; 6, 9, 10, 13, 17, 20, 23 мая.

Об удачах этих вылетов возможно делать выводы только по ежедневнику сёи (мл. лейтенанта) Миямото Хейджиро, пилота одного из Е16А. Как и у всех японских авиаторов «отчеты» Хейджиро не отличались громадной скромностью. Однако, небезынтересно с ними ознакомиться:
— 29 марта вылетал на разведку в район Окинавы. Увидел один линейный корабль, один крейсер и семь эсминцев соперника. Атаковал линкор, поразил его двумя 60-кг бомбами.

— 20 апреля увидел два громадных транспорта, потопил один из них 250-кг бомбой.

— 20 мая южнее Иеджимы увидел эсминец, закрывавший группу транспортов, потопил один из транспортов.

— 23 мая к северу от Иеджими увидел громадное соединение судов соперника в составе двух линейных кораблей и около 10 вторых судов, и вторую группу из восьми порядка и эсминцев 50 транспортов. Прорвался в наступление через сильный зенитный пламя. Стрелок Накадзима Хироши был ранен осколками.

Однако, нападал и потопил один эсминец.

За данный вылет пилот был представлен к увеличению в звании, а стрелок Хироши был награжден медалью Tokubetsu Koro-sho, не смотря на то, что ни одна из перечисленных выше заявок не подтверждается американскими данными.

Миямото Хейджиро увеличение взять опоздал, 11 июня остатки 634 кокутая перебазировались на авиабазу Сакураджима, а 26 июня 1945 года “Дзуйюн” Хейджиро и Хироши не возвратился из боевого вылета в район Окинавы.

Кроме 634 кокутай гидропланы Е16А1 “Дзуйюн” в феврале 1945 года поступили в распоряжение 801-го кокутай, укомплектованного тяжелыми летающими поплавковыми гидросамолётами и лодками. На базе 801- кокутай был организован отдельный 302 хикотай (эскадрилья), куда и поступали некое количество “Дзуйюнов”. 302 хикотай, не смотря на то, что и числился разведывательным, но был ориентирован на ночные штурмовые удары.

Матчасть 302 хикотай базировалась на авиабазе Генкай на острове Кюсю и принимала участие в ночных налетах на американские суда у Окинавы.

В мае, гидропланы 302 хикотай были рассредоточены на авиабазах Кагошима, Ибусуки Сакураджима и Хаката на острове Кюсю, откуда наносили удары по американским судам у Окинавы.

В июне – июле 1945 года остатки 302 кокутай перелетели на авиабазу Сакураджима, присоединившись к потрепанному 634 кокутай. Тут “Дзуйюны” подготавливались дать последний бой за Империю. Капитуляция пресекла эти замыслы.

Еще одним подразделением, использвавшим “Дзуйюны” на протяжении войны стал “Китаура” кокутай. Это авиаполк морской авиации всю войну служил в качестве учебного соединения для подготовки экипажей гидросамолетов. Только в мае 1945 года был переориентирован на удары ЖД.

На базе “Китаура” Ku. Был создан ударный отряд «Особых атак» обозначенный как “Кайтай-1”. В его составе числилось 18 новеньких гидропланов “Дзуйюн” Е16А1.

Группу “Кайтай-1” , которую возглавил тюи (лейтенант) Миямура Сеичи, предполагалось применять у Окинавы на протяжении операции «Кикусуй» (Плывущая хризантема) – массированных атак камикадзе на американский флот. “Дзуйюны” отряда “Кайтай-1” взяли хвостовой идентификационный код MA –ХХХ, но принять участия в самоубийственных атаках им так и не довелось, не смотря на точку зрения большинства источников, утверждавших, что “Дзуйюны” активно использовались камикадзе. Отряд был расформирован фактически сходу по завершению его формирования, матчасть была передана в качестве пополнения в 302 хикотай.

Замаскированные Дзуйюны 302 хикотай

Дзуйюн из 302 хикотай в составе 801 кокутай на авиабазе Гинкай, Кюсю, начало 1945 г.

Дзуйюны из 302 хикотай на авиабазе Сакураджима в ходе заправки, 1945 г

Дзуйюн из Китаура кокутай по окончании вылета .

По завершению военных действий сохранилось пара гидропланов Е16А. Один, захваченный американцами на Филиппинах с хвостовым номером 634-16 интенсивно испытывался и был удостоен чести быть перевезенным в Соединенных Штатах. Действительно, к сожалению, сохранить «живым» ни один “Дзуйюн” не удалось.

А жаль, это был один из самых элегантных гидросамолетов в истории авиации.

Американские трофеи

ЛТХ:

Модификация

Е16А1

Размах крыла, м

12.81

Протяженность, м

10.83

Высота, м

4.74

Площадь крыла, м2

28.00

Масса, кг

безлюдного самолета

2713

обычная взлетная

3900

большая взлетная

4553

Тип двигателя

1 ПД Мitsubishi МК8N Kinsei 54

Мощность, л.с.

1 х 1300

Большая скорость , км/ч

448

Крейсерская скорость , км/ч

352

Практическая дальность, км

2420

Большая скороподъемность, м/мин

655

Практический потолок, м

10280

Экипаж

2

Оружие:

две 20-мм кpыльевые пушки тип 99 модель 2 и
один 13-мм пулемет тип 2 ;
Бомбовая нагрузка до 250кг

Е16А1 из 302 хикотай

Е16А1 из 634 кокутай

Е16А1 из Йокосука кокутай

Йокосука и Китаура кокутай

Japan WW2 seaplane Aichi E16A — WW2 Japon Hidroavion Aichi E16A

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: