Торпедоносец aichi b7a

      Комментарии к записи Торпедоносец aichi b7a отключены

Всплыли кое-какие подробности боевого применения палубного торпедоносца Рюсей в отрядах Особых атак, в связи с чем зачесались руки внести дополнение в собственную давнишнюю статью по этому незаурядному самолету.

  • …Во мне полтонны
  • Пробуждающей весны,
  • Я смерть неприятелю несу,
  • Я гром среди небес,
  • Микадо недостойный я слуга…

B7A Ryusei был обязан проекту заложенного 10 июля 1941 года головного корабля серии новых тяжелых авианосцев Императорского флота класса Тайхо. Всего планировалось выстроить пять таких авианосцев. Но судьбе было угодно, дабы японцам на протяжении войны удалось достроить только головной корабль серии. Проект нового авианосца кардинально отличался от японских авианосцев предвоенных проектов.

Корабль был прекрасно защищен, за что, действительно, было нужно заплатить уменьшенным составом авиагруппы – с первоначально планируемых 126 самолетов до 53. Но габариты и размеры ангаров лифтов разрешали принять на борт намного более тяжелые и большие автомобили, массой до 7,5 тысячь киллограм и габаритами до 14 метров длиной и столько же по размаху крыла. Дело было за авиаконструкторами.

Торпедоносец aichi b7a

Приблизительно одвременно с этим, в середине 1941 года технический отдел Императорского флота (Кайгун Коку Хомбу) заключил , что существовавшее до сих пор разделение ударных палубных самолетов на торпедоносцы и пикировщики не через чур практично и было бы эргономичнее иметь на борту авианосца универсальный ударный самолет, талантливый делать как торпедные атаки, так и бомбометание с пикирования. В данной связи была создана спецификация 16-Shi, которая предполагала создание нового поколения морских самолетов, среди которых важное место занимали новые палубные самолеты, талантливые в будущем заменить лишь поступившие на вооружение в то время пикировщики D4Y Suisei и B6N Tenzan. Классического конкурса на создание новой автомобили решено было не проводить и задание на проектирование было дано компании Айчи Кокуки.

Требования спецификации были достаточно твёрдыми: 1) бомбовая нагрузка из двух 250-кг бомб либо шести 60-кг в отсеке либо авиационная торпеда; 2) оборонительное оружие из двух крыльевых 20-мм подвижного пулемёта и пушек в задней кабине; 3) большая скорость – 550 км/ч; 4) дальность полета обычная 1800 км, большая – 3300 км; 5) маневренность, сопоставимая с палубным истребителем Мицубиси А6М. Строго оговаривался тип двигателя – новейший 18-цилиндровый радиальный Nakajima NK9 Homare 11 мощностью 1820 л.с., лишь проходивший опробования в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Проект, взявший внутрифирменное обозначение AM-23, возглавил начальник проекта Hоpио Озака со собственными помощниками Моpисиге Моpи и Ясусиpо Одзава.

Для съема громадной мощности двигателя в проекте было нужно применить четырехлопастный воздушный винт громадного диаметра – 3.5 метра, что предопределяло большой просвет. Для обеспечения высоких динамических данных конструктора решили отказаться от классической наружной подвески нагрузки, разместив в фюзеляже просторный бомбовый отсек, талантливый вместить две 250-кг бомбы тандемом либо шесть 60-кг бомб на особой подвеске в два последовательности по три штуки.

Кроме этого в отсек могли быть загружены тяжелые бомбы по 500 либо 800 кг. Действительно, от внутренней подвески авиационной торпеды было нужно отказаться. Для размещения стандартной торпеды Тип 91 Kai 2 была создана уникальная подвеска, на которой торпеда размешалась под фюзеляжем, будучи смещенной к левому борту.

На подкрыльевых узлах подвески могли быть подвешены еще четыре 60-кг бомбы.

Для размещения объемного бомбоотсека было нужно применить схему среднеплана, а для уменьшения длины стоек шасси крылья взяли характерный излом типа обратной чайки. Для размещения на лифтах и в ангарах авианосца консоли имели гидравлический привод складывания, уменьшавший размах с 14,4 до 7,5 метров. Крыло оснастили зависающими на 10 градусов элеронами.

Воздушные тормоза устанавливались перед закрылками на всей протяженности от фюзеляжа до элеронов.

Экипаж складывался из двух человек вместо стандартных трех на палубных торпедоносцах.

Стрелковое оружие складывалось из пары крыльевых пушек Тип 99 Модель 2 и оборонительного 7.92-мм пулемета Тип 1 в задней кабине.

Первый умелый самолет готовься в мае 1942 г. Так как он стал первым, оснащенным экспериментальным двигателем Homare 11 мощностью 1820 л.с., летные опробования сопровождались бессчётными отказами мотора. Но в то время, когда двигатель трудился четко, самолет демонстрировал высокие летные характеристики и хорошую управляемость. Всего под двигатель Хомаpе-11 были выстроены девять умелых В7А1, пара отличавшиеся составом оборудования и конструкцией планёра.

В апреле 1944 г. показалась улучшенная версия 1825-сильного двигателя Nakajima NK9C Homare 12. С ним самолет отправился в производство под обозначением Палубный бомбаpдиpовщик-тоpпедоносец Ryusei В7А2.

Сборочные линии для В7А2 были заложены на Айчи Кокуки К.К в Фунакате и на 21-м арсенале морской авиации в Омуpа, но производство медлительно усиливалось , не обращая внимания на то, что самолет был легче в изготовлении, чем меньший по размеру D4Y Suisei, что Айчи строила уже пара лет. Первые серийные самолеты сохранили 7,92-мм оборонительный пулемет тип 1 на подвижной установке, а последние серийные В7А2 взяли 13-мм пулемет тип 2. Производство В7А2 на Айчи совсем поднялось в мае 1945 г. по окончании землетрясения, но это не имело возможности уже повлиять на ход войны.

Всего было выстроено 114 В7А, включая умелые, из которых 25 – на 11-м арсенале морской авиации.

Один В7А2 был оснащен 2000-сильным двигателем Накадзима Хомаpе-23, а проект В7А3 под 2200-сильный двигатель Мицубиси МК9А так и не был реализован.

Ввиду явного провала замыслов серийной постройки громадных авианосцев, японцам было нужно ограничиваться авианесущими судами более скромного размера, в основном импровизациями экстренной военной постройки – несложными переделками из судов вторых классов, на каковые Рюсей уже не вписывался по габаритам. Исходя из этого в конце войны была составлена спецификация 20-Shi на разработку преемника Рюсея – меньшего по габаритам бомбардировщика В8A Mokusei, но дальше проекта дело не пошло, война была проиграна.

Авианосец Тайхо, под что фактически и проектировался Рюсей, вступил в строй 7 марта 1944 года. По проекту на его борту должно было базироваться 24 новейших истребителя Mitsubishi A7M2 Reppu, 25 бомбардировщиков Aichi B7A2 Ryusei и четыре разведчика Nakajima C6N1 Saiun. Но ни один из этих новых самолетов попасть на его палубу опоздал.

На протяжении первой же боевой операции 19 июня 1944 года на протяжении битвы у Марианских островов авианосец был потоплен американской подлодкой. В то время его авиагруппа складывалась из самолетов ветхих конструкций – 22 истребителя А6М5, 18 торпедоносцев В6N2, 22 пикировщика D4Y2 и три D3A2.

Не считая Тайхо торпедоносец B7A планировался к размещению только на еще одном авианосце – огромном Синано, переделанном из линейного корабля класса Ямато, на котором предполагалось иметь до 20 Рюсеев. Но будущее этого корабля была еще меньше – он был потоплен прямо на ходовых опробованиях, кроме того не успев вступить в строй.

Все выпущенные бомбардировщики В7А поступили в береговые части, дислоцированные в метрополии.

Первой частью, взявшим новые торпедоносцы, стал Yokosuka kokutai, экспериментальное учебно-боевое подразделение. Пара Грэйсов пребывало на вооружении его 2-го Хикотай (эскадрильи), где морские летчики отрабатывали тактику боевого применения новой автомобили. В том месте, например, испытывался высотный сброс торпед новой конструкции – сверхмощных Тип 91 Kai7 и Тип 4 – 1150-кг игрушек, несущих по 400 кг взрывчатки.

Кроме этого Грэйсы в январе-марте 1945 года поступили в учебно-боевой Оита кокутай, на одноименной авиабазе.

Громаднейшее количество бомбардировщиков этого типа поступило на вооружение 752-го кокутай, прошедшего переформирование в феврале 1945 года. 752-й Ku. был дислоцирован на авиабазе Катори в префектуре Чиба и принял активное участие в битвах за Окинаву.

Кроме этого Грэйсы были в составе 131-го кокутай, расположенного на авиабазе Мацуяма на о. Сикоку, но в военных действиях, по-видимому, не принимали участие. В качестве восполнения утрат торпедоносцы B7A поступали в конце войны в состав бывшего транспортного 1001-го кокутай, под занавес войны ставшего в полной мере боевой частью, укомплектованной сборной солянкой матчасти из остатков разных частей.

Боевое использование бомбардировщика-торпедоносца В7А Рюсей, взявшего у союзников кодовое название Грэйс, хватало ограниченным и пришлось на завершающие битвы Второй мировой войны, в то время, когда Япония уже агонизировала. Боевые вылеты ударных японских самолетов уже слабо отличается от отчаянных ударов смертников-камикадзе. В мясорубке боев за Окинаву в марте-июле 1945 года японцы утратили собственные последние резервы авиации. Тогда же растаяли и немногочисленные Рюсеи.

Вычленить действия экипажей этих автомобилей из общего количества боевых вылетов остальных самолетов проблематично. Тем более что японские летчики в большинстве собственном погибали стремительнее, чем имели возможность поведать о собственных удачах, а американцы по понятным обстоятельствам не через чур забивали себе голову идентификацией очередного сбитого джапа. Но однако, кое-что все же известно.

Самый возможно авторство экипажа В7А Рюсей из 752 кокутай в повреждении флагманского корабля оперативной группы TF-58.4 – авианосца Франклин 19.03.45 у Окинавы, стоившей кораблю практически трети экипажа и чуть не разрешившей войти его на дно. С США утверждается, что первоначально Франклин нападал с бреющего полета базисный бомбардировщик G4M Бетти – камикадзе, что пропахал брюхом по взлетной палубе и упал в воду с другого борта, не причинив особенного ущерба. А позже одномоторный бомбардировщик, опознанный американцами как палубный пикировщик D4Y Suisei/Judy, прошел на протяжении палубы корабля, скинув две роковые 250-кг бомбы, одна из которых попала в носовую часть, а вторая в кормовую часть корабля, по окончании чего на корабле вспыхнул громадной пожар, длившийся более дней и практически стёрший с лица земли авианосец как боевую единицу флота (Франклин был восстановлен, но в строй флота более не возвратился).

Но вот что смущает: бомбы, попавшие в различные финиши корабля длиной более 250 м, разумеется, были скинуты попеременно. Judy в вариантах D4Y2 и D4Y3 брал в бомбоотсек лишь одну 250-кг бомбу и еще несколько легких под крылья. В варианте для камикадзе в бомбоотсек возможно было загрузить и 500-кг бомбу а также 800-кг, но две 250-кг… В бомбоотсек они просто не помещались, а вдруг гипотетически высказать предположение, что их подвесили под не сильный крыло Judy, то скинуть их попеременно ну никак не окажется…

А вот Грэйс, что в собственной широкий бомбоотсек, заточенный под 500- либо 800-кг бомбы, имел возможность загрузить 2?250-кг бомбы тандемом, в полной мере допускал их сброс попеременно без утраты центровки самолетом. Одновременно с этим для американцев данный тип самолета являлся новым и в полной мере возможно, что его свободно имели возможность принять за привычный профиль Judy… Как уже отмечалось выше, американцы не заморачивались идентификацией японских самолетов, и все одномоторные бомбардировщики именовали Джуди…

Второй эпизод свидетельствует, что 12.08.45 четыре торпедоносца Вetty из 1001 кокутай на малой высоте прошли незамеченными в залив Бакнер у Окинавы и нападали находившиеся на якоре ЛК Пенсильвания и Теннеси. Пенсильвания взял торпедную пробоину в кормовой части. В следствии погибло 20 чел экипажа и ок. 10 ранено, в т.ч. адм. Олдендорф.

Но по свидетельству американцев, четыре японских самолета были одномоторные с характерным изломом крыла, что говорит об авторстве попадания в пользу Рюсея.

Помимо этого, это, наверное, не только единственный результативный, но и единственный по большому счету состоявшийся торпедный вылет B7A (три нападавших самолета были сбиты истребителями, один пропал без вести – по всей видимости топлива на обратный путь не хватило). Если судить по повреждениям линейного корабля – пробоина около девяти метров в диаметре – это один из немногих случаев успешного применения авиаторпеды Type 91 Kai 7.

Не обращая внимания на то, что бомбардировщики «Рюсей» были достаточно современными и в полной мере конкурентоспособными как раз в том качестве, в котором были созданы, они все же не избежали применения в качестве летающих бомб в отрядах особых атак.

В последних числах Июля 1945 года в состав одного из самые боевых подразделений токко – «Митате» – «Щит императора», действовавшего с ноября 1944 года по удаленным целям с баз в метрополии, вошел снова организованный отряд «Митате №7». Отряд был организован полностью из бомбардировщиков В7А 752 кокутай и кроме главного наименования «Tokubetsu Kogekitai, Dai 7 Mitate-tai» носил еще одно – «Рюсей-тай», другими словами несколько Рюсей.

Первое боевое крещение группы Рюсей произошло 25 июля 1945 года, в то время, когда 12 В7А, груженые 500-кг бомбами, вылетели для атаки авианосной группы США, действовавшей в 200 милях от мыса Дайё префектуры Мио на юго-востоке Хонсю. Все автомобили группы были перехвачены американскими истребителями.

9 августа группа из пяти автомобилей В7А вылетела для атаки американских авианосцев в район островка Кинкасан в префектуре Мияги на северо-востоке. Японский отряд опять был перехвачен в 100 милях от цели и полностью перебит.

13 августа попытали счастье три бомбардировщика «Рюсей» из группы Митате-7, постаравшись прорваться к американским судам у мыса Инубо — самой восточной точки Японского архипелага на острове Хонсю. Один самолет возвратился из-за неисправности, остальные два были сбиты на подходе.

Рано утром 15 августа, уже по окончании объявления капитуляции, в наступление на американские суда у портового города Кацуура в префектуре Чиба вылетели заключительные два исправных Рюсея. Будущее их осталась малоизвестной.

Еще один отряд токкотай, укомплектованный бомбардировщиками B7A, был организован в начале Августа 1945 года. Отряд взял звучное наименование «Сайрю» – «Цветущий поток». В него вошли последние 8 исправных бомбардировщиков «Рюсей» из 752 кокутай и два штатных разведчика «Сайюн» С6N, оборудованных для подвески бомб.

Отряд готовили для последнего боя за Империю, но применить уже опоздали.

На этом история боевого применения, пожалуй, самого совершенного ударного самолета Японии закончилась…

IL2 Aichi B7A1 Attack Bomber Ryusei (Grace)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: