Первая в мире титановая высокоскоростная подводная лодка проекта 661

      Комментарии к записи Первая в мире титановая высокоскоростная подводная лодка проекта 661 отключены

Первая в мире титановая высокоскоростная подводная лодка проекта 661

28 августа 1958 года вышло распоряжение ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подлодки, энергетических установок новых типов и развитии научно-исследовательских, умело-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». Этим распоряжением предусматривалось, например, ответ следующих задач: повышение скорости ядерных подводных лодок в два, а глубины погружения – в полтора раза; создание ядерных энергетических установок новых типов уменьшенных габаритов со понижением суммарного удельного веса реакторной и турбинной установок в несколько раз; создание новых комплексов малогабаритных ракет с стартом и большой дальностью стрельбы из-под воды; разработка гидроакустической и навигационной аппаратуры, автоматики и приборов, снабжающих боевое использование и управляемость подводных лодок новых типов на полных скоростях; совершенствование зашиты подводных лодок от мин, реактивного оружия и торпед; уменьшение размеров и водоизмещения ядерных подводных лодок; улучшение условий обитаемости личного состава; создание на базе новейшей внедрение и техники в производство устройств, оборудования и аппаратуры, имеющих в несколько раз меньшие размеры, чем у существующих образцов; внедрение и создание в производство материалов новых видов.

Для комплексного ответа этих задач ЦКБ-16 Госкомитета по судостроению поручили во второй половине 50-ых годов двадцатого века начать работы по проектированию умелой подлодки проекта 661. Главным конструктором корабля стал глава бюро Н.Н. Исанин, а его помощниками В.В.

Борисов (общепроектные корпусная часть и вопросы), Н.Ф. Шульженко (энергетическая установка), П.И. Семенов (автоматика и приборно-измерительная техника), В.А. Положенцев (электрооборудование) и А.П. Антонович (совокупности обитаемости). Позднее для обеспечения координации работ по созданию новых образцов оборудования помощником главного конструктора был назначен Е.С. Корсуков; начальники группы техпомощи бюро на заводе-строителе Ф.Г. Дергачев и Б.Е.

Пукшанский кроме этого стали помощниками главного конструктора. Главным замечающим от ГУК ВМФ был капитан 1 ранга Ю.Г. Ильинский, после этого его поменял капитан 2 ранга В.Н.

Марков. Головными исполнителями работ по проекту 661 стали: по проектированию, отработке и постройке подлодки (основной конструктор Н.Н. Исанин) – ЦКБ-16 и завод № 402 Госкомитета Совета Министров СССР (Государственного комитета) по судостроению; по энергетической установке (научный руководитель академик А.П.

Александров, основной конструктор Н.А. Доллежаль) – Университет ядерной энергии Академии наук НИИ и СССР-8 Министерства среднего машиностроения; по комплексу вопросов гидродинамики, прочности и зашиты (начальник работ В.И. Першин) – ЦНИИ-45 Государственного комитета по судостроению; по комплексу вопросов создания железных их сварки и материалов (начальник работ Г.И.

Капырин) – ЦНИИ-48 Государственного комитета по судостроению; по бесконтактной централизованной комплексной совокупности автоматического управления, защиты и регулирования реакторной установки (основной конструктор Е.К. Беляков) – МНИИ-1 Государственного комитета по судостроению; по комплексу гидроакустического оружия (основной конструктор Н.Н. Свиридов) – НИИ-3 Государственного комитета по судостроению; по комплексу навигационного оборудования (основной конструктор В.И.

Маслевский) – НИИ-303 Государственного комитета по судостроению; по комплексной совокупности устройств стабилизации по глубине и автоматического управления перемещением подлодки (основной конструктор В.Ф. Печурин) – НИИ-49 Государственного комитета по судостроению.

Этим же распоряжением утверждались замыслы научно-исследовательских и умело-конструкторских работ, замыслы создания новых лабораторий и производственных участков в научно-исследовательских университетах и конструкторских бюро, испытательных стендов на фабриках, расширения и строительства новых имеющихся цехов. В качестве соисполнителей привлекались такие узнаваемые фабрики, как Ижорский, Кировский, Балтийский, «Электросила», Столичный электролизный, Харьковский электромеханический и многие другие. Работы по проекту 661 расценивались в замыслах подводного судостроения как первостепенные.

В конце 1963 года Н.Н. Исанин взял назначение на пост главы СКБ-143, и с этого времени до 1965 года обязанности главного конструктора проекта 661 он выполнял по совместительству; после этого на должности главного конструктора проекта его поменял новый глава ЦКБ-16 Н.Ф. Шульженко.

В начале проектных работ выявилось много сложных научных и технических неприятностей. К числу принципиальных вопросов относились: тип и количественный состав главного оружия, архитектурный тип корабля, тип и состав основной энергетической установки, число гребных валов, запас плавучести и связанная с ним конструктивная схема корабля, материал корпуса.

Дабы дать ответы на эти вопросы, было создано 14 вариантов предэскизного проекта. По окончании их рассмотрения стало известно, что по водоизмещению лишь один вариант соответствовал требованиям распоряжения, но наряду с этим из-за недостаточной мощности энергетической установки заданная скорость не обеспечивалась.

В остальных вариантах достигнуть близкого к заданному значению водоизмещения возможно было лишь за счет понижения требований тактико-технического задания, выданного флотом, в части боевой эффективности и надёжности. В этом случае подлодка была бы одновальной и имела уменьшенное количество контейнеров ракетного оружия, что, согласно точки зрения ЦКБ-16, являлось совсем неприемлемым. Более того, для успешного ответа задачи борьбы с авианосцами проектировщики внесли предложение повысить колличество крылатых ракет с восьми до десяти–двенадцати, показывая, что водоизмещение наряду с этим возрастет незначительно.

Предэскизный проект поступил на утверждение ВМФ и Госкомитета по судостроению в июле 1959 года. Для его рассмотрения создали пара экспертных рабочих групп: по кораблестроительной части, энергетической установке, электромеханической части и по данным для корпуса, устройств, механизмов и систем. В качестве главного оружия на данной стадии проектирования рассматривались два комплекса: стартующие из надводного положения самолеты-боеприпасы (основной конструктор Г.М.

Бериев) и крылатые ракеты со стартом из-под воды (главный конструктор В.Н. Челомей). Вопрос был решен в пользу последнего.

1 апреля 1959 года вышло распоряжение о разработке первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом «Аметист». В состав главных разработчиков вошли: головной по ракете – ОКБ-52, головной по пусковой установке – ЦКБ-34, головной по совокупности управления – ЦНИИ-49. ЦКБ-16 занималось вопросами размещения комплекса «Аметист» на ядерной подводной лодке переоборудования 661 и проекта подлодки проекта 613 для экспериментальных и конструкторских опробований комплекса.

Нужно заявить, что военно-политическое управление страны придавало значение оснащению флота крылатыми ракетами.

В 1955 году Н.С. Хрущев объявил, что

«подводные лодки, вооруженные управляемыми ракетами – оружие, наилучшим образом отвечающее требованиям, предъявляемым к морским операциям – будет развиваться ускоренными темпами».

К началу лета 1959 года по проектам, созданным ЦКБ-18, в состав ВМФ вошли головные дизельные подводные лодки проектов П-613 и 644, вооруженные крылатыми ракетами П-5, предназначенными для стрельбы по площадям; старт производился лишь из надводного положения. Так, Военно-Морскому Флоту, ОКБ-52 и ЦКБ-16 было нужно совместно решать задачу создания крылатых ракет с подводным стартом и их размещения на лодке проекта 661, как говорится, «с чистого страницы».

Первый пуск макета крылатой ракеты «Аметист» из подводного положения был произведен 24 июня 1961 года. 12 декабря 1962 года начались летно-конструкторские опробования с переоборудованной подлодки проекта 613, завершившиеся 30 сентября 1967 года. Контрольный пуск ракеты «Аметист» с головной ядерной подлодки проекта 670 состоялся 1 ноября того же года.

На протяжении этих долгих, не всегда успешных, опробований производилась доработка конструкции ракеты, корабельных систем и системы управления комплекса. В следствии во второй половине 60-ых годов XX века на вооружение флота поступила первая в мире противокорабельная ракета с подводным стартом. Ракетный запуск «Аметист» осуществлялся с глубины 30 м под углом к горизонту из предварительно затопленного забортной водой контейнера.

Крылья ракеты машинально раскрывались под водой сразу же по окончании выхода из контейнера. Под водой же срабатывали стартовые двигатели подводного хода, а по окончании вылета ракеты на поверхность включались стартовые двигатели воздушной траектории, а после этого и маршевый двигатель. Полет проходил на высоте 60 м с дозвуковой скоростью. На опробованиях большая дальность стрельбы составила 70 км.

Ракета «Аметист» имела независимую бортовую совокупность управления, реализованную по принципу «выстрелил и забыл». Совокупность управления сама выбирала цель из нескольких найденных, основываясь на анализе энергетических черт, отраженных от цели сигналов радиолокационной геометрических признаков и головки размещения целей в взятой радиолокационной картине, к примеру, места авианосца в авианосном ордере.

Наровне с многими преимуществами ракета «Аметист» имела и последовательность недочётов. Прежде всего это были малая дальность стрельбы, недостаточные избирательность и помехозащищенность бортовой совокупности управления. Помимо этого, ракета была не универсальной – пуск производился лишь с подлодки и лишь в загружённом положении.

Эти и другие недочёты обусловили то, что комплекс «Аметист» поступил на вооружение лишь подводных лодок проектов 661 и 670.

При разработке предэскизного проекта 661 рассматривались три других варианта выбора материала корпуса: сталь, алюминий и титановый сплав. Нецелесообразность применения алюминия доказывалась достаточно убедительно, а вот интерес к титановым сплавам, как к особенному конструкционному материалу с большой прочностью при малом удельном весе, высокой коррозионной стойкостью, немагнитностью, оправдывался своеобразными условиями эксплуатации подлодки, в то время, когда повышение веса долговечности и снижение конструкций появились особенно полезны.

В те годы в СССР лишь начиналось освоение титановых сплавов, их обработки и производства, технологии изготовления из них элементов конструкций. Не смотря на то, что ЦКБ-16 не возражало против их применения, существовали важные опасения, что внедрение титана может послужить обстоятельством срыва срока сдачи первой умелой подлодки проекта 661 в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

Но, поскольку на данной стадии проектирования водоизмещение корабля определялось весовой нагрузкой, а не количествами, то переход от стали к титановому сплаву снабжал некое понижение водоизмещения. С учетом значимости титанового сплава для перспективных подводных лодок с увеличенной глубиной погружения, Госком по судостроению принял, не обращая внимания на скептицизм отдельных промышленности и представителей флота, ответ о применении этого сплава на подводной лодке проекта 661.

Фактор большой цене титановых сплавов по сравнению со сталью во внимание, конечно, не принимался. Как раз тогда, во второй половине 50-ых годов двадцатого века, по итогам предэскизного проектирования было принято распоряжение правительства о проведении работ по созданию титановых сплавов для изготовления из них листового и профильного проката, штамповок, поковок, труб и отливок для отечественных подводных лодок. Так, работы по проектированию подлодки проекта 661 явились решающим стимулом становления титанового производства у нас.

направляться подчернуть, что на последующих стадиях проектирования, благодаря повышения объемного водоизмещения по условия размещения оборудования, эффект от применения титанового сплава снизился. По итогам постройки было нужно уложить 562 т жёсткого балласта, что подтверждает целесообразность применения титана на подводных лодках с громадной глубиной погружения.

Еще одним серьёзным вопросом был тип ядерной энергетической установки. Рассматривались два варианта: с водой и с жидким металлом (сплав висмута и свинца) в первом контуре. Второй вариант возможно давал некий выигрыш по водоизмещению, но применение жидкометаллического теплоносителя имело и собственную оборотную сторону.

При эксплуатации нужно было всегда поддерживать сплав в жидком (разогретом) состоянии, исходя из этого чтобы не было его «замораживания» установка не могла быть легко остановлена, как это делалось на подводных лодках с водо-водяным реактором, – требовалось обеспечить постоянный паровой обогрев первого контура, что существенно усложняло и удорожало совокупность базирования. Но решающим доводом в пользу выбора водоводяной установки стало отставание сроков разработки реактора с жидкометаллическим теплоносителем от запланированного срока сдачи подлодки (1963 год).

По результатам рассмотрения материалов предэскизного проекта были сделаны следующие выводы: подтверждена возможность постройки подлодки с десятью–двенадцатью скоростью и ракетами хода 37–38 уз. Водоизмещение по всем вариантам (не считая одновальной лодки с минимальным запасом плавучести) превышает заданное; превышение водоизмещения против заданного есть по большей части следствием исполнения требований ВМФ (по всплытию и непотопляемости с грунта с затопленным отсеком и по применению двухвальной установки).

Благодаря применению двухвальной установки сложилось вывод, что на подводной лодке не нужно размещение запасном дизель-генераторной установки. Нужно подчернуть, что последующий опыт эксплуатации распознал ошибочность для того чтобы подхода.

По окончании принятия Госкомитетом по судостроению и ВМФ решений по составу оружия, архитектуре, энергетической установке, вторым принципиальным вопросам и утверждения тактико-технического задания военным министром Р.Я. Малиновским с февраля 1960 года начались работы по эскизному проектированию.

Правительственным распоряжением к ним привлекались 33 совнархоза, 5 национальных комитетов, 5 союзных и ведомств и республиканских министерств, которым подчинялись 172 соисполнителя – ведущие научно-исследовательские университеты, проектные и конструкторские организации, фабрики. Для обеспечения поставок снова разрабатываемого оборудования, механизмов, средств автоматики, приборной техники и материалов было выполнено 398 контрагентных работ и утверждено 250 технических условий.

Большая часть созданных образцов оборудования либо их модификаций была в будущем применена при создании подводных лодок II поколения. С целью определения оптимальных ответов по обеспечению исполнения требований тактико-технического задания эскизный проект разрабатывался в пяти вариантах, отличающихся друг от друга конструкцией, компоновкой прочного корпуса и конкретными техническими ответами по отдельным частным вопросам. Во всех вариантах принимались: двухвальная энергетическая установка с двумя ядерными реакторами; в качестве материала корпуса – титановый сплав; глубина погружения – 400 м; совокупность воздуха большого давления, рассчитанная на давление 400 кгс/см?; совокупность гидравлики с давлением 150 кгс/см?; трехфазный переменный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц в бортовой сети; серебряно-цинковая аккумуляторная батарея; навигационный комплекс «Сигма-661»; гидроакустический комплекс «Рубин»; крылатые ракеты «Аметист» в качестве главного оружия.

В соответствии с тактико-техническому заданию подлодка проекта 661 предназначалась для исполнения следующих задач: уничтожение крылатыми ракетами быстроходных кораблей и авианосцев из состава авианосно-ракетных соединений; проверка главных тактико-взаимодействия работы и технических характеристик установленных на подводной лодке новых образцов технических средств и вооружения: ракетного и торпедного оружия, электрооборудования и паротурбинной установки, корабельной совокупности управления стрельбой, гидроакустического и навигационного комплексов, комплексов связи, радиолокации и радиоразведки, защиты от звукового и электромагнитного оружия, совокупностей автоматизации, контроля и дистанционного управления энергетической установки, электрооборудования; проверка скоростных и маневренных качеств подлодки и средств, снабжающих автоматическое управление и борьбу с дифферентами и аварийными провалами; отработка новых материалов для того чтобы изготовить корпус подлодки.

Трудность проектирования заключалась в том, что на новой лодке не разрешалось использовать ранее освоенные материалы, технические средства, оборудование, приборную технику, совокупности автоматики. Все это требовалось создавать заново на базе последних достижений науки, производства и техники. Конечно, это удлиняло сроки как проектирования, так и строительства подлодки.

Успешному итогу новых разработок в значительной мере содействовало тесное сотрудничество контрагентских организаций с ЦКБ-16. Представители бюро – В.А. Коротич, Н.Л. Мошенский, В.Г. Зак, Д.Ф.

Ошеров, Л.Г. Эйхгорн, И.Ш. Левин, Б.А. Горбунов, Н.И. Плющев, И.Н. Савинова, А.Л. Гозин, М.Ф. Шапошников, В.А.

Захаров и многие другие – систематически посещали лаборатории и стенды научно-исследовательских и проектных организаций, принимали участие в опробованиях на полигонах. На всех стадиях проектирования, постройки, сдачи и испытаний подлодки самое активное участие принимали эксперты Главного управления кораблестроения Д.Ф. Жиляев, К.М. Кулагин, Н.А. Полевщиков, Г.А.

Плугатырев, Ю.А. Беликов и другие.

Создание новых образцов во многих случаях потребовало, не считая испытаний на испытательных стендах, испытаний и отработки в настоящих морских и океанических условиях будущего применения. С целью этого ВМФ выделил три подводные лодки, каковые прошли переоборудование по проектам ЦКБ-16: на Николаевском заводе – лодка проекта 613 под проект 613Преисподняя для опробований крылатых ракет «Аметист»; во Владивостоке на «Дальзаводе» – лодка проекта 611 под проект 611РУ для опробований гидроакустического комплекса «Рубин»; в Мурманске на CP3-35 – лодка проекта ПВ611 под проект 611РА для опробований гидроакустической станции миноискания «Радиан-1».

Помимо этого, с целью проведения корабельных опробований на ядерной подводной лодке проекта 627А (заводской номер 254) были установлены опытные образцы аппаратуры автоматического управления перемещением подлодки «Турмалин» и «Шпат», а головной пример навигационного комплекса «Сигма» установили, с целью проведения корабельных опробований, на ядерной подводной лодке К-181 проекта 627А. В программу этих опробований входил и поход лодки в район Северного полюса.

Подлодка проекта 661 имела возможность полноценно делать боевые задачи только при наличии на ней действенных совокупностей подводного наблюдения, целеуказания оружию, связи и навигации. С данной проблемой удачно справился НИИ-3, создавший первый отечественный гидроакустический комплекс «Рубин», являвшийся качественным скачком в морском приборостроении и включавший в себя большое количество новых разработок: переход на более низкие частоты работы комплекса, который связан с реализацией результата сверхдальнего распространения сигнала при наличии подводного звукового канала, единую основную антенну, звукопрозрачный обтекатель уникальной конструкции.

Наряду с этим громадные размеры единой основной антенны диктовали нетрадиционную по тому времени «тупорылую» форму носовой оконечности. Увидим, что в будущем все отечественные ядерные подводные лодки приняли «на вооружение» подобную форму носовой оконечности.

Этим же университетом для лодки проекта 661 была создана первая отечественная гидроакустическая станция обнаружения якорных мин «Радиан-1». Она, как и гидроакустический комплекс «Рубин», потом употреблялась на многих проектах ядерных подводных лодок II поколения. Подобная «Радиану-1» станция обнаружения якорных навигационных препятствий и мин была создана в Соединенных Штатах лишь в 1975 году.

НИИ-303 в очень сжатые сроки создал первый отечественный всеширотный навигационный комплекс «Сигма», снабжавший подводное, свободное маневрирование и подлёдное плавание ядерных подводных лодок во всех широтах.

По окончании утверждения в июле 1960 года эскизного проекта бюро приступило к разработке технического проекта (выполнявшегося уже в одном варианте), которая завершилась в декабре того же года. На протяжении разработки технического проекта в носовой части подлодки три цилиндра прочного корпуса заменили «восьмерочной» конструкцией, расположенной в вертикальной плоскости, что разрешило перенести в нее оборудования и ряд постов.

Освободившаяся площадь употреблялась для улучшения условий обитаемости при численности экипажа, увеличившейся до 75 человек. По итогам самоходных опробований модели, с целью увеличения пропульсивных качеств, кормовой оконечности, по предложению сотрудника бюро Н.В. Семченкова, была придана форма так называемой «раздвоенной кормы».

Разработка проекта подлодки, владеющей высокими скоростными чертями, привела к необходимости широкого развития изучений в области динамики подводных лодок н создания комплекса противоаварийных совокупностей, что предназначался для предотвращения страшных последствий двух самые вероятных аварийных обстановок, в частности: провалов подлодки за предельную глубину погружения при маневрировании благодаря неточностей в управлении и страшных провалов либо всплытий при вероятном заклинивании кормовых горизонтальных рулей. В первый раз во всемирной практике был создан новый класс совокупностей автоматического противоаварийного управления техническими средствами «Турмалин». Применительно к главным боевым и техническим средствам подлодки (энергетике, корабельным совокупностям, оружию) обширно внедрялись автоматизированные и дистанционные совокупности управления, создание которых для подлодки проекта 661 явилось наиболее значимым этапом автоматизации отечественных подводных лодок II и III поколений.

По конструкции и архитектуре подлодка относилась к двухкорпусным подводным лодкам с прочным и легким (наружным) корпусами. Легкий корпус в поперечном сечении имел круговую форму. Носовая часть прочного корпуса складывалась из двух цилиндров диаметром 5900 мм любой, расположенных один под другим (в сечении это воображало как бы «восьмерку») и поделённых между собой прочной платформой, рассчитанной на давление 15 кгс/см?. Верхний цилиндр являлся первым, а нижний – вторым отсеком.

Следующий за ними третий отсек отделялся от них поперечной переборкой. Начиная с четвертого отсека, главный прочный корпус имел цилиндрическую форму с диаметром в районе мидель-шпангоута 9000 мм. Отличие в диаметрах «цилиндрической» оболочки и восьмёрки главного корпуса разрешала стационарно разместить, с наклоном в шнобель, в районе первого, второго и третьего отсеков (между легким и прочным корпусом) по пять контейнеров с каждого борта для крылатых противокорабельных ракет «Аметист».

Контейнеры имели наклон 32,5 градуса к горизонту. Другая часть прочного корпуса делилась посредством поперечных влагонепроницаемых переборок, рассчитанных на давление 15 кгс/см?, на шесть отсеков. Так, конструкция ядерной подлодки проекта 661 складывалась из девяти отсеков.

В первом отсеке размещались четыре 533-мм торпедных аппарата, разрешавших создавать беспузырную стрельбу с глубины погружения до 200 м, устройство стремительного заряжания со стеллажами для запасных торпед (боезапас складывался из четырех торпед в аппаратах и восьми запасных), пост управления ракетами «Аметист», вентиляционная выгородка и медицинский блок. Во втором отсеке пребывали аппаратура гидроакустики, одна группа аккумуляторной батареи и трюмный пост.

В третьем отсеке размещались жилые помещения личного состава, столовая, пищеблок, кают-компания, вторая несколько аккумуляторной батареи и провизионные кладовые. Четвертый отсек включал в себя центральный пост, пост управления энергетической установкой, рубки разного назначения, жилой блок, помещение выдвижных устройств, трюмный пост, провизионные кладовые.

Пятый отсек был отведен под две независимые паропроизводящие правого бортов и установки левого, включавшие в себя по одному водо-водяному реактору номинальной тепловой мощностью 177 МВт, снабжающему выработку 250 т пара в час. В шестом отсеке размещались две независимые паротурбинные установки правого и левого бортов, включавшие в себя по одному ГТЗА мощностью 40 000 л.с.

Седьмой отсек отводился под два независимых турбогенератора мощностью по 3000 кВт любой, с переменным трехфазным током напряжением 380 В и частотой 50 Гц со щитами управления. В восьмом отсеке пребывали компрессорные холодильные автомобили, обратимые преобразователи со щитами, водоопреснительные установки. Девятый отсек отводился под рулевые трюмный пост и приводы.

В первой половине 60-ых годов XX века, по окончании утверждения технического проекта, ЦКБ-16 приступило к выпуску рабочих чертежей, завершив их разработку в первой половине 60-ых годов двадцатого века. Строительство подлодки проекта 661 поручили заводу № 402 (сейчас ПО «Северное машиностроительное предприятие»), директором которого трудился Е.П. Егоров – человек, ставший легендой отечественного кораблестроения. Главным строителем прописали П.В.

Гололобова, прошедшего школу постройки первой отечественной ядерной подлодки проекта 627 в должности главы цеха № 42. Помощником главного конструктора проекта 661 на заводе стал творческий и высокопрофессиональный инженер П.М. Гром.

Работы, которые связаны с изготовлением изделий и арматуры машиностроения, возглавил М.М. Калачев. Подготовку производства к постройке подлодки проекта 661 завод проводил в двух направлениях: во-первых, велась подготовка цеха № 42 для изготовления корпусных конструкций из титановых сплавов, осваивались разработке сварки и изготовления этих конструкций, создавалось стапельное место для стыковки и сборки блоков корпуса; во-вторых, металлургические и машиностроительные цехи готовились к изготовлению отливок, поковок, других изделий и арматуры машиностроения из титановых сплавов.

Так как ядерная подлодка проекта 661 с корпусом из нового для судостроения материала – титанового сплава – имела увеличенную, если сравнивать с предшествующими лодками, предельную глубину погружения, то появилась необходимость проведения изучений статической и динамической прочности, охватывающих широкий круг задач. С целью этого ЦНИИ им. академика А.Н.

Крылова совершил комплекс экспериментально-теоретических изучений работоспособности конструкций из титанового сплава, включавший опробования умелых полунатурных отсеков СМТ60-1 и ДМТ60-2. По созданным ЦКБ-16 чертежам завод приступил к изготовлению этих отсеков. К этому времени ЦНИИ-48 создал свариваемый титановый сплав марки 48-ОТЗ, создал разработку изготовления крупногабаритных страниц толщиной от 5 до 60 мм и процессы сварки.

Совместно с ЦНИИ-48 и ЦНИИ-138 завод осваивал на этих конструкциях сварки и технологию обработки титановых сплавов в условиях судостроительного производства.

Опробования отсека СМТ60-1 проводились в док-камере на заводе-строителе, а опробование на взрывостойкость отсека ДМТ60-2 – на морском полигоне. Освоение титана, нового для подводного кораблестроения материала, проходило в отыскивании новых технических и технологических ответов, каковые во многих случаях первоначально не приводили к хорошим итогам.

К примеру, в сварных швах образовывались трещины, каковые переходили и в главный металл конструкций, причем это происходило не только во время остывания конструкций по окончании сварки, но и позднее. Особенно наглядно таковой процесс прослеживался при изготовлении первого умелого полунатурного отсека СМТ60-1, а его разрушение при гидравлических опробованиях кроме того у энтузиастов внедрения титана породило громадные сомнения.

В данной обстановке Государственный комитет по судостроению принял организационную форму важного ответа проблемных вопросов, появляющихся в ходе технологических нового средств и создания материала. Приказом главы Государственного комитета по судостроению Б.Е. Бутомы был создан совет директоров, главой которого стал основной конструктор ЦКБ-16 Н.Н. Исанин; участниками совета в разные годы были: директора ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова В.И. Першин, Н.Н. Бабаев, А.И. Вознесенский, Г.А.

Матвеев, директора ЦНИИ-48 Г.И. Капырин, И.В. Горынин, директор ЦНИИ-138 В.В. Мещеряков, замдиректора ЦНИИ-138 М.В. Орлов, главные инженеры завода № 402 В.И.

Вашанцев, И.М. Савченко. Совещания совета директор

Скоростная подводная лодка СССР. Проект 661 «Анчар»

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: