Эдвард «бутч» о’хара – первый ас военно-морского флота сша

      Комментарии к записи Эдвард «бутч» о’хара – первый ас военно-морского флота сша отключены

В авиацию Эдуард Генри «Бутч» О’Хара, выпускник военно-морской академии в Аннаполисе, перевелся, прослужив два года на линейном корабле «Нью Мексико». 2 мая 1940 года он взял пилотский диплом, через пара недель был зачислен в эскадрилью VF-3, а спустя некое время произведен в лейтенанты-джуниор-грейд.

По окончании начала войны VF-3, летом 1941 г. поменявшая уже устаревшие F2A-1 «Буффало» на новые F4F-3, поучаствовала в одном боевом походе на «Саратоге», но 11 января корабль был поврежден торпедой японской подлодки и послан в Соединенных Штатах на ремонт. 31 января эскадрилью временно перевели на «Лексингтон», до тех пор пока его «штатная» VF-2 проходила перевооружение на «Уайлдкэты».

Эдвард «бутч» о’хара – первый ас военно-морского флота сша
Эдуард О’Хара в кабине «Уайлдкэта», весна 1942 г. Пять японских флажков показывают на пять побед
летчика. Привлекает внимание замазанная армейским цензором эмблема эскадрильи VF-3
под козырьком фонаря кабины (http://www.history.navy.mil/photos/ac-usn22/f-types/f4f-l.htm)

В середине февраля «Леди Лекс» отправилась в рейд на Рабаул. Удар был запланирован на 21 февраля, но за день до этого суда нашёл японский патрульный гидроплан H6K, чей экипаж в 10:30 радировал об обнаружении американского соединения в 460 милях к северо-востоку от Новой Британии. 15 минутами ранее оператор корабельной РЛС рассказал о контакте на дистанции 35 миль в направлении на юго-восток.

В атмосферу подняли дежурную шестерку 1-го дивизиона VF-3. О’Хара был ведущим второй пары, но поучаствовать в сражении ему не удалось: начальник полетов послал на перехват одну несколько, покинув две над авианосцем.

Японец скрывался за тучами, но благодаря данным РЛС был перехвачен и сбит. Около 11:40 был отмечен еще один контакт. Этого разведчика сбили прежде, чем он успел послать радиограмму, но стало ясно, что результата внезапности уже не достигнуть, исходя из этого командующий 11-м своевременным соединением решил о возвращении и прекращении операции на базу.

В 13:30 патруль отправился на посадку, передав «эстафету» 2-му дивизиону. Тем временем японцы также не бездействовали: в 13:10 4-й кокутай получил приказ нанести удар по американским кораблям. Эта часть еще не успела завершить перебазирование и располагала лишь 18 бомбардировщиками G4M (без торпед) и 6 истребителями A6M без подвесных баков.

По данной причине бомбардировщикам было нужно брать всего по паре 250-кг бомб и отказаться от эскорта.

Один из бомбовозов был неисправен, остальные начали взлет в 14:20. Самолеты шли к цели двумя отдельными группами: 8 автомобилей в первой и 9 во второй. Первая несколько мало отклонилась от курса и подошла к цели позднее и с другого направления.

Радующийся лейтенант О’Хара показывает громадной палец, позируя в кабине F4F-3,
11 апреля 1942 года (http://en.wikipedia.org)

В 15:42 оператор РЛС «Лексингтона» рассказал о групповой цели в 75 милях к западу от авианосца, после этого контакт был потерян и восстановлен в 16:25 уже на дистанции 47 миль. В тот момент шестерка истребителей 3-го дивизиона стояла на палубе в готовности к старту, а летчики 2-го кружили над авианосцем перед посадкой с выпущенным шасси. Обе шестерки срочно были направлены на перехват.

F4F-3 серийный No 4031, на котором О’Хара принимал участие в воздушном бою 20 февраля (Aircraft of the AcesNo 003 – Wildcat Aces of World War II, Osprey, 1995)

В 16:43 на взлет отправилась спешно подготовленная четверка «Уайлдкэтов» 1-го дивизиона. К этому времени бой шел уже 8 мин., четыре бомбардировщика были сбиты, а поврежденный пятый был добит зенитчиками при попытке совершить таран. Оставшейся четверке удалось скинуть бомбы, но авианосец сумел уклониться от попаданий. Отбомбившись, японцы повернули обратно, преследуемые истребителями и несколькими «Донтлессами».

Одна пара 1-го дивизиона присоединилась к преследованию, а О’Хара с ведомым остался охранять над кораблем.

В 16:49 оператор сказал о контакте с еще одной групповой целью, доходившей с востока и находящейся всего в 12 милях. Начальник полетов пропустил это сообщение мимо ушей, и спохватился лишь тогда, в то время, когда в 17:00 с одного из эсминцев рассказали о визуальном обнаружении бомбардировщиков. Тогда он направил на перехват несколько О’Хары.

Перед вступлением в бой летчики удостоверились в надежности оружие. Пулеметы ведомого не стреляли, но он решил принимать участие в атаке, дабы отвлечь часть японских стрелков. Соперники встретились в 9 милях от «Лексингтона».

Японцы были на 1500 футов ниже и шли на полной скорости, дополнительно разгоняясь на понижении. Истребители удачно вышли бомбовозам не «в лоб», а «в борт», взяв возможность нападать, не попадая в сектор огня кормовых пушечных установок.

О’Хара спикировал на вражеский строй, выбрав целью конечный самолет на правом фланге клина звеньев. Американец доказал, что не бесплатно считался одним из лучших снайперов эскадрильи: верно забрав упреждение, он совершенно верно отправил очередь по правому крыльевым бензобакам и двигателю. Из капота вырвалось пламя, и горящий бомбардировщик завалился вправо (победа No 1).

О’Хара перенес пламя на следующего в строю, и тот «провалился» вниз (победа No 2). После этого F4F «нырнул» под строй, проходя его справа налево, собрал высоту, развернулся и опять нападал. В этом случае стрельба была менее действенна: один самолет был поврежден, а второй загорелся (победа No 3).

Развернувшись для новой атаки и видя, что пятерка японцев вот-вот ударит авианосец , О’Хара сосредоточился на «голове» строя, расстреляв сперва левого ведомого в первом звене (победа No 4), а позже ударив лидера , что с оторвавшимся мотором закувыркался вниз (победа No 5). Оставшиеся три бомбардировщика все-таки скинули бомбы, но капитан авианосца смог уклониться и от них.

Тем временем О’Хара увидел еще один бомбардировщик, отставший от строя, но в момент атаки пулеметы замолчали: кончился боекомплект. Не став соблазнять судьбу, летчик возвратился к авианосцу, где его при заходе на посадку чуть не сбил очень нервный зенитчик. К счастью, незадачливый стрелок отпустил гашетку «Браунинга», в то время, когда осознал, что «японец» производит шасси.

Не обращая внимания на то, что на протяжении боя О’Хара всегда находился под огнем нескольких стрелков, в его самолет попала только одна японская пуля и… два осколка американских зенитных снарядов.

Сам летчик претендовал на пять сбитых и один подбитый самолет соперника (последний ему засчитали как «предположительно сбитый»), но настоящие удачи были пара скромнее: NoNo 1 и 4 вправду были сбиты, No 2 скинул бомбы в море и ушел на малой высоте, приводнившись после этого в гавани Рабаула. Пламя на No 3 погасила бортовая совокупность пожаротушения, экипаж продолжил исполнение задания, отстав от другой группы, неудачно отбомбился по тяжелому крейсеру «Миннеаполис», пережил еще одну атаку О’Хары и благополучно возвратился к себе.

Пилоты No 5 сумели выровнять падающий самолет и постарались таранить авианосец, но не прошли завесу огня корабельной МЗА. Всего летчиками «Уайлдкэтов» и «Донтлессов» было сбито 13 G4M и два H6K. Американцы утратили два истребителя и одного летчика, суда повреждений не взяли.

В то время, когда «Лексингтон» возвратился в Перл-Харбор, Эдуард О’Хара разом стал национальным храбрецом. в первых рядах у первого аса флота были выступления на радио, фото в газетах, награждение Медалью Почета в Белом Доме и увеличение в звании сходу на два ранга (до лейтенант-коммандера).

Обратно в VF-3, уже выведенную из боев, О’Хара возвратился 19 июня, став ее начальником. В осеннюю пору часть перевели в Калифорнию, в марте 1943 г. она прошла переформирование, приобрела новые истребители F6F-3 и в июне опять прибыла на Гавайи, где была переименована в VF-6. В августе ее поделили на две (позднее на три) части, которыми усилили авиагруппы легких авианосцев.

Американский Президент Франклин Д. Рузвельт поздравляет О’Хару с награждением Медалью Почета на церемонии
в Белом Доме 21 апреля 1942 г. Приз поправляет супруга летчика Рита О’Хара
(http://galleries.apps.chicagotribune.com)

О’Хара принимал участие в двух боевых походах «Индепенденса»: рейдах на острова Маркус (31 августа) и Уэйк (5–6 октября), на протяжении второго он одержал собственную седьмую победы и шестую («Зеро» и «Бетти»), по возвращении возглавив CVG-6 на «Энтерпрайзе». В новой должности он принимал участие в разработке тактики сотрудничества «Хеллкэтов» с оборудованным радаром «Эвенджером» при перехвате ночных бомбардировщиков, а после этого ее практическом применении на протяжении десантной операции на островах Гилберта.

Первый вылет на перехват состоялся вечером 26 ноября 1943 г. в районе Таравы, в то время, когда пара «Хеллкэтов» и «Эвенджер» встали навстречу громадному соединению японских бомбардировщиков. Из этого вылета О’Хара не возвратился. Большая часть предположений его смерти сводится к тому, что его истребитель попал под перекрестный пламя двух воздушных стрелков – башенного стрелка «Эвенджера» и носового стрелка японского бомбардировщика «Бетти», шедшего позади и выше.

Поиски, предпринятые с восходом солнца, не дали никаких результатов – поверхность океана оставалась пустынной…

Оркестр военно-морского флота США сыграл с белорусскими военнослужащими

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: