Первый палубный истребитель японского флота — mitsubishi тип 10 1mf

      Комментарии к записи Первый палубный истребитель японского флота — mitsubishi тип 10 1mf отключены

В первой половине 20-ых годов двадцатого века японский Императорский флот, не имея возможности обогнать флоты потенциальных соперников количественно, сделал ставку на новые тактические приемы борьбы. Серьёзное место в данной борьбе сначала отводилось морской авиации и авианосцам.

Первым в японском флоте стал легкий авианосец Хосё. Изначально Хосё был заложен как эскадренный танкер и назывался «Хирю». Спустя 3 месяца по окончании закладки было решено перевоплотить судно в авианосец.

В октябре 1921, ровно за месяц до спуска на воду, бывший танкер переименовали в Хосё. В один момент было нужно озаботиться разработкой палубной авиации для нового корабля.

Японская авиапромышленность в начале 20-х годов лишь делала первые шаги, изучая опыт передовых авиационных держав, закупая образцы лицензии и авиатехники на их производство, а в части палубной авиации новым было фактически все. В то время только британцы владели кое-каким опытом в этом направлении.

Нужно заявить, что в 1916 году на должность президента ветшайшей японской машиностроительной компании Mitsubishi вступил племянник основателя компании 38-летний Koyata Iwasaki. Высокообразованный и прогрессивный юный человек, выпускник Кембриджского университета, Ивасаки управлял домашний бизнес в течение последующих 30 лет.

В начале собственного президентства он заинтересовался возможностями развития авиации в Японии и с его подачи в 1918 году во Францию был отправлен один из ведущих инженеров компании Кумэдзо Ито (Kumejo Ito) с целью изучения роли авиации в Первой мировой. А в первой половине 20-ых годов XX века уже было зарегистрировано первое авиационное подразделение компании: Mitsubishi Nainenki Seizo KK (Mitsubishi Internal Combustion Engine Manufacturing Co ЛТД — «Мицубиси — двигатели внутреннего сгорания») с заводом в Кобе.

В первой половине 20-ых годов XX века авиационное производство было перенесено к югу от Нагои. Тут компания стала скоро развиваться и во второй половине 20-ых годов двадцатого века купила новое и независимость наименование — «Мицубиси кокуки кабусикигайся» («Авиафирма Мицубиси»). Но период независимости продлился недолго, и уже в первой половине 30-ых годов XX века все производства «Мицубиси» слились в одну компанию: «Мицубиси дзёкогё кабусикигайся» («Мицубиси — тяжёлая индустрия»).

С этим заглавием компанию застало начало Второй мировой.

Ивасаки твердо следил за ситуацией всех инноваций в стране и закладка флотом корабля нового класса – будущего авианосца «Хосё» не прошла для него незамеченным. Осознавая, что без зарубежного опыта в разработке палубной авиации не обойтись, Ивасаки в начале 1921 года пригласил на собственный новый авиастроительный завод в Нагоя ведущего британского инженера компании Sopwith Герберта Смита, автора таких известных истребителей прошедшей войны, как Sopwith «Camel», Sopwith «Pup» и Sopwith «Triplane».

Нужно подчернуть, что в первой половине 20-ых годов XX века британская компания Sopwith Aviation Company пребывала в глубоком кризисе и скоро прекратила собственный существование. Ведущие эксперты компании остались не у дел. И предложение Ивасаки для команды Смита выяснилось как запрещено кстати.

Предложенная японцами заработная плат в три раза превышала вероятные доходы в Англии. Но и задача поставленная Ивасаки была не из несложных. Команде из семи английских инженеров, возглавляемых Гербертом Смитом, предстояло создать всю номенклатуру боевых самолетов, предполагаемых к размещению на новом авианосце, в частности палубные истребитель, торпедоносец и разведчик. И все это в первый раз в мире.

Все палубные самолеты, использовавшиеся до этого в Англии – были адаптацией сухопутных автомобилей, приспособленных для работы на судах.

Первый палубный истребитель японского флота - mitsubishi тип 10 1mf

Схемы палубного истребителя 1MF1

Схемы палубного истребителя 1MF3а

И, нужно заявить, что, по крайней мере, в отношении первых двух классов автомобилей, команда Смита справилась с задачей с честью.

Что касается храбреца данной статьи истребителя Тип 10, то всего за пара месяцев был спроектирован и выстроен первый из семейства истребителей, взявших внутрифирменное обозначение 1MF. Прототип 1MF1 взлетел в октябре 1921 года.

Прототип 1MF1. На киле эмблема Мицубиси.

Один из прототипов истребителя Mitsubishi 1MF1

Истребитель 1MF1 воображал собой характерный продукт собственного времени – цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой, оснащенный 300-сильным 8-цилиндровым V-образным двигателем водяного охлаждения Hispano Suiza-8, производимым по лицензии на Мицубиси как Mitsubishi Type Hi. Поверх двигателя размешалось оружие – пара 7.7-мм пулеметов Виккерс. Первый прототип был оснащен лобовым радиатором сотового типа, придающий самолету характерный угловатый профиль носовой части.

Позднее на серийных моделях применяли спаренный радиатор типа «Lamblin», размешавшийся между стойками шасси.

Палубный истребитель Mitsubishi 1MF1

Опробования 1MF1 и 1MF1A с увеличенной площадью крыла в целом прошли удачно. За ними последовал экспериментальный пример 1MF2 с модифицированными элеронами верхнего крыла.
Главным серийным вариантом стала версия, обозначенная как Тип 10-2 либо 1MF3, отличавшаяся более округлыми формами носовой части за счет отказа от замены и лобового радиатора его на спаренный Lamblin, между опорами шасси. В один момент версии с лобовым сотовым радиатором 1MF1, 1MF1A и 1MF2 взяли обозначение Тип 10-1. На более поздних серийных экземплярах Тип 10-2, время от времени обозначаемых как 1MF3а была поменяна форма киля, бывшая на ранних предположениях характерной визиткой компании «Сопвич».

Версия Mitsubishi 1MF3 отличалась от модели 1 более округлыми формами носовой части

В первую очередь 1923 года истребитель 1MF3 начал поступать на вооружение Императорского флота, неспешно вытесняя ветхий лицензионный Gloster «Sparrowhawk» — бывший базой истребительной авиации в начале 20-х годов.

Предстоящее развитие истребителя — Тип 10-3 (1MF4), что отличался перемещённой вперед большим вырезом и кабиной пилота в верхнем крыле. Испытывался кроме этого вариант 1MF4 с поплавковым шасси. Вариант 1MF5A уже был учебно-тренировочной версией с увеличенным размахом крыла, сбрасываемым шасси и экспериментальными торпедообразными поплавками под нижним крылом для аварийной посадки на воду.

Версия Mitsubishi 1MF4

28 февраля 1923 года была в первый раз осуществлены посадка и взлёт истребителя 1MF3, на палубу только что введенного в строй авианосца «Хосё» Британский летчик William Jordon, член команды Герберта Смита, совершил девять посадок и взлётов на авианосец. За это Джордон взял в качестве единовременной премии 10 тыс йен (по некоторым источникам- 15 тыс) – фантастическую сумму для 1923 года. Дабы оценить сумму премиальных, нужно отыскать в памяти, что тогдашняя иена была жестко привязана к золотому запасу Японии и 1 иена равнялась 1,5 г золота, так за собственный полет Джордон единовременно взял 15 кг чистого золота!

Посадка на авианосец Хосе истребителя 1MF3. Прекрасно видны продольные тросы, прыгать через каковые на протяжении пред- и послеполетной подготовки было делом малоприятным

Лейтенант Джордон у собственного 1MF3. Прекрасно видны продольные тросы, натянутые на протяжении полетной палубы.

Месяцем позднее японский летчик сёи (мл. лейтенант) Shunichi Kira стал первым в Японии, совершившим взлет и посадку на палубу авианосца.

Для посадки на палубу авианосца на стойках шасси истребителя были смонтированы особые когти – предшественники современных посадочных гаков – которыми самолет цеплялся за тросы аэрофинишера авианосца. Для облегчения выдерживания курса самолета на довольно узкой палубе корабля, на «Хосё» сначала были натянуты пара тросов на протяжении полетной палубы, не разрешавших самолету отклоняться при пробеге. Но такая совокупность была мало нужной и скоро от нее отказались.

Вместо этого на полетной палубе установили три линии светильников (красного, желтого и зеленого цвета), расположенных под различными углами, так что пилот в зависимости от угла захода на посадку постоянно мог видеть только один из них, и по цвету видимого им светильника постоянно мог определить верно ли он зашел на посадку. Такая совокупность была на столько успешной, что с некоторыми трансформациями до сих пор употребляется на современных авианосцах США.

С конца 1923 года истребители Тип 10-2 стали всегда базироваться на авианосце «Хосё». Во второй половине 20-ых годов XX века они кроме этого поступили на вооружение нового тяжелого авианосца «Акаги», а во второй половине 20-ых годов двадцатого века на «Кага».

Производство истребителей Тип 10 длилось до 1929 года. Общее число произведенных автомобилей этого типа составило вместе с учебными версиями и прототипами 138 штук. Первый японский палубный истребитель был очень популярным в Императорском флоте.

Прочный, живучий, он замечательно держался в воздухе, не был очень требовательным и прощал неточности пилота. Правда повоевать ему не довелось. В первой половине 30-ых годов двадцатого века он был снят с оружия, уступив место на палубах новому истребителю компании Nakajima A1N либо Тип 3.

Mitsubishi 1MF3

Варианты

В течение собственной продолжительной жизни истребители Тип 10 прошли через пара модернизаций. Прежде всего модели возможно поделить на два подтипа – Модель 1 с сотовым лобовым радиатором и характерным тупым носом и Модель 2 с двумя радиаторами Lamblin между стойками шасси.

Модель 1 кроме этого имеет три подтипа. Первый — прототип 1MF1. Он был окрашен в зеленый цвет и только железные панели около двигателя не красились. Крыло и стойки шасси были тёмные На киле прототипов красным цветом наносился фирменный символ Mitsubishi — «три бриллианта»

Кроме этого характерной чертой модели 1MF1 было ухо либо расширенные элероны похожие конструктивно, на используемых на истребителе Fokker D.VII. Эти элероны были удалены на версии1MF1а, а само крыло было увеличено в размахе. Окончательный вид Модель 1 купила на версии 1MF2, которая имела увеличенную площадь вертикального оперения и четыре межкрылевые стойки.

Конфигурация жалюзи лобового радиатора кроме этого изменилась. Вместо перфорированной решетки показались четыре громадных квадратных отверстия.

Серийными примерами явилась уже Модель 2. Первый подтип ее именовался 1MF3 – легко идентифицируемый по округлому наличию и обтекаемому носу между стоек шасси двух радиаторов Lamblin. Предстоящее развитие Модель 2 взяла на модификации 1MF3а. Характерным отличием данной версии являлось переработанное вертикальное хвостовое оперение. «Сопвичевский» киль с выпирающим вперед «аппендиксом» был заменен на более хороший, красивой плавной формы.

Помимо этого, были внесены пара менее заметных трансформаций. Были добавлены ходовые огни на крыльях (кроме этого в первый раз в японской практике), поменяна форма выхлопных коллекторов и, начиная с данной предположения были убраны тормозные когти на стойках шасси, уступив место более привычного для современности тормозному гаку на хвостовом костыле.

Начиная с 1926-27 гг. изменилась и схема окраски. Зеленый цвет палубной авиации прекратил быть стандартом. И 1MF3 начали всецело красить в серый цвет.

А с 1928 года была введена практика хвостовое оперение окрашивать в красный цвет, а хвостовой идентификационный код дублировать на фюзеляже.

Начиная с модели 1MF4 трансформации купили еще более радикальный темперамент. Для движения центра тяжести кабина пилота была передвинута вперед под верхнее крыло. Обзор наряду с этим существенно ухудшился.

Дабы компенсировать данный недочёт было нужно в середине верхнего крыла сделать глубочайший вырез. Кроме этого была поменяна крышка капота двигателя.
Последней версией был 1MF5, отличавшийся от 1MF4 небольшими подробностями. Ее подвариантом явился 1MF5а – учебный истребитель. Часть из них имела дополнительные элероны между верхним и нижнем крылом.

Кроме этого было применено сбрасываемое в полете шасси и поплавками под нижнем крылом на случай аварийной посадки на воду.

Модификация

1MF5

Размах крыла, м

8.84

Протяженность, м

6.93

Высота, м

3.13

Площадь крыла, м2

19.20

Масса, кг

безлюдного самолета

936

обычная взлетная

1279

Тип двигателя

1 ПД Hispano-Suiza V-8 (Mitsubishi Type Hi)

Мощность, л.с.

1 х 300

Большая скорость , км/ч

213

Крейсерская скорость , км/ч

186

Длительность полета, ч.мин

2.35

Большая скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

6200

Экипаж

1

Оружие:

2 синхронных 7.7-мм пулемета Vickers-E

А6М2 Зеро. История самого знаменитого японского истребителя второй мировой войны.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: