Балтийский флот в первой мировой — на пороге перемен. часть v.

      Комментарии к записи Балтийский флот в первой мировой — на пороге перемен. часть v. отключены

Этот пост легко нужен, в случае если я желаю развивать альтернативу, в которой я предпочитаю опираться на настоящие возможности. Я мало поменять действия руководства с высоты исторических реалий и не допустить полного бардака, что существовал в 1917 г. Не смотря на то, что перемены будут, страна была к ним готова и они были нужны. Жаль, не могу всецело Моонзунд переиграть, но может кто окажет помощь….

Война застала Балтфлот в следующем составе:

1-ая линейная бригада: ЛК «Севастополь», «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» ( 2 последних проходили опробования). 2-ая линейная бригада: ЛК «Слава», «Царевич», «Имп. Павел I», «Андрей Первозванный».

1-ая бригада крейсеров: БРКР «Баян», «Рюрик», «Паллада». 2-ая бригада крейсеров: БРКР «Громобой», «Российская Федерация», БПКР «Олег», «Богатырь». 1-ая Минная дивизия: 6 дивизионов (1 типа «Новик», 8 типа «Украина», 4 типа «Охотник», 4 типа «Наездник», 8 типа «инженер-механик Зверев»), 2-ая Минная дивизия: 6 дивизиона (4 типа «Финн», 11 типа «Лейтенант Бураков», 8 типа «Деятельный», 4 типа «Сокол»). 4 отдельных сторожевых дивизиона ММ (8 типа «Циклон», 2 типа «Уссури», 6 типа «Пернов», 2 типа «Казарский», 1 типа «Абрек»).

Полубригада ПЛ: 2 дивизиона (1 типа «Акула», 2 типа «Касатка», 3 типа «Белуга», 4 типа «Кайман», 1 типа «Минога»). Бригада МЗ: «Волга», «Амур», «Енисей», «Ладога», «Нарова», «Онега».

Нужно заявить, что начнись война на год позднее, то корабельный состав мог быть пара иным и отнюдь не только за счет постройки новых судов.

В июне 1914 года произошло совместное совещание МГШ и ГМШ под руководством морского министра, на котором признали ошибочной отправку трех турбинных крейсеров на Дальний Восток, потому, что ни аннексия Кореи Японией, ни китайская революция не спровоцировали военное противостояние с Россией, одновременно с этим чувствовалось напряжение в Европе. Тогда было издано постановление о постепенной замене судов с Сибирской флотилией.

В качестве замены было решено поэтапно отправить во Владивосток броненосные крейсера «Россия» и «Громобой», конечно бронепалубные «Аврора» и «Диана» (последние в составе 3-й учебной бригады крейсеров пребывали на Средиземном море). Так возможно было сказать о количественном усилении сил на Тихом океане, но не о качественном.

Первыми должны были совершить обоюдный межфлотский переход броненосные крейсера, сразу после возвращения из похода учебной бригады в сентябре 1914. Сами же бронепалубные крейсера должны были совершить переход в марте-июне 1915, притом с ними должен был отправиться дивизион из 4 ЭМ «Инженер-механик Зверев», а в Крондштадт должны были возвратиться оба крейсера типа «Сапфир». Но события в Сараево обогнали ответ морского ведомства.

Первой боевой операцией флота стало обустройство на рубеже Ревель — Поркалаудд Центральной минно-артиллерийской позиции. Строго в соответствии с замыслом, 18 июля 1914 г., за пять часов до объявления общей мобилизации, минные заградители «Ладога», «Нарова», «Енисей» и «Амур» под прикрытием основных сил флота (первый эшелон — вторые бригада крейсеров и линейная бригада, второй эшелон прикрытия — первые линейная и крейсерская бригады), начали постановку мин. На постановку заграждения из 2129 мин ушло четыре с половиной часа.

В последующие годы Центральная минная позиция много раз усиливалась. Всего к концу 1917 г. тут было выставлено более чем 11 тысяч мин, а также 1158 мин примера 1908 г. и «Рыбка» — в противолодочном варианте, с углублением 18,3 м.

В 1915 г. Балтфлот приступил к оборудованию нового рубежа обороны — Передовой минной позиции. За три года войны тут установили более чем 8 тысяч мин. В ночь с 28 на 29 октября 1916 г. на минах Передовой позиции подорвались и затонули 7 из 11 эсминцев X флотилии германского флота.

Третьим большим рубежом обороны на Балтике стала с 1915 г. Ирбенская минная позиция, преграждавшая сопернику вход в Рижский залив. Всего русские моряки выставили тут около 11 тысяч мин. Всего за время войны суда Балтфлота выставили 38 932 мины.

На них подорвались 69 судов соперника, 48 из них погибли.

Но не следует думать, что действия Балтфлота ограничивались лишь минными постановками.

Уже в начале войны начали применять крейсера для противодействия и свободного поиска вражеским перевозкам. Суда, в большинстве случаев, действовали парами, притом турбинным крейсерам в большинстве случаев придавались бронепалубные типа «Богатырь» и время от времени дивизион ЭМ, «Россия» и «Громобой» действовали в большинстве случаев сообща.

Помимо этого, флагманским кораблём в начале войны стал полюбившийся Николаю Оттовичу фон Эссену крейсер «Рюрик», что, но, с приданным ему эсминцем «Новик» (к которому в январе 1915 присоединились еще 3 турбинных ЭМ) не освобождался от несения дозорной работы. При том формально все крейсера оставались в составе собственных бригад.

Первоначально эта совокупность была весьма действенной: уже 13 августа 1914 года тактической группой из крейсеров «Паллада» и «Богатырь» был стёрт с лица земли севший на мель вблизи острова Осмуссаар в Финском заливе германский крейсер «Магдебург», наряду с этим были захвачены сигнальные книги.

Но скоро эта практика была губительной для первого турбинного крейсера русской постройки «Паллада». Уже через 1,5 месяца по окончании возвращения с очередного дозора 28 сентября та же несколько подверглась торпедной атаке с ПЛ U-26. Попадание 2 торпед привело к детонации погребов бортовой башни ГК, и крейсер затонул в считанные 60 секунд.

Балтийский флот в первой мировой - на пороге перемен. часть v.

Крейсер Паллада

Затем была введена практика постоянного сопровождения ЭМ больших кораблей ВМФ.

Все же крейсерам удалось поучаствовать в артиллерийских битвах с судами соперника, наряду с этим более чем удачно: в Битве в Рижском заливе и Готландском бою они смогли потопить минный заградитель и повредить пара крейсеров и более небольших судов соперника.

Но, и у отечественных судов случались проблеме, правильнее у одного из крейсеров — многострадального «Рюрика». Сперва в феврале 1915 г. он наскочил на камни у о. Гогланд, принял около 2000 т воды, в ноябре 1916 г. в том же районе подорвался на германской мине, но и в том и другом случае смог возвратятся на базу.

Броненосный крейсер Баян в 1916 году.

Что касается линкоров, то их применение было менее интенсивным, но бригада до-дредноутов закрывала не только минные постановки, но вела битвы со собственными визави, в частности в Рижском заливе в августе 1915 года при удачно.

Линейные корабли типа «Севастополь» также не сидели без дела: не обращая внимания на требование, по которому выход в море приходилось согласовывать лично с императором, суда достаточно интенсивно гоняли по восточной части Финского залива (действительно, неизменно их сопровождали пара дивизионов ЭМ) под предлогом участия в боевой учёбе, что разрешило поднять боевой дух и сплотить экипаж (это в будущем послужило хорошую работу). Время от времени все же, по требованию заменившего скончавшегося Эссена адмирала Непенина, линейные корабли выходили для прикрытия легких сил, но это была не более чем демонстрация силы.

Но все же главная нагрузка легла на ЭМ и подводные силы. Они ставили минные банки, охотились за торговыми судами, поддерживали собственные сухопутные части, а во время активности германского флота вели артиллерийские дуэли и, конечно же, защищали «громадных» братьев от ПЛ соперника. Как ни необычно, но к январю 1917 года было утрачено по различным обстоятельствам лишь 4 эсминца и одна подлодка.

не меньше деятельно применяли и канонерские лодки, при том из 6 судов этого класса два («Сивуч» и «Кореец») погибли от огня артиллерии германских судов в одинаковый сутки 6 августа 1915 года, став по сути единственными судами, погибшими в открытом бою с немцами.

В общем, даже в том случае, если вычислять погибшие в 1915 году на минах минзаги «Енисей» и «Ладога» (бывает и такое), утраты флота были относительно не громадны с нанесённым сопернику ущербом.

Сейчас возвратимся к пополнению флота, а правильнее, к заложенным пред войной новым судам.

С эсминцами и подводными лодками было все более либо менее легко: так, первые серийные «Новики» вступили в строй уже в начале 1915 года и их продолжали не только достраивать, но и закладывать новые. Кроме этого строили либо переоборудовали ветхие суда в тральщики и сторожевые корабли, Балтфлот пополнился авиаматкой «Орлица», и еще один корабль для того чтобы классе к 1917 году заканчивал переоборудование.

Но с судами I ранга все было не так конкретно.

Самой громадный головной болью стали линейные крейсера (тогда еще так не классифицировавшиеся) типа «Измаил». Не смотря на то, что они и были заложены на год раньше легких крейсеров «Светлана», они имели сходную готовность на начало войны.

Нужно заявить, что рабочая группа по первостепенному формированию флота, созданная в сентябре 1914 года, в первую очередь направилась именно на Новое и Балтийский завод Адмиралтейство. Готовность судов составила для «Измаила» — 45 %, «Кинбурна» — 38 %, «Наварина» — 32 % и «Бородина» — 20 %.Темпы постройки отставали от утвержденных графиков из-за опозданий в поставках отливок и материалов.

Первое ответ от октября 1914 г. было о понижении темпов строительства «Наварина», потому, что часть отливок, каковые не могли взять из Германии, перенесли на Балтийский завод, которому просто не хватало ресурсов. Спуск последнего корабля серии перенесли на конец 1916 года; так, все осознавали, что корабль сможет быть достроен не раньше 1919.

Скоро сказалась основная неприятность постройки — оружие. Обуховский сталелитейный завод, что должен был произвести к 1917 году часть орудий для всех крейсеров и организовать башни, не укладывался в сроки. Английский завод Виккерса кроме этого уведомил, что поставка всех 36 орудий вероятна не раньше 1919 года, но подтвердил, что до середины 1916 поставит 10 из них.

Обуховцы кроме этого подтвердили, что смогут при понижения количества заказа поставить 5 орудий до Января этого года (одно из них на полигонное опробование). Так было принято важное ответ для всех судов серии.

«В связи с невозможностью вооружения и оснащения судов типа «Измаил» рекомендуем:

Расширить темпы работы на головном корабле серии, распределив на него все имеющиеся ресурсы.

По крейсеру «Кинбурн»: окончить стапельный период и законсервировать его по спуску на воду.

По крейсеру «Бородино»: продолжить работы, применяя материалы, не отправившиеся на постройку крейсера «Измаил», и поставить его на вторую очередь.

По крейсеру «Наварин»; сократить все работы до минимума и, в случае если разрешат ресурсы предприятия, произвести спуск с последующей консервацией корабля».

В итоге 9 апреля был спущен «Измаил», 20 августа «Бородино». «Кинбурн» покинул стапель лишь в апреле 1916 года, а «Наварин» в начале следующего года.

Работы по главным крейсерам шли довольно быстро, и к началу 1916 года по ним была следующая обстановка: по корпусу, устройствам и системам — 65 и 57 %; по уже установленному поясному и палубному бронированию — 36 и 13 %; механизмам — 66 и 40 %, по котлам — 66 и 38,4 %.

Но в феврале приостановили работы и по «Бородино»: строительство занимало через чур значительную часть в работе Балтийского завода, да и было ясно, что всецело оснастить его при лучшем раскладе окажется не раньше 1918 года.

Сейчас «Измаил» остался в одиночестве.

В июне 1916 были загружены котлы, в сентябре турбины, каковые выстроили на том же Балтийском заводе с применением английских отливок лопаток турбин. Действительно, турбин отечественного производства было лишь 4; еще 2, каковые должны были приводить в перемещение средние винты, были, как ни необычно, германского производства. Это было последствие договора с германской компанией «Шихау» на постройку громадного крейсера для Тихого океана, что был заключен до войны.

Частью этого договора была помощь в постройке второго крейсера на русских верфях, в том числе и в поставке турбин. Компания пробовала представить себя с самой лучшей стороны и уже в июне 1914 года успела поставить 2 агрегата из 4.

Тогда же, в сентябре 1916, случилось еще одно событие, которое конкретно касалось судьбы корабля. ОБЗ представил собственный первое орудие на огневые опробования на особом полигонном станке Дурляхера, а из Британии были поставлены 6 орудий этого типа.

На железном заводе кроме этого благодаря помощи вторых фирм смогли ускорить работы по постройке башен.

В итоге к декабрю 1916 года в наличии были уже 8 орудий английского изготовления, 3 из которых установили в первую готовую башню, 2 орудия ОБЗ и еще 2 пребывали в последней стадии готовности.

Все башни собирались изготовить и установить к марту 1917 (действительно, из-за событий в стране это случилось лишь в первых числах Июня).

Была установлена вся большинство систем и вспомогательная артиллерия, и самое основное — корабль имел возможность сам двигаться и управляться. В апреле он в первый раз вышел на мерную милю, продемонстрировав скорость при 80% в 25,6 уз. (действительно, данный показатель был при водоизмещении в 29 000 тысячь киллограм без боезапаса и трех башен ГК). Тогда же раненый в первых числах Марта адмирал Непенин (благодарю матросам с 1 линейной бригады, каковые фактически спасли ему жизнь, вот что означает сплаванный экипаж) сделал «Измаил» своим флагманом.

Но всецело боеготовым сильнейший корабль русского флота стал лишь в июле 1917 года.

Линейный крейсер Измаил на протяжении перехода, июль 1917 г.

Сейчас возвратимся к лёгким крейсерам.

Заложенные в Ревеле в мае 1913 года два легких крейсера типа «Светлана» сначала строились очень интенсивно, что нельзя сказать о «систершипах», каковые показались на стапелях Путиловской верфи всего на 4 месяца позднее. Так к началу войны года готовность легких крейсеров составляла: «Светлана» — 31,9%, »Адмирал Грейг» — 16,0%, «Адмирал Бутаков» — 9,7%, «Адмирал Спиридов» — 10,1%.

К Январю 50% готовности достиг лишь головной корабль серии. Следующий за ним «Адмирал Грейг» готовься лишь на четверть, но кроме того это продемонстрировало, как скорость работ на Ревельской верфи превосходит работу Путиловской: готовность крейсеров «Адмирал Адмирал» и «Бутаков Спиридов» была так мелка, что по предложению МГШ работы перевели на остаточный принцип, дабы по окончании спуска на воду отвести корпуса на консервацию (что случилось летом 1916 года). Силы же Путиловского завода направили на постройку ЭМ и ПЛ.

Сейчас все оборудование и ресурсы были сконцентрированы на ревельских крейсерах. Это помогло,и в марте 1915 года была построена «Светлана», а в июле «Адмирал Грейг». В то время готовность судов составляла у «Светланы» по корпусу 64%, а по механизмам — 73% (крейсера «Адмирал Грейг» — соответственно 46 и 15%).

В апреле 1915 произошло еще одно совещание, на котором была поставлена задача ввести в строй хотя бы один крейсер, но в самые малейшие сроки из-за утраты крейсера «Паллада». Сейчас на остаточный принцип был кроме этого переведен «Грейг», а «Светлана» взяла верховный приоритет, как в свое время линейный крейсер «Измаил».

К концу 1915 года готовность корабля составляла по корпусу — 81%, по механизмам — 75%. Скорость работы была высокой, и 1 ноября 1916 года легкий крейсер «Светлана», что уже вошел в состав 1-й бригады крейсеров, начал швартовочные опробования — ровно через 3,5 года по окончании закладки.

Легкий крейсер Светлана на протяжении первого выхода в море (снимок сделан с броненосного крейсера Рюрик), март 1917 г.

Что касается систершипа, то работы на нем по окончании введения головного корабля в строй кроме этого ускорились, но стране уже пришлось нелегко вести такое строительство, в особенности по механической части; и в случае если на конец года корпусные работы были закончены практически на 90%, то по механизмам корабль готовься лишь на 60. Но однако было решено продолжить работы, перебазировав крейсер в Петроград.

Так, к февральским событиям Балтфлот был усилен легким и линейным крейсерами (действительно, последний не был полностью боеготов), конечно 18 турбинными ЭМ и 17 ПЛ, что было большой силой для Балтийского моря.

Еще по одному большому кораблю ожидали силовой установки и поставок вооружения, а по два корабля пребывали на консервации на высокой степени готовности. Кроме этого на верфях строились 10 ЭМ и 5 ПЛ.

Но все же в событиях октября 1917 года ключевую роль сыграли суда, каковые были в строю уже несколько год.

Состав флота к 1.10.1917.

Флагманская несколько: ЛКР «Измаил», дивизион ЭМ (3 типа «Изяслав»). 1-ая линейная бригада: ЛК «Севастополь», «Гангут», «Полтава», «Петропавловск». 2-ая линейная бригада: ЛК «Слава», «Царевич», «Имп. Павел I», «Андрей Первозванный». 1-ая бригада крейсеров: ЛКР «Светлана», БРКР «Баян», «Рюрик». 2-ая бригада крейсеров: БРКР «Громобой», «Российская Федерация», БПКР «Олег», «Богатырь».

1-ая минная дивизия: 6 дивизионов (1 типа «Новик», 19 типа «Орфей», 3 типа «Изяслав»), 2-ая Минная дивизия: 6 дивизиона (7 типа «Украина», 3 типа «Охотник», 4 типа «Наездник», 7 типа «инженер-механик Зверев», 8 типа «Лейтенант Бураков»). 2 отдельных дивизиона ЭМ: (7 типа «Деятельный», 4 типа «Сокол»). Бригада ПЛ: 4 дивизиона (13 Типа «Барс», 5 типа «АГ»).

Отряд учебных ПЛ (2 типа «Касатка», 3 типа «Белуга», 4 типа «Кайман», 1 типа «Минога»). Бригада МЗ: «Ильмень», «Волга», «Амур», «Солдат», «Нарова», «Онега», «Свирь», «Урал», «Лена» и т.д.

Русский флот в Первой Мировой войне. Интервью с Кириллом Назаренко. Цифровая история. Егор Яковлев.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: