Проба меча

      Комментарии к записи Проба меча отключены

Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Ровно 85 лет назад, 29 января 1932 года началась одна из мини-войн, ставших прелюдиями ко Второй мировой войны. В историю она вошла как Шанхайский инцидент либо Первая битва за Шанхай. Этот конфликт увлекателен тем, что в нем в первый раз в истории громадную роль сыграли палубная авиация и авианосцы.

Все началось с того, что обитатели Шанхая, мягко говоря, не обожавшие японцев за их экспансионистскую политику, устроили беспорядки, избив пятерых японских монахов-попрошаек, а позже – сжёгши фабрику, принадлежавшую японскому коммерсанту. Такова была их реакция на недавний захват японцами Маньчжурии. Местной полиции удалось разогнать толпу, наряду с этим погиб китайский милицейский.

Но японцы объявили, что власти Китая не в состоянии обеспечить безопасность зарубежных граждан, и предъявили Китаю ультиматум с требованием вывести из Шанхая войска и полицию, передав контроль над городом японской армии.

Китайцы ответили отказом, тогда Япония без объявления войны начала вторжение. В начале утра 29 января гидропланы E1Y и E41Y с воздушного транспорта Ноторо бомбили пригороды Шанхая, убив множество мирных обитателей. Потом японцы объявили, что целью бомбардировки были казармы китайской армии, а на жилые кварталы бомбы упали из-за навигационной неточности и нехороших погодных условий.

В тот же сутки рядом от Шанхая высадились семь тысяч японских морских пехотинцев. Захватив плацдарм, они развернули наступление, но скоро были остановлены дислоцированными в этом районе частями 19-й китайской армии.

Через пара дней к китайскому побережью подошли авианосцы Кага и Хёсё, доставившие в зону боев палубные бомбардировщики Мицубиси В1М и истребители Накадзима A1N2 (лицензионная копия британского истребителя Глостер Геймкок). Новые силы японской авиации сходу включились в боевые действия, совершая налеты на город и на позиции китайских армий.

Китайцы располагали недалеко от Шанхая всего двумя истребителями Блэкборн Линкок. 5 февраля они пробовали перехватить очередную волну бомбардировщиков, но истребители сопровождения отбили атаку, сбив одного из соперников и повредив второго. Это первенствовали воздушные победы авиации Императорского флота.

Китайцы объявили, что их пилотам удалось сбить один бомбардировщик, но японцы это отрицают.

19 февраля на шанхайский аэропорт Хунцяо прилетел из Нанкина истребитель Boeing-218 (экспортная модификация истребителя Boeing Р-12), пилотируемый американским летчиком Ричардом Шортом. Данный самолет был приобретён китайцами для оценки и ознакомления, а Шорт заключил сделку на демонстрационные полеты. Но в то время, когда японцы начали бомбить Шанхай, он предложил свои услуги в качестве летчика-истребителя, не смотря на то, что не имел соответствующих навыков и ни при каких обстоятельствах не обучался воздушной стрельбе.

Неизвестно, что им двигало – рвение обезопасисть от бомбежек мирное население, тяга к страшным приключениям либо легко желание дополнительно подзаработать.

Уже в сутки прибытия Шорт вылетел на перехват и атаковал группу японских бомбардировщиков, но из-за неумения стрелять ни в кого не попал. Но ему удалось ускользнуть от трех японских истребителей и благополучно возвратиться на аэропорт. Возможно, сыграло роль то, что большая скорость его Боинга составляла 300 км/ч, а японских Геймкоков – всего 250, исходя из этого догнать его они просто не могли.

22 февраля состоялся второй и последний воздушный бой Ричарда Шорта. Над ЖД станцией Сучоу он атаковал звено В1М, подойдя к нему снизу-сзади и открыв огонь по головной машине с кабрирования на дистанции всего около 100 метров. Сейчас ему удалось попасть.

На бомбардировщике был убит навигатор – лейтенант Сацумо Котани и ранен стрелок-радист, но самолет не был сбит, а сохранившийся пилот привел его на авианосец.

Тройка эскортных истребителей, воспользовавшись тем, что при атаке Шорт убавил скорость, не теряя ни секунды, забрала его в клещи, зайдя с трех сторон, а ведущий звена лейтенант Нокидзи Икута успел дать меткую очередь. Возможно, он не легко ранил пилота, поскольку Boeing вначале вильнул вбок, уклоняясь от огня, а через пара секунд опрокинулся на крыло и, непоследовательно кувыркаясь, упал в протекавший внизу поверхностный канал.

Японцы обрисовали пара кругов над местом падения, контролируя, не вылезет ли пилот из-под обломков, дабы его добить. Замечавшие за боем китайцы приняли эти виражи за дань уважения погибшему летчику.

Шорту было посмертно присвоено звание полковника китайских ВВС, а его подвиг, не жалея броских красок, обрисовали все ведущие китайские газеты. Очевидно, они написали, что бомбардировщик он таки сбил, а позже еще и подбил один из истребителей.

23 февраля японцы, уже не встречая противодействия, снова бомбили Сучоу и штурмовали аэропорт Хунцяо, стёрши с лица земли находившийся в том месте поврежденный Линкок. 25-го китайское руководство распорядилось перебросить в Шанхай из центральных районов все боеспособные ударные самолеты, дабы организовать налет на японские авианосцы. Потому, что Хунцяо, был уже засвечен, для их базирования выбрали другую полщадку – Цзяньтао, кроме этого расположенную рядом от города.

На следующий сутки в том направлении прилетели восемь двухместных истребителей-бомбардировщиков Юнкерс К-47 и пара легких бомбардировщиков Воут V-92C Корсар.

Но практически через пара часов по окончании их прилета японцы подвергли аэропорт интенсивной бомбардировке. Вероятнее, об местоположении аэродрома и отправке авиагруппы им сказал агент-осведомитель в китайском штабе. В следствии авиаудара на земле было стёрто с лица земли шесть самолетов, еще один Юнкерс и один Корсар, пробовавшие взлететь под бомбами, японские истребители срезали при комплекте высоты.

Затем ни о каком рейде на авианосцы речи уже не было. Японцы утратили один самолет, сбитый зенитчиками, и это была единственная безвозвратная боевая утрата их авиации за время конфликта.

К началу марта, нарастив десантную группировку до 100 тысяч людей, японцы при помощи с воздуха всецело зачистили Шанхай от полиции и китайских войск. 5 марта было заключено перемирие, в соответствии с которым китайские вооруженные формирования отводились на 20 километров от города, перешедшего под контроль интернациональных сил по поддержанию правопорядка и мира.

Установить собственную власть в Шанхае японцам тогда не удалось, поскольку против этого быстро и единогласно выступила Лига Наций, а с ее мнением в Токио до тех пор пока еще считались. Через пять лет японская императорская армия вторично захватила Шанхай, но это уже вторая история.

Проба меча

Бой Ричарда Шорта с японскими истребителями в изображении современного китайского живописца

Авианосец Кага в конфигурации 1932 года. Потом его кардинально перестроили, убрав орудийные башни и нарастив полетную палубу на всю длину корпуса

Авианосец Хёсё. Прекрасно видны характерные для этого корабля поворотные дымовые трубы

Гидроавиатранспорт Ноторо

Разведывательно-бомбардировочный гидроплан E1Y с Ноторо — участник первого налета на Шанхай

Легкий бомбардировщик В1М с авианосца Кага

Истребитель A1N2 с Хёсё

Истребитель Блэкборн Линкок

Boeing-218 Ричарда Шорта

Японские летчики — участники боя с Шортом. В центре — лейтенант Нокидзи Икута

А1N2 с авианосца Кага, быть может, принадлежавший Икуте

Истребитель-бомбардировщик Юнкерс К-47 китайских ВВС

Китайский экипаж К-47 подготавливается к вылету

Китайские зенитчики в Шанхае с автоматической пушкой Эрликон

Обитатели Шанхая, убитые и пострадавшие при бомбардировке города

Карикатура на бомбардировки Шанхая, нарисованная русским белоэмигрантом Георгием Сапожниковым, жившим в интернациональном сеттльменте этого города и рисовавшим картины для местной английской газеты Норт Чайна Дейли Ньюс. Честно говоря, я не совсем осознал суть аналогичного юмора. По крайней мере, ясно, что жертвам налетов создатель рисунка очевидно не сочувствовал

Китайцы держат оборону

Китайцы держат оборону. Обратите внимание на германский ручной пулемет MG 08/15 на нижнем снимке

Расчет легкой полевой пушки поддерживает огнем наступление японских армий

Минометная батарея японской морской пехоты

Легкие танки Renault NC-27 прокладывают дорогу японской пехоте на узкой улочке ветхого города

Японский легкий крейсер Тенрю на шанхайском рейде

Японский бронеавтомобиль Typ 87 Do-wa обстреливает из пулемета строение, которое удерживают китайские воины

Американские морпехи на защите интернационального сеттльмента. В европейских кварталах Шанхая боевые действия не велись, но расквартированные в том месте американский, английский и французский контингенты готовься открыть огонь как по китайцам, так и по японцам, если они постараются нарушить экстерриториальность

источники:

  • http://vikond65.livejournal.com/587270.html
  • http://vikond65.livejournal.com/587654.html

Отрывок из сериала Меч в поезде ( Роман Курцын )

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Мужество высшей пробы

    В воздушном бою 26 июня 1939 года майор С. И. Грицевец спас начальника 70-го истребительного авиационного полка майора Вячеслава Михайловича Забалуева….

  • В небесах над сан-паулу

    Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Бразильская…

  • Статистика динамо

    Занимательная статья из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Ровно 75 лет назад, 3 июня 1940 года,…

  • Самолет «проба».

    Разработчик: Можаров Страна: Российская Федерация Первый полет: 1914 г. В 1914 году крестьянами в селе Красивка под управлением инженера П.В.Можарова,…

  • Оружие и доспехи воинов троянской войны. часть 1 мечи и кинжалы

    Этот цикл статей Вячеслава Шпаковского, творчество которого известно многим сотрудникам, выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в цикле…

  • Как оно было на самом деле. суть меча

    – Сейчас осознал, брат, какова у меня жизнь? – в очередной раз восклицал Дионисий и рукоплескал Дамокла по пояснице. – Осознал, – кротко соглашался…