F9f panther: в тени «мига» и «сейбра». часть i

      Комментарии к записи F9f panther: в тени «мига» и «сейбра». часть i отключены

Корейская война (1950-1953) стала ареной первых в истории боев между реактивными истребителями. Противостояние советского МиГ-15 и американского «Сэйбра» стало броским событием того конфликта. Но остались незаслуженно забытыми другие самолеты, принимавшие самое активное участие в битвах на Корейском полуострове.

Одному из них, палубному истребителю F9F «Пантера» посвящена эта статья.

F9f panther: в тени «мига» и «сейбра». часть i
Источник: http://fly.historicwings.com (http://fly.historicwings.com/wp-content/uploads/2012/11/HighFlight-FirstUSJetKill2.jpg)

Закончившаяся в сентябре 1945 года Вторая мировая война стала временем невиданного прорыва в военных разработках. Любая из сторон стремилась создать «чудо-оружие», благодаря которому возможно было бы или приблизить победу, или отсрочить неминуемое поражение. Одним из таких новшеств стало появление реактивной авиации.

Нельзя сказать, что германские истребители Me.262 сильно повлияли на ход боевых действий: их было через чур мало, и, к тому же, первые реактивные двигатели не отличались высокой надежностью. Но их появление выяснило направление развития послевоенной авиации – «винтовые» самолеты уходили в прошлое, освобождая дорогу «реактивам».

Разработки реактивных самолетов велись не только в Германии. Английская компания «Глостер» еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века начала опробования истребителя «Метеор». В следующем, 1944-ом, американский «Локхид» представил «Шутинг Стар».

В Советском Альянсе над видом реактивных самолетов трудились КБ под управлением Микояна и Лавочкина.

Не отставала от них и американская компания «Грумман», инженеры и чьи конструкторы специализировались на создании палубных самолетов. Они стали создателями таких известных «палубников», как «Хэллкэт» и «Корсар», каковые внесли громадный вклад в победу над милитаристской Японией. Они наносили японской авиации ужасные утраты: на один сбитый «Корсар» приходилось более 11 стёртых с лица земли японских самолетов. В 1945 году на вооружение был принят новый истребитель – F8F «Бэаркэт».

Он опоздал учавствовать в военных действиях, но был «на ура» принят летчиками палубной авиации.

Но времена скоро изменялись, оказались все новые и новые реактивные истребители, и ВМС США не могли позволить себе отставания в этом направлении. Уже во второй половине 40-ых годов двадцатого века «Грумман» приступил к разработке реактивного палубного истребителя. В соответствии с первому проекту, самолет должен был оснащаться четырьмя двигателями, расположенными в корневой части крыла.

Но в том же году самолет был оборудован английским турбореактивным двигателем «Нин» с тягой 2.270 кгс. Американская компания «Пратт-Уитни» взяла лицензию на выпуск данных моторов, взявших обозначение J-42-P-6.

24 ноября 1947 года самолет XF9F-2, оснащенный новым двигателем, совершил первый полет. Второй прототип, XF9F-3, оснастили вторым мотором, «Эллисон» J-33A-8. ВМС испытывали так сильную необходимость в реактивных самолетах, что подписали договор на первую партию новых автомобилей еще до начала летных опробований.

Тогда же самолет взял собственное имя — «Пантера».

В конце 1947 года начались летные опробования. Выявлялись разные недочёты, каковые скоро устранялись. Дорабатывались разные совокупности самолета, например, в целях повышения дальности полета на законцовках крыла были установлены дополнительные топливные баки. Оружие складывалось из 4 пушек калибра 20 мм, установленных в носу самолета.

Помимо этого, под крылом пребывали 8 точек подвески для двух 454-кг бомб и шести неуправляемых ракет HVAR.

Прототип XF9F-2 в полете. Источник: http://commons.wikimedia.org
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/27/XF9F-2_NAN5-48.jpg)

Заводские опробования длились. Параллельно с ними, весной 1949 года, «Пантеры» в первый раз совершили вылеты с палубы авианосца. Эскадрилья ВМС VF-51 первой взяла новейшие самолеты в мае того же года. Самолеты-истребители, оснащенные мотором «Пратт-Уитни», взяли обозначение F9F-2, штурмовики – F9F-2B.

Всего было выстроено более 550 таких самолетов.

Прототип XF9F-3, оснащенный двигателем «Эллисон», совершил первый полет в августе 1948 года. Уже было заказано 54 серийных самолета F9F-3, но по окончании опробований, распознавших множественные недочёты двигателя, они были переоборудованы в F9F-2.

Конструкторы работали над усовершенствованием «Пантеры». Был создан новый вариант самолета, F9F-4, отличавшийся от прошлых новым и удлинённым фюзеляжем двигателем «Эллисон» J-33-A-16A с увеличенной до 2.880 кгс тягой. Скорость самолета возросла, но двигатель снова был не через чур надежным.

Заказанные самолеты данной серии были переоборудованы в новый вариант – F9F-5, ставший последним серийным. Двигателисты из «Пратт-Уитни» установили на нем новый ТРД J-48-P-2 с большой тягой 3.180 кгс. Самолет отличался от прошлых модификаций не только двигателем: были увеличены емкость топливных площадь и баков вертикального оперения для придания большей устойчивости в полете.

На опробования новая модификация «Пантеры» вышла в первой половине 50-ых годов XX века, уже на протяжении Корейской войны, где данный самолет принял самое активное участие.

«Пантера» модификации F9F-2 из эскадрильи VF-71, 1952 год. Источник: http://de.wikipedia.org
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a5/F9F_VF-71_over_TF77_1952.jpeg)

Вторая часть статьи

Grumman F9F Panther Documentary

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • F9f panther: в тени «мига» и «сейбра». часть ii

    25 июня 1950 года северокорейские армии перешли в массированное наступление на собственного южного соседа: началась Корейская война, продлившаяся три…

  • Палубный «шершень»

    В 1970-х годах в Соединенных Штатах началась разработка палубного самолета нового поколения. Скоро компаниями «Макдонелл-Дуглас» и «Нортроп» был создан…

  • F9f «cougar»: наследник «пантеры»

    Корейская война (1950–1953) стала первым в истории конфликтом, в котором реактивные самолеты сошлись между собой в ожесточенных воздушных битвах….

  • Grumman f9f panther. фото. характеристики.

    США Тип: однодвигательный реактивный палубный истребитель-бомбардировщик и фоторазведчик Экипаж: один пилот Самолет F9F — первый реактивный истребитель…

  • F8f bearcat. часть ii

    Самолеты «Грумман» F8F «Бэаркэт» так и опоздали учавствовать во Второй мировой. Но мирное время длилось весьма недолго. Уже через пара лет по окончании…

  • 20 Интересных фактов из истории истребителей

    Самолеты-истребители сыграли очень ключевую роль в истории всемирный авиации. Как раз о летчиках-истребителях слагают рассказы как о рыцарях небес. В…