F9f panther: в тени «мига» и «сейбра». часть ii

      Комментарии к записи F9f panther: в тени «мига» и «сейбра». часть ii отключены

25 июня 1950 года северокорейские армии перешли в массированное наступление на собственного южного соседа: началась Корейская война, продлившаяся три года. На протяжении этого конфликта состоялись первые в истории воздушные битвы между реактивными истребителями.

Противостояние советского МиГ-15 и американского F-86 «Сэйбр» осталось в памяти людей как самое броское событие Корейской войны. Неудивительно, что остальные участники воздушных боев той поры остались фактически незамеченными: Як-9, Ил-10, P-51 «Мустанг», F-80 «Шутинг Стар», F9F «Пантера»… Но, однако, упомянутые выше самолеты игрались в конфликте ключевую роль, о которой не следует забывать.

«Пантеры» массово использовались в войне на Корейском полуострове, совершили более 70 тысяч боевых вылетов. Использовались они в самых разных качествах, и прежде всего как ударные самолеты. Как уже упоминалось в прошлой части, самолет был способен нести бомбовое и ракетное оружие.

Не считая неуправляемых ракет HVAR, использовались и специальные противотанковые RAM.

Первое боевое задание «Пантеры» эскадрильи VF-51 взяли спустя семь дней по окончании начала войны. 2 июля 1950 года они атаковали центральный аэродром Пхеньяна, северокорейской столицы. Их задачей было уничтожение вражеских самолетов на земле до подхода главных ударных авиационных сил. И с данной задачей восемь «Пантер» совладали блестяще. В атмосферу успели встать всего два истребителя Як-9 северокорейских ВВС, но и они были скоро сбиты самолетами лейтенантов Брауна и Плога.

В следствии этого неожиданного удара авиация КНДР была уничтожена, и, впредь до появления в осеннюю пору 1950 года над полуостровом МиГов, авиация США захватила господство в воздухе.

F9f panther: в тени «мига» и «сейбра». часть ii
«Пантеры» из эскадрильи VF-721 над Корейским полуостровом, 1951 год.
Источник: http://en.wikipedia.org
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/67/F9F_CV21_Korea.JPEG)

По окончании разгрома авиации соперника главной миссией палубных «реактивов» стало подавление средств ПВО. Северокорейские армии имели на вооружении достаточное количество мелкокалиберной зенитной артиллерии, воображавшей громаднейшую угрозу для ударных винтовых самолетов, делавших собственные задачи на малой высоте.

Американскими летчиками была выработана следующая тактика: реактивные «Пантеры» поднимались с авианосца по окончании взлета винтовых «ударников», но благодаря собственной скорости первыми оказались недалеко от нанесения удара. Стремительный реактивный самолет становился тяжёлой мишенью для зенитчиков. F9F нападали позиции ПВО пушечным огнём и ракетами, но, не обращая внимания на собственную скорость, часто приобретали важные повреждения.

Тяжелые битвы с вражескими зенитками продемонстрировали не только хорошие боевые качества «Пантер», но и их высокую живучесть. Время от времени американским пилотам получалось довести без шуток поврежденные автомобили до мест базирования. Часть таких самолетов потом восстанавливали до летного состояния.
Не считая палубных «Пантер» в Корейской войне участвовали и самолеты Корпуса морской пехоты (КМП) США. Они базировались на наземных аэропортах и делали задачи по штурмовке вражеских позиций.

В ноябре 1950 года ситуация в корейском небе изменилась: появление реактивных истребителей МиГ-15 (по классификации НАТО – «Fagot») заставило пилотов «Пантер» отыскать в памяти о задаче завоевания господства в воздухе. Помимо этого, линия фронта ушла на большом растоянии на север, что стало причиной повышению дальности вылетов. Изменилась и тактика применения F9F: сейчас основной их задачей стало прикрытие ударных самолетов от атак истребителей.

Первый бой между «Мигами» и Пантерами состоялся 3 ноября 1950 года. В тот сутки была достигнута первая победа: «Пантера», управляемая лейтенантом-коммандором Эйменом, стёрла с лица земли МиГ-15. В первый раз в истории палубный самолет добился победы над «реактивом».

Тут нужно уточнить, что «Пантера» уступала МиГу фактически по всем чертям. Но было бы несправедливо не подчернуть, что F9F создавался как самолет ПВО соединения авианосцев, а не в качестве фронтового истребителя. Кроме того, в его конструкции употреблялись материалы, устойчивые к коррозии (что крайне важно для самолета авианосного базирования). Это очень сильно увеличивало вес самолета. Борьба с МиГ-15 была для «Пантеры» сверхсложной задачей.

Но, однако, время от времени летчикам палубной авиации получалось добиться успеха. Так, к примеру, 18 ноября 1952 года пилотам «Пантер» 77-го авианосного своевременного соединения удалось сбить два МиГа, без шуток повредить один, наряду с этим не понеся утрат.

F9F вплоть до конца Корейской войны использовались в самых разных качествах. Они наносили бомбовые удары, сопровождали бомбардировщики B-29 «Суперкрепость», проводили фоторазведку позиций соперника. Летчики выделяли их высокие боевые качества, уже упоминавшуюся живучесть.

Механики отмечали хорошие эксплуатационные характеристики.

F9F «Пантера» стал первым массовым палубным реактивным самолетом. Он прослужил в авиации флота и КМП США до 1956 года, а кое-какие самолеты употреблялись в качестве учебных впредь до начала 1960-х годов. С 1949 по 1955 год «Пантеры» были главным самолетом пилотажной группы ВМС «Голубые ангелы».

Единственным зарубежным клиентом стали ВВС Аргентины, где F9F употреблялись до конца 1960-х годов.

F9F «Пантера» в Midway museum, Сан-Диего, штат Калифорния, США, 2007 год.
Источник: http://commons.wikimedia.org
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/db/Grumman_F9F_Panther,_Midway_Museum,_San_Diego,_California.jpg)

Источники, употреблявшиеся в написании статьи:
1. Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;
2. В. Грин, Р. Кросс. Реактивные самолеты мира. М., Издательство зарубежной литературы, 1957.

Первая часть статьи

War Thunder. Миг 9 против F9F-Panther и F-86 Sabre. Реалистичный режим боя. Один против всех.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • F9f panther: в тени «мига» и «сейбра». часть i

    Корейская война (1950-1953) стала ареной первых в истории боев между реактивными истребителями. Противостояние советского МиГ-15 и американского «Сэйбра»…

  • Палубный «шершень»

    В 1970-х годах в Соединенных Штатах началась разработка палубного самолета нового поколения. Скоро компаниями «Макдонелл-Дуглас» и «Нортроп» был создан…

  • F9f «cougar»: наследник «пантеры»

    Корейская война (1950–1953) стала первым в истории конфликтом, в котором реактивные самолеты сошлись между собой в ожесточенных воздушных битвах….

  • F8f bearcat. часть ii

    Самолеты «Грумман» F8F «Бэаркэт» так и опоздали учавствовать во Второй мировой. Но мирное время длилось весьма недолго. Уже через пара лет по окончании…

  • 20 Интересных фактов из истории истребителей

    Самолеты-истребители сыграли очень ключевую роль в истории всемирный авиации. Как раз о летчиках-истребителях слагают рассказы как о рыцарях небес. В…

  • Grumman f9f panther. фото. характеристики.

    США Тип: однодвигательный реактивный палубный истребитель-бомбардировщик и фоторазведчик Экипаж: один пилот Самолет F9F — первый реактивный истребитель…