F9f «cougar»: наследник «пантеры»

      Комментарии к записи F9f «cougar»: наследник «пантеры» отключены

Корейская война (1950–1953) стала первым в истории конфликтом, в котором реактивные самолеты сошлись между собой в ожесточенных воздушных битвах. Принимал в них палубный истребитель и участие F9F «Пантера», созданный во второй половине 40-х годов компанией «Грумман». «Пантера» была хорошим представителем первого поколения реактивной авиации: самолеты того времени владели дозвуковой большой скоростью, пушечным (либо пулеметным) оружием.

F9f «cougar»: наследник «пантеры»
Источник: http://commons.wikimedia.org/
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/F9F-6_VF-73_USS_Midway_1954.jpg)

Первоначально «реактивы» имели прямое крыло. Но уже к началу 1950-х годов стало ясно, что радикальное повышение скорости полета вероятно лишь при установке на самолет стреловидного крыла. Такими истребителями стали американский F-86 «Сэйбр» и советский МиГ-15.

В начале 1951 года компания «Грумман», прославившаяся на всю землю собственными «палубниками», взяла заказ на создание самолета авианосного базирования, оснащенного стреловидным крылом. ВМС США не могли себе позволить отставание на этом серьёзном направлении.

Дабы ускорить создание и разработку летных прототипов, конструкторами «Груммана» было принято следующее ответ: за базу будущего истребителя забрать уже проверенный F9F-5, установить на него стреловидное крыло, и совершить все нужные доработки. Весной того же, 1951, года началось строительство первых летных экземпляров. Они взяли обозначение XF9F-6, на этих самолетах стоял двигатель «Пантеры» – «Пратт-Уитни» J-48-P-6A.

Первый полет «Кугуара» состоялся 20 сентября 1951 года.

F9F-6 эскадрильи VF-103, 1954 год
Источник: http://commons.wikimedia.org/
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/F9F-6_Cougars_of_VF-103_over_USS_Coral_Sea_(CVA-43)_1954.jpg)

Всю осень шли разные опробования. Был установлен новый двигатель от «Пратт-Уитни», отличавшийся от прошлого увеличенной тягой. Существовал и второй вариант «Кугуара», F9F-7, оснащенный двигательной установкой производства компании «Эллисон».

Новый ТРД, но, не отличался высокой надежностью, что в следствии стало причиной тому, что новая модификация была выпущена ограниченной серией.

В первую очередь 1952 года начались опробования, в которых учавствовали летчики ВМС США. Состав оружия если сравнивать с «Пантерой» не изменился: четыре 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа, конечно подкрыльевые подвески для шести 127-мм ракет HVAR и двух 454-кг бомб. На одной из последних модификаций, F9F-8В, на подкрыльевом пилоне могла быть подвешена бомба с ядерным зарядом.

В осеннюю пору 1952 года новые «Кугуары» стали поступать на вооружение авиации ВМС США. Первыми новый палубный истребитель стали осваивать пилоты эскадрильи VF-52. Для летчиков, уже имевших солидный налет на прошлом творении «Груммана» – «Пантере», освоить в полете новый «Кугуар» было достаточно несложной задачей.

Новый летательный аппарат произвел на них самое благоприятное чувство. Он сохранил в себе все преимущества предшественника, а скорость (если сравнивать с «Пантерой») возросла более чем на сотню и составляла уже более 1.100 км/ч. На последней серийной модификации «Кугуара», взявшей обозначение F9F-8, большая скорость составляла уже 1.135 км/ч: хороший итог для реактивного самолета первого поколения.

Не смотря на то, что нельзя не сообщить о том, что для преодоления звукового барьера этого показателя очевидно не хватало.

На войну с северокорейской ее союзниками и армией новый «палубник» «Груммана» так и опоздал. «Кугуар» стал истребителем мирного времени, его удачи выражались не числом сбитых самолетов соперника, а в новых достижениях и рекордах. В частности, в первой половине 50-ых годов XX века звено таких самолетов совершило беспосадочный перелет с Западного на Восточное побережье США. На протяжении этого полета пилоты «Кугуаров» делали один из сложнейших элементов пилотирования – дозаправку в воздухе.

Но в случае если упомянутый выше полет длился около четырех часов, то следующий, выполненный во второй половине 50-ых годов двадцатого века летчиками эскадрильи VF-144, продлился более десяти! Наряду с этим кроме этого выполнялась дозаправка в воздухе. Принимали участие «Кугуары» и в авиашоу в составе «Голубых ангелов» впредь до 1957 года.

С конца 1950-х годов начался процесс выведения «Кугуаров» в резервные и тренировочные эскадрильи. Неспешно их заменяли в строю новейшие «Тайгеры» и «Крусейдеры». К середине 1960-х все F9F-8 уже пребывали в резерве.

«Кугуар» стал первым серийным самолетом авианосного базирования со стреловидным крылом. Также, с F9F-8 в первый раз в истории авиации ВМС США была запущена ракета класса «воздух-воздух». Данный самолет так и не поучаствовал в битвах.

Он опоздал на войну в Корее и ушел со сцены раньше, чем разгорелся конфликт во Вьетнаме. Но, не обращая внимания на эти факты, груммановский «Кугуар» сыграл ключевую роль в истории палубной авиации США.

F9F-8, вооруженный ракетами AIM-9B Sidewinder, 1956 год
Источник: http://commons.wikimedia.org
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/12/F9F-8_with_Sidewinder_missiles_1956.jpg)

Источники, употреблявшиеся в написании статьи:

  1. Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;

  2. В. Грин, Р. Кросс. Реактивные самолеты мира. М., Издательство зарубежной литературы, 1957.

Обзор F9F-8 Cougar Новинка патча 1.63 | War Thunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • F9f panther: в тени «мига» и «сейбра». часть ii

    25 июня 1950 года северокорейские армии перешли в массированное наступление на собственного южного соседа: началась Корейская война, продлившаяся три…

  • F9f panther: в тени «мига» и «сейбра». часть i

    Корейская война (1950-1953) стала ареной первых в истории боев между реактивными истребителями. Противостояние советского МиГ-15 и американского «Сэйбра»…

  • Палубный «шершень»

    В 1970-х годах в Соединенных Штатах началась разработка палубного самолета нового поколения. Скоро компаниями «Макдонелл-Дуглас» и «Нортроп» был создан…

  • 20 Интересных фактов из истории истребителей

    Самолеты-истребители сыграли очень ключевую роль в истории всемирный авиации. Как раз о летчиках-истребителях слагают рассказы как о рыцарях небес. В…

  • F8f bearcat. часть ii

    Самолеты «Грумман» F8F «Бэаркэт» так и опоздали учавствовать во Второй мировой. Но мирное время длилось весьма недолго. Уже через пара лет по окончании…

  • Тревожное небо холодной войны

    Период с 1946 по 1985 годы во всемирной историографии стал называться «холодной войны». Это было временем противостояния двух совокупностей –…