Палубный «шершень»

      Комментарии к записи Палубный «шершень» отключены

В 1970-х годах в Соединенных Штатах началась разработка палубного самолета нового поколения. Скоро компаниями «Макдонелл-Дуглас» и «Нортроп» был создан F/A-18 «Хорнет», ставший на много лет главным американским истребителем авианосного базирования. Статья посвящена боевого применения и истории создания этого летательного аппарата.

Палубный «шершень»
F/A-18 «Хорнет», ставший на много лет главным американским истребителем авианосного базирования.
Источник:(http://images5.alphacoders.com/373/373941.jpg)

К началу 1970-х годов базу палубной авиации ВМС США составляли такие самолеты, как известный F-4 «Фантом» производства компании «Макдонелл-Дуглас», А-4 «Скайхоук» и А-7 «Корсар». На замену этим самолетам компанией «Грумман» уже был создан F-14 «Томкэт», но уже тогда стало ясно, что содержание и производство этих истребителей обойдется американским налогоплательщикам в копеечку. Управлением США было издано постановление о создании более недорогого, чем «Томкэт», палубного самолета для замены устаревающих автомобилей.

Первоначально собственные проекты представили авиастроительные компании «Грумман» и «Макдонелл-Дуглас», выставившие на конкурс модернизированные самолеты F-14 и F-15. Но стало ясно, что эти истребители не будут значительно отличаться по цене от «Томкэта». Тут нельзя не подчернуть, что фактически такая же обстановка сложилась одновременно с этим в ВВС Соеденненых Штатов, где вдобавок к тяжелому дорогостоящему F-15 было решено создать легкий и недорогой самолет.

Такими стали YF-16 компании «Дженерал Дайнемикс» и YF-17 компании «Нортроп». Руководство ВМС решило присмотреться к этим проектам.

В тендере ВВС победил YF-16, но флотское управление однодвигательный самолет никак не устраивал, что стало причиной фирмы и выбора-17 проекта «Нортроп». Так как данный самолет создавался для потребностей ВВС, он не был приспособлен к базированию на авианосце. Помимо этого, компания «Нортроп» ни при каких обстоятельствах ранее не принимала участие в создании палубного летательного аппарата.

В следствии было принято следующее ответ: проект «Нортропа» доработать, к работам подключить компанию «Макдонелл-Дуглас». В будущем эта компания станет главным производителем «Хорнета».

Экспериментальный YF-17 в полете
Источник: (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Northrop_YF-17_Cobra_(74-04070).jpg)

С 1975 года велись работы по модернизации самолета YF-17. «Макдонелл-Дуглас» занимался доводкой проекта под возможность базирования на авианосце. Была усилена конструкция, добавлен тормозной гак, расширены возможности бортового электронного оборудования. Создаваемый самолет уже так очень сильно отличался от начального проекта, что ему было дано новое обозначение – F-18 и имя собственное «Хорнет».

Так как самолет сочетал в себе как истребительные, так и ударные возможности, в итоге его стали именовать F/A-18. «Нортроп» же прорабатывал экспортный вариант нового истребителя, но эти работы в будущем ни к чему не привели, поскольку проект не выдержал борьбе с «макдонелловским» «Хорнетом».

В ноябре 1978 года F/A-18 совершил первый полет. Уже на протяжении первых вылетов летчики подчернули, что новый истребитель отличается в лучшую сторону от своих предшественников, в частности «Фантома», а помимо этого надежен и неприхотлив в обслуживании. Началось серийное строительство нового «Хорнета», и в первой половине 80-ых годов XX века первые подобные автомобили были включены в состав эскадрилий ВМС США. Первые серийные самолеты взяли обозначение F/A-18A, а двухместные учебно-боевые – F/A-18B.

Всего было выстроено порядка четырехсот автомобилей первых предположений.

F/A-18A «Хорнет» в полете, 1989 год
Источник: (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/F-18A_Hornet_VMFA-451_1989.jpeg)

Но уже в середине 1980-х годов стало ясно, что при всех собственных «плюсах» новая машина имеет и недочёты. В частности, установленное на «Хорнетах» первых модификаций бортовое радиоэлектронное оборудование не разрешало применять всю номенклатуру снарядов, имевшихся в то время на вооружении. Отмечались и иные неприятности, которые связаны с полетными и маневренными чертями.

Проанализировав данные, конструкторы «Макдонелл-Дуглас» приступили к созданию новой версии «Хорнета», показавшейся на свет во второй половине 80-ых годов XX века.

Обновленный «Шершень» взял не только новый радар, но и возможности для применения новейших средств поражения, таких как, к примеру, ракет AIM-120 AMRAAM класса «воздух-воздух». На самолете был установлен новый двигатель с увеличенной тягой производства компании «Дженерал Электрик». Были без шуток увеличены возможности прицельного комплекса, совокупностей радиоэлектронной борьбы.

На самолете внедрялись отдельные элементы разработки малозаметности. Модифицированный истребитель взял обозначение F/A-18C, а его двухместная версия, созданная не только для тренировочных целей, но и для применения в авиации Корпуса морской пехоты США, – F/A-18D. Новые «Хорнеты» достаточно скоро заменили не только самолеты прошлого поколения, но и собственных собратьев первых модификаций.

Они строились серийно с конца 1980-х годов до начала нового, XXI века, и до сих пор остаются в строю ВМС и КМП США. Всего было создано более трех сотен аналогичных автомобилей.

F/A-18C «Хорнет» в полете над Ираком, 2007 год
Источник:(http://files.air-attack.com/MIL/f18sh/f18csunset_20070830.jpg)

Финиш ХХ века был богат на локальные конфликты, в некоторых из них авиация ВМС США приняла самое яркое участие. И неизменно «Хорнеты» выяснялись на острие удара.

Боевое крещение новых палубных истребителей произошло весной 1986 года на протяжении налетов американской авиации на Ливию. Первое столкновение случилось в марте. Палубные самолеты ВМС США наносили удары по ливийским армейским судам, пробовавшим нападать морскую ударную группировку американцев. F/A-18 на протяжении этого боестолкновения делали задачу прикрытия атакующих самолетов от ливийских истребителей, но они так и не поднялись в воздух.

Скоро американское управление, в ответ на пара терактов, решило совершить бомбардировку армейских объектов в Ливии. Результатом стало проведение операции «Каньон Эльдорадо». На протяжении данной атаки «Хорнеты» сопровождали палубные самолеты «Интрудер» и «Корсар», атаковавшие объекты ливийской ПВО.

F/A-18C на протяжении операции «Буря в пустыне», 1991 год
Источник:(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/98/F-18Cs_VFA-83_during_Gulf_War_1991.JPEG)

Более же важное участие F/A-18 приняли в операции «Буря в пустыне», вооруженном противостоянии интернациональной коалиции с Ираком в начале 1991 года. В войне принимали участие как «Хорнеты» палубной авиации, так и самолеты, принадлежавшие Корпусу морской пехоты. Первые удары по позициям иракской армии F/A-18 нанесли уже в первые сутки войны, 17 января 1991 года.

Данный сутки стал знаменательным в истории «Хорнета». Во-первых, пилотам с авианосца «Саратога», вылетевшим с полной бомбовой нагрузкой, удалось стереть с лица земли в воздушном бою два иракских истребителя МиГ-21. Так был открыт боевой счет F/A-18. Но, во-вторых, в тот же сутки «Хорнеты» понесли и первую утрату: иракскому перехватчику МиГ-25 удалось сбить один из палубных истребителей, его пилот погиб.

Согласно данным из официальных источников, на протяжении проведения «Бури в пустыне» было утрачено два «Шершня», но иракцы заявляли о семи сбитых самолетах, что потом не подтвердилось. На протяжении войны с Ираком случился немыслимый случай: один из «Хорнетов» взял важные повреждения, а также обоих двигателей, но пилоту удалось удержать машину в полете и довести ее до базы, где потом поврежденный F/A-18 был отремонтирован. Всего в январе-феврале 1991 года «Шершни» совершили более 4500 вылетов, стёрли с лица земли много наземных целей, и пара иракских истребителей МиГ.

По окончании окончания «Бури в пустыне» «Хорнеты» учавствовали в операции «Южный дозор» по обеспечению бесполетной территории над частью иракской территории. Позднее, во второй половине 90-ых годов двадцатого века, они принимали участие в атаке на иракские объекты на протяжении операции «Лиса пустыни». Не осталось без участия F/A-18 и вооруженное противостояние на Балканах, где в 1995 году на протяжении бомбардировок, взявших наименование «Обдуманная сила», эти самолеты атаковали наземные объекты сербской армии.

F/A-18C делает дозаправку в воздухе в небе над Афганистаном
Источник: (http://files.air-attack.com/MIL/f18sh/f18sh_kc10_20081213.jpg)

Начало нового, XXI века стало временем начала глобальной войны США и их союзников против террористической угрозы. Меньше чем через месяц по окончании атак 11 сентября 2001 года американская авиация нанесла первые удары по позициям боевиков в Афганистане. Как для этого, так и для локальных распрей последнего времени неспециализированным есть отсутствие сопротивления самолетам НАТО и США со стороны ВВС соперника.

Исходя из этого главной целью авиации стало нанесение ракетно-бомбовых ударов и яркая помощь наземных сил, а также в труднодоступных районах. Так «Хорнеты» действовали и на протяжении операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане, и в Иракской войне (2003 – 2010). В случае если в первой принимали участие самолеты, базировавшиеся на авианосцах, то в Ираке F/A-18 совершали вылеты как с палубы, так и с наземных баз.

На протяжении этих распрей пара «Хорнетов» были утрачены в разных авиационных происшествиях. В частности, 2 апреля 2003 года один из F/A-18C, принадлежавших флоту США, был сбит собственными же совокупностями ПВО «Пэтриот», случайно выяснившими «Хорнет» как вражеский самолет. На протяжении же конкретно боевых вылетов не было утрачено ни одного летательного аппарата.

Рассказ об истребителе «Хорнет» был бы неполным без упоминания об экспортных поставках. Эти самолеты имели успех на рынке сначала собственной карьеры, поскольку в них удачно сочетались довольно низкая цена и хорошие характеристики. «Шершни» поставлялись не только в Европу (Испания, Финляндия, Швейцария), но и в государства Азии (Малайзия, Кувейт) и Австралию. Во всех упомянутых выше государствах F/A-18 разных модификаций стоят на вооружении до сих пор.

Остаются «Шершни» и на вооружении Корпуса и флота морской пехоты в самих Соединенных Штатах. Прослужат они еще пара лет, впредь до начала серийного производства самолета нового поколения F-35 «Лайтнинг II». До сих пор на F/A-18 выступает пилотажная несколько ВМС США «Голубые ангелы».

«Хорнет» стал одним из самых успешных американских самолетов. F/A-18 великолепно показал себя в локальных конфликтах последних десятилетий. В нем превосходно сочетаются как ударные, так и истребительные функции.

С недавних пор «Хорнет» и его наследник «Супер Хорнет» являются единственными боевыми самолетами палубного базирования в военно-морских силах США, и их возможно смело назвать настоящими «рабочими лошадками» американской авианосной авиации.

F/A-18D на протяжении боевого вылета над городом Фаллуджа, Ирак
Источник: (http://media.militaryphotos.net/photos/albums/album96/aaa.jpg)

Источники, употреблявшиеся в написании статьи:

  1. Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;

  2. Энциклопедия современной военной авиации, М., издательство АСТ, 2001.

Оружие НАТО: Истребитель F-18 Хорнет

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: