И-153 «чайка»

      Комментарии к записи И-153 «чайка» отключены

С возникновением в конце 30-х годов авиадвигателей мощностью около 700 л.с. и освоением уборки шасси в полете истребители-монопланы стали вытеснять бипланы. Монопланы И-16 и Bf 109 более чем убедительно доказали собственные скоростные преимущества над бипланами на протяжении гражданской войны в Испании. Но окончательного признания не взяла ни одна из схем, и в СССР проектировали бипланы.

Так, в один момент с запуском в серию И-15бис Н.Н. Поликарпов начал разработку нового маневренного биплана. Истребитель создавался на базе самолетов И-15 (1933 г.) и И-15бис (1937 г.). Добиться повышения скорости (при сохранении маневренных качеств) возможно было лишь за счет понижения аэродинамического сопротивления самолета.

Исходя из этого по примеру И-15 новый самолет оснастили верхним крылом типа «чайка». Вследствие этого и сама машина взяла неофициальное, ставшее потом известным наименование «Чайка». Основной отличительной чертой истребителя было новое для бипланов убирающееся шасси.

В середине 30-х годов скоростная авиация только рождалась, и разработчики не желали увеличивать конструкции за счет установки механизмов уборки шасси.

Размеры самолета соответствовали размерам И-15бис. На новой машине были поменяны детали и различные узлы, пересчитана прочность и именно поэтому усилена конструкция.

Умелый экземпляр истребителя, взявшего обозначение И-153, был создан в 1938 г. под управлением А. Щербакова. Самолет был технологически закончен, в октябре 1938 г. удачно прошел национальные опробования и по окончании доработки был принят на вооружение. Важным за подготовку автомобили к серийному выпуску назначался А.И. Микояна. Производство было организованно в 1939 г. на двух фабриках.

Большая скорость первых истребителей И-153 с мотором М-25 на границе высотности достигала 424 км/ч, что на 40—45 км/ч больше, чем у серийного И-15бис (М-25), и на 20—30 км/ч меньше, чем у скоростного истребителя И-16 с тем же мотором. Практически сразу после начала серийного выпуска двигатель М-25 заменили на более замечательный и высотный М-62. Помимо этого, был установлен винт изменяемого в полете шага.

И-153 «чайка»

Истребитель И-153 на лыжах

С новым мотором данный мелкий легкий самолет получал только высокие пилотажные качества. Так, полный вираж (разворот на 360°) с радиусом всего в 100 м летчики делали на нем за 10—11 с. Истребитель весьма скоро набирал скорость, разрешал выполнять полет с креном 90°, другими словами на боку. Большая скорость, достигнутая на этом варианте истребителя, — 443 км/ч (5000 м) и 482 км/ч (10 500 м) — с применением ТК.

Несложный и легкий в управлении И-153 имел достаточно замечательное бортовое оружие: четыре скорострельных синхронных пулемета ШКАС. «Чайки» более поздних выпусков вооружались реактивными боеприпасами на подкрыльных установках, крупнокалиберными пулеметами БС а также пушками ШВАК.

Самолеты И-153 активно учавствовали в военных действиях в Монголии (1939 г), Финляндии (1939-1940 гг.) и Китае (1940 г.).

Всего до начала 1941 г. было выпущено 3437 экземпляров истребителей И-153.

В первые месяцы ВОВ главная тяжесть борьбы с вражеской авиацией, имевшей численное превосходство, легла на авиаполки, вооруженные морально устаревшими самолетами И-153 и И-16. Фактически до 1943 г. «Чайки» закрывали с воздуха войска и стратегически ответственные объекты, а с подвешенными под крыльями восемью реактивными боеприпасами РС-82 либо бомбами неспециализированным весом до 200 кг активно использовались для нанесения штурмовых ударов по наземным позициям соперника на всех фронтах — под Москвой, Ленинградом, Севастополем и Сталинградом.

Истребитель И-153 «Чайка», строившийся в 1939—1940 гг., стал последним советским серийным истребителем-бипланом. Его конструкция и схема были доведены до вероятного совершенства, летные качества являлись высокими, а самолет для полуторапланной схемы — одним из самых идеальных серийных истребителей для того чтобы типа.

Сейчас на авиазаводе им. В.П. Чкалова в Новосибирске три самолета И-153 вернули до летного состояния.

По окончании облета все три «Чайки» были переданы клиенту — новозеландскому коллекционеру Тиму Уоллесу.

Технические данные И-153 «Чайка»

  • Экипаж: 1 чел.
  • Большая взлетная масса: 1887 кг
  • Размеры: протяженность х размах крыла: 6,1 х 10,0 м
  • Силовая установка: колич. двиг. х мощность: 1 (М-63)х1100 л.с.
  • Большая скорость полета: на высоте 5100 м: 427 км/ч (на лыжном шасси)
  • Скороподьемность (средняя): 16 м/с
  • Практический потолок: 10 600 м
  • Дальность полета: 510 км
  • Оружие: 4 х 7,62-мм пулемета ШКАС
  • Большая бомбовая нагрузка: до 200 кг

Особенности конструкции:

  • Дюралюминиевые элероны устанавливались лишь на верхнем крыле, занимая солидную часть его размаха;
  • Верхнее крыло типа «чайка» расширяло обзор вперед-вверх;
  • Ферменный фюзеляж сваривался из опальных тонкостенных труб. Его носовая часть обшивалась узким дюралюминием, хвостовая — обтягивалась полотном;
  • 9—цилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения М-62 имел двухскоростной нагнетатель, благодаря чему быстро улучшились характеристики самолета на высотах более чем 5000 м.;
  • На самолете устанавливались четыре 7,62-мм пулемета ШКАС время от времени 2 ШКАСА заменялись одним-двумя 12 J мм пулеметами БС. На умелых экземплярах были установлены две 20-мм пушки ШВАК. пушки и Пулемёты стреляли через винт и имели синхронизаторы;
  • Двухлопастный дюралюминиевый винт с изменяемым в полете шагом разрешил повысить КПД на средних и малых скоростях;
  • Значительное улучшение аэродинамики было достигнуто за счет убираемого в полете шасси (летом — колесное, зимний период — лыжное от И-16). При уборке любая свободнонесущая стойка с колесом разворачивалась довольно собственной продольной оси на 90° и, отклоняясь назад, укладывалась плашмя в центроплан нижнего крыла (лыжи прижимались к крылу);
  • Ориентирующийся костыль, управляемый вместе с рулем направления;
  • В гаргроте фюзеляжа за головой пилота пребывали аптечка и инструменты;
  • Кабина летчика была открытая, с козырьком и откидывающимися бортами (по примеру самолета И-16);
  • Кресло имело 9-мм бронеспинку;
  • Дюралюминиевые стабилизатор, направления и рули высоты обшивались полотном;

Модификации И-153

И-153 (1938 г.) — вариант с двигателем М-25. Выпущена маленькая серия. Оружие составляли четыре пулемета ШКАС, расположенные попарно с обеих сторон фюзеляжа между мотором и кабиной пилота.

Пулеметы стреляли через особые каналы, имевшие выходные отверстия в верхней части капота двигателя, около воздухозаборника маслорадиатора, и между окнами охлаждения цилиндров двигателя. Боекомплект ленточного питания из коробок составлял по 650 патронов для каждого пулемета.

И-153БС (1939 г.) — модификация с двигателем М-62. Оружие: один-два 12,7-мм синхронных пулемета БС, размещенных подобно пулеметам ШКАС. Строился серийно.

И-153—П, М-62 — пушечный. Строился малой серией. Благодаря новому методу синхронизации на этом типе в первый раз в мире была решена неприятность установки синхронных 20-мм пушек. Верхние пулеметы заменялись двумя пушками ШВАК.

Боекомплект ленточного питания составлял по 180 снарядов на пушку.

И-153В (1939 г.) — высотный; двигатель М-62. Самолет был оборудован герметичной кабиной (ГК) конструкции А.Я. Щербакова для полетов на громадных высотах.

Кабина сварная из алюминиевого сплава. Стеклянный козырек полукруглой формы. Остекление фонаря было выполнено из громадных плексигласовых панелей, и кабина оказалась яркой. Фонарь раскрывался назад и размешался в обтекателе-заголовнике. Герметизация достигалась благодаря прижиму острой кромки крышки фонаря к резиновой окантовке корпуса ГК.

Совокупность воздухопитания была регенерационной. Масса ГК — 45 кг.

И-153В (1939 г.) — умелый самолет с двигателем М-63 (1100 л.С), двумя турбокомпрессорами ТК-3 и «мягкой» ГК конструкции Н.Н. Поликарпова. Работы закончены не были.

И-153ДМ (1940 г.) — двигатель М-62. В сентябре 1940 г. производились умелые работы по установке на самолет двух дополнительных прямоточных двигателей ДМ-2. Большая скорость увеличилась на 33 км/ч. В последних месяцах года двигатели ДМ-2 были заменены на ДМ-3 с увеличенной тягой, что разрешило взять прирост скорости на 51 км/ч.

Не обращая внимания на удовлетворительные результаты, использования на практике ДМ не взяли, потому, что при их отключении большая скорость полета падала.

И-153 — М-63 (1940 г.) — модификация с более замечательным двигателем М-63 с самозапуском. Самолет оборудовался рацией. Была усилена конструкция.

Летные эти из-за возросшей массы изменились незначительно. С целью улучшения боевых качеств ранее выпущенные «Чайки» модернизировались на протяжении ремонта.

И-190 — модификация И-153 под двигатель М-88. Фактически в один момент с принятием на вооружение И-153 Н.Н. Поликарпову были представлены новые тактико-технические требования к перспективным боевым самолетам. Среди перечисленных типов был и маневренный биплан под двигатель воздушного охлаждения.

Работа над новым истребителем, взявшим обозначение И-190, по многим причинам была начата лишь весной 1939 г. Конструктивно самолет воображал собой предстоящее развитие И-153 с применением многих агрегатов и узлов «Чайки». Использование в качестве силовой установки перспективного двухрядного звездообразного двигателя М-88 большей длины повлекло трансформации в конструкции передней части фюзеляжа. Полотняная обшивка крыльев была заменена фанерной.

Хвостовой костыль стал убирающимся. Изменилась форма горизонтального оперения и крыльев.

С декабря 1939 г. начались опробования, на протяжении которых немногочисленные полеты чередовались с доводкой мотора и самолёта, подбором самоё оптимального воздушного винта и ремонтами по окончании малых аварий. Большая скорость, полученная на высоте 5000 м, составила 488 км/ч. Оружие: четыре синхронных пулемета ШКАС, с вероятной заменой на крупнокалиберные БС, 200 кг бомб.

13 февраля 1941 г. на протяжении исполнения планового полета отказал двигатель. При посадке с выпущенным шасси в глубочайший снег машина скапотировала и взяла важные повреждения, Самолет не восстанавливался.

Предстоящим логическим развитием концепции И-153 должны были стать истребители выстроенные на базе проектов И-170 и И-195.

И-170 (лето 1939 г.) — полутораплан под новый двигатель жидкостного охлаждения М-106. Расчетная скорость составляла более 500 км/ч. Проект не реализован.

И-195 (весна 1940 г.). Работы над машиной велись параллельно с созданием И-185. Самолет воображал собой его бипланный вариант с мотором М-90. Согласно расчетам скорость должна была составить около 590 км/ч. Оружие включало две пушки ШВАК и два пулемета БС.

Самолет не строился.

Боевое применение

Уже практически сразу после начала серийного выпуска истребители И-153 участвовали в военных действиях. В район реки Халхин-Гол прибыло 12 самолетов И-153 с мотором М-62. Была создана особенная эскадрилья под руководством Храбреца СССР майора Сергея Грицевца, которой предстояло испытать в сражении новый истребитель.

Японцы также ввели в бой собственный новейший истребитель-моноплан И-97 (Nakajima Ki-27 тип 97).

Первый воздушный бой между соперниками случился 25 июля 1939 г. Девятка «Чаек» вылетела на задание с выпущенными шасси. Над линией фронта они встретились с 18 японскими истребителями, каковые приняли И-153 за И-15бис и пошли на сближение. «Чайки», имитируя отступление перед численно превосходящим соперником, развернули назад. В надежде на легкий успех японцы ринулись в погоню.

Подпустив их на относительно близкую расстояние, несколько по команде Грицевца выполнила резкий разворот «все внезапно» на 180°. Убрав шасси и атакуя на встречных направлениях, И-153 врезались в боевой строй соперника. В течение нескольких мин. отечественные летчики сбили четыре И-97, не утратив ни одного собственного.

Ошеломленные японцы поспешили покинуть район боя.

Особенно действенным выяснилось использование И-153 вместе с И-16. Перехватывая самолеты соперника на высоте 4000—5000 м, «Чайки» связывали их маневренным боем и увлекали вниз под пламя И-16. За период с 22 мая по 19 августа 1939 г. отечественные летчики сбили в воздушных битвах 320 вражеских автомобилей. Опыт военных действий продемонстрировал, что не обращая внимания на примерное «паспортное» равенство в настоящем бою И-153 существенно уступали в скорости японским истребителям И-97.

Но необыкновенная маневренность разрешала «Чайке» в сражении на виражах уже на втором витке заходить сопернику в хвост. Японский истребитель должен был уходить на вертикаль, где уступал отечественной машине в скороподъемности. Японские летчики, испытав мощь оружия «Чайки», избегали лобовых атак.

В битвах у реки Халхин-Гол на «Чайках» в первый раз были применены реактивные боеприпасы РС-82.

Самолеты И-153 активно использовались в советско-финской войне 1939—1940 гг. «Чайки» сражались тут фактически «со всей Европой». Истребители Fokker D.XXI, Gloster Gladiator Mk.I, Morane Saulnier S.

406, Brewster 239 и Fiat G.50 были взяты финским правительством для отражения агрессии СССР. Утраты И-153 на протяжении военных действий продемонстрировали, что эти автомобили не могли на равных бороться с истребителями-монопланами соперника.

В августе 1940 г. 93 самолета И-153 были переданы Китаю. Но убедительных удач они уже не добились, потому, что японцы применили новейшие истребители, превосходящие И-153 по скороподъёмности и скорости.

К началу ВОВ «Чайка» была уже устаревшим самолетом: она не имела возможности на равных бороться с главным истребителем фашистской Германии Bf 109Е (1940 г., 546 км/ч) и уступала в скорости кроме того бомбардировщику Ju 88 (450 км/ч).

Помимо этого, истребителям И-153 было необходимо вести битвы в условиях господства германской авиации в воздухе. Проявляя чудеса боевого мастерства, самоотверженность и мужество, умело применяя маневренные качества И-153 и его оружие, в особенности реактивные боеприпасы, советские летчики часто побеждали кроме того над численно превосходящим соперником.

Так, в августе 1941 г. восьмерка Bf 109Е атаковала четверку «Чаек», штурмовавших вражескую мотоколонну. По команде ведущего А. Смирнова И-153 совершили боевой разворот. В завязавшемся бою отечественные летчики сбили два Bf 109Е, не утратив ни одного собственного самолета.

В то время, когда неприятеля не получалось стереть с лица земли огнем оружия, летчики использовали таран. Так, младший лейтенант А. Севастьянов в ночь с 4 на 5 ноября 1941 г в сражении над Ленинградом таранил Не 111.

9 сентября 1942 г. эскадрилья 629-го ИАП в составе пяти И-16 и четырех И-153 охраняла над районом Сталинграда. Найдя девять Ju 88 и Ju 87 под прикрытием Bf 109, несколько И-16 выполнила лобовую атаку, не ждя приближения бомбардировщиков к объектам. Самолеты соперника нарушили строй, вынуждены были скинуть бомбы, не долетев до цели, и развернуть назад. Сейчас несколько И-153 отвлекала истребители прикрытия на себя.

Отечественные летчики, пристально замечая за действиями соперника, энергично маневрируя, снизились до 200 м и, используя лобовые атаки, навязали сопернику собственную тактик}’ боя. Повторив пара бесплодных атак, Bf 109 вынуждены были уйти за бомбардировщиками. Возвращаясь с патрулирования, на подходе к собственному аэропорту отечественные самолеты были атакованы семеркой Bf 109 сверху-сзади из туч.

Один И-153 был подбит. Имея преимущество в высоте и скорости, соперник яростными атаками стремился нарушить строй отечественных истребителей и стереть с лица земли их поочередно. Деятельно действуя, отечественные пилоты предпринимали атаки в лоб.

В одной из атак пилот И-153, применяя высокую маневренность собственного самолета, зашел в хвост Bf 109 и с малой дистанции сбил его. В этом же бою был стёрт с лица земли еще один истребитель соперника. Сделав пара бесплодных атак, германские летчики отошли.

Хорошие пилотажные качества разрешали действенно применять И-153 как ночной истребитель для прикрытия промышленных объектов и населенных пунктов от ночных налетов германских бомбардировщиков. К примеру, летчик К. Соловьев совершил на «Чайке» 30 ночных боев и сбил один Не 111.

В 1943 г. под грифом «для служебного пользования» было подготовлено изучение, посвященное тактике истребительной авиации, которое включало технические описания германских самолетов, обобщение боевого опыта и содержало советы по самые эффективным приемам воздушного боя. В нем, например, отмечалось, что в осеннюю пору 1942 г. под Сталинградом «Чайки» сбивали кроме того Bf 109G.

Рекомендовалось использовать на И-16 и И-153 реактивные боеприпасы, производя их залпами по четыре боеприпаса с различным временем разрыва. Говорилось и об хорошей маневренности самолетов, каковые имели возможность увернуться от атаки и встретить соперника огнем «в лоб».

Самолеты И-16 и И-153 использовали необычную тактику, названную «пчелиный рой», которая заключалась в том, что на протяжении боя эти истребители держались совместно, энергично маневрируя (в основном разворотами). Самолеты становились малоуязвимыми для соперника, поскольку с любой стороны неприятель встречал огонь в ответ нескольких самолетов.

Истребители И-153 принимали участие в военных действиях до середины 1943 г. Затем «Чайки» были переданы в лётные училища и запасные полки для подготовки молодых пилотов.

Самолеты И-153 использовались кроме этого в германской и финской авиации. Так, финские ВВС применяли трофейные «Чайки», и переданные Германией в рамках помощи до августа 1945 г. Была создана авиагруппа морской разведки LLv 30, которая действовала достаточно удачно, при малых собственных утратах: только один самолет был сбит в воздушном бою и семь утрачено в следствии аварий двигателя. Всего в финской авиации самолеты И-153 налетали 2200 часов, поставив необычный рекорд.

Один из трофейных И-153, отремонтированный немцами, в исправном состоянии был обнаружен по окончании окончания войны в ангаре на аэропорте во Франции. Он стал экспонатом национального музея истории авиации в Париже.

Выпуск самолётов И-153 «Чайка» (1939 — 1941 гг.)1

Завод 1939 1940 1941
№1 1011 2362 64

Примечания:

  1. Приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 156 [?]

War Thunder | И-153П «Чайка» — хороший у вас план, товарищ Поликарпов!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: