Супермарин seagull/walrus (чайка/морж)

      Комментарии к записи Супермарин seagull/walrus (чайка/морж) отключены

Супермарин seagull/walrus (чайка/морж)

Фото летающей лодки Супермарин Сигал с бипланной коробкой крыльев

Подобно некоторым вторым гидросамолетам, участвовавшим во Второй мировой, эта машина имела весьма запутанную родословную и долгую «историю». В начале 20-х гг. на компании «Супермарин» под управлением Р. Митчелла была создана одномоторная летающая лодка (амфибия) «Сигалл» Mk.I. Не смотря на то, что эта машина так и осталась в единственном экземпляре, две следующие модификации строились серийно: Mk.II для Англии (25 единиц), a Mk.III — для Австралии (6) и Японии (1 экземпляр для опробований).

Австралийцы, взявшие собственные гидропланы в 1926— 1927 гг., были очень довольны приобретением. В течение нескольких лет «тройки» очень интенсивно эксплуатировались, по большей части в мирных целях — для геологоразведки и аэрофотосъёмки. Королевские австралийские ВВС были заинтересованы в приобретении новой партии амфибий, поставив условие — обеспечить возможность применения их в качестве катапультных самолетов с крейсеров.

Удовлетворить это требование выяснилось достаточно непросто, потому, что изначально конструкция планера «Сигалла» не была запланирована на перегрузки, появляющиеся при старте с катапульты.

Новая модификация Supermarine Seagull, взявшая индекс Mk.V (Mk.IV осталась в единственном умелом экземпляре) и фирменный индекс «тип 228», сохранила обводы предшественницы и компоновку биплана, но отличалась усиленным планером и развернутым «задом наперед» двигателем (вместо тянущего воздушного винта применили толкающий). Поменяли и сам мотор — вместо 12-цилиндрового «Нэпир» «Лайона» жидкостного охлаждения установили более легкий и замечательный 9-цилиндровый звездообразный «Бристоль» «Пегасус». Конструкция планера была смешанной: фюзеляж-лодка — железная, крыло — с рядом древесных элементов.

Прототип «Сигалла» Mk.V в первый раз поднялся в воздух 21 июня 1933 г. Опробования продемонстрировали, что амфибия Supermarine Seagull, не обращая внимания на маленькие размеры, отличается весьма хорошей мореходностью. Летные эти кроме этого были хорошими. В итоге в августе 1934 г. австралийское правительство заказало 24 такие автомобили.

Ещё раньше интерес к изделию «Супермарина» показал Королевский флот, совершивший весной 1934 г. цикл опробований прототипа.

В апреле 1935 г. были заказаны первые 12 самолетов для авиации Королевского флота, отличавшиеся от австралийского варианта складывающейся бипланной коробкой и рядом вторых трансформаций. Поменялось и наименование — машину назвали «Walrus» — «Морж».

Поставки «Сигаллов» Mk.V начались летом 1935 г., «Уолрэсов» — в марте 1936 г. Производство последних завершилось в январе 1944 г. В общем итоге выстроено 770 самолетов: 309 компанией «Супермарин» и 461 — «Capo» (на заводе в Ист-Коувсе).

Главные модификации гидросамолета

  • «Сигалл» Mk.V — двигатель «Пегасус» IIM2 (625 л.с). Стрелковое оружие — 2 7,7-мм пулемета «Виккерс» К на носовой и верхней турелях. Под крылом вероятна подвеска до 227 кг бомб. Экипаж — 3-4 человека. Произведено 24 экземпляра.
  • «Уолрэс» Mk.I — двигатель «Пегасус» IIM2 либо (на большинстве) «Пегасус» VI (680 л.с). бомбовая нагрузка и Стрелковое вооружение подобны «Сигаллу» Mk.V. Часть самолетов начиная с марта 1941 г. оборудовались РЛС. Выпущено 555 единиц (285 — «Супермарином» и 270 — на фабриках «Capo»).
  • «Уолрэс» Mk.II — аналог Mk.I (с двигателем «Пегасус» VI) с лодкой древесной конструкции, созданной на компании «Capo». Прототип испытывался с мая 1940 г. Выпущен 191 самолет заводом в Ист-Коувсе.

Летно-технические характеристики летающей лодки Supermarine Walrus Mk.I

  • Двигатель: Бристоль «Пегасус» VI
  • мощность, л.с.: 680
  • Размах крыла, м.: 14.0
  • Протяженность самолета, м.: 10,2
  • Высота самолета: 4,6
  • Площадь крыла, кв. м.: 56,7
  • Масса, кг:
  • безлюдного самолета: 2220
  • обычная взлетная: 3265
  • большая взлетная: 3650
  • Большая скорость, км/ч: 215
  • Скороподъемность, м/с: 5,3
  • Потолок, м.: 5650
  • Дальность полета, км.: 965

Боевое применение летающих лодок Супермарин Уолрэс

В авиации Королевского флота «Уолрэсы» поступали в первую очередь на вооружение крейсеров. К 1937 г. этими автомобилями укомплектовали шесть катапультных звеньев: 711-е на Мальте, 712-е в метрополии, 714-е в Сингапуре, 715-е, приписанное к крейсерам Китайской станции, 718-е — Вест-Индской станции и 720-е — Новозеландского дивизиона.

По состоянию на 1 сентября 1939 г. амфибии «Уолрэс» составляли авиационное оружие приблизительно трех десятков крейсеров Королевского флота, несших работу в разных уголках мира.

Помимо этого, такие самолеты входили в состав 710-й эскадрильи гидроавиатранспорта «Альбатрос» (принятого в 1938 г. от Королевского австралийского флота), и дислоцировались на береговых базах.

С самого начала войны «Уолрэсы» берегового базирования привлекались для противолодочного патрулирования, а самолеты катапультных звеньев принимали участие в охоте за германскими рейдерами. На протяжении преследования «карманного линейного корабля» «Адмирал граф Шпее» один «Уолрэс» с крейсера «Саффолк» пропал без вести, а ещё две амфибии, пребывавшие на борту крейсера «Эссекс», взяли повреждения от огня артиллерии соперника.

В апреле-июне 1940 г. «Уолрэсы» деятельно принимали участие в Норвежской кампании. Шесть таких амфибий отправились к берегам Норвегии на авианосце «Глориэс», ещё пара доставили крейсера. В Норвегии достаточно деятельно и удачно использовались в качестве легких ночных бомбардировщиков.

Утраты составили всего одну машину, остальные благополучно возвратились в метрополию на авианосце «Арк Ройял». В битвах в Норвегии участвовали и два «Уолрэса», интернированных данной страной в первых числах Апреля 1940 г. (ещё до германского вторжения). На самолеты нанесли норвежские опознавательные символы и включили в состав временной «Авиагруппы фиорда Ромсолаль».

Supermarine Walrus со сложенными крыльями установлен на катапульте крейсера «Йорк».

Очень деятельно «Уолрэсы» использовались на протяжении эвакуации из Дюнкерка. Их экипажам удалось спасти большое количество людей с потопленных немцами судов и кораблей. С вступлением в войну Италии активизировалась работа «Уолрэсов» на Средиземном море и в Индийском океане.

И в случае если на первом ТВД из функции сводились в основном к разведке, то на втором они употреблялись значительно разнообразнее. Так, в августе 1940 г. «Уолрэсы» с крейсеров «Хобарт», «Линдер» и «Дорчестер» использовались как штурмовики, нанося удары по итальянским объектам в Сомали.

Для гидроавиатранспорта «Альбатрос» работы в метрополии не нашлось — его вместе с приписанными «Уолрэсами» послали во Фритаун (Гвинея). В том месте гидропланы занимались сопровождением конвоев, противолодочным патрулированием и поисково-спасательной работой. В мае 1942 г. «Альбатрос» перевели в Индию, а в сентябре его самолеты снабжали авиационную помощь высадки на о. Майотта — французском владении, пребывавшем под контролем вишистов.

Корректирование огня корабельной артиллерии, считавшееся перед войной одной из главных задач корабельной авиации, на протяжении Второй мировой Королевским флотом использовалось очень ограничено. Применительно к «Уолрэсам» зафиксировано лишь два случая успешного применения таких гидропланов в качестве корректировщиков, и оба в Средиземном море: на протяжении боя у мыса Теулада 27 ноября 1940  г. удачно отработали «Уолрэсы» с линейного корабля «Ринаун» и крейсера «Манчестер», а 28 марта 1941  г. на протяжении боя у мыса Матапан — самолет с крейсера «Глостер».

Более удачно решались задачи поиска германских рейдеров снабжения и судов подлодок. Особенно успешным в этом отношении был июнь 1941 г., в то время, когда «Уолрэс» с крейсера «Лондон» сумел найти танкеры «Эссо Гамбург» и «Эгерланд» (оба захвачены англичанами), а такой же самолет с «Шеффилда» — танкер «Фридрих Бреме» (потоплен).

К концу 1943 г. все катапульты с больших судов Королевского флота были демонтированы — корректировщиков самолетов-и функции разведчиков взяли на себя радары. Для «Уолрэсов» приоритетными спасения задачи и стали поиска. Авиация Королевского флота сохраняла амфибии в составе береговых запасных эскадрилий, и спасательных звеньев авианосцев — в составе последних «Уолрэсы» учавствовали в военных действиях против Японии впредь до августа 1945 г.

Большая часть «Уолрэсов» было передано Королевским ВВС, где их эксплуатировало 13 эскадрилий. В частности, 275, 276, 278 и 282-я эскадрильи снабжали высадку в Нормандии в июне 1944 г. Ещё четыре — 283, 284, 293 и 294-я — действовали на Средиземном море. Базировались спасательные «Уолрэсы» и в Индии и на Цейлоне.

Значение этих самолетов для операций по спасению подчеркивает хотя бы тот факт, что только амфибии 277-й эскадрильи спасли около 1000 участников экипажей сбитых самолетов. 624-я эскадрилья применяла «Уолрэсы» для поиска морских мин. Базируясь в Гроталье (Италия), эта часть выделяла звенья, действовавшие с вторых итальянских и греческих баз.

Она занималась противоминными операциями впредь до расформирования в ноябре 1945 г. Уже в конце войны на смену «Уолрэсам» начали приходить новые амфибии «Си Оттер», и в июне 1946 г. «Уолрэсы» сняли с оружия в Англии.

 Австралии самолеты «Сигалл» Mk.V поступили на вооружение 101-го звена, приписанного к гидроавиатранспорту «Альбатрос». В апреле 1936 г. звено развернули в 5-ю эскадрилью. По окончании передачи «Альбатроса» Англии самолеты базировались на крейсерах. В начале 1939 г. эскадрилья стала 9-й.

В том же году в дополнение к «Сигаллам» начали поступать «Уолрэсы». Будущее австралийских катапультных самолетов была подобна английским: в 1944 г. катапульты с крейсеров сняли, 31 декабря 9-ю эскадрилью расформировали, а сохранившиеся «Уолрэсы» применяли как спасательные и связные. На Тихоокеанском ТВД пара «Уолрэсов» эксплуатировала и новозеландская 5-я эскадрилья, базировавшаяся на Фиджи, а после этого — на о. Эспириту Санту. Около полутора десятков «Уолрэсов» попало в Канаду, где они помогали до конца 1946 г.

Один «Уолрэс», кинутый британцами в Архангельске, был восстановлен и в 1942—1943 гг. служил в ВВС Беломорской флотилии.

Два самолета «Уолрэс» в январе 1939 г. попали в Аргентину, где употреблялись с крейсера «Ла Аргентина». В 1947 г. ВМС данной страны купило ещё 8 «Уолрэсов», каковые, например, употреблялись в антарктических экспедициях. Последние из них помогали до 1958 г.

6 «Уолрэсов» в 1938 г. купила Турция, в 1939 г. три автомобили приобрела Ирландия, а уже на протяжении войны пять амфибий попали в Португалию. Наконец. ВМС Франции взяли пара «Уолрэсов» в 1945 г. и использовали их в качестве спасательных и учебных в эскадрилье 53S до 1948 г.

В послевоенные годы пара десятков «Уолрэсов» попало в частные руки. Они использовались как пассажирские, почтовые, и для обеспечения китобойного промысла. Последние из них летали до начала 60-х гг.

Примечательно, что в их числе были, наровне с автомобилями военной постройки, и вовсе антикварные «Сигаллы» Mk.V!

Амфибия «Уолрэс» была на уникальность практичным самолетом. Изначально вспоминавшая как многоцелевая машина, она была таковой и на деле, используясь и как корабельный разведчик, и как противолодочный, поисково-спасательный и связной самолет.

Схемы и чертежи летающей лодки Supermarine Walrus

Белый медведь нападает на моржей Polar bear attack Walrus

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: