Геннадий кузнецов «секретно-пилотажный авиаполк»

      Комментарии к записи Геннадий кузнецов «секретно-пилотажный авиаполк» отключены

Март 1981 года. Аэропорт Кубинка. Над летным полем известной сейчас, возможно, всем демонстрационной авиабазы шел показ новой авиационной техники представителям армейских ведомств.

По окончании непривычно маленького старта в атмосферу под громадным углом поочередно уходили необыкновенные кроме того для очень многое повидавших жителей и местных авиаторов авиационного гарнизона самолеты 4-го поколения: истребители МиГ-29, МиГ-31, прототип Су-27(Т10), штурмовик Су-25, бомбардировщик Ту-22М и фронтовой бомбардировщик Су-24.

Особенно эффектно на неспециализированном фоне смотрелся «горбатый» из-за непривычно громадного и высоко расположенного фонаря Т10 с крылом оживальной формы, что показал пилотаж на малых скоростях и предельно малых высотах. виражи «и» Горизонтальные восьмёрки с радиусом 200-300 м воспринимались в то время как что-то фантастическое.

Тяжело было представить, что всего через пара лет эти автомобили поступят на вооружение отечественных ВВС и что в числе первых их возьмут пилотажники из 234-го ИАП в Кубинке. Уже в первой половине 80-ых годов XX века полк взял первые МиГ-29, а в 1986-м — Су-27.

Позднее, в апреле 1991-го на базе 1-й эскадрильи этого полка, летавшей на Су-27 и Су-27УБ, будет организована пилотажная несколько «Русские Витязи», а на базе 2-й АЭ, оснащенной МиГ-29, еще через месяц организуют пилотажную группу «Стрижи». 4-я эскадрилья станет родоначальницей пилотажной группы на Су-25 «Небесные гусары». на данный момент остались лишь две группы, а самолетный парк полка во второй половине 90-ых годов XX века был унифицирован до двух типов самолетов — истребителей МиГ-29 и Су-27 разных модификаций, включая спарки.

Позже будут бессчётные авиационные показы, авиашоу и зарубежные визиты. Пилотажники Кубинки из 234-го ГИАП (гвадейским полк начал называться с мая 1966 года по окончании передачи ему по праву почётных наименований и преемственности орденов 176-го ГИАП) и организованного па его базе в августе 1992-го Центра показа авиационной техники (237 ЦПАТ) неоднократно покажут собственный возможности и мастерство собственных автомобилей в небе Финляндии, Англии, Чехии, Словакии, Малайзии, Китая, Бельгии, Норвегии, Голландии, Германии, США, многих городов России и СНГ.

Будут тяжёлые потери и большие успехи, но тогда, в первой половине 80-ых годов XX века, мало кто из замечавших за полетами новой техники обращал внимание на постамент с устремленным ввысь истребителем МиГ-21ФЛ с символическим номером «01» на борту. Пологаю, что и по сей день многие зрители, торопящиеся мимо него по ведущей к аэропорту аллее на проводимые в Кубинке открытые авиашоу, возможно, не подозревают, что именно с этим самолетом связана весьма занимательная страница истории судьбы пилотажного 234-го полка. Именно на данной модификации МиГ-21 пилотажники 2-й и 3-й эскадрилий в июле 1967 года учавствовали в грандиозном воздушном параде в Домодедово, показав одиночный и групповой пилотаж.

Геннадий кузнецов «секретно-пилотажный авиаполк»

На этих же автомобилях и практически в том же составе месяцем позднее они летали в Швецию с первым зарубежным дружественным визитом. Это был как раз ФЛ (изделие «77»), а не ПФ либо ПФМ, как упоминалось в ряде публикаций. Летчики Кубинки, как мы знаем, в числе первых осваивали фактически все модификации поступающих на войсковые опробования МиГов, среди них и ФЛ.

Стоящий на постаменте самолет, имевший до списания «в запас» бортовой номер «57» светло-голубого цвета, был закреплен одно время за моим отцом — в гвардии капитаном Кузнецовым — летчиком-пилотажником из 3-й АЭ 234-го ГИАП, проходившим службу в Кубинке с 1955 по 1976 год на должностях начальника звена, командира эскадрильи и заместителя командира.

Нужно подчернуть, что, в случае если об истории 234-го ГИАП и о пилотажниках Кубинки последнего двадцатилетия известно много, то сведения о летчиках пилотажного полка за более ранний период являются практически целое «белое пятно». Главной причиной этого, возможно, есть то печальное событие, что из советских «асов пилотажа» 1960-70 годов в живых уже практически никого не осталось…

Сложилось необычное положение, при котором кроме того о так называемых «красных пятерках» довоенного и послевоенного периодов, летавших на И-16, Ла-9, Як-15, Як-17, МиГ-15, известно на данный момент, пожалуй, кроме того больше, чем о летчиках не столь далеких от нас времен.

Исходя из этого, у автора этих строчков, появившегося и прожившего три десятка лет в Кубинском авиагарнизоне, появилось желание хотя бы частично ликвидировать данный несправедливый пробел в истории известного полка, и, пользуясь воспоминаниями собственного отца, домашним фотоархивом и собственными впечатлениями, поведать мало о пилотажниках Кубинки 1960-х — начала 70-х годов на страницах «Авиапарка».

Многих однополчан отца я знал лично и прекрасно не забываю. Они все жили рядом — в соседних зданиях, соседних подъездах а также в соседних квартирах маленького, в то время весьма комфортного, ухоженного и утопающего в зелени авиагарнизона называющиеся Новый город, расположенного неподалеку от красивой излучины Москвы-реки.

Тяжело забыть искрящуюся восточную ухмылку отечественного соседа Рубена Восканяна, только что возвратившегося с награждения в Кремле за участие в параде 1967 года с новеньким орденом Красного Знамени на груди, либо торопливую и мало забавную походку Виктора Швецова. Данный скромный, обаятельный, и немногословный человек с наружностью сельского преподавателя считался непревзойденным мастером одиночного пилотажа на Миг-19 и Миг-21.

Вспоминается мужественное и прекрасное лицо Геннадия Мамонтова, приятеля моего отца, в середине 1960-х ушедшего из Кубинки на испытательную работу в ЛИИ им. Громова. В первой половине 70-ых годов XX века при проведении испытательного полета на МиГ-23 на скоростном режиме сорвавшимся пилоном повредило хвостовое оперение.

Летчик катапультировался, взяв тяжелейшие переломы обеих ног.

В течение восьми месяцев над его ногами «колдовал» тогда еще не общеизвестный врач Илизаров, которому удалось вернуть летчика к активной судьбе. В первой половине 70-ых годов XX века Мамонтов добился возвращения на испытательную работу, а в 1977-м пришло известие о его смерти в очередном испытательном полете на МиГ-23УБ. Самолет вошел в штопор и упал на окраине Егорьвска.

Катапультироваться было нельзя…

Говоря о пилотажниках Кубинки, необходимо подчеркнуть, что в 1960-70 годах прошлого века термин «пилотажные группы» у нас еще не употреблялся. В этом возможно убедиться, полистав ветхие газеты либо взглянув кинохронику тех лет. В ходу тогда были совсем другие определения, к примеру, «пилотажный полк», «групповой пилотаж», «летный показ».

Что касается летного состава этих подразделений, каковые на протяжении боевой подготовки простых строевых летчиков делали еще и упражнения по отработке групповой слетанности, то в отношении них употреблялись такие термины как «пилотажная эскадрилья», «пилотажная семерка» либо легко «пилотажники» (это в обиходе). А время от времени и просто «несколько советских истребителей из состава Н-ской части» (это в то время, когда дело касалось редких и скупых сообщений в прессе о зарубежных визитах). О достаточно бессчётных закрытых авиационных показах правительственным и зарубежным делегациям либо участии в эскортировании самолетов серьёзных отечественных и зарубежных персон общественность и вовсе никак не информировали.

Термин «пилотажная несколько» в первый раз раздался значительно позднее — в начале 1990-х, в то время, когда продолжающие первыми осваивать новую боевую технику и занимающиеся одновременно пилотажной подготовкой летчики необыкновенного и единственного в стране «показного» полка стали, наконец, покупать какой-то соответствующий собственному необыкновенному положению статус, а с ним — и имена собственных летных подразделений. Изменение политического строя в стране, участившиеся публичные зарубежные визиты и авиационные показы сделали более открытой и дешёвой данные о летчиках полка и о той технике, на которой они летали.

Потому, что показавшийся статус никак не существует раздельно от определенного внешнего имиджа, летчики пилотажных эскадрилий Кубинки начала 1990-х взяли, наконец, особую форму с соответствующей символикой, а их самолеты — декоративную «фирменную» раскраску в соответствии с созданным схемам.

Исходя из этого, в то время, когда в первой половине 90-ых годов двадцатого века зазвучали привычные сейчас, возможно, всем заглавия «Русские витязи», «Небесные» гусары «и Стрижи», было уже совсем ясно, что речь заходит о в полной мере сформировавшихся пилотажных группах, а не о легко группах строевых летчиков, каковые раньше, кроме того на протяжении зарубежных визитов не имели никаких отличительных показателей, эмблем либо знаков.

Исключение составляли, разве что, так именуемые «красные МиГи», намерено окрашенные лишь на время авиационных парадов в Домодедово и Тушино. К примеру, МиГ-17 из девятки Н.А.Кисаева (1-я АЭ), МиГ -19 из «ромба» В.Н.Фокина (2-я АЭ), МиГ-21ФЛ из «ромба» Р.Ш.Восканяна (2-я АЭ) и другие.

в наше время это дает отдельным неискушенным поклонникам авиации предлог сказать о существования в то время неких специальных «пилотажных групп», каковые якобы ничем, не считая проведения и подготовки авиационных парадов, не занимались. На самом же деле это были простые боевые эскадрильи не совсем простого авиационного полка.

Кстати, «семерка», «ромб» и «пятёрка» полковника В. И. Медведева из 3-й АЭ 234-го ГИАП ни при каких обстоятельствах «раскрашенными» не летали. В первоначальный в истории советских ВВС зарубежный дружеский визит в Швецию, на авиабазу Упсала, состоявшийся 28-31 августа 1967 года, отправились десять простых строевых истребителей МиГ-21ФЛ.

В состав группы визита входили: главная несколько — «семерка», летавшая на авиапараде в Домодедово, — полковник В. И. Медведев, капитаны Д. А. Фоломеев., Г. Ф. Кузнецов, В. И. Блинов, В. П. Степанов, Л. В. Абрамов, Б. Г. Соболь и трое запасных и «одиночников» — майоры Б. Г. Басистов, В. Г. капитан и Захаров Г. Е. Ермак.

Маршрут пролегал через Ригу, Венспилс, Стокгольм и Балтийское море с промежуточной посадкой в Риге (аэропорт Румбула). В Упсалу прибыли 28 августа. Программа нахождения была весьма насыщенной.

Действительно, по каким-то соображениям с был показан лишь одиночный пилотаж. С отечественной стороны летал майор В. Г. Захаров, а со стороны хозяев — лейтенант Персон на Saab J-35 «Draken». Одиночный и групповой пилотаж «ромбом» на МиГ-21ФЛ отечественные летчики показали своим шведским гостям мало позднее — через два года, на протяжении их ответного визита в Кубинку, о чем будет сообщено ниже.

Отечественные МиГ-21ФЛ, посетившие Швецию, были «окрашены» в естественный цвет натурального металла и имели голубые бортовые номера с окантовкой. Вот и атрибутика «и вся символика».

В зарубежных газетах под материалы о визитах советских летчиков иногда отводились целые страницы под примечательными заголовками («Русские над Стокгольмом!» и т.п.), а в отечественной «Красной Звезде» возможно было отыскать, разве что, одно размытое мелкое фото с подписью, не дающей представления ни об авиационном подразделении, ни о составе группы.

Действительно, было одно исключение. В последних числах Июня 1971 года по приглашению Главнокомандующего ВВС П. С. Кутахова в СССР с официальным дружеским визитом прибыла несколько французских летчиков на истребителях «Мираж-III», сопровождавшая начальника штаба ВВС Франции генерала авиации Г. Готье. Начальником прилетевшей к нам эскадрильи был майор Ж. Арнобек, начинавший собственную работу в полку «Нормандия-Неман».

Ввиду того, что ВПП аэропорта в Кубинке была на ремонте, а пилотажный полк временно дислоцировался в Шайковке, гостей встречали в Домодедово. В том месте же проходили и показательные полеты. На сопровождение гостей, встречу с французскими летчиками и демонстрационные полеты отечественные авиаторы летали с аэропорта подскока в Клину.

Со стороны гостей одиночный пилотаж продемострировал капитан Жильбер Паньо, а с отечественной — «одиночник» В. Накопия, «тройка» — полковник Р. Ш. Восканян (ведуший), майоры Е. В. Аведиков и В. Муша (2-я АЭ.) и «пятерка» в составе полковника В. Н. Медведева (ведущий), полковника Д.А.Фоломеева, майоров Г. Ф. Кузнецова, Г. А. Зотова и В. И. Блинова (3-я и 4-я АЭ). По этому поводу в сентябрьском номере издания «космонавтика и Авиация» показалась маленькая заметка, сопровождаемая несколькими фотографиями. Однако, это был определенный «прорыв» в информационном вакууме, касающемся деятельности авиаторов 234-го пилотажного полка.

С 6 по 9 сентября 1971 года шесть истребителей МиГ-21МФ из 234-го ГИАП летали в небе Франции (112-я авиабаза, город Реймс) кроме этого без какой-либо символики, в «натуральном металле» и с подвесными баками под плоскостями, а пилоты были облачены в простые мешковатые строевые раздельные костюмы светло-голубого цвета. Попытки как-то разнообразить программу летных показов новыми эффектными элементами (к примеру, роспуск «тюльпан», разные перестроения) в то время, по всей видимости, из осторожности не поощрялись руководством, не смотря на то, что по уровню пилотажной подготовки летчики в далеком прошлом были к этому готовы.

Францию отечественные авиаторы посетили с ответным официальным дружеским визитом, сопровождая самолет Ту-124 с Главкомом ВВС Храбрецом СССР маршалом П. С. Кутаховым. В группу входили : заслуженный армейский летчик СССР полковник В. И. Медведев, полковник Д. А. Фоломеев, майоры Г. Ф. Кузнецов, В. И. Блинов, Г. А. Зотов и В. Г. Захаров.

4 сентября несколько совершила промежуточную посадку на аэропорте Миловице в предместьях Праги, а 6 сентября — продолжила собственный вояж по маршруту Прага — Страсбург — Реймс. По случаю прилета Советской делегации на авиабазе в Реймсе была устроена праздничная встреча. Наземный и воздушный показы состоялись 8 сентября с демонстрацией самолетов МиГ-21МФ, «Мираж-III» и «Вотур».

Отечественные летали «пятеркой» и одиночно (майор В.Г.Захаров).

Французские летчики кроме этого показали одиночный и групповой пилотаж. Летчик-испытатель капитан Паньо продемонстрировал на «Мираже» неповторимый трюк с посадкой сразу после исполнения петли и последующим взлетом. После этого был показан пролет 12 двухместных истребителей-перехватчиков «Вотур» из эскадрона «Нормандия-Неман» в групповом строю в форме лотарингского креста.

Подробное описание визита во Францию выходит за рамки данной публикации, потому, что одно лишь перечисление протокольных мероприятий, совершённых в Реймсе, Париже, Ле Бурже и других местах, занимает пара страниц программы-буклета, подготовленного для гостей принимающей стороной. Покинув собственные росписи в книге почетных гостей «Нормандии-Неман», несколько 9 сентября вылетела к себе.

В августе 1978 года специально для визита в Финляндию, на авиабазу Куопио-Риссала, истребители МиГ-23МЛ, состоявшие на вооружении 234-го ИАП, были перекрашены в декоративный трехцветный камуфляж с глянцем (как говорили техники «под лак»). На верхних поверхностях автомобилей он складывался из пятен темно-коричневого, светло-песочного и темно-зеленого цветов. Слой блестящего лака, которым были дополнительно покрыты самолеты, разрешил продолжительно сохранять их окраску в хорошем состоянии.

С 1975 по 1986 год были и другие визиты летчиков пилотажного полка в Швецию, Францию и Финляндию на самолетах МиГ-21бис, МиГ-23МЛ и МиГ-29 («9-12»). Но, как и все прошлые, это были отнюдь не публичные показы либо авиашоу в привычном для нас понимании, а мероприятия, организованные по линии армейских ведомств и исходя из этого очень не афишируемые. Однако, в зарубежной авиационной периодике (но, увы, не в отечественной) эти визиты нашли собственный отражение.

Сообщённое выше относительно статуса так называемых «пилотажных групп» возможно отнести и к некоторым зарубежным летным строевым подразделениям того времени, летчики которых занимались групповым пилотажем. К примеру, несколько истребителей из состава 16-й флотилии ВВС Швеции, базировавшаяся на аэропорте Упсала, показавшая эффектный групповой пилотаж над Кубинкой в первой половине 70-ых годов двадцатого века, кроме этого летала на простых строевых самолетах и не имела ни заглавия, ни особой раскраски.

Автору данной статьи тогда в первый раз довелось замечать горизонтальную бочку, безукоризненно выполненную в плотном групповом строю. Одновременно с этим пилотажная несколько французских ВВС Patrouille de France, летала «девяткой» на намерено окрашенных в цвета национального флага учебно-боевых самолетах Fuga «Magister».

Состав пилотажных эскадрилий 234-го полка в 1960-е годы формировался из летчиков, пришедших в Кубинку различными дорогами и в различное время. Часть из них попали в данный гарнизон еще в середине 1950-х сразу после авиационных училищ, кое-какие же были переведены в том направлении позднее из вторых авиачастей. В Кубинке до 1967 года находились три полка 9-й ИАД — 32-й ГИАП, 234-й ГИАП и 274-й АПИБ, исходя из этого графики полетов составлялись достаточно хорошо. Прибывающие в Кубинский авиагарнизон юные летчики пополняли последовательности этих полков.

Среди них были и будущие «пилотажники».

Благодаря неразберихи в учебном ходе будущее вначале разбросала курсантов-однокашников по Ка-чинскому училищу выпуска 1955 года по различным учебным аэропортам, а после этого опять собрала их совместно под крылом 9-й ИАД. Курсанты учебных эскадрилий, летавших с цементных полос, конечно, имели больший налет и закончили училище на 6 месяцев раньше.

В эту группу попали Р. Ш. Восканян, А. В. Марков, В. И. Лебедев, Л. Дубовский, В. К. Шарипов, В. А. Муша, Ю. Н. Беркут, А. Н. Кудряшов и П. Ф. Николаев. Первые двое были направлены в 32-й полк, остальные — в 234-й. На протяжении сокращений и реорганизаций ВВС в конце 1950-х в 234-й полк перешел и Рубен Восканян.

В первой половине 50-ых годов XX века в 32-й полк из Армавирского училища прибыл Д. А. Фоломеев.

Часть летчиков попала в Кубинку позднее, в первой половине 60-ых годов двадцатого века, на протяжении начавшейся кампании по сокращению личного состава ВВС, на протяжении которой летчиков в большинстве случаев не увольняли, а перераспределяли по вторым частям. Так в авиагарнизон перевелись капитаны В. И. Блинов (из Венгрии), Л. В. Абрамов (из Польши), Н. И. Антипов, А. И. Метелев, Я. Азов и Н. Д. Пудовкин (из Риги), Е. Александров (из города Кимры).

Из Джанкоя в том же году прибыли лейтенанты Г. В. Мамонтов, Ю. И. Зайцев, В. П. Степанов, Г. И. Курганов, А. Сорокин, Е. М. Аведиков, А. Клепко, В. Картавых и другие. С целью отбора самый подготовленных кандидатов на кое-какие точки выезжали представители 32-го ГИАП во главе с полковником С. М. Перовским.

Моему отцу кроме этого посчастливилось проходить службу в обоих прославленных истребительных полках, пребывавших тогда в Кубинке — 32-м и 234-м ГИАП. В 32-й ГИАП он попал в 1955 году по праву выбора по окончании окончания с отличием Качинского ВАУЛ им. Мясникова. В Каче он летал на Як-11, а выпускался уже на МиГ-15.

Кубинка встретила истребителем МиГ-17, слабо отличается от МиГ-15, а по окончании маленького налета на данной машине, приблизительно через полгода, последовало переучивание на более сложный и скоростной МиГ-19.

32-й ГИАП первым в стране приобретал новую технику и первым проводил ее войсковые опробования. По уровню подготовки летчики этого полка намного опережали собственных сверстников, прибывших в один момент с ними в другие полки 9-й ИАД. Молодых летчиков сходу подключали к исполнению разных учебно-боевых задач, с исполнением которых рос налет, накапливался боевой опыт.

К моменту получения полком в марте 1960 года истребителя МиГ-21Ф, а после этого и его модификации — МиГ-21Ф-13, юные летчики имели 3-й класс и взяли возможность принимать участие в войсковых опробованиях новой автомобили, каковые проходили в течение нескольких месяцев в испытательном центре во Владимировке (Волгоградская область). Не обращая внимания на кое-какие недочеты, новый истребитель зарекомендовал себя как надежная и безотказная машина, легкая и эргономичная в управлении, а летавшие на ней юные пилоты в первой половине 60-ых годов двадцатого века взяли 2-й класс, а к 1964-му уже имели 1-й.

Ко времени проведения воздушного парада 1961 года в Тушино 32-й ГИАП имел на вооружении МиГ-21Ф-13, 274-й АПИБ переучился с МиГ-19 на Су-7Б, а пилотажный 234-й полк еще летал на Миг-17 и Миг-19. В параде учавствовали все три полка. Простые летчики 32-го и 274-го полков летели на в параде в составе колонн, складывающихся из звеньев по три самолета с интервалом и дистанцией три метра, а пилотажники — в составе групп — «ромб» на МиГ-19, «пятерка» на МиГ-17, и одиночно на МиГ-19.

Проведению парада как постоянно предшествовала весьма важная подготовка на земле и в воздухе. Пилотажники выкраивали время в достаточно твёрдом летном графике и в течение месяца проводили в собственную летную смену (которых было три в неделю) по три-четыре полета на групповую слетанность каждый день.

Первыми в назначенное время «Ч» с полосы аэропорта Кубинка в небо ушли группы пилотажников, после этого звенья 32-го ГИАП на МиГ-21Ф-13 и 274-го АПИБ на Су-7Б.

Ведущим «ромба» МиГ-19 был полковник В. Н. Фокин, ведущим группы МиГ-17 — полковник П.Ф.Мантуров, одиночный пилотаж на МиГ-19 показал майор В.Н.Швецов. Колонну звеньев 32-го и 274-го полков управлял комдив генерал С.И.Астахов. С ним в звене были зам. комдива полковник Ф.П.Оноприенко и навигатор дивизии полковник А.В.Степанов.

Ведущим второго звена летал начальник 32-го ГИАП полковник Н.В.Шибанов, ведущим первого звена 274-го АПИБ — полковник Шинкаренко.

По случаю успешного исполнения задачи для участников парада был организован праздничный прием с вручением правительственных призов в Кремле. С успешным исполнением поставленной задачи авиаторов поздравил Н.С.Хрущев.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века вышел фильм «Им покоряется небо», посвященный опробованиям новой авиационной техники. Для заставки к этому фильму на фоне титров была выбрана кинохроника, относящаяся к параду в Тушино, а также одиночный и групповой пилотаж летчиков 234-го ИАП на МиГ-19 с дымовыми трассерами под плоскостями.

1962 и 1963 годы связаны с двумя неизвестными страницами истории отечественных ВВС, яркими участниками которых стали авиаторы 32-го и 234-го полков из Кубинки.

В мае 1962-го согласно решению советского правительства из летчиков 2-й эскадрильи 32-го ГИАП (фактически в полном составе), усиленной несколькими летчиками вторых подразделений Кубинки, была организована несколько для отправки в Индонезию, на остров Ява для оказания интернациональной помощи правительству данной страны в назревающем армейском конфликте с Голландией. В первых числах Июля несколько в гражданской одежде вылетела из Москвы на самолете Ил-18 по маршруту Ташкент — Дели — Рангун — Джакарта. Мало раньше убыл технический состав и рядовой для подготовки и сборки самолетов МиГ-21Ф-13, прибывших в Индонезию морским и воздушным дорогами.

В летный состав группы входили: полковник Н.В.Чистяков (старший группы), майор Ю.Ю.Немцевич (начальник эскадрильи), капитан Н.П.Крайнов (зам. начальника эскадрильи), начальники звеньев капитаны А.А.Михайлов, В.Н.Лебедев, Г.Ф.Денисенко, Д.А.Фоломеев, старшие летчики капитаны Г.Ф.Кузнецов, В.Барменков, Н.Д.Пудовкин, В.П.Степанов, Я.С.Азов, и летчики лейтенанты Ю.В.Зайцев и Г.В.Мамонтов.

Группе предстояло научить индонезийцев полетам на Миг-21 и готовься оказать яркую помощь в воздухе при эскалации конфликта. К счастью, конфликт был урегулирован мирным методом, однако, за время нахождения за границей летный состав эскадрильи купил богатый опыт полетов в несложных и сложных метеоусловиях, в разных условиях рельефа над сушей и над морем. Беспрецедентный случай случился с капитаном Лебедевым.

На протяжении тренировочного полета в ночное время суток его МиГ-21Ф-13 совершил вынужденную посадку на фюзеляж в горной местности на рисовых террасах недалеко от портового города Сурабая. Самолет взял маленькие повреждения и был позднее доставлен на базу. Летчик отделался легкими ушибами и летал .

В осеннюю пору того же года на протяжении так именуемого «Карибского кризиса» оставшаяся часть 32-го полка для исполнения подобных задач, лишь в другом полушарии, была направлена на Кубу. Потому, что к моменту возвращения в первых числах Ноября 1962 года летчиков 32-го полка из Индонезии их полк еще отсутствовал, 2-ю АЭ временно прикомандировали к пилотажному 234-му ГИАП.

По окончании возвращения 32-го ГИАП с Кубы в осеннюю пору 1963 года согласно решению руководства ВВС Столичного военного округа 2-я эскадрилья была совсем переведена в распоряжение 234-го полка, став его новой 3-ей эскадрильей.

Так, 234-й ГИАП, имевший на вооружении истребители Миг-17 и Миг-19, взял в собственный распоряжение эскадрилью прекрасно обученных и подготовленных пилотов, летавших на новом истребителе МиГ-21Ф-13 в несложных и сложных метеоусловиях, днем и ночью. Появлявшись в составе пилотажного полка, летчики 3-й АЭ приступили к переучиванию летного состава двух вторых его эскадрилий на новую технику, и — к интенсивным тренировкам на отработку групповой слетанности.

Вот что вспоминает о начальном периоде собственной работы в 234 ИАП ветеран 32-го и 234 ГИАП, мастер спорта по самолетному спорту, полковник в отставке Г.Ф.Кузнецов: «В пилотажной подготовке опыт приходил не сходу. Как показывает опыт, не каждому человеку разрешено быть летчиком, и не каждому летчику — пилотажником. Мы большое количество тренировались: приобретали провозки на с парках, летали в паре на виражах, боевых разворотах, косых петлях, после этого нам продемонстрировали и петлю.

Но постоянно бывает что-то в первоначальный раз. И таковой момент наступил весьма не так долго осталось ждать. Нам предстояло показать собственный мастерство на авиационном показе для индийской делегации. Взлет осуществляли четверкой, а пилотаж «ромбом», в котором я занимал место хвостового ведомого.

Ведущим стоял В.И.Медведев, слева — В.И.Степанов, а справа — В.И. Блинов. Выполнили перестроения, проход над полосой, позже — пара виражей, боевых разворотов и косых петель. Приступили к петле. Ни при каких обстоятельствах в жизни я не чувствовал ничего аналогичного — перегрузки, координация рулей управления, опасность попасть в спутную струю ведущего и желание ни за что не подвести и оправдать оказанное доверие.

Показ мы выполнили на «превосходно». В будущем, в то время, когда мы освоили полеты с разными сложными перестроениями, подобная работа казалась нам уже в полной мере обыденной…».

Не считая бессчётных авиационных показов представителям руководства, гражданским и армейским делегациям, на аэропорте Кубинка иногда проводились специальные выставки и целевые показы новой техники, организованные для потенциальных зарубежных клиентов. Разная авиационная техника демонстрировалась не только на земле, но и в воздухе.

Такие показы в большинстве случаев заканчивались необычным «мини-парадом», на протяжении которого устраивался пролет представленной техники над аэропортом и групповой пилотаж. Кубинку посещали летные делегации из Острова Свободы, Чили, Вьетнама, стран и Индии Ближнего Востока.

Постоянные тренировки в групповой слётанности и пилотаже сочетались у летчиков 234-го полка с будничным трудом простых строевых летчиков-истребителей,так как никто и ни при каких обстоятельствах не освобождал авиаторов «показного» полка от исполнения повседневных учебно-боевых задач. Так, в июле 1968 года вся «семерка» главного состава (не считая комполка полковника Медведева), и пилотажни-ки 3-й АЭ лейтенанты В.И.Признательный, И.В.подполковник и юрьев В.Г.Захаров (начальник эскадрильи) учавствовала в грандиозных учениях «Восток», проводимых в связи с обострившейся обстановкой на советско-китайской границе.

Вместе с 32-м ГИАП, что к тому времени был переведен в Шаталово (Смоленская область), летчики совершили перелет через всю страну на аэропорт Чиндант (у станции Борзя в Читинской области). Учения прошли нормально, без единого летного происшествия.

К моменту проведения известного парада в Домодедово 9 июля 1967 года в Кубинке имелось уже пара сложившихся, прекрасно подготовленных и слетанных групп, освоивших пилотаж на Миг-17 и Миг-21. На Миг-17 продолжала еще летать «девятка» 1-й АЭ под управлением майора Н.А.Кисаева (до него эту группу водил П.Ф.Мантуров). В ее состав входили капитаны Е.Ф. Костяев, Г.И. Курганов, В.И. Картавых, П.Ф.Николаев, Г.А.Ткаченко, Е.П.Соловьев, Г.А.Лалаев и В.К.

Кабанов.

Во второй эскадрилье на МиГ-21 был «ромб», водимый комэском майором РШ.Восканяном в составе: капитаны Е.М. Аведиков, Ю.В. Галкин (боковые), Ю.Н.Беркут (хвостовой).

Капитан Ломакин заменивший штатного мастера собственного дела — «одиночника» майора Швецова, считался в Кубинке самый подготовленным в этом виде пилотажа.

В 3-й АЭ, не считая собственного «ромба», имелись еще «семёрка» и «пятёрка» — весьма зрелищное и прекрасное построение, которое так до сих пор и не решились «реанимировать» пилотажники современной Кубинки. Ведущим всех этих групп, складывающихся из одних и тех же летчиков, был полковник В. И. Медведев, поменявший к тому времени П. Ф. Мантурова на должности начальника 234-го полка.

В ромбе 3-й АЭ в большинстве случаев летали В. И. Медведев, В. П. Степанов (правый), В. И. Блинов (левый) и Г. Ф. Кузнецов (хвостовой). В «пятерке» клином — В.И. Медведев., Г.Ф.

Кузнецов (правый конечный), Д. А. Фоломеев (левый конечный), В.П.Степанов (второй справа) и В. И. Блинов (второй слева).

Позднее в составе «пятерки» летал кроме этого Г.А.Зотов. В «семерке» за бессменным ее ведущим В.И.Медведевым первым хвостовым ведомым постоянно ходил Г. Ф. Кузнецов, крайним хвостовым — Д. А. Фоломеев, крайним правым — Л. В. Абрамов, крайним левым — В. И. Блинов, средним слева — Б. Г. Соболь, средним справа — Степанов В. И. На месте Соболя заменяющим в «семерке» летал кроме этого Г. И. Ермак. Место Степанова позднее в «семерке» занимали Г.А.Зотов и В.И.Признательный В вышеприведенных составах пилотажных расчетов 234-й ГИАП участвовал в известном параде 1967 года.

Фотографии того времени и кадры кинохроники сохранили бортовые номера истребителей МиГ-21ФЛ из семёрки «и» состава «ромба» 234-го ГИАП, участвовавших в авиапараде 1967 года: «ромб» — «54», «55», «60», «67»; «семерка» — «61», «62», «63», «64», «65», «68», «69».

Парад в Домодедово стал одним из самые ярких и запоминающихся событий в жизни полка. В первый раз за долгие годы широкой общественности были показаны новейшие образцы военной авиатехники. О том, как проходил данный известный парад и об участии в нем летчиков из 234-го ГИАП, оптимальнее может поведать его яркий участник — полковник в отставке Г.Ф.

Кузнецов, летавший в составе пилотажной «семерки»: «… По окончании громадного перерыва 9 июля 1967 года состоялся грандиозный воздушный парад над летным полем аэропорта Домодедово, посвященный 50-й годовщине Октябрьской революции.

Перед парадом отечественные «одиночники» и участники группового пилотажа в течение месяца отрабатывали групповую слетанность и совершили пара репетиций, включая главную. На всех репетициях подход к территории, пилотаж посадка и роспуск проводились в соответствии с заданному расчетному времени в рамках неспециализированного регламента. Репетиции проводились по полной программе парада с участием всей примененной в нем «малой» и «громадной» авиации.

По окончании главной репетиции МиГ-21ФЛ совершили посадку в Домодедово, а летчиков разместили в отеле аэропорта. Пилотажная «девятка» на МиГ-17 села в своей квартире — в Кубинке. Ранее мы много раз садились в Домодедово на транспортном самолете Ли-2, что летал в Кубинку для перезарядки трассеров: отправлялись ночевать к себе, а на следующий сутки возвращались к своим самолетам.

В параде учавствовали летчики 234-го ГИАП, 32-го ГИАП и 274 АПИБ 9-й ИАД. Колонну парадных звеньев замыкали летчики 32-го полка на истребителях МиГ-21ПФМ. Управлял колонну комдив генерал А. В. Мазур.

Не считая ведущих и первых ведомых, все самолеты в группах были оснащены цветными дымовыми трассерами. Самолеты «одиночника» В.К.Лихачева, «ромба» и «девятки» имели парадную окраску.

Мы пребывали на аэропорте Домодедово в первой готовности — сидели в кабинах самолетов и ожидали команды на запуск двигателей. А сейчас наоборот нас на намерено отведенных стоянках на протяжении рулежных дорожек на земле демонстрировалась новая авиационная техника с выкладкой боевого оружия. Замечательные громкоговорители оповещали зрителей обо всех событиях, происходящих на земле и в воздухе. Погода была, как говорят в авиации, «миллион на миллион».

Многотысячные толпы зрителей, солнце, тепло, музыка.

Настало время, в то время, когда дело дошло до демонстрации летной программы. Парад раскрывался пролетом спортивных самолетов в строю, образующем слово «ЛЕНИН». После этого в колонне прошли вертолеты Ми-1 с знамёнами всех Союзных Советских республик.

Затем наступила очередь демонстрации пилотажа на боевых самолетах.

Первым в атмосферу встал полковник Лихачев, выполнивший одиночный пилотаж МиГ-21ФЛ, намерено покрашенном для принятие участия в параде. После этого групповой пилотаж в строю «ромб» показала несколько МиГ-21 ФЛ, ведомая майором Восканяном. После этого взлетела отечественная «семерка» на МиГ-21ФЛ во главе с полковником Медведевым. Ширина Б/7/7 в Домодедово (80м) разрешала взлетать и садиться одновременно полной группой, что мы и показали. Взлетали клином и по окончании отрыва создавали перестроения.

Мой самолет имел бортовой номер «64» и на протяжении взлета был крайним правым. По окончании отрыва я уходил влево и вперед, занимая место за ведущим Медведевым, а за мной с места левого крайнего на взлете пристраивался Д. Фоломеев.

Вся программа прошла удачно, с хорошим качеством. По окончании отечественной посадки из Кубинки пришла «девятка» МиГ-17, ведомая майором Киса-евым, которая показала пилотаж как в полном составе, так и по окончании роспуска еше и «клином» -«пятеркой». От пилотировав, красные МиГ-17 возвратились на собственный аэропорт. По окончании заруливания самолетов отечественной группы на стоянку, всех пилотажников отвезли к аэропорту и доставили на крышу левого крыла строения. Предстоящий движение парада мы замечали уже в качестве зрителей.

С нами рядом пребывали начальники ВВС Столичного военного округа, а также трижды Герой Советского Союза, помощник главнокомандующего ВВС МВО И.Н.Кожедуб.

По окончании пилотажа «девятки» над ВПП была произведена демонстрация умелого самолета вертикального взлета Як-36, новых вертолетов Ми-6 и Ми-10. На параде кроме этого в первый раз продемонстрировали умелые самолеты с изменяемой стреловидностью крыла КБ Сухого и МиГ.

После этого над аэодромом прошли звенья высотных всепогодных перехватчиков — Су-9, Су-11, Су-15, МиГ-25, Ту-128, Як-28, и колонна, складывающаяся из звеньев МиГ-21 ПФМ и Су-7БКЛ из состава 32-го ГИАП и 274-го АПИБ, вылетевших из Кубинки. За ними прошли самолеты стратегической авиации — Ту-16, Ту-22 и Ту-95.

Завершался воздушный парад массовым десантированием личного состава и техники ВДВ с самолетов Ан-12, Ан-22 и вертолетов Ми-6.

За успешное проведение этого грандиозного мероприятия, владение и высокое мастерство техникой все летчики — участники парада были награждены орденами. Нам были присвоены кроме этого звания мастеров спорта по самолетному спорту и повышены воинские звания».

Работа пилотажников 2-й и 3-й эскадрилий 234-го ГИАП была связана с разными модификациями истребителя МиГ-21. Наиболее легким, эргономичным и несложным в управлении, если судить по их отзывам, был МиГ-21 Ф-13 (изделие «74»). Ему на смену весной 1963 года пришел МиГ-21 ПФ (изделие «76»), а мало позднее -ПФМ (изделие «94») и ФЛ (изделие «77»).

Последние две автомобили были главными у пилотажников Кубинки во второй половине 1960-х — начале 70-х годов.

Особенно довольно часто употреблялся МиГ-21 ФЛ. Самолет снаружи фактически ничем не отличался от поздней версии ПФС (изделие «94»), еще сохранившей от своих предшественников цельный каплевидный, раскрывающийся вперед катапультное кресло и фонарь кабины типа СК-1, но уже имевшей киль увеличенной площади без характерного для модификаций Ф, Ф-13, ПФ и ранних ПФС излома передней кромки.

В отличие от позднего ПФС, у «кубинских» ФЛ отсутствовали трехштырьковые антенны станции распознавания на килях и под носовой частью фюзеляжа. Верхняя часть килей не была покрашена радиопрозрачной краской. Летать на МиГ-21ФЛ в 3-й АЭ 234-го ГИАП начали незадолго до парада в Домодедово, приблизительно в первых числах Мая 1967 года, а пролужил он пилотажникам Кубинки практически до середины 1970-х в один момент с другими модификациями МиГ-21, поступавшими на вооружение в различное время — ПФМ, МФ, СМ а также «тяжелым» МТ.

МиГ-21ФЛ был легким и послушным в управлении, быть может, благодаря установленному на нем, как и на вторых ранних модификациях МиГ-21, действенному триммер-ному устройству, снимающему упрочнение на ручку управления. С переходом полка в 1970-1971 годах на более тяжелые СМ (изделие «95М»), МФ (изделие «96М») и МТ (изделие «96Т»), на которых «триммерный эффект» достигался уже посредством другого агрегата, появилась необходимость в его замене на прошлый, более действенный и эргономичный на пилотаже.

Просьба летчиков, обратившихся по этому поводу в МАП, была удовлетворена, и на новые пилотажные МиГи поставили прошлые триммерные устройства.

Для улучшения обзора на самолете первого хвостового ведомого «семерки», место которого в групповом строю было неизменно самоё сложным и уязвимым, снимали прицел АСП, закрывающий вид через лобовое стекло. Намерено на заказ были сделаны более чёрные если сравнивать с штатными светофильтры для летных шлемов.

На протяжении показов и парадов на подфюзеляжном пилоне самолетов (не считая ведущего и первых ведомых) время от времени устанавливали трассеры с цветными дымами.

Групповой пилотаж на МиГ-21 выполнялся на более высоких скоростях, высотах и радиусах, благодаря чему он смотрелся более динамично и хлестко, чем современный, делаемый на высокоманевренных автомобилях 4-го поколения. В верхней точке петли несколько время от времени по большому счету терялась из вида, как бы «зависая» в том месте на некое время, и выяснить направление на нее возможно было лишь по звуку. Но, в то время, когда она на громадной скорости и заметно проседая по инерции, выходила из петли на прямую площадку и с ревом проходила на маленькой высоте поперек полосы либо над авиационным городом,это создавало незабываемое чувство.

В первой половине и начале 1970-х пилотажников — ветеранов 234-го полка неспешно заменили более юные пилоты, пришедшие в Кубинку в середине 1960-х: лейтенант В.Бизяев, капитаны А.Кудрявцев, В.Плужник, П.Зубец, А.Зубков, В.Лахно, В.Кубко, В.Михайлов, майоры Б.Грабовецкий, А.Признательный, Г.Задвинский и Ю.Фалеев. Часть из них была воспитанниками умелых наставников из пилотов, о которых уже поведано выше.

До поступления в полк МиГ-23 они продолжали еще некое время летать на разных модификациях МиГ-21, среди них и на МиГ-21ФЛ. Начальниками 234-го полка в то время были полковник Д.В.Хиль (1970-1971 гг.), полковник Д.А. Фоломеев (1971-1973 г.г.) и полковник Г.П.Басистое (1973-1975 г.г.).

Одну из эскадрилий пилотажников в начале 1970-х возглавлял майор Г.А.Лалаев.

Летали «ромбом», «шестёркой» и «пятёркой» с разными перестроениями, и одиночно, но «семерки», как мне известно, в Кубинке больше не было…

источник: Геннадий КУЗНЕЦОВ Секретно-пилотажный авиаполк Авиапарад 2009-03

Отрывной календарь. 21 июля 1967 года.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: