Его алмаз на колесах

      Комментарии к записи Его алмаз на колесах отключены

Андре Ситроен (1878–1935) появился в Париже в иудейской семье большого торговца алмазами родом из Нидерландов. Благосостоянию их рода положил начало Якоб, прадед Андре, торговавший вразнос в его окрестностях и Амстердаме лимонами и другими экзотическими фруктами из нидерландской колонии Гайана (Guyana). В те времена еще не было домашних имен (фамилий), людей именовали по роду их занятия, и Якоб звался по-голландски Lemanenman (торговец лимонами).

Его бессчётные дети овладели ремеслом ювелира либо шлифовщика алмазов. В 1811 году, в то время, когда Нидерланды попали под власть Наполеона, вышло предписание: любая семья должна иметь домашнее имя. Потомки торговца лимонами, ставшие к тому времени известными ювелирами, покинули собственный родовое имя, только «офранцузив» его: так появилась ставшая всемирно известной фамилия Ситроен (по-французски «цитрон»), а вероятный русский аналог может звучать как Лимонов.
Любовь с первого взора

Андре было всего шесть лет, в то время, когда папа в приступе депрессии покончил с собой, выбросившись из окна верхнего этажа дома. Об событиях ужасной смерти отца мать поведала, Андре только пара лет спустя, в то время, когда он уже получал образование лицее.

Мальчик отличался удачами в учебе, увлекался правильными науками, обожал просматривать фантастику Жюля Верна. Примечательно, что в одном с ним классе был его будущий соперник Луи Рено (Louis Renault). По домашней традиции по окончании завершения образования Андре предстояло заняться «бриллиантовым» бизнесом, но он избрал другой путь.

Огромное впечатление на него произвела Эйфелева башня, которую возводили в Г889 году к Глобальной выставке в Париже. Это была любовь с первого взора и на всегда! Лицеист имел возможность часами находиться около величественного 300-метрового металлического каркасного сооружения, задрав голову и наслаждаясь его силуэтом.

Как раз тогда в нем зародилась страсть к разнообразные конструкциям, машинам и механизмам.

Андре окончил парижскую элитную Высшую Политехническую школу, по окончании чего трудился в мастерской по изготовлению паровозных подробностей.

В 1900 году Андре навещает собственных родственников в Польше. В одной мастерской в Лодзи (Lodz) ему привлекли внимание шестерни необыкновенного вида с двумя последовательностями косых зубцов, наклоненных в различные стороны. Он берёт патент на производство шестерен и в 1905 году организует компанию по производству шевронных шестерен, положив в дело все домашнее состояние.

Такие шестерни способны передавать большие нагрузки и не нуждаются в осевом подшипнике, продукция очень востребовано и приносит громадный доход. Ситроен открывает фабрики-филиалы в нескольких городах Европы, а также в столичном Лефортово, где учреждает акционерную компанию называющиеся «Шестерня Цитроэнъ».

Путь к первому автомобилю

Имя молодого предпринимателя получает известность. В 1908 году его приглашают принять управление автомобильным заводом Mors, стоящим на грани банкротства. За пять лет ему удается повысить ежемесячный выпуск машин с десяти штук до ста.

В 1912 году Ситроен посещает зарод Генри Форда (Henry Ford) в Детройте. Два промышленника – еврей антисемит и идейный Форд Ситроен – сходу находят неспециализированный язык. Гость изучает передовые идеи организации производства, знакомится с оборудованием цехов, в особенности выделяй занимательную американскую новинку – конвейер.

С началом Первой Мировой Франция испытывает острую дефицит снарядов. Ситроен заключает договор с правительством и за три месяца сооружает на набережной Жавель (Javel) в Париже личный завод, что создаёт больше снарядов, чем все остальные оборонные фирмы страны совместно забранные. По окончании окончания солдаты завод перестраивается на производство машин, на нем в первый раз в Европе (!) ведется конвейерная сборка.

В 1919 году с конвейера сходит первый автомобиль Ситроена – модель Тип А. Его украшает логотип компании – два зубца шевронных шестерен, производство которых заложило денежную базу для будущих удач Андре Ситроена.

Во второй половине 20-ых годов XX века продукция компании составила 102.891 машин различных классов и моделей и превысила показатели всех остальных французских производителей. В первой половине 30-ых годов XX века из-за последствий международного экономического кризиса компания Ситроен обанкротилась и перешла в собственность компании по производству шин Michelin. Последняя модель, выпущенная при жизни основателя компании – легендарный Traction-Avant (в переводе — «передний привод»), один из первых машин с передним приводом, выпускавшийся более 20 лет!

Машины марки «Ситроен» иногда попадались и на дорогах СССР. В 1965 году приехавший с .визитом в Москву французкий президент подарил Юрию Гагарину лимузин «Ситроен ДС», а позднее такой же автомобиль взяла в качестве подарка от дизайнера Пьера Кардена балерина Галина Уланова.

Рекламный гений

Ситроена вычисляют создателем европейской автомобильной рекламы. Ему принадлежат новшества, многие из которых в наши дни кажутся очевидными. Он первым создал сеть фирменных сервисных станций по всей Европе, в первый раз в мире начал издавать инструкции по обслуживанию и ремонту каждой модели «Ситроена» для их обладателей.

Его алмаз на колесах

Он первым заявил:

«Реализовывает тот, кто создаёт»

и создал первую торговая сеть по продаже машин с однообразными стандартами и с 5 тысячами дилеров. Он ввел фирменные кредитные программы с рассрочкой на 12 либо 18-месяцев — возможно, еще и вследствие того что сам всегда был в долгах из-за займов под собственные проекты. Его слова

«Сегодняшние дети – отечественные завтрашние клиенты»

нашли собственный выражение в том, что завод Ситроена выпустил 2 млн. детских педальных машин «отечественный Ситроен» – мелкие, практически правильные копии «взрослых» моделей.

Кроме того собственную известную всему Парижу страсть к азартным играм он применял в рекламных целях. в один раз в казино за один вечер он просадил в баккара 10 млн. франков, а после этого 17 млн. победил – и подарил крупье чек на автомобиль с конвейера собственного завода.

Он считал, что никакое рекламное объявление не имеет возможности заменить демонстрацию продукта «живьем», и не жалел на такую рекламу денег. Во второй половине 20-ых годов XX века он выстроил на Елисейских Полях автомобильный салон со целой шириной витриной и 21 стеклянной высотой 10 метров, на что ушло 19 тысячь киллограм стекла. По европейским государствам разъезжали выставки на колесах: визитёрам демонстрировали новые модели, говорили об их изюминках, устраивали викторины и конкурсы.

Мировую известность Ситроену приносили пробеги рекордной протяженности: в 1931-32 годах рекламный пробег Бейрут – Пекин (называющиеся «Желтый переход») на полугусеничных машинах, а за ним и второй – «Тёмный переход» – через пески Сахары.

«Гадкий утенок»

В первой половине 30-ых годов XX века директор компании Пьер Буланже (Pierre Boulonger) выдал главному конструктору компании необыкновенное техническое задание на проектирование нового автомобиля – недорогого, надежного, практичного и неприхотливого в эксплуатации:

«В автомобиле должно хватать места для двух обутых в сапоги крестьян и двух мешков картофеля либо бочонка с вином. Скорость – не меньше 60 км/ч, при расходе бензина 3 л/100 км. Внешний вид автомобиля не имеет полностью никакого значения».

Так зародился один из самых популярных европейских машин – Citroen 2CV, со временем ставший культовым, в особенности в молодежно-студенческой среде. До начала войны изготовили 250 его прототипов – шасси с открытым кузовом из парусины на легком каркасе, с двигателем и единственной фарой 8 л.с.. А вес автомобиля составлял всего 380 кг. Официальная презентация прошла в 1948-м на автосалоне в Париже.

Пресса восприняла машину по-различному – от едкой критики до бурного восхищения.

«Самый ужасный автомобиль в мире!»

– писали одни.

«Не забудьте приложить открывалку к данной консервной банке!»

– издевались другие. Кстати, прижившееся в Германии наименование Ente («утка») пошло с легкой руки одного голландского журналиста – с намеком на известную сказку Андерсена «Гадкий утенок».

Но преимущества новинки, и в первую очередь цена и простота обслуживания — на 25% ниже цены самого недорогого автомобиля того времени – Рено-4, сделали 2CV массовым автомобилем.

С1949 по 1990 год на фабриках в 15 государствах произведено около 7 млн. 2CV различных модификаций – больше, чем легендарных малолитражек Ford-T либо FIAT-500. Помимо этого, 2CV – один из немногих машин, мощность двигателя которого на протяжении развития моделей увеличилась более чем втрое.

В 2002-м французы назвали Citroen 2CV автомобилем XX века.

источник: Евгений Байзер «Его бриллиант на колесах» «КОНТАКТ-ШАНС» 29/2015

Подарок на колёсах от «Алмаза»

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: