Самолет рэб ту-16п «букет» (изделие нп).

      Комментарии к записи Самолет рэб ту-16п «букет» (изделие нп). отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1962 г.Самолет рэб ту-16п «букет» (изделие нп).

В конце 50-х годов в СССР была создана совокупность «Букет», которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, имела возможность трудиться в автоматическом режиме и создавать помехи в один момент нескольким РЛС, а также многоканальным и перестраиваемым. В совокупность «Букет» входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, любая из которых перекрывала определенный диапазон частот.

Для Ту-16 были подготовлены особые модификации станций с учетом условий их работы на самолете — СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс «Н» означал, что станция предназначена для изделия «Н»). Самолеты, оборудованные совокупностью «Букет», обозначались Ту-16П либо изделие «НП» (время от времени — Ту-16П «Букет» либо Ту-16 «Букет»). Они предназначались для противодействия наземным РЛС наведения и дальнего обнаружения, и РЛС целеуказания ЗРК.

С высоты 10000-11000 м один постановщик помех имел возможность прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической территории с диаметром в основании 600-700 км.

Для собственного времени «Букеты» были самыми замечательными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда методы защиты РЛС не выручали их от глушения. Одновременно с этим «Букеты» имели громадной вес и владели большой энергоемкостью. Для их размещения применяли грузоотсек, наряду с этим створки и бомбардировочное вооружение демонтировались всецело.

Вместо них устанавливалась платформа с блоками «Букета», воображавшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с совокупностью наддува. В том месте же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один — типа ПТ-6000, питавшие «Букет» переменным током. В задней части грузоотсека имела возможность устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б.

В нижней части платформы, по оси самолета размешался долгий коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, что стал характерным внешним показателем Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон пребывали отверстия совокупности кондиционирования блоков «Букета», закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции разрешала обойтись без дополнительного члена экипажа — руководил ею навигатор-оператор со собственного рабочего места.

Начиная с 1962 года, совокупностью «Букет» было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 — СПС-ЗЗН, 28 — СПС-44Н и 20 — СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах кое-какие Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16Е «Ёлка», и кое-какие другие модификации самолета.

Опыт применения Ту-16П продемонстрировал, что при плотном размещении летящих в строю ударных автомобилей использование совокупности «Букет» угрожает подавлением не только РЛС соперника, но и собственных же бортовых радиолокаторов. Исходя из этого «Букет» в первой половине 70-ых годов двадцатого века было нужно доработать и дополнить особой аппаратурой, талантливой излучать замечательный сигнал с узкой диаграммой направленности луча. 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой «Фикус».

Пять ее направленных антенн с совокупностью вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами № 34 и № 45 под громадным радиопрозрачным обтекателем. Опробования усовершенствованной совокупности постановки помех проводились на Ту-16П № 1882409 и № 1883117. На одну из серийных куйбышевских автомобилей (№ 1882106) собирались установить умелую аппаратуру «Силикат», набор агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 года.

Позднее вместо «Силиката» на данный самолет установили новую совокупность постановки активных радиопомех «Фонарь», но эти варианты в серийное производство запущены не были. В конце 60-х годов серийный Ту-16П № 5202907 оборудовали станцией СПС-100 «Резеда-АК». С самолета сняли прицел «Аргон» и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции.

В набор СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3 «Сирена-3». В этом виде постановщик помех удачно прошел опробования, и совокупность СПС-100 приняли для Ту-16. Но строевые Ту-16П ими не оснащались, их взяли, начиная с 1969 года, кое-какие другие модификации Ту-16.

Пара Ту-16П оборудовали станцией СПС-120 «Кактус», блоки которой кроме этого разместили в грузоотсеке на платформе.

В течение 1970-1980 годов оборудование Ту-16П всегда модернизировалось. В частности, устанавливались станции личной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 либо СПС-153 из набора «Сирень». Блоки станций»Сирень» размешались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7.

Передающие антенны совокупности размешались по обоим бортам фюзеляжа недалеко от воздухозаборников двигателей, приемные — в районе первого шпангоута фюзеляжа.

21 июля 1959 года вышло Распоряжение Совмина № 832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной совокупности личной защиты Ту-16. На основании этого документа на базе серийной УР класса «воздух-воздух» К-5 (К-51) ОКБ-134 создало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 «Автострада-1». По окончании пуска данной ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех.

На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 возможно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные промежутки. Госиспытания совокупности проводились на доработанном Ту-16П № 8204130 до начала 1964 года и продемонстрировали, что в данном виде она неприемлема, полет ракет был неустойчивым и страшным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д.

С учетом взятого опыта в первой половине 60-ых годов двадцатого века развернулось создание новой противорадиолокационной совокупности «Пилон», включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией «Букет» и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 года маленькое число Ту-16П было оборудовано таковой совокупностью.

ЛТХ:

Модификация: Ту-16П
Размах крыльев, м: 33,00
Протяженность, м: 35,20
Высота, м: 10,40
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-безлюдного самолета: 37200
-обычная взлетная: 72000
-большая взлетная: 79000
Горючее, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Большая скорость, км/ч: 1050
Крейсерская скорость, км/ч: 780
Перегоночная дальность, км: 7200
Боевой радиус действия, км: 3100
Практический потолок, м: 12200
Экипаж, чел: 9.

Ту-16П на стоянке.

Ту-16П на стоянке.

Данный Ту-16П «Букет» в 184-м авиаполку РЭБ взял собственное имя «Нина» в честь официантки офицерской столовой.

Взлет самолета Ту-16П.

Ту-16П в полете.

Ту-16П. Рисунок.

.

.

Перечень источников:
Владимир Ригмант. Под символами «АНТ» и «ТУ».
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Туполев Ту-16направляться».
Фотоархив сайта russianplanes.net

Взлёт Ту 16

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: