Все знают, что британская компания Martin-Baker делает катапультные кресла. Хорошие кресла: их ставят на боевые самолеты различных государств: от Америки до Китая. Но создавалась компания в 1929 г. как самолетостроительная и до сих пор именуется Martin-Baker aircraft. Организовал компанию Джеймс Мартин, инженер-самоучка без диплома.
Сначала в его мастерской в Денхэме было всего два работника (он сам третий). Именовалась эта мини-компания Martin aircraft works.
Первым проектом Мартина стал достаточно экзотический для годов 20-и конца двухместный моноплан М-1. Он имел свободнонесущее низкорасположенное крыло. Четырехцилиндровый мотор воздушного охлаждения «Гермес» мощностью в 120 л.с. устанавливался за смещенной вперед пилотской кабиной и вращал винт посредством долгого вала, проходившего между двумя креслами, находившимися бок о блок.
Вал должен был быть сделан из трехдюймовой металлической трубы. Проблему вероятного заклинивания вала от деформаций Мартин собирался дать добро подвижным соединением носка коленчатого вала двигателя и долгого промежуточного вала. Тяговое упрочнение от винта принимала на себя не моторама, а замечательный подшипник, установленный около втулки пропеллера. Перенесение мотора назад благотворно сказывалось на аэродинамике.
Носовая часть фюзеляжа имела прекрасно обтекаемую форму, медлено сопрягаясь с коком винта. Воздушное пространство для охлаждения двигателя забирался через большой совок под кабиной.
Мартин создал проект М-1 за три месяца. Самолет начали строить, изготовили оперение и фюзеляж. Приступили к сборке автомобили, но мелкую компанию «накрыло» кризисом. Работы приостановились.
Мартин пробовал бороться, он создал пара вариантов усовершенствований собственной первой конструкции, но события были посильнее.
Снова взяться за дело удалось лишь в 1934 г., в то время, когда Мартин познакомился с капитаном Валентайном Бейкером, инструктором летной школы в Хестоне. Вот тогда-то они и зарегистрировали ту самую Martin-Baker aircraft. Мартин в ней стал главным конструктором. Но, в его подчинении был всего один чертежник.
Директором стал предприниматель Ф. Фрэнсис, что раздобыл деньги. Скоро в компании трудились уже полтора десятка человек, но большая часть из них ничего не осознавало в авиации и обучалось на ходу.
Результатом работы стал моноплан МВ.1. С виду — в полной мере классическая машина, одномоторный свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной на двух человек, сидящих приятель за втором, и с неубирающимся шасси. Мотор — умелый Нэпир «Джэвлин» IIIA, шестицилиндровый, рядный, инвертный (клапанами вниз), воздушного охлаждения мощностью 160 л.с.
Винт — двухлопастный древесный, фиксированного шага. Но каркас фюзеляжа был так уникален по конструкции, что на него выдали патент. Он планировал из узких металлических труб посредством весьма несложных соединений — скоро и легко.
Сборщик орудовал ножовкой, гаечным ключом и дрелью.
схемы легкого самолета MB.1
Лонжероны крыла представляли собой связку из трех труб — одной сверху и двух снизу. Трубы были громадного диаметра, но тонкостенные. К финишам крыла толщина стены уменьшалась, а сами трубы сближались между собой. Трубы связывались между собой совокупностью стержней, прикрепленных к хомутам.
Таким же образом присоединялись нервюры, собранные из трубок. В крыле размещались бензобаки, сваренные из алюминиевого страницы. И крыло, и большинство фюзеляжа поверх каркаса обтягивались полотном. При хранении самолета в маленьком ангаре крыло возможно было сложить.
Разъемы, пребывавшие у стоек шасси, разрешали по окончании раскрытия замков развернуть консоли назад.
MB.1 в сборочном цеху
легкий самолет MB.1 по окончании постройки
В марте 1935 г. как раз в таком виде, со сложенными крыльями, МВ.1 привезли на армейский аэропорт Нортхолт. По окончании всесторонней проверки капитан Бейкер залез в кабину и электростартером запустил мотор, что компания «Нэпир» безвозмездно дала взаймы. Приблизительно 1 апреля (правильную дату документы не сохранили) МВ.1 совершил первый полет.
на данный момент летописцы компании утверждают, что машина показала высокие летные качества, например, продемонстрировала большую скорость 200 км/ч. Но в серию она не отправилась. Писали, что единственный экземпляр хранился в Денхэме до марта 1938 г., в то время, когда сгорел.
Но по вторым источникам, в августе 1939 г. МВ.1 осматривали представители министерства авиации на предмет применения для запасных целей, но сочли его негодным. Вероятнее, он вправду погиб при пожаре в мастерских, но позднее — в апреле 1940 г.
ЛТХ: |
Модификация | MB.1 |
Размах крыла, м | 11.28 |
Протяженность самолета,м | 8.80 |
Высота самолета,м | |
Площадь крыла,м? | |
Масса, кг | |
безлюдного самолета | |
большая взлетная | |
Тип двигателя | 1 ПД Napier Javelin IIIA |
Мощность, л.с. | 1 ? 160 |
Большая скорость, км/ч | 200 |
Крейсерская скорость, км/ч | |
Длительность полета, ч | |
Большая скороподъемность, м/мин | |
Практический потолок, м | |
Экипаж, чел | 2 |
источники:
- текст — Владимир КОТЕЛЬНИКОВ ИСТРЕБИТЕЛИ Компании «МАРТИН-БЕЙКЕР» Космонавтика и Авиация 08-2012
- часть и таблица фотографий — http://www.airwar.ru/enc/law1/mb1.html
Знаменитые самолеты. Серия 2. Martin B-57 Canberra.
Увлекательные записи:
- Опытный истребитель nakajima ki-11 (?? ?11). япония
- Рандеву с драконом
- Первая пассажирская авиалиния на северном кавказе
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Легкий транспортный самолет dornier do.с iii «komet».
Разработчик: Dornier Страна: Германия Первый полет: 1921 г. По окончании подписания перемирия в 1918 году компания «Zeppeli Lindau» продолжило…
-
Самолеты компании martin-baker. часть 3 истребитель martin-baker mb.3
Вы спросите, а на что жила «Мартин-Бейкер», до тех пор пока строились умелые самолеты, так и не отправившиеся в серию? В том месте разрабатывали агрегаты…
-
Статья участника Общества истории германской авиации (Arbeitsgemeinschaft Deutsche Luftfahrthistorik) Гюнтера Фроста (Gunter Frost) «Die Geburt einer…
-
Легкий транспортно-пассажирский самолет ан-3.
Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1980 г. К середине 1960-х годов применение авиации в сельском хозяйстве СССР стало воистину…
-
Легкий многоцелевой самолет «птенец-2».
Разработчик: клуб СЛА «Ротор» г.Кумертау Страна: Российская Федерация Первый полет: 1995 г. ? Ультралегкий самолет «Птенец-2», выстроен энтузиастами…
-
Проект легкого многоцелевого самолета фирмы bucker. германия
Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF и мало доработан мной. Этот перевод был выполнен в ноябре 2013 года. Предположительно проект…