Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1929 г.
Неудача с истребителем 2И-Н1 не вынудила оставить идею иметь на вооружении ВВС Красной Армии двухместный истребитель. Во второй половине 20-ых годов XX века таковой самолет решили создать на базе уже строящегося одноместного истребителя И-3 с двигателем BMW.VI. Николай Поликарпов вычислял более ответственной задачей создание новой одноместной автомобили И-5 с двигателем воздушного охлаждения, о чем он и заявил 12 августа 1927 года на совещании технического совета Авиатреста.
Однако, проектирование И-5 с двигателем Gnome-Rhone «Jupiter» мощностью 480 л.с. поручили конструкторскому отделу ЦАГИ, а за отделом умелого самолетостроения (ОСС) Авиатреста, возглавляемым Н.Н.Поликарповым, покинули задание на двухместный истребитель Д-2 с двигателем BMW.VI мощностью 500 л.с.
Задание на самолет много раз корректировалось: в частности, во второй половине 20-ых годов двадцатого века предполагалось спроектировать и выстроить ночной двухместный истребитель НД-2, а самим Поликарповым прорабатывался проект Д-2 с двигателем воздушного охлаждения «Jupiter». Но эти варианты так и остались на бумаге, а первоначально задуманный Д-2 выстроили. Данный самолет, конструктивно повторял одноместный истребитель И-3.
Конструкция смешанная, фюзеляж — древесный монокок, крылья древесные с полотняной обшивкой, элероны и хвостовое оперение дюралевые, обшиты полотном. Оружие складывалось из двух синхронных пулеметов ПВ-1 и одного-двух пулеметов ДА на кормовой оборонительной установке.
Д-2 с двигателем BMW.VI выстроили на столичном заводе № 25 весной 1929 года. Заводские опробования велись с 15 марта по июль 1929 год. Самолет облетывал Б.Л.Бухгольц, согласно его точке зрения, Д-2 не уступал по собственные чертям практически всем зарубежных одноместных истребителей, а при установке более замечательного оружия имел возможность бы стать более действенным, чем одноместные автомобили.
Вместе с тем Бухгольц отмечал, что Д-2 по обстоятельству большой задней центровки имеет неудовлетворительные характеристики штопора.
По окончании совершённых опробований самолет долгое время — фактически в течение года — оставался невостребованным и никаким переделкам не подвергался. За это время арестовали Поликарпова, а авиазавод № 25 включили в состав авиазавода № 39. Весной 1930 года для улучшения черт штопора на Д-2 смонтировали новое V-образное хвостовое оперение, размещенное под углом 8° к горизонту (подобная схема хвостового оперения употреблялась в Советском Альянсе в первый раз).
Помимо этого, на самолете установили оборонительную турель ТУР-7, воображающую собой уменьшенную ТУР-6 (внутренний диаметр турельного кольца уменьшился с 710 до 636 мм). Сначала на ТУР-7 стояла спарка пулеметов «Lewis», после этого ее заменили одним пулеметом ДА.
13 июля 1930 года первый полет на Д-2 с V-образным оперением выполнил летчик Козлов, по окончании чего самолет пара дней доводился, а после этого поступил для продолжения опробований в НИИ ВВС. Тут самолет последовательно облетали Бухгольц, Жуков и Писаренко. Примечательно, что каких-либо отзывов о новом оперении покинуто не было, известно только, что Бухгольц улучшений в технике пилотирования самолета не отметил.
В целом самолет оценивался отлично, — как полноценный боевой аппарат.
В последних числах Июля 1930 года к опробованиям Д-2 приступил летчик-испытатель Владимир Иванович Чекарев. Неспециализированный налет его на этом самолете составил 6 часов 48 мин.. 4 августа 1930 года Чекарев взял задание на диагностику управляемости Д-2 па высоте 3000 м. Но первый полет в данный сутки он совместно с наблюдателем Василием Ивановичем Благонадеждиным выполнил на достижение большого потолка самолета. Вооружившись кислородными устройствами, пилоты «забрали» высоту 7170 метров.
После этого по окончании маленького отдыха начали подготовиться ко второму полету. В данный сутки полетами руководил глава 1-й бригады истребительного отдела НИИ ВВС Николай Алексеевич Жемчужин, по его свидетельству, Чекарев, отправляясь во второй полет, сообщил:
— Я его сейчас поломаю как направляться.
Имелось в виду, что летчик испробует самолет на большие перегрузки. Жемчужин в ответ увидел:
— Кинь ерунду делать, это тебе не ВТ (умелый истребитель И-5 — прим. редактора).
Среди свидетелей, замечавших с почвы полет самолета Д-2, пребывали ассистент Главы ЦКБ завода № 39 Д.П.заместитель и Григорович Главы ЦКБ И.М.Артамонов. По их показаниям, по окончании исполнения задания самолет вышел из туч на высоте 1200 м, после этого снизился спиралью до высоты 300 м и снижался на высокой скорости до высоты 100 метров.
Наблюдатели увидели сильную вибрацию хвостового оперения и последующее разрушение правой его половины, за этим разрушилась самолёт и коробка крыльев врезался в почву. Экипаж погиб. Летчик Чекарев и наблюдатель Благонадеждин имели парашюты, но воспользоваться ими опоздали: высота была через чур мелка.
Вибрацию оперения испытатели отмечали и ранее, но важного значения этому не придавалось: считалось, что подъем оперения вверх стал причиной тому, что оно попало в возмущенную территорию от крыла самолета. Резкое пилотирование самолета стало причиной частичному разрушению узлов крепления оперения, а длящиеся вибрации довершили его поломку, что и стало причиной трагедии.
Не обращая внимания на утрату умелого экземпляра Д-2, работы по двухместным истребителям продолжились. В соответствии с требованиями ВВС началась разработка самолета ДИ-2 (время от времени обозначался ИД-БМВVI), предназначенного для разведки и воздушного боя. Первоначально его оружие складывалось из двух синхронных пулеметов; еще два были установлены на турели для зашиты задней полусферы.
Полноразмерный макет был представлен к осмотру 8 октября 1930 года, но самолет все же не был выстроен — на очереди был уже следующий вариант — ДИ-3, с которым связывались определенные надежды.
ЛТХ:
Модификация: Д-2
Размах крыла, м: 11,80
Протяженность, м: 8,20
Высота, м: 3,12
Площадь крыла, м2: 31,80
Масса, кг
-безлюдного самолета: 1557
-обычная взлетная: 2122
Тип двигателя: 1 х ПД «BMW VI»
-мощность, л.с.: 1 х 730
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 254
-на высоте: 275
Крейсерская скорость, км/ч: 231
Практическая дальность, км: 510
Длительность полета, ч: 2
Скороподъемность, м/мин: 455
Практический потолок, м: 6300
Экипаж, чел: 2
Оружие: два 7,62-мм пулемета ПВ-1 синхронных и два на турели.
Умелый двухместный истребитель Д-2. Москва 1929 г.
Д-2. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
М-Хобби. Михаил Маслов. Двухместные истребители.
Андрей Савин. Русский Летный музей. Поликарпов ДИ-2.
D Охотник на вампиров 1985 Vampire hunter D
Увлекательные записи:
- Легкий самолет раф-1.
- Авиационные пулеметы «vickers».
- Авиационный четырехствольный пулемет гшг-7,62 (ткб-621).
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Двухместный истребитель ди-6 (цкб-11).
Разработчик: Кочеригин, Яценко Страна: СССР Первый полет: 1934 г. В середине 20-х годов, в эру расцвета бипланов, ВВС многих государств уделяли заметное…
-
Разработчик: П.Ришар, А.Лавиль Страна: СССР Первый полет: 1933 г. На протяжении летных опробований на Центральном аэропорте Москвы данный самолет заметно…
-
Опытные двухместные истребители ссср. истребитель ди-4
На протяжении летных опробований на Центральном аэропорте Москвы данный самолет заметно выделялся среди других; возможно было поразмыслить, что это…
-
Опытный двухместный истребитель/самолет-разведчик farman f.30a/b. франция
Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за редактирование и вычитку текста. Жившая во Франции чета англичан Фарман…
-
Высотный истребитель миг-11 (и-220 (а)).
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1942 г. Работы по созданию истребителя МиГ-11 в ОКБ-155 начали в июле 1941 года в…
-
Опытный истребитель с двигателем воздушного охлаждения bf 109 x. германия
На сайт АИ уже выкладывалась статья, посвященная истребителям Bf 109 с двигателями воздушного охлаждения. Этот материал, переведенный глубокоуважаемым…