Часть viii. новый моонзунд

      Комментарии к записи Часть viii. новый моонзунд отключены

Часть viii. новый моонзунд

Моонзунд – возможно, одно из немногих отечественных поражений на море, которое возможно назвать славным: минимальными силами Российский флот нанес сопернику более чем значительный урон. Наряду с этим у нас был так и не использованный резерв в виде 1-ой линейной бригады. Я поставил задачу прикинуть, что бы оказалось, если бы ввели в бой всё, что имели (либо практически всё), если бы шатания и разброд в экипажах не достигли бы стихийных масштабов (не смотря на то, что нужно признать, отечественные моряки дрались отчайно и храбро), если бы непременно гениальный адмирал Непенин остался во главе флота (в РИ он был убит революционными матросами).

Сходу говорю: я не морской теоретик и открыто мало осознаю в тактике ведения морского боя, исходя из этого это лишь мои допущения. Помимо этого, основное – мне было нужно загнать линейные корабли в Моонзундский пролив (в северную его часть), где глубины фактически никакие, исходя из этого я по большому счету допускаю, что таковой бой не мог быть в принципе. Так что имеете возможность смело поменять место и день боя.

А многие по большому счету сообщат – полный бред.

К концу лета 1917 года на флоте сложилась непростая обстановка: не обращая внимания на все попытки нового правительства, уровень дисциплины был катастрофически низок. С трудом благодаря действиям и самого адмирала (своим ответом он удалил со работы всех офицеров, каковые согласно точки зрения судовых комитетов притесняли матросов) и грамотной работе революционного комитета Балтфлота (Непенин принимал участие в нескольких совещаниях и смог расположить к себе их участников, помимо этого в состав комитета вошло много нижних чинов и офицеров с первых линейной и крейсерской бригады, каковые еще не потеряли сообщение с настоящим положением вещей), удалось остановить убийства офицеров и вернуть хоть какое-то подобие дисциплины.

Действительно, для этого все лояльные офицеры и нижние чины были переведены на действующую дивизию Балтийского моря. Кстати о том, что воображал из себя флот в то время.

Потому, что основная неприятность стояла кроме того не в слабости флота, а в разложении и некомплекте экипажей, было совершена громадная работа как по ротации личного состава, так и при перебазировании судов.

15 июля была введена новая структура флота, которая без шуток отличалась от прошлой: сейчас он складывался из трех дивизий и двух отдельных руководств.

Дивизия Балтийского моря (Гельсингфорс):

Флагманская несколько: ЛКР «Измаил», КРЛ «Светлана». 1-ая линейная бригада: ЛК «Полтава», «Петропавловск», «Севастополь», «Гангут». Бригада крейсеров: БРКР «Баян», «Рюрик», БПКР «Олег», «Богатырь». 1-ая минная бригада: 4 дивизиона (1 типа «Новик», 5 типа «Гавриил», 3 типа «Изяслав», 8 типа «Орфей»).

Бригада судов обеспечения эскадры: Гидроавиатранспорт «Двина», 3 типа «Финн», 2 дивизиона ТР (12 ед). Бригада МЗ: Волга, Амур, Ладога, Нарова, «Онега».

Дивизия обороны залива (Рижский залив, опорная база Кронштадт):

Отряд артиллерийских судов обороны залива: ЛК «Царевич», «Слава», КЛ «Гиляк», «Бобр», «Хивинец», «Храбрый». 2-ая Минная бригада: 3 дивизиона (7 типа «Украина», 4 типа «Охотник», 4 типа «Наездник»). Гидроавиатранспорт «Орлица», плавбаза гидроавиции «Погоныш». Бригада ПЛ: 4 дивизиона (5 типа «АГ», 2 типа «Ерш», 13 типа «Барс»).

2 дивизиона ТР (10 ед, в т.ч. 4 типа «Сокол»)

Резервная дивизия (Кронштадт, Санкт-Петербург):

Броненосный отряд: «Имп. Павел I», «Андрей Первозванный», БРКР «Российская Федерация», БРКР «Громобой». 3 минная бригада: (7 типа «Инженер-механик Зверев», 7 ЭМ типа «Деятельный», 8 типа «Лейтенант Бураков»).

Отдельный дивизион посыльных судов: яхты «Штандарт», «Полярная звезда», «Александрия», 2 конвоира яхта.

Тральная партия: бывшие ММ 1 типа «Буйный», 1 типа «Прыткий», 1 типа «Грозный», 2 типа «Уссури», 6 типа «Пернов», 2 типа «Казарский», 1 типа «Абрек», 8 типа «Циклон».).

Раздельно действовали учебное и тыловое руководство.

В состав учебного входили Учебно-артиллерийская бригада: ЭБ «Пётр Великий», «Имп. Александр II», «Рында», 2 УС типа «Солдат». Учебный отряд ПЛ (4 типа «Кайман», 1 типа «Минога», 2 типа «Касатка», 3 типа «Белуга»).

Базирование главных сил флота в Финляндии тогда разглядывали не как возможность держать их ближе к главному театру боевых действий, а как обезопасисть их от революционного влияния (не смотря на то, что все институты власти того времени существовали и на данной ВМБ). К осени смогли укомплектовать не более 70% личного состава дивизии, но это были команды, каковые смогут подчиняться собственному долгу (как оказалось в будущем, этот оптимизм был излишним).

Саму оборону Рижского залива осуществлял отряд линейных кораблей (ветхие «Царевич» (в 1917 он начал называться «Гражданин») и «Слава») и КЛ. Помимо этого в данной акватории действовала 2-ая бригада ЭМ (15 угольных ЭМ постройки 1905-1910 г.г.). Практически защиту залива должны были осуществлять все ЛК второй бригады, но оба корабля типа «Андрей Первозванный» потребовали их команды и ремонта (самая надежная часть была переведена на дредноуты) весьма желали принимать участие в жизни страны, им не мешали.

Кроме того – вместе с этими линейными кораблями сбагрили и всех самых активных матросов и унтеров с вторых судов. В принципе теоретически суда имели возможность выйти на помощь, но практически они остались находиться у заводской стены из-за разложения команды. Помимо этого, в обороне залива принимала участие дивизия ПЛ плюс английский дивизион, они снабжали завесу в районе п-ова Тахконс.

Что же касается 3 Резервной дивизии, то боевой ценности она не воображала совсем. 12 000 человек торчали на митингах, приходя на суда лишь переночевать, та же история (за исключением нескольких судов) наблюдалась в учебной бригаде. Примечателен факт, что незадолго до начала германского наступления совет Балтфлота в Крондштате решил послать для агитации в состав дивизии Балтийского моря дивизион из 4 ЭМ типа «Деятельный»; это не удалось сделать, команды в течении семь дней организовывали демонстрации и митинги (наряду с этим ни одного офицера на судах уже не осталось), а 14 октября, в то время, когда выход все таки совершили, два из 4 ЭМ умудрились налететь на боновые ограждения.

Однако обстановка в Рижском заливе развивалась быстро. Почувствовав слабость русской обороны, 11 октября 1917 года, практически сразу после выхода, германская эскадра из 10 линейных кораблей, 1 линейного крейсера, 9 лёгких крейсеров, 68 миноносцев и эсминцев, 6 подводных лодок, 90 тральщиков и другие суда разделилась на отряды. Два линейного корабля, SMS Friedrich der Grosse и SMS Konig Albert, отправились для обстрела полуострова Сворбе.

корабли и Транспорты прикрытия прибыли к утру 12 октября в заданную точку начала операции.

В 4 утра 12 октября 1917 года линейный корабль SMS Bayern и крейсер SMS Emden стали у входа в пролив Соэлозунд чтобы подавить батареи береговой обороны у Тоффри и Памерорта. 7 линейных кораблей должны были обстреливать батареи недалеко от бухты Тага-Лахт.

Из-за спешки линейные корабли шли в первых рядах тральщиков, и при постановке на якорь линейные корабли SMS Bayern и SMS Gro?er Kurfurst подорвались на минах. Но в тот момент это не сказалось на их боеготовности.

В 5 часов 27 мин. линейные корабли SMS Kaiser, SMS Kaiserin, SMS Prinzregent Luitpold начали вести пламя по батарее на мысе Хундсорт, чуть позднее к ним присоединился линейный крейсер SMS Moltke. В то же самое время линейные корабли SMS Markgraf, SMS Kronprinz и SMS Konig начали обстреливать батарею на мысе Ниннаст. Десантные суда при помощи миноносцев направились в бухту. Батареи береговой обороны русских открыли по ним пламя.

Наряду с этим было зафиксировано накрытие SMS Moltke выстрелом из 152-мм орудия с Хундсорта. Но скоро пламя батарей береговой обороны был подавлен. 131-й пехотный полк германского десанта фактически без сопротивления высадился в бухте, и скоро его авангард без боя захватил обе русские батареи вместе с личным составом.

В один момент с высадкой десанта искатели мин во главе с эсминцем SMS T-130 начали разведку фарватера через пролив Соэлозунд под прикрытием линейного корабля SMS Bayern и крейсера SMS Emden. Подошедший близко к батарее Тоффри германский миноносец SMS A-32 был тут же обстрелян. В следствии обстрела он взял пробоину в корме. В ответ по батарее без промедлений открыли огонь SMS Bayern, SMS Emden и несколько миноносцев.

Спустя 10 мин. батарея береговой обороны Тоффри была подавлена. Пролив Соэлозунд был открыт для германских судов.

По окончании обследования Соэлозунда на Кассарский плёс пробрались германский миноносец и 3 тральщика, попавшие в 11:30 под пламя русских дежурных эсминцев «Генерал Кондратенко» (под брейд-вымпелом главы 4-го дивизиона эсминцев) и «Пограничник». Немцы быстро отошли под прикрытие крейсера Emden. Германские эсминцы под прикрытием дымовых огня и завес Emden скоро вышли из узкостей и нападали «Угрожающий» на растоянию от 65 до 40 кабельтовых: против 4-х орудий канонерской лодки они имели 15.

Отступая, русские суда, к каким присоединился эсминец «Украина», вели пламя лишь из кормовых орудий. Не обращая внимания на нередкую перемену направлений, «Угрожающий» на 52-й минуте боя взял первое попадание 105-мм боеприпасом, а позже ещё два. Однако коммодор Гейнрих отвёл собственные суда с Кассарского плёса и запросил подкреплений.

13 октября — артиллерийская дуэль из корабельных орудий у западного входа в Соэлозунд.

14 октября линкор SMS Kaiser серьёзно повредил ЭМ «Гром» из состава только что подошедшего дивизиона. В Соэлозунде германский флот утратил 4 эсминца, один из которых сел на мель, а три вторых вышли из строя, коснувшись винтами грунта. Русский корабль Победитель» третьим залпом накрыл германский эсминец «G-103» из состава южной группы. Последний перестал работать, взяв повреждения в кормовой части.

Скоро в бой вступили «Храбрый» и «Гром», на которых соперник сосредоточил пламя с дистанции не более 40 кабельтовых. В «Гром» начались попадания, привёдшие к пожару на рострах и повреждения орудий, по окончании чего эсминец затонул. Оставшиеся турбинные ЭМ под флагом главы Минной дивизии (на «Новике») Г. К. Старка отошли к Моонзунду, где ограничились обстрелом соперника с предельных расстояний. Гейнрих, со своей стороны, отошёл в Соэлозунд, оставив в Малом Зунде миноносцы Розенберга.

В Ирбенском проливе батарея Цереля (южная оконечность Сааремаа) открыла огонь по германским тральщикам, где отряд адмирала Альберта Гопмана начал подготовку к прорыву в залив основных сил собственного флота. Имея всего три крейсера с 150-мм орудиями, Гопман не имел возможности устоять против тяжёлой батареи. Тогда ему на помощь прибыли 3 дредноута, каковые вступили в бой с батареей Цереля, отвечавшей из двух орудий (против 30 германских).

15 октября — германский эсминец «В-98» подорвался на мине, взрывом ему оторвало 13 метров носовой оконечности. Пробуя обойти заграждение, «В-110» и «В-112» выскочили на мель, наряду с этим последний взял такие серьёзные повреждения, что перестал работать. В Ирбенском проливе русскую батарею обстреляли два дредноута, но большая часть их снарядов ложились на дистанции 1000 метров от орудий.

Начальник батареи лейтенант Бартенев в ответ произвёл пара залпов, но судьбу Цереля решило приближение германских армий с суши. Большая часть личного состава батареи кинули орудия, подорвать их не удалось.

16 октября случился морской бой в проливе Моонзунд. Германские тральщики завершили расчистку фарватера в Рижском заливе, куда вошли линейные корабли SMS Kronprinz и SMS Konig, легкие крейсера SMS Kolberg (адмирал Альберт Гопман), Augsburg, Stra?burg в охранении двух полу-флотилий эсминцев. Противоминную оборону дредноутов снабжали 16 тральщиков 2-й флотилии искателей мин, 2 прорывателя минных плавбазы и заграждений (матки) тральщиков с катерами-тральщиками на борту.

Руководил прорывом адмирал Бенке (флаг на SMS Konig), взявший подробную данные о минных заграждениях у южного входа в Моонзунд. Сутки завершился перегрупировкой русской эскадры.

Схема военных действий 12-16 октября.

Но 17 октября стал переломным. Русские суда открыли интенсивную стрельбу по тральщикам, от которой они временами прятались за стеной всплесков. Дабы укрыться от огня русской корабельной артиллерии, германские суда ставили дымовые завесы. Германские дредноуты, следуя за тральщиками, перешли на восточный фарватер и практически сразу после полудня SMS Konig открыл огонь по «Славе», а SMS Kronprinz — по «Гражданину» (бывший «Царевич»).

На протяжении боя у броненосца «Слава» из-за неисправности шестерней подачи вышли из строя орудия носовой башни главного калибра (башней руководил лейтенант Григорий Карпенко), и капитан корабля, капитан I ранга Антонов, решил развернуть корабль кормой вперёд, дабы ввести в бой орудия кормовой башни главного калибра. В 12:25 броненосец «Слава» взял три попадания ниже ватерлинии и принял в себя 1130 тысячь киллограм забортной воды, осадка увеличилась, показался крен на левый борт.

Каперанг Антонов приказал открыть кингстоны и затопить коридоры правого борта, в следствии чего крен уменьшился, но осадка корабля увеличилась ещё больше. Из-за важных повреждений «Слава» купила громадную осадку, затрудняла её проход фарватером Моонзунда; а спастельная операция в данных условия была неосуществима, в итоге корабль было нужно взорвать.

Взорванный броненосец «Слава», лежащий на грунте.

Германские линейные корабли вели пламя по русскому ЛК, но в 12:48 SMS Konig взял первое попадание крупнокалиберного боеприпаса, за ним еще два отхватил SMS Kronprinz. Это-наконец то вступили в собственный первый и, как выяснилось, в последний бой с однотипными судами балтийские дредноуты.

О возможности прорыва немцев в Рижский залив адмирал Непенин получил данные еще 28 сентября. 1 октября был собран экстренный совет Центробалта. Вместо повестки дня, на котором потребовали передачи всей власти рекомендациям, комиссар Дыбенко объявил, что в таковой случае защищать будет нечего и тем, кто не осознаёт ситуацию с нападением на революционную Россию, место у стены; Конечно, его поддержал глава дивизии обороны Рижского залива адмирал Бахирев.

Обрисованные выше события были плодом совместной работы этих двух совсем различных людей, но появляется вопрос: отчего же основные силы флота пришли лишь через 5 дней по окончании начала активной фазы операции?

Все дело в том, что существовала возможность, что битвы в Рижском заливе – лишь отвлекающий маневр, а главный удар будет нанесен конкретно по Петрограду с форсированием ЦМП, лишь по окончании получении о громадном количестве германских линкоров в Рижском заливе отмели все сомнения. Но и в этом случае идти на пролом с 4 ЛК и линейным крейсером, против 10 линейных кораблей и ЛКР было угрожает (Непенин не знал о повреждениях SMS Bayern и SMS Gro?er Kurfurst до 13 октября).

Выход начали готовить утром 14 октября, но тут была загвоздка – ввод в бой главных сил был неосуществим без одобрения из Петрограда, помимо этого собственный одобрение должен был посоветовать дивизии, но тогда терялся сам суть внезапности. Тогда была выработана следующая тактика: утром линейная и флагманская группы в сопровождении 2 дивизионов «Орфеев» вышли в море, как было заявлено, «для отработки маневрирования бригад» (это не потребовало согласование со штабом флота и Центробалтом), уже в 16.30 суда возвратились, правда германская агентура не придала значения отсутствия одного дивизиона (они ушли к Моонзунду). Следующий выход был назначен вечером 16 октября для учений по отражению минных атак ночью в связи с ожидаемым прорывом германского флота, ближе к вечеру в море кроме этого вышли гидроавиатранспорт «Двина», МЗ «Амур» в сопровождении дивизиона ЭМ «Финн», при том был вброс, что суда идут для обновления заграждения.

1-ая линейная бригада Балтфлота возвращается на базу 14 октября 1917 г.

В 20 часов начался выход громадных судов (1 линейная бригада, крейсера «Баян» и «Рюрик», флагманская группа из ЛКР «Измаил» и КРЛ «Светлана», 2 дивизионов «Новиков»): громадная игра началась. Агентура, которой на базе было немерено, сказала о выходе судов, но потому, что в Берлине были в полной уверенности в возвращении судов по окончании учений, как это было днем ранее, командующий германским соединением не был поставлен в известность. На базе остались лишь крейсера типа «Богатырь» и один дивизион ЭМ, а основные силы русского флота начали переход к Рижскому заливу, к утру нагнав отряд из «Амура» и «Двины».

Возвратимся в 12 часов дня 17 октября. Боеприпасы линейных кораблей ложились достаточно совершенно верно (корректировщики с «Двины» делали собственный дело) при том немцы кроме того не видели откуда ведется пламя, (германские линейные корабли пребывали у входа в расстояние и пролив между судами составляло 27 км) к часу дня оба немца имели уже по 6 попаданий (на Konig был сильный пожар), один боеприпас взял и крейсер Augsburg, адмирал Бенке начал отход, в один момент с юга начали подтягиваться 4-я эскадра линейных кораблей SMS Friedrich der Grosse (адмирал Вильгельм Сушон), SMS Konig Albert, SMS Kaiserin, SMS Kaiser к ним присоединился ЛКР SMS Moltke под флагом адмирала Эрхардта Шмидта, флагман получил данные о том что русские суда не возвратились на базу лишь в 10 утра и верно расудив что русские ЛК смогут попытаться высвободить Рижский залив выдвинулся на встречу. Поредевшая 3 эскадра и не прошедший бункеровку SMS Prinzregent Luitpold (SMS Bayern ушел на кануне в Киль), флотилии и 2 крейсера ЭМ осталась в у пролива Соэла.

Соотношение сил на 17 октября

Тип Германия Российская Федерация
ЛК и ЛКР 10 6
КР 9 3
ЭМ и миноносцы 63 31
Другие боевые суда 96 37

Стоит остановиться на гидрографических условиях в проливе, дноуглубительные работы начались еще в 1906 году, в то время, когда был совершён так называемый Моонзундский канал глубиной в 10 метров и шириной 250-500 м, с началом войны начались работы по повышению глубины до 15 метров, но они были не окончены, оставался 8 мильный участок между островом и материком Мууху. Помимо этого на протяжении работ по углублению в районе Касарского плеса была совершена подготовка так называемой маневровой позиции, в которой была возможность совершить перестроение больших судов. В будущем Непенину ставили в вину сам заход ЛК в пролив где не было возможность маневрирования, но именно это решение принесло хорошие результаты.

В 13:14 состоялся огневой контакт между судами, но сейчас немцы видели соперника, не смотря на то, что расстояние между эскадрами составляло 22 км. На таком расстоянии продолжительное время не могли достигнуть попаданий (корректировщики с Двины исчерпали запас горючего), но в 13: 27 русским улыбнулась успех они смогли тремя попаданиями привести к пожару на германском флагмане. Возмездие наступило скоро два 305 мм боеприпаса с SMS Konig Albert попали в «Петропавловск» выведя из строя 3 башню и адмирал Непенин зная о не сильный защищенности собственных судов отдал приказ на повышении расстояния, что бы реализовать преимущество в дальности стрельбы, суда развернули на север, тем более что эскадра входила в зону где фарватер еще больше ограничивал и без того небольшой простор для маневра.

Русские линейные корабли ведут пламя по сопернику 17 октября, 1917 г.

Но тут очень сильно не повезло «Полтаве», идущей концевой. В течении 5 мин. он умудрился принять на себя 9 снарядов, из которых 6 пробили броню. В следствии было выведено из строя носовое котельное отделение, центральный артиллерийский пост, в боевой рубке начался сильный пожар, помимо этого один боеприпас вывел из строя кормовую башню.

Линейный корабль выкатился из начал и строя терять скорость, следующий залп стёр с лица земли носовое отделение с динамомашиной. Опять досталось и «Петропавловску» что следовал в первых рядах – один боеприпас повредил кормовые казематы ПМА с правого борта. Оставшиеся линейные корабли повернулись, дабы прикрыть поврежденные суда, наряду с этим «Измаил» попал в SMS Moltke.

Неприятность с повреждениями усугублялась паникой среди нижних чинов («Полтава» считалась самым ненадежным в плане дисциплины кораблем бригады), сходу организовать тушение пожаров не удалось и скоро корабль всецело утратил движение; помимо этого, при затоплении линейный корабль просто не имел возможность выйти из пролива. В итоге «Петропавловску» было нужно забрать еще горевший систершип на буксир, и оба линейного корабля под эскортом дивизиона «Орфеев» отправились в Петроград.

По пути они два раза сели на мель, но их получалось с нее снимать. Но, к 13:49 бой сам собой затих; германская эскадра, которая взяла большие повреждения, уходила из пролива; помимо этого, SMS Konig Albert имел небольшой запас горючего и перед сражением он должн был отправиться на бункеровку на рейд Путцигер-Вик. Попытка германских ЭМ выйти в наступление на русскую эскадру была пресечена русскими крейсерами, каковые конкретно в сражении не принимали участие, наряду с этим «Баян» послал на дно SMS B-111.

Схема боя 17 октября

19 октября немцы овладели островом Моон (Муху), но скоро их позиции были обстреляны оставшимися у Рижского залива русскими броненосными крейсерами (3 оставшиеся ЛК утром 18 октября ушли в Финляндию).

Остров Даго (Хииумаа) держался продолжительнее всех, совсем его захватили лишь 26 октября, уже по окончании октябрьского переворота, в то время, когда ушли силы флота, предварительно сняв с островов оставшиеся гарнизоны. Не последнюю роль в отсрочке захвата острова стало потопление транспорта «Ортенау» торпедоносцами с авиаматки «Погоныш».

Так, к 1 ноября германская армия заняли целый Моонзундский архипелаг. Но это стоило им 10 потопленных повреждения и кораблей еще большего количества, в частности линейный крейсер и 4 линейного корабля ушли на ремонт (не считая поврежденных в бою при Моонзунде при отходе SMS Konig Albert взял две торпеды с ПЛ «Вепрь»), при том SMS Konig из ремонта уже не вышел.

Одновременно с этим русский флот утратил лишь два корабля потопленными (ЭБ «Слава» и ЭМ «Гром» из состава того самого дивизиона, что не возвратился на протяжении первого выхода судов на учения) и последовательность поврежденными, самые громадные повреждения взяли ЛК «Полтава» и «Петропавловск». Первый был отремонтирован из-за бардака лишь в июне 1919, с «Полтавой» все выяснилось сложнее, но об этом позднее.

Многие историки до сих пор не знают, как численно уступавшая русская эскадра смогла выдержать бой с германским флотом, при том не имея возможности вольно маневрировать.

Оставшиеся ЛК вместе с БРКР типа «Рюрик» составили отдельную линейную бригаду и до 25 ноября совершили еще два похода к Рижскому заливу для обстрела германских позиций. Урон был маленьким, но германская армия по окончании них опасались функционировать вблизи побережья, что помогало оставшимся боеспособным частям оказывать сопротивление и в итоге остановить наступление. Что касается германского флота, то он потерял собственные наступательные возможности и практически год не проводил больших операций, ну а в Балтийское море линейные силы больше не заглядывали.

Кстати, данный же бой не разрешил развить наступление немцев в Финляндии: до тех пор пока в том месте находились русские суда, немцы не совались к нашей военно-морской базе, и лишь по окончании перемирия с Северным руководством и под давлением из Петрограда в апреле 1918 они ушли в Кронштадт, но уже под руководством другого адмирала.

Моонзунд 2014/Moonzund 2014

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: