Мы наш, мы новый, флот построим… часть xiii. переделанные защитники амура

      Комментарии к записи Мы наш, мы новый, флот построим… часть xiii. переделанные защитники амура отключены

Глубокоуважаемые сотрудники, выложенная статья будет, пожалуй, самой необычной. Во-первых, она идет под очень забавным №13. И я как бы заблаговременно махнул на неё рукой – «все равно ничего хорошего не окажется».

Во-вторых, я собрал ко мне исправленные материалы двух прошлых статей.

Мне хотелось закончить «Амурскую эпопею» как раздел «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим» и выложить мониторы. Но тут я напал на очень занимательную данные – и в следствии статья про амурские мониторы выросла до полноценной, к тому же очень широкой статьи. Было нужно дробить.

Но оно этого стоило :))))))))))) Так что до тех пор пока наслаждайтесь переработками, а скоро выйдет статья и про амурские мониторы. Особенная признательность глубокоуважаемому коллеге Barb, давшему совет мне «порезать осетра» в материале «Речные линейные корабли» и практически предоставившему мне для этого ТТХ. Хочу приятного чтения.

События 1900 года, случившиеся в Китае (восстание ихэтуаней) и на Амуре, изрядно напугали дальневосточные власти. Участие России в событиях в подавление и Китай восстания настойчиво попросили напряжения сил всех трех округов Дальнего Востока – Иркутского, Приамурского и Квантунского.

Из ежедневника Николая II:

«был В.Л. (личность точно установить не удалось), сказал ужасные вещи. Если бы восстание китайских бунтовщиков было лучше организовано, а китайские армии оказали бы им более деятельную помощь, то мы точно, утратили Маньчжурию, а вероятно и Владивосток. Нереально допустить подобное».

Путешествующий в 1901 году по Транссибу обозреватель газеты «Русский патриот» А.С. Бородаев писал:

«везде воинские эшелоны, пехота, казаки, платформы с артиллерийскими орудиями. В Иркутске лицезрел блиндированный поезд. Ужасное зрелище. В Харбине офицеров больше, чем в Санкт-Петербурге. Кругом войска. Везде беседы, что Российская Федерация готовится к войне.

Но кто соперник? Мнения самые противоречивые. Кто именует Японию, кто Китай. В Японию я не верю, через чур не сильный и удалена от материковых дел. А вот Китай, в полной мере вероятно. Отомстить за мучеников КВЖД, а заодно ущемить британцев в Китае, было бы очень полезно.

В Японии и Китае паника. Многие китайцы бегут с Дальнего Востока. Японцы до тех пор пока остаются, но везде чувствуется напряжение».

Обозреватель «Русского патриота» не лгал. Российская Федерация без шуток усиливалась на Дальнем Востоке. А также усиление коснулось и Амурской флотилии.

Морское ведомство действительно планировало «запереть Амур, на надежный замок и не допустить событий 1900 года».

Второй проблемой стал Владивосток. В связи с переходом флота в Порт-Артур, Владивостокскому порту безотлагательно требовалось усиление. Морское управление посчитало, что хорошим выходом из создавшегося положения станет плавбатарея, талантливая усилить оборону Владивостока, и пара более легких судов.

В качестве прототипа решено было применять крейсер II ранга «Каприз». Но размещение орудий на плавбатарее не устроило адмиралов. В следствии проект основательно переработали.

Сейчас два 203-мм орудия размешались в носовой и кормовой части корабля, а два в центре, на миделе, в открытых спонсонах.

Строительство плавбатареи поручили Владивостокскому судостроительному и судоремонтному заводу Морского ведомства. Летом 1903 года плавбатарея, названная в честь храбреца Севастопольской обороны, капитана I ранга В.Н. Сазонова – «Капитан Сазонов», вошла в строй.

Мы наш, мы новый, флот построим… часть xiii. переделанные защитники амура

Плавбатарея «Капитан Сазонов»

Водоизмещение – 2720 тысячь киллограм. Размерения – 88,0?12,5?4,2 м. СУ – 2ПМ, 6ПК. Мощность – 3800 л.с. Скорость – 15,7 узлов. Дальность хода – 2200 миль на 9 узлах.

Запас горючего – 200 тысячь киллограм. Бронирование: Пояс – 75–51 мм, палуба – 25–35 мм, щиты орудий ГК – 40 мм, казематы — 40 мм., рубка – 60 мм. Оружие: 4?1?203/45-мм, 4?1?87/50-мм, 4?1?47-мм, 2?457-мм ТА.

Погибла плавбатарея «Капитан Сазонов», вместе с крейсером II ранга «Лиман», весной 1905 года, при вторжении японцев на Сахалин (см. статью «Мы отечественный, мы новый, флот выстроим Часть XII. Речные линейные корабли»).

Посчитав, во что обошлось строительство двух крейсеров II ранга «Затон» и «Лиман», управление русского флота прослезилось. Исходя из этого денежки, выделенные на постройку двух следующих крейсеров, было решено израсходовать на что-то более недорогое и практичное. В случае если «Затон» и «Лиман» предназначались в первую очередь для Татарского устья пролива и охраны Амура, то последующие суда должны были конкретно защищать Амур от вторжения китайских орд впредь до Хабаровска.

Исходя из возможности маневрирования и условий плавания на Амуре, решено было уменьшить суда. 203-мм орудия сочли избыточными. Водоизмещение уменьшили более чем в 1,5 раза. Результатом явился проект малого ББО – «Хинган».

Всего было выстроено 4 единицы – «Хинган», «Гилюй», «Анюй», «Горин».

Мониторы «Хинган», «Гилюй», «Горин» и «Анюй»

Водоизмещение – 2250 тысячь киллограм. Размерения – 82,5?18,0?2,2 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 2800 л.с. Скорость – 14,7 узлов. Дальность хода – 1240 миль на 9 узлах. Запас горючего – 180 тысячь киллограм.

Бронирование: Пояс – 100–75 мм, палуба – 25 мм, башни ГК – 75/35 мм, щиты орудий СК – 25 мм, рубка – 60 мм. Оружие: 2?2?152/45-мм, 6?1?87/50-мм, 4?1?7,62-мм пулемета.

Все суда были названы в честь притоков Амура. Строили их вразнобой, основное – поскорее. Так головной «Хинган» и «Анюй» выстроили на Амурской судостроительной верфи Морского ведомства в Хабаровске. «Горин» строила личная русско-американская судостроительная верфь во Владивостоке. А «Гилюй» выстроила личная верфь в Благовещенске.

Ни русско-американская верфь, ни верфь в Благовещенске не имели опыта строительства аналогичных судов, и исходя из этого на них отправляли нескольких перспективных выпускников корпуса корабельных корпуса и инженеров корабельных механиков. Они-то и были самым громадным долгостроем и были введены в состав флота уже по окончании окончания войны, в 1905 году. «Хинган» и «Анюй» ввели в строй летом 1903 года. Но, в особенности повоевать им не было нужно.

Их главной задачей стало конвоирование по Амуру караванов барж с армейскими грузами. «Хинган» два раза принимал участие в минных постановках в устье Амура. «Анюю» как-то довелось обстрелять то ли японских рыбаков, то ли браконьеров, то ли японских разведчиков. Справедливости для необходимо подчеркнуть, что при первых же выстрелах японцы быстро убрались прочь.

Перед ПМВ все суда прошли модернизацию, взяв новые и радиотелеграфные станции 4?1?127/50-мм орудия. Помимо этого, на них установили новые 37-мм автоматические пушки и по две 63,5-мм зенитных пушки конструкции Барановского. Громаднейшие утраты малые ББО взяли на протяжении революции.

Так, в начале июле 1917 года на «Анюе» приключился грандиозный пожар, обстоятельство которого так и не была узнана. «Горин» летом 1917 года налетел на каменный бар и без того повредил себе днище, что был не ремонтопригоден. «Смелая» команда «Горина» сняла с него все, что возможно, другое стёрла с лица земли либо повредила, да и подалась к партизанам. «Хинган» достался белогвардейцам, каковые угнали корабль прямиком в Китай. Судьба «Хингана» малоизвестна. А вот «Гилюю» повезло больше.

По окончании гражданской войны его переименовали в «Блюхер» в честь храбреца Гражданской войны на Дальнем Востоке. Продолжительное время «Блюхер» был флагманом Амурской пограничной флотилии. В октябре-ноябре 1929 года принимал участие в советско-китайском вооруженном конфликте. Во второй половине 30-ых годов XX века «Блюхеру» снова вернули фактически прошлое имя, он стал «Красным Гилюем». Такое имя сочли политически нейтральным. Перед самой войной «Красный Гилюй» прошел основательную модернизацию.

На нем установили дизели. Скорость увеличили до 17 узлов. Были установлены зенитные автоматы и новые орудия, РЛС, и противолодочное оборудование. За всю войну «Красный Гилюй» ни разу не пострадал. Но летом 1946 года, в Татарском проливе, он подорвался на советской мине, выставленной против японцев еще в годы войны.

К счастью, корабль хоть и очень сильно пострадал, но все же остался на плаву а также сумел дотянуть до мели. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века «Красный Гилюй» сняли с мели и послали на ремонт во Владивосток. По окончании ремонта «Красный Гилюй» продолжительное время служил в качестве учебного корабля, пока во второй половине 70-ых годов двадцатого века его совсем не вывели из состава флота.

Как неизменно, ожидаю Ваших замечаний, уточнений, дополнений и комментариев

Продолжение по мониторам в обязательном порядке направляться

Таймень

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: