Мы наш, мы новый, флот построим… часть xii. речные линкоры

      Комментарии к записи Мы наш, мы новый, флот построим… часть xii. речные линкоры отключены

Данный материал показался с подачи глубокоуважаемого коллеги Wasa, за что я ему очень благодарен, и книге И.И. Черникова «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России», Судостроение, СПб, 2007 г.

В мае 1900 года в Китае разразилось известное восстание Ихэ-Цюаней (ихэтуаней), либо «боксерское восстание». Был осажден посольский квартал либо сеттльмент в Пекине. 21 июня 1900 года императорское правительство Китая поддержало ихэтуаней и объявило войну зарубежным державам, пробовавшим деблокировать посольский квартал.

В связи с тем, что Российская Федерация решила поддержать коалицию против Китая, быстро ухудшилась обстановка в Маньчжурии. В случае если нападения хунхузов до 1900 года на КВЖД и русских подданных были редкими, то по окончании 1900 года они приняли массовый темперамент. Бессчётные шайки хунхузов взяли идеологическое обоснование и помощь со стороны ихэтуаней.

Сейчас русских резали под лозунгом «Белые сатаны, вон из Китая!». На помощь ихэтуаням в Маньчжурии императрица Цы Си отправила войска. За 14 дней с 15 по 28 июля ихэтуанями и китайскими армиями был осажден Харбин. детей и Женщин эвакуировали по Сунгари в Хабаровск. ЖД служащие, не успевшие уйти в Харбин, были схвачены китайскими военными и повстанцами и казнены по окончании ожесточённых пыток.

26 июня (8 июля) 1900 года последовало Высочайшее повеление о вступлении русских армий в Маньчжурию. Но было уже поздно: 2 (14) июля китайские армии начали обстрел Благовещенска. Китайцы перехватывали русские пароходы с беженцами, плывущие по Амуру. Положение было тяжелым. Лишь полный контроль над Амуром имел возможность обеспечить безопасность русской границы на Дальнем Востоке.

Положение спасли безотлагательно переброшенные крейсера III ранга «Минотавр», «Сивуч», «Цербер» и «Маньчжур».

1 (12) августа 1900 года армиями коалиции государств-членов Евросоюза и США был забран Пекин. Восстание было подавлено. Утраты России из-за войны на Дальнем Востоке составили более чем 100 млн. руб., большинство которых пришлась на утраты КВЖД и ЮМЖД – более чем 70 млн. руб. Маньчжурия была оккупирована русскими армиями.

Но еще в течении года на территории Маньчжурии действовали большие китайские воинские подразделения, многочисленные отряды хунхузов и повстанцев, отказавшихся подчиниться центральной власти в Пекине.

В октябре 1900 года командующий армиями Приамурского военного округа, генерал пехоты Н.И. Гродеков подал Николаю II докладную записку, в которой внес предложение «для обеспечения безопасности и наведения порядка на реках Амур и Уссури купить особые суда с сильной артиллерией»; кроме этого в записке он очень отметил действия русских крейсеров «Цербер» и «Минотавр»». Резолюция императора Николая II гласила: «Что предполагается сделать?

Пора увеличивать Амурскую флотилию».

Высочайшая резолюция сделала свое. Старые шестеренки бюрократической автомобили России скрипнули и провернулись. Уже в последних числах Октября было созвано экстренное заседание МТК по выработке концепции «судов особенной постройки» для Амура. Без промедлений перетряхивались пыльные архивы, извлекали каждые, кроме того самые фантастические проекты, впредь до древесных артиллерийских плотов.

Из какого именно пыльного шкафа выпал схематический чертеж с некоторыми параметрами будущего корабля, считается тайной до сих пор. На рисунке лишь стояла дата – 1897 год, да имя – В. Гросс. Поиски загадочного В. Гросса результатов не дали.

Ни среди выпускников Морского корпуса, ни среди Корпуса корабельных инженеров, ни кроме того среди Корпуса корабельных механиков его имя не значилось. Кто он был? Да всевышний весть. Мало ли имен необычных русских самоучек так и остались малоизвестными для истории. Однако, задумка малоизвестного В. Гросса до печенок впечатлила русский адмиралитет.

Седые адмиралы лишь восхищенно крякали да восклицали: «Эк-к-ка мощно задумано».

Чертежик воображал собой мелкосидящую канонерскую лодку водоизмещением 4 тыс. тысячь киллограм, с оружием, складывающимся из 4-х 203-мм орудий, расположенных в 2 башнях, и шести 120-мм орудий противоминной артиллерии. КЛ имела очень развитое бронирование. Назначение данных судов — плавание в его фарватерах и низовьях Амура, но их мореходность давала возможность выхода в Татарский пролив в любую погоду, а прочность корпуса — исходя из возможности плавания на протяжении ледохода.

Для плавания по обоим фарватерам Татарского пролива и, при благоприятных событиях, по Амуру до Сунгари, осадка ограничивалась 3,2 м, что снабжало возможность прохождения КЛ впредь до Хабаровска. Отношение длины к ширине выбиралось, исходя из условия обеспечения высокой маневренности, и скорости хода от 12 до 15 уз и составляло 1:4. Не считая личного состава, жилые помещения разрешали разместить, на 2– дней, роту десанта.

Адмиральское желание простиралось аж на постройку 10 канонерских лодок. Желание было, но возможностей не выяснилось, тем более что практически все средства ушли на постройку серии крейсеров III ранга типа «Цербер» и «Минотавр». Было нужно ограничиться двумя судами. Многие фирмы хотели поучаствовать в конкурсе, но заказ в приказном порядке был передан на Амурскую судостроительную верфь Морского ведомства в Хабаровске.

В том месте же по чертежам Железного завода изготовили башни. машины и Котлы изготовил Иркутский паровозостроительный завод, орудия поставил Обуховский завод. Но, не обращая внимания на срочность заказа, строительство Амурских крейсеров затянулось до 1902 года.

В начале 1903 года крейсера II ранга «Лиман» и «Затон» вышли на опробования. Заявленной скорости в 15 узлов достигнуть не удалось, большая скорость составила 14,7 узла. При эксплуатации же она, в большинстве случаев, не превышала 14,5 узлов.

Мы наш, мы новый, флот построим… часть xii. речные линкоры

Крейсера II ранга «Лиман» и «Затон»

Водоизмещение – 3800 тысячь киллограм. Размерения – 88,8?20,0?3,2 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 4400 л.с. Скорость – 14,5 узлов. Дальность хода – 2200 миль на 9 узлах. Запас горючего – 290 тысячь киллограм. Бронирование: Пояс – 100–75 мм, палуба – 37 мм, башни ГК – 102/40 мм, щиты орудий СК – 35 мм, рубка – 75 мм.

Оружие: 2?2?203/45-мм, 6?1?120/45-мм, 4?1?7,62-мм пулемета.

В начале военных действий оба крейсера пребывали в Николаевске-на-Амуре и осуществляли контроль Татарский Пролив. По окончании нападения Японии «Затон» остался в Николаевске-на-Амуре.

Опасаясь нападения на Сахалин, Морское управление послало в порт Корсаков целую эскадру в составе: 9 вооруженных парусно-паровых кунгасов, охранных крейсеров «Усть-Камчатск», «Тунгус», «Василий Поярков», «Григорий Шелихов», миноносцев «Ответственный», «Выносливый», «Плывущий», «Упрямый», военного вооруженного транспорта «Витим» и плавбатареи «Капитан Сазонов». Возглавлял всю эту разношерстную компанию крейсер II ранга «Лиман».

Прибыли в Корсаков они очень своевременно. Именно незадолго до два японских крейсера обстреляли пост Корсаков. Через три дня японцы решили повторить успех и снова обстрелять Корсаков. От полного разгрома японские крейсера спасла только противоминная артиллерия и скорость.

Более на Сахалин японцы малыми силами соваться не посмели.

Одним из серьёзных итогов Сахалинской эпопеи стало упрочнение острова. Под конвоем «Лимана» на остров были переброшены два батальона Николаевского крепостного пехотного полка. Батарея 76,2-мм орудий, 16 пулеметов. Потом был доставлен еще один пехотный батальон Заамурской дивизии, две казачьи много, две 122-мм гаубицы и восемь 63,5-мм скорострельных орудий Барановского.

Одним из ответственных моментов стало наличие на «Лимане» радиотелеграфной станции дальностью в 250 миль. Что разрешило связываться с Владивостоком и координировать действия.

Весной 1904 года минный транспорт «Грохот» и минозаградитель «Раскат» под конвоем крейсера «Лиман» и двух миноносцев выставили в бухте Лососей 422 мины.

Летом крейсер «Лиман» помог американскому пароходу «Элоиза» проскочить в Корсаков. «Элоиза» доставила запасы угля для маленькой сахалинской эскадры. Через месяц «Лиман» конвоировал из Владивостока германский пароход «Хильден» с грузом снарядов и двенадцатью 47-мм орудиями для Сахалина.

Весной 1905 года японское правительство от отчаяния, дабы иметь хоть какой-нибудь козырь на переговорах с Россией, дало согласие с предложением генерала Нагаока Гайси о вторжении на Сахалин. Для вторжения была выделена 18-дивизия генерала Иядзучи. Для переправы на Сахалин ей было выделено более чем сорока вспомогательных крейсеров и военных транспортов.

Боевое охранение складывалось из 2-х броненосцев, 2-х броненосных крейсеров, 5-ти бронепалубных крейсеров и 4-х канонерских лодок, под руководством адмирала Того-младшего.

Русское руководство знало о вторжении, но занятое блокировкой Кореи, не сходу смогло выделить достаточное количество сил, исходя из этого первую высадку сахалинцам было нужно отражать самим. В первоначальный сутки японцы только проводили разведку боем, но на следующий день обрушили град снарядов на «Лиман» и плавбатарею «Капитан Сазонов». Помимо этого, они подавили артиллерию береговых упрочнений Корсакова.

Пребывав в безнадёжном положении, русские моряки были вынуждены затопить собственные суда. Перед взрывом с них сняли все, что возможно, в особенности аккуратно демонтировали радиотелеграфную стацию, сняли замки с 203-мм орудий.

Японцы свободно высадились на берег. Но, их успех была скоротечной. Когда на горизонте показались дымы русской эскадры, японцы тут же удрали.

А собравшиеся с силами сахалинцы отбросили высадившихся японских вояк обратно.

Взорванный «Лиман» поднимать не стали, тем более что судоходству он особенно не мешал.

Его систершип «Затон» тихо пережил войну, защищая устье Амура. Японцы так и не решились в том направлении сунуться. Единственным боевым эпизодом «Затона» стала перестрелка с японским бронепалубным крейсером, к счастью, окончившаяся для обеих сторон ничем.

Никаких повреждений они друг другу так и не нанесли.

Перед ПМВ на «Затоне» 120-мм орудия заменили на 127-мм и установили новую более замечательную радиостанцию. По окончании гражданской войны крейсер переименовали в «Амурский пролетарий». В конце 30-х годов «Амурского пролетария» перевели во Владивосток, где было издано постановление о переделки его в зенитную плавбатарею.

На корабле установили две башни со 102-мм универсальными орудиями и еще 4 одиночных орудия. Так же плавбатарея взяла 16 зенитных 37-мм. автоматов. «Амурский пролетарий» с честью защищал небо Владивостока, стёрши с лица земли два японских бомбардировщика и один истребитель.

По окончании войны «Амурского пролетария» переименовали в «Ирбит» и пара раз модернизировали. Собственную работу «Ирбит» закончил уже в конце 70-х годов, в качестве мишени при опробовании новых противокорабельных ракет.

Как неизменно, ожидаю Ваших замечаний, комментариев, уточнений и дополнений.

С уважением Андрей Толстой

Машины смерти. Война на море. Линкоры, эсминцы, подлодки. Развитие военного флота 23.03.2017

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: